Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 4




Финансовые результаты деятельности предприятий, их содержание и значение в расширении производства

В осуществлении производственно–финансовой деятельности хозяйствующих субъектов участвует множество взаимосвязанных организационных, трудовых, материальных и финансовых факторов. Цель каждого хозяйствующего субъекта – как можно более эффективное использование этих факторов.

Эффективность использования факторов производства выражается, в конечном счете, в финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов.

Экономический итог производственной деятельности хозяйствующих субъектов, выраженный в стоимостной (денежной) форме, представляет собой финансовые результаты.

Финансовые результаты деятельности предприятий характеризуются такими экономическими показателями, как валовый доход, чистый доход, прибыль.

Валовый доход – это часть стоимости валовой продукции за вычетом из нее материально-денежных затрат, кроме оплаты труда.

Валовый доход, создаваемый на предприятиях, является обобщающим показателем, характеризующим результаты их деятельности. Его величина зависит от размера произведенной на предприятии продукции и израсходованных на ее производство материально–денежных средств, кроме оплаты труда.

Основными факторами роста валового дохода являются увеличение производства продукции и снижение материально-денежных затрат.

Валовый доход, производимый на предприятиях, является источником оплаты труда их работников и накоплений, одной из форм которых является чистый доход.

Чистый доход представляет собой часть стоимости продукта, которая остается после возмещения затрат живого и овеществленного труда. Таким образом, чистый доход есть прибавочный продукт, т.е. валовой доход за вычетом из него оплаты труда.

Чистый доход, создаваемый на предприятиях, делится на две части. Одна его часть изымается в доход бюджета через механизм цен. Другая – остается на предприятии и определяется как разница между стоимостью продукции в установленной оценке и затратами на ее производство. Эта часть чистого дохода является чистым доходом предприятия.

Чистый доход предприятия, в свою очередь, состоит из реализованного чистого дохода и чистого дохода, остающегося в остатках продукции, предназначенной для внутрихозяйственного потребления.

Чистый доход в остатках продукции, используемой на внутрихозяйственные нужды, может, быть рассчитан как разница между стоимостью этой продукции в оценке по ценам реализации и ее себестоимостью.

Реализованный чистый доход рассчитывается по реализованной продукции, а поэтому он тождественен прибыли предприятия, полученной от реализации продукции.

Следовательно, прибыль – это часть чистого дохода, одна из его форм. Определяется она по реализованной продукции в установленном порядке.

По своей величине прибыль от реализации продукции хотя и тождественна реализованному чистому доходу, однако меньше чистого дохода предприятия на величину, оставшуюся в остатках продукции, используемой на внутрихозяйственные нужды.

Кроме прибыли от реализации продукции, на предприятиях определяется итоговая прибыль. Эта величина прибыли может быть не тождественна реализованному чистому доходу предприятия.

Итоговая прибыль может быть больше или меньше реализованного чистого дохода. Это связано с тем, что в итоговой прибыли, кроме прибыли от реализации продукции, работ, услуг, учитывается прибыль от других видов деятельности предприятия, а также внереализационные доходы и расходы, поступления и убытки.

Таким образом, итоговая прибыль – это сумма прибылей от продажи продукции (работ, услуг), от продажи товарно-материальных ценностей и нематериальных активов, от других видов деятельности предприятия, скорректированная на сумму доходов и расходов от чрезвычайных ситуаций.

Чистый доход (прибыль) является важнейшим показателем эффективности работы предприятия. В нем отражается выполнение предприятием таких важных качественных показателей, как повышение производительности труда, снижение себестоимости и повышение качества продукции, использование производственных фондов и др.

Прибыль – основной источник расширения основных и оборотных фондов предприятий, источник уплаты соответствующих налогов и платежей в бюджет, источник материального стимулирования работников и финансирования социально-культурных мероприятий. Поэтому получение прибыли каждым предприятием должно быть основной задачей его производственно-финансовой деятельности.

3. Выручка и другие доходы, их планирование и использование

Основным видом доходов предприятий, получаемых в процессе их производственной деятельности, является выручка от продажи продукции, товаров, услуг и от других видов деятельности.

Продажа продукции и поступление выручки – это последняя, завершающая стадия кругооборота средств предприятия. Поступившая выручка используется для оплаты приобретаемых сырья, материалов и т.д., необходимых для осуществления нового цикла производства, а также на оплату труда работников, уплату налогов и платежей в бюджет и централизованные внебюджетные фонды, на уплату различного рода пени, штрафов и неустоек и т. д.

