Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды финансового контроля. Функции органов, осуществляющих финансовый контроль. Ответственность за нарушение ведения бухгалтерского учета

Важной частью судебной бухгалтерии являются ревизия и судебно-бухгалтерская экспертиза, как средства осуществления хозяйственного контроля. В юридической практике эти средства контроля применяются с привлечением ревизоров, аудиторов, а также часто ревизионные методы проверки хозяйственной деятельности организаций используются сотрудниками следственного аппарата.

В целом система хозяйственного контроля представляет собой структурно-функциональное единство объектов и субъектов, средств, способов и методов контроля. Функция, как получение информации с внутренней и внешней среды, для жизнеобеспечения системы играет определяющую роль. В судебной бухгалтерии внутренней средой для контроля является бухгалтерский учет, а внешней средой - событие преступления.

Финансовый контроль - это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Этот термин включает в себя контроль хозяйственной, производственной, экономической и финансовой деятельности.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценности и денежных средств. Значение финансового контроля особенно повышается в условиях рыночной экономики.

По характеру субъектов контроля различают внешний и внутренний контроль.

Внешний контроль в свою очередь подразделяется на государственный, муниципальный, ведомственный и независимый хозяйственный контроль. Внешний контроль проводится государственными финансовыми органами, правоохранительными органами, ведомственными инстанциями, аудиторскими службами, банками.

Внутренний контроль осуществляется самим предприятием (ревизионные комиссии, бухгалтерия, аудиторы).

Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. Указом Президента Российской Федерации "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" от 25 июля 1996 г. установлено, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Субъектами государственного финансового контроля являются:

Счетная Палата РФ, Центральный Банк РФ, Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам РФ, Государственный таможенный комитет РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Законодательством предписано проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств как в федеральных органах исполнительной власти, так и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Муниципальный финансовый контроль осуществляют органы местного самоуправления, которые-в^собтветствии со ст.2 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти.

Выборные и другие органы местного самоуправления осуществляют муниципальный финансовый контроль при:

• утверждении местного бюджета,

• исполнении местного бюджета;

• утверждении отчета об исполнении местного бюджета;

• установлении местных налогов и сборов на основе принципов, определенных законодательством России.

Основными задачами внутриведомственного финансового контроля являются: выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины; разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих; принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

Независимый финансовый контроль осуществляется аудиторами (аудиторскими фирмами. Аудит - представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными. Аудиторы могут оказывать также услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской отчетности, анализу финансово-хозяйственной деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства РФ.

Особенно это важно для предприятий, не имеющих бухгалтерской службы, которые могут поручать на основе договора ведение бухгалтерского учета и отчетности аудиторской организации или соответствующим специалистам.

Внутрихозяйственный контроль (внутренний аудит) - осуществляется подразделениями внутреннего контроля хозяйствующих субъектов. Важнейшей его формой является бухгалтерский учет.

По временному признаку контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль предшествует совершению хозяйственных операций и призван предупредить всякого рода нарушения, незаконные действия должностных лиц на стадии предварительного согласования, утверждения планов, прогнозов, смет, договоров.

Текущий контроль осуществляется в момент совершения хозяйственных операций непосредственно на предприятии или в подразделении. В пределах своей компетенции его осуществляют экономико-бухгалтерская служба и весь управленческий персонал предприятия.

Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций путем проверки учетной и отчетной информации предприятия органами внутреннего и внешнего контроля при проведении ревизий, обследований и проверок.

В соответствии с действующим законодательством за нарушение правил ведения бухгалтерского учета существует административная и уголовная ответственность должностных лиц. Налоговым кодексом РФ установлена ответственность для организаций за нарушение правил учета доходов и расходов. Ответственность организации за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения по ст. 120 НК РФ не освобождает от административной или уголовной ответственности должностное лицо.

Уголовная ответственность наступает для должностных лиц в случаях уклонения от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, а равно от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации, совершенное в крупном размере. Действия, за которые установлено уголовное наказание, определены в новой редакции Уголовного кодекса РФ. Это "неиспол­нение в личных интересах обязанностей нало­гового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и сборов" в крупном или особо крупном размере (ст. 199 УК РФ). Крупным размером при этом счи­тается сумма более 500 тыс. руб. за три любых финансовых года подряд. Крупным размером также считается недоимка 1,5 млн руб.

Если бюджет за три финансовых года подряд недосчитался 2,5 млн руб. или не меньше 20% подлежащих перечислению налогов или сум­ма недоимки составила больше 7,5 млн руб., то преступление считается совершенным в особо крупном размере.

По смыслу новой редакции ст. 198 УК РФ не важно, кто уклонился от уплаты налогов и сбо­ров с физических лиц: сам гражданин или его налоговый агент. Важно, что долг бюджету со­ставил более 10% причитающегося ему налога (но не меньше 100 тыс. руб.) за три года подряд или сумма недоимки составила 300 тыс. руб. Обернуться это может штрафом от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или лишением свободы на срок до 1 года. Если же недоимка превысит 500 тыс. руб. и составит более 20% или 1 млн руб., то штраф мо­жет дойти до 500 тыс. руб., а срок - до трех лет.

В соответствии со ст. 199.2 УК РФ за "сокрытие денежных средств либо имущества, за счет ко­торых должно производиться взыскание нало­гов и сборов" ответственность несет не только директор, но и собственник, и "иные лица, вы­полняющие управленческие функции в орга­низации", а также предприниматели.

За невыплату заработной платы или пособий в соответствии со ст. 145.1 ответственность несет руководитель предприятитя. За незаконное получение индивидуальным предпринимателем или руководителем орга­низации банковского кредита (ст. 176 УК РФ). За злостное уклонение от погашения кредитор­ской задолженности (ст. 177 УК РФ).

Актуальным остается вопрос о субъекте ответственности: в каких случаях к ответственности привлекается директор, а в каких главный бухгалтер или иной работник, как разграничить ответственность этих субъектов.

Так, ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» несут руководители организаций.

Пункт 2 ст. 7 данного Закона устанавливает ответственность главного бухгалтера за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. При этом главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации. В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций (п. 4 ст. 7 Закона «О бухгалтерском учете»).

Помимо этого необходимо учитывать, что в ряде случаев к ответственности должны привлекаться не главные бухгалтеры, а иные специально уполномоченные должностные лица предприятия. Так, в соответствии с п. 4 ст. 9 указанного выше Закона своевременное оформление первичных документов, достоверность содержащихся в них данных, а также своевременное и правильное отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете должны обеспечивать лица, составившие и подписавшие эти документы. Списки лиц, на которых возлагается обязанность составления первичных документов и которым предоставляется право их подписания, согласовываются с главным бухгалтером.

Вывод: таким образом, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, не входящих в компетенцию главного бухгалтера, последний не может быть привлечен к ответственности. К главному бухгалтеру не могут быть применены меры действующим законодательством к ответственности должен быть привлечен руководитель предприятия.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предмет и задачи судебной бухгалтерии и бухгалтерского учета. Междисциплинарные связи судебной бухгалтерии | Виды учета в экономике. Метод бухгалтерского учета
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 827; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.