Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цикл пересчета

Или

Или

.

Транспортные издержки для этого плана:

(усл. ден. ед.)

Найдем начальный опорный план методом минимального элемента. Будем распределять груз, начиная с загрузки клетки с минимальным значением тарифа. При этом в клетку записывается максимально возможное значение поставки. Затем из рассмотрения исключают строку, соответствующую поставщику, запасы которого полностью израсходованы, или столбец, соответствующий потребителю, спрос которого полностью удовлетворен. После этого из оставшихся клеток таблицы снова выбирают клетку с наименьшим тарифом. Процесс распределения заканчивается, когда все запасы поставщиков исчерпаны, а спрос потребителей полностью удовлетворен.

Итак, просматривая распределительную таблицу, замечаем, что наименьшие затраты на перевозку топлива соответствуют маршруту из хранилища потребителю , поэтому заполним любую клетку столбца , например клетку () и . Таким образом, потребности в топливе потребителя удовлетворены и пятый столбец из рассмотрения исключается (вычеркивается), а в хранилище осталось т топлива. Просматриваем оставшиеся клетки таблицы. Наименьшие тарифы имеют клетки () и (): . Заполняем любую из этих клеток, например клетку () и . Столбец вычеркиваем, а в хранилище при этом останется т топлива. Просматриваем оставшиеся клетки таблицы. Наименьший тариф имеет клетка (). Загрузим ее: и вычеркиваем столбец , а в хранилище осталось т топлива. Просматриваем оставшиеся клетки таблицы. Наименьший тариф имеет клетка (): . В клетку () помещаем и вычеркиваем строку , а потребителю недостает т топлива. Далее по величине тарифа следует загружать клетку (), так как . В клетку () помещаем и вычеркиваем строку , а потребителю недостает т топлива. Далее по величине тарифа следует загружать клетку (), так как . В клетку () помещаем и вычеркиваем столбец , а в хранилище осталось т топлива. Заполняем оставшуюся клетку (): . Итак, в распределительной таблице записан исходный опорный план (см. таблицу 18).

 

Таблица 18

 

Хранилища Потребители Запас топлива, т
  В1 В2 В3 В4 В5  
А1  
А2  
А3  
Потребность в топливе, т            

.

Транспортные издержки для этого плана:

(усл. ден. ед.)

Если в найденном исходном опорном плане число занятых клеток меньше, чем m + n – 1, то найденный опорный план вырожден. Для преодоления вырожденности плана следует добавить «0» в пустую клетку таким образом, чтобы эта клетка не образовывала цикла с занятыми клетками, и считать ее занятой.

Так, в последнем примере начальный опорный план, найденный методом северо-западного угла, является вырожденным (6 занятых клеток, что меньше, чем ). Для преодоления вырожденности этого плана добавим 0, например, в клетку (). Тогда число занятых клеток будет равно 7, и план становится невырожденным. Клетка () не образует цикла с остальными занятыми клетками.

 

Проверка на оптимальность невырожденного опорного плана методом потенциалов (второй пункт алгоритма)

1 Каждому поставщику поставим в соответствие потенциал , а каждому потребителю потенциал .

Тогда каждой занятой клетке будет соответствовать уравнение

.

Так как всех занятых клеток должно быть m + n – 1, т.е. на единицу меньше числа потенциалов, то для нахождения необходимо решить систему из m + n – 1 уравнений с m + n неизвестными. Система является линейно-зависимой и, чтобы найти частное решение, одному из потенциалов нужно придать произвольное числовое значение, тогда остальные потенциалы определяются однозначно. Например, потенциалы строк и столбцов для начального опорного плана, найденного в последнем примере методом минимального элемента определим из решения системы

Система является линейно-зависимой, для нахождения одного из частных решений придадим одному из потенциалов числовое значение, например , тогда

2 Для исследования плана на оптимальность для каждой свободной клетки считаем оценки по формуле

;

а) если все оценки положительны, то найденный опорный план оптимален и единственен ;

б) если наряду с положительными оценками встречаются и нулевые оценки , то найденный опорный план оптимален, но не единственен;

в) если оценка хотя бы одной свободной клетки отрицательна , то опорный план не является оптимальным, его можно улучшить за счет загрузки этой клетки. Если таких клеток несколько, то наиболее перспективной для загрузки является клетка с наименьшей оценкой. Например, для клеток имеем оценки . Здесь наиболее потенциальной (перспективной для загрузки) является клетка .

