КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Создание Министерства по чрезвычайным ситуациям стало первым и главным шагом в деле построения в стране современной системы предупреждения и ликвидации ЧС. Министерство выступало в роли ее мозгового, управляющего и организующего центра. Уже в апреле 1992 г. Правительством Российской Федерации было принято и утверждено Положение о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Через два с половиной года эта система, основательно проверенная практикой, подправленная жизнью, в том числе такими трагическими событиями, как землетрясение в Нефтегорске, война на территории Чеченской Республики, крупномасштабные наводнения и лесные пожары, была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ее аббревиатура осталась прежней - РСЧС. Основная цель создания этой системы - объединение усилий центральных органов федеральной исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов и районов, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Создание системы базировалось на ряде принципов и предпосылок с учетом сложившейся реальной обстановки. Во-первых, это необходимость соблюдения комплексного подхода при формировании системы, т.е. учета всех возможных видов чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, всех стадий их развития, всего разнообразия последствий, а также всех возможных мер по противодействию им, и всего требуемого для этого состава участников. Во-вторых, это признание "ненулевого риска", т.е. факта невозможности исключить риск возникновения чрезвычайных ситуаций во всех случаях потенциальных угроз.
В-третьих, это базирование на принципе превентивной безопасности, предусматривающей максимально возможное снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, отдание предпочтения профилактической работе. Кроме того, формирование системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее роль были определены, исходя из обоснованной системы приоритетов, поскольку только с их учетом мог быть достигнут оптимальный результат в условиях ограниченных ресурсов. И, наконец, при формировании РСЧС, выборе путей, форм и методов ее деятельности учитывались сложившиеся реалии текущего момента, такие, как государственное переустройство, экономическая реформа, повышение самостоятельности субъектов Российской Федерации. Основные задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: · разработка и реализация законов и других важных документов, регулирующих вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; · осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций в чрезвычайных ситуациях; · обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; · сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС; · подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях; · прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС; · создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; · осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС;
· ликвидация чрезвычайных ситуаций; · осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций; · реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций; · международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС объединяет органы государственного управления Российской Федерации всех уровней, органы местного самоуправления, различные производственно-хозяйственные структуры и организации, деятельность которых связана с решением вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также силы и средства, предназначенные для ликвидации ЧС. РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем (табл.3) и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый (табл. 4).
ТАБЛИЦА 3 Подсистемы РСЧС
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Таких подсистем насчитывается более трех десятков. В частности, это подсистемы: наблюдения и контроля за стихийными гидрометеорологическими и гелиофизическими явлениями и состоянием окружающей среды на базе Росгидромета; охраны лесов от пожаров на базе Федеральной службы лесного хозяйства Российской Федерации; контроля обстановки на потенциально опасных объектах на базе Госгортехнадзора России и Госатомнадзора России; сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений на базе Российской академии наук и т.д.
ТАБЛИЦА 4
Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы повседневного управления, силы и средства, финансовые и материальные резервы, системы связи, оповещения, информационного обеспечения. Координирующими органами РСЧС являются: (табл. № 5) на федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МВК) и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) в федеральных органах исполнительной власти; на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации, - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России; на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;
на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.
ТАБЛИЦА 5 Координирующие органы РСЧС Комиссии по чрезвычайным ситуациям (ЧС)
РСЧС и Гражданская оборона, как государственные системы защиты населения и территорий в мирное время и при ведении военных действий или в следствии этих действий, по своим задачам объединены в единый федеральный орган исполнительной власти – Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Соответственно органы управления по делам ГО и ЧС на различных уровнях именуются «органы управления ГО и ЧС». Органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС) являются:
· на территориальном и местном уровнях - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при органах местного самоуправления; · на объектовом уровне - отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС: · режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий; · режим повышенной готовности - при ухудшении указанной обстановки, получении прогноза о возможности возникновения ЧС; · режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации ЧС. Основными мероприятиями, проводимыми при функционировании РСЧС, являются: а) в режиме повседневной деятельности: · осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях; · планирование и выполнение программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях; · совершенствование подготовки органов управления ГОЧС, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях; · создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; · осуществление целевых видов страхования; б) в режиме повышенной готовности: · принятие на себя соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;
· усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов; · принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, обеспечению устойчивого функционирования объектов; · приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в район предполагаемой ЧС; в) в режиме чрезвычайной ситуации:
· организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения; · осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территории. Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством соответствующей КЧС. Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей КЧС. Она может взять на себя координацию или руководство ликвидацией этой чрезвычайной ситуации и оказать необходимую помощь. При недостаточности имеющихся сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. В отдельных случаях для ликвидации ЧС и ее последствий может быть образована правительственная комиссия.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |