Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Создание Министерства по чрезвычайным ситуациям стало первым и главным шагом в деле построения в стране современной системы предупреждения и ликвидации ЧС. Министерство выступало в роли ее мозгового, управляющего и организующего центра. Уже в апреле 1992 г. Правительством Российской Федерации было принято и утверждено Положение о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Через два с половиной года эта система, основательно проверенная практикой, подправленная жизнью, в том числе такими трагическими событиями, как землетрясение в Нефтегорске, война на территории Чеченской Республики, крупномасштабные наводнения и лесные пожары, была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ее аббревиатура осталась прежней - РСЧС.

Основная цель создания этой системы - объединение усилий центральных органов федеральной исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов и районов, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Создание системы базировалось на ряде принципов и предпосылок с учетом сложившейся реальной обстановки.

Во-первых, это необходимость соблюдения комплексного подхода при формировании системы, т.е. учета всех возможных видов чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, всех стадий их развития, всего разнообразия последствий, а также всех возможных мер по противодействию им, и всего требуемого для этого состава участников.

Во-вторых, это признание "ненулевого риска", т.е. факта невозможности исключить риск возникновения чрезвычайных ситуаций во всех случаях потенциальных угроз.

В-третьих, это базирование на принципе превентивной безопасности, предусматривающей максимально возможное снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, отдание предпочтения профилактической работе.

Кроме того, формирование системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее роль были определены, исходя из обоснованной системы приоритетов, поскольку только с их учетом мог быть достигнут оптимальный результат в условиях ограниченных ресурсов.

И, наконец, при формировании РСЧС, выборе путей, форм и методов ее деятельности учитывались сложившиеся реалии текущего момента, такие, как государственное переустройство, экономическая реформа, повышение самостоятельности субъектов Российской Федерации.

Основные задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:

· разработка и реализация законов и других важных документов, регулирующих вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

· осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций в чрезвычайных ситуациях;

· обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

· подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;

· прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

· создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС;

· ликвидация чрезвычайных ситуаций;

· осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

· реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

· международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС объединяет органы государственного управления Российской Федерации всех уровней, органы местного самоуправления, различные производственно-хозяйственные структуры и организации, деятельность которых связана с решением вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также силы и средства, предназначенные для ликвидации ЧС.

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем (табл.3) и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый (табл. 4).

 

ТАБЛИЦА 3

Подсистемы РСЧС

 


ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ   ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ

 

Создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территории работ ЧС в сфере их деятельности   Создаются в субъектах РФ в пределах их территорий из звеньев административно - территориального деления этих территорий

 

Силы и средства   Силы и средства

 

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Таких подсистем насчитывается более трех десятков. В частности, это подсистемы: наблюдения и контроля за стихийными гидрометеорологическими и гелиофизическими явлениями и состоянием окружающей среды на базе Росгидромета; охраны лесов от пожаров на базе Федеральной службы лесного хозяйства Российской Федерации; контроля обстановки на потенциально опасных объектах на базе Госгортехнадзора России и Госатомнадзора России; сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений на базе Российской академии наук и т.д.

 

ТАБЛИЦА 4

 
 

 

 


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ (органы управления; силы и средства федеральных органов исполнительной власти)
РЕГИОНАЛЬНЫЙ (органы управления, силы и средства органов исполнительной власти нескольких субъектов РФ; имеется 6 региональных центров)
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ (органы управления, силы и средства органов исполнительной власти субъекта РФ)
МЕСТНЫЙ (органы местного самоуправления, силы и средства органов местного самоуправления городов, районов, населенных пунктов)
 
ОБЪЕКТОВЫЙ (органы управления, силы и средства предприятия, организации, промышленного объекта

 

Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы повседневного управления, силы и средства, финансовые и материальные резервы, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

Координирующими органами РСЧС являются: (табл. № 5)

на федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МВК) и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) в федеральных органах исполнительной власти;

на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации, - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России;

на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;

на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.

 

 

ТАБЛИЦА 5

Координирующие органы РСЧС

Комиссии по чрезвычайным ситуациям (ЧС)

 
 


НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ а) межведомственная комиссия по ЧС; б) ведомственная комиссия по ЧС в федеральных органах исполнительной власти
НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ региональные центры, объединяющие территории нескольких субъектов РФ
НА ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ УРОВНЕ комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъекта РФ
НА МЕСТНОМ УРОВНЕ комиссии по ЧС органов местного административного управления (города, района, населенного пункта)
НА ОБЪЕКТОВОМ УРОВНЕ комиссии по ЧС организации, предприятия, учебного заведения, промышленного объекта

 

РСЧС и Гражданская оборона, как государственные системы защиты населения и территорий в мирное время и при ведении военных действий или в следствии этих действий, по своим задачам объединены в единый федеральный орган исполнительной власти – Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Соответственно органы управления по делам ГО и ЧС на различных уровнях именуются «органы управления ГО и ЧС».

Органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС) являются:

  • на федеральном уровне – МЧС России;
  • на региональном уровне - региональные центры МЧС России;

· на территориальном и местном уровнях - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при органах местного самоуправления;

· на объектовом уровне - отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:

· режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизо­отии, эпифитотий;

· режим повышенной готовности - при ухудшении указанной обстановки, получе­нии прогноза о возможности возникновения ЧС;

· режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации ЧС.

Основными мероприятиями, проводимыми при функционировании РСЧС, являются:

а) в режиме повседневной деятельности:

· осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;

· планирование и выполнение программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;

· совершенствование подготовки органов управления ГОЧС, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;

· создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

· осуществление целевых видов страхования;

б) в режиме повышенной готовности:

· принятие на себя соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;

  • усиление дежурно-диспетчерской службы;

· усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;

· принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, обеспечению устойчивого функционирования объектов;

· приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в район предполагаемой ЧС;

в) в режиме чрезвычайной ситуации:

  • организация защиты населения;
  • выдвижение оперативных групп в район ЧС;
  • определение границ зоны ЧС;
  • организация ликвидации ЧС;

· организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;

· осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территории.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством соответствующей КЧС. Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей КЧС. Она может взять на себя координацию или руководство ликвидацией этой чрезвычайной ситуации и оказать необходимую помощь.

При недостаточности имеющихся сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. В отдельных случаях для ликвидации ЧС и ее последствий может быть образована правительственная комиссия.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общая характеристика чрезвычайных ситуаций мирного времени | Задачи и состав сил и средств РСЧС
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.