От объема и своевременности поступления выручки зависят устойчивость финансового положения предприятия, состояние его оборотных активов, размер прибыли, своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, рабочими и служащими, поставщиками, и наоборот, несвоевременное и в незначительных объемах поступление выручки приводит к задержке всех видов расчетов, штрафам и к потере прибыли предприятия.

Кроме выручки, на финансовое положение предприятий существенное влияние оказывают и другие поступления денежных средств.

Учитывая важность выручки в составе денежных поступлений, следует обращать внимание на факторы ее роста. На размер выручки от продажи товарной продукции влияют ее объем, ассортимент и качество, а также уровень цен. Так, увеличение выпуска товарной продукции повышенного качества ведет к росту объема выручки, поскольку продукция лучшего качества продается по более высоким ценам. Производство и продажа товарной продукции более высоких сортов также ведет к росту выручки, ибо такая продукция продается по более высоким ценам.

Весьма существенным фактором, влияющим на объем выручки от продажи товарной продукции, являются цены. Более высокие цены способствуют увеличению выручки, и наоборот. Цены на товары должны быть экономически обоснованными, обеспечивать хозяйствующим субъектам прибыль, позволяющую вносить в бюджет налоги и формировать внутренние фонды денежных средств. Кроме того, они должны стимулировать производство продукции, необходимой обществу, обеспечивать заинтересованность предприятий в выпуске технически прогрессивных изделий. С другой стороны, цены не должны снижать заинтересованность потребителей в приобретении более новых, совершенных изделий. В процессе ценообразования должен учитываться спрос и предложение на те или иные товары.

При продаже продукции и товаров сегодня применяются фиксированные, регулируемые и свободные цены.

Фиксированные цены устанавливаются государственными органами на отдельные виды продукции, услуг, которые имеют важное специальное значение (цена на проезд в железнодорожном и городском пассажирском транспорте, тарифы на электроэнергию для населения).

Регулируемые цены – это цены, увеличение которых ограничено государством посредством введения предельного их уровня или установления предельного уровня рентабельности.

Свободные (договорные) цены устанавливаются с учетом спроса и предложения или по договоренности покупателя с продавцом. В данном случае размер прибыли, закладываемый в цену, не ограничивается.

При этом составляющими элементами каждой цены являются:

себестоимость;

прибыль;

акцизный сбор;

налог на добавленную стоимость (НДС);

наценки и надбавки торгово-снабженческих организаций.

Нижним пределом всякой цены является себестоимость.

Применение экономически обоснованных цен на продаваемую продукцию оказывает непосредственное влияние на объем выручки от продажи продукции, работ и услуг.

Планирование выручки от продажи продукции на предстоящий период (квартал, год) производится исходя из объема продаваемой продукции и действующих цен без учета акцизов, налога на добавленную стоимость. Расчет плановой суммы выручки от продажи продукции в современных условиях ведется, как правило, методом прямого счета. Он заключается в том, что сумма выручки от продажи товарной продукции исчисляется умножением количества изделий, подлежащих продаже в планируемом периоде по каждой номенклатурной позиции, на принятые к расчету цены реализации.

При расчете объема продажи продукции необходимо учитывать следующее. Объем продажи в планируемом году, как правило, не совпадает с выпуском товарной продукции за этот же период. Это связано с тем, что часть произведенной товарной продукции в планируемом периоде остается непроданной в виде остатков на складе и отгруженной покупателям на конец года, а часть продукции, выпущенной в отчетном году, остается непроданной на начало планируемого года и входит в объем продажи планируемого года.

Все составляющие величины объема продажи продукции для исчисления выручки оцениваются в следующих ценах:

остатки на начало планируемого года – в действовавших ценах периода, предшествующего планируемому;

товарная продукция планируемого периода и остатки непроданной продукции – в ценах планируемого периода.

С учетом вышеизложенного, объем выручки от продажи продукции можно рассчитать по следующей формуле:

 

,

 

где В – выручка от продажи продукции в планируемом периоде;

О1 – стоимость остатков готовой продукции на начало планируемого года;

Тп – товарная продукция планируемого периода;

O2 – стоимость остатков товарной продукции на конец планируемого года.


4. Экономическое содержание прибыли и рентабельности, их роль в условиях развития предпринимательства

Прибыль – экономическая категория. Определение ее сущности во многих литературных источниках сводится к тому, что прибыль – это часть стоимости прибавочного продукта, прибавочный продукт, выраженные в деньгах, часть чистого дохода, одна из его форм и т.д.