 

Переход к нехудшему опорному плану (третий пункт алгоритма)

Улучшим план перевозок за счет загрузки свободной клетки с отрицательной оценкой, для этого для наиболее перспективной свободной клетки строится замкнутый цикл с вершинами в загруженных клетках. Вершинам этого цикла условно присваиваются знаки: свободной клетке – плюс, следующей, по часовой или против часовой стрелке, занятой клетке – минус, следующей – снова плюс и т.д. Из поставок в клетках цикла с «отрицательными» вершинами выбирается наименьшее количество груза, которое и перемещается по клеткам этого цикла: прибавляется к поставкам в «положительных» вершинах и вычитается из поставок в «отрицательных» вершинах, в результате чего баланс цикла не нарушится.

В общем случае цикл пересчета представляет собой замкнутую ломаную линию, состоящую из звеньев, пересекающихся под прямым углом. Каждое звено соединяет две клетки строки (столбца). Цикл включает одну свободную клетку, остальные клетки цикла заняты. В цикле всегда четное число клеток. Для свободной клетки всегда можно построить единственный цикл.

Если из занятых клеток образуется цикл, то план перевозок не является опорным. Цикл строится лишь для свободной клетки.

Например, найдем оценки свободных клеток начального опорного плана, построенного в последнем примере методом минимального элемента. Используя найденные выше потенциалы строк и столбцов , рассчитаем оценки свободных клеток:

Так как оценка , то найденный план не оптимален. Его можно улучшить путем загрузки этой клетки.

Составим цикл пересчета относительно клетки () (см. таблицу 19).


Таблица 19

 

Хранилища Потребители Запас топлива, т  
  В1 В2 В3 В4 В5    
А1  
А2  
А3  
Потребность в топливе, т              
     

 

Из клеток, помеченных знаком «–», выбираем наименьшее количество груза . Прибавляем значение к поставкам в клетках, помеченных знаком «+», и вычитаем из поставок в клетках, помеченных знаком «–». Получим следующий план перевозок (см. таблицу 20).

 


Таблица 20

 

Хранилища Потребители Запас топлива, т  
  В1 В2 В3 В4 В5    
А1  
А2  
А3  
Потребность в топливе, т              
     

 

Полученный опорный план является вырожденным, так как число заполненных клеток равно 6 < m + n – 1 = 7. Для преодоления вырожденности плана поставим ноль в любую пустую клетку, не образующую цикла с уже заполненными клетками, например в клетку () (см. таблицу 20).

Проверим найденный план на оптимальность, для этого найдем потенциалы строк и столбцов из решения системы:

Присвоив ,найдем

Запишем потенциалы в последнюю таблицу.

Определим оценки свободных клеток:

Так как все оценки неотрицательны, то найденный опорный план является оптимальным, а так как имеется нулевая оценка (), то этот план не единственен.

Итак, получили оптимальный план

.

Транспортные издержки для этого плана:

(усл ден. ед.).

Итак, по оптимальному плану необходимо из хранилища А1 потребителю B2 доставить 20 т топлива, потребителю B3 – 40 т топлива; из хранилища А2 потребителю В2 доставить 50 т топлива, а потребителю В4 –40 т топлива; из хранилища А3 доставить 50 т топлива потребителю В1.

При этом затраты на транспортировку будут минимальными и составят 490 усл. ден. ед. Нераспределенное топливо в размере 10 т останется в хранилище А1.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Решение. Поскольку запасы топлива в хранилищах превышают спрос потребителей, введем фиктивного потребителя , спрос которого равен | Тема 4 динамическое программирование
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.