Прибыль как экономическая категория представляет собой денежное выражение стоимости реализованного чистого дохода, основную форму денежных накоплений хозяйствующих субъектов. Она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия, является показателем, наиболее полно отражающим эффективность произ­водства, объем и качество проданной продукции, уровень ее себестоимости, состояние производительности труда.

В Законе Украины «О предприятиях в Украине» говорится, что прибыль является основным обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятий. Предприятие осуществляет производственную, научно–исследовательскую и коммерческую деятельность в целях получения прибыли (дохода).

Прибыль – один из основных источников финансовых ресурсов предприятий, формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. За счет прибыли происходит формирование в значительном объеме бюджетных ресурсов государства, осуществляется финансирование расширения предприятий, материальное стимулирование работников, решение социально-культурных мероприятий и т.д. В этой связи в получении прибыли должны быть заинтересованы не только трудовые коллективы предприятий, но и государство в целом.

Многоканальное использование прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. В этих условиях хозяйствующие субъекты, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах использовать прибыль, оставшуюся после уплаты в бюджет установленных налогов и платежей.

Прибыль как конечный финансовый результат деятельности хозяйствующих субъектов формируется в результате взаимодействия многих компонентов как с положительным, так и отрицательным значением. В ее составе учитывается прибыль от всех видов деятельности предприятия:

прибыль от продажи продукции, товаров, работ и услуг нетоварного характера;

прибыль от продажи прочей продукции, основных фондов, другого имущества и нематериальных активов;

прибыль от операций с ценными бумагами и валютными ценностями;

прибыль от финансовых операций;

прибыль (убытки) от внереализационных операций.

Основной составной частью прибыли предприятия является прибыль от продажи товарной продукции. Она определяется в виде разницы между выручкой (без акцизов, налога на добавленную стоимость и экспертных тарифов) и себестоимостью проданной продукции и услуг.

На предприятиях планированию и получению прибыли от продажи продукции следует уделять особое внимание. При этом надо помнить, что на величину прибыли от продажи товарной продукции влияют как факторы, не зависящие от деятельности предприятия (изменение государственных регулируемых цен, природные и транспортные условия и т.д.), так и факторы, находящиеся в компетенции предприятий.

В составе факторов, влияющих на величину прибыли от продажи товарной продукции и находящихся в компетенции предприятия, важнейшим является изменение объема производства и продажи продукции. Чем больше объем продажи продукции, тем, в конечном счете, больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Отсюда вывод о необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе возобновления работы остановленных предприятий, технического перевооружения и повышения эффективности производства.

Существенным фактором, влияющим на величину прибыли от продажи товарной продукции, является изменение уровня себестоимости продукции. Вопреки прямо пропорциональной связи влияния объема реализации товарной продукции на уровень прибыли, связь между величиной прибыли и уровнем себестоимости обратная. Чем ниже себестоимость продаваемой продукции, определяемая уровнем затрат на ее производство и продажу, тем выше прибыль, и наоборот.

Весьма весомым фактором, напрямую влияющим на величину прибыли хозяйствующего субъекта от продажи продукции, является уровень применяемых цен. Уровень свободных цен в условиях их либерализации устанавливается самими предприятиями в зависимости от конкурентоспособности продаваемой продукции, спроса и предложения на нее. Поэтому предприятие само, в данном случае через устанавливаемую им цену, может влиять на прибыль, получаемую от продажи продукции. С другой стороны, не зависящим от предприятия фактором, влияющим на прибыль хозяйствующих субъектов, выступают государственные регулируемые цены, устанавливаемые на продукцию предприятий-монополистов. Однако данный фактор необходимо учитывать при определении результатов предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов.

В составе прибыли предприятия, кроме прибыли от товарной продукции, учитывается прибыль от продажи прочей продукции, товаров и услуг нетоварного характера, а также доходы и расходы от внереализационных операций.

В целом формирование прибыли предприятия имеет многосторонние аспекты. Она как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие функции:

оценочную;

стимулирующую;

хозрасчетную.

В то же время не исключена возможность наделения прибыли и другими функциями. Содержание названных функций заключается в следующем.

Оценочная функция прибыли проявляется в том, что прибыль используется в качестве основного критерия экономической эффективности производства и использования основных производственных фондов. Использование прибыли в этой функции дает предпринимателю действенное средство контроля за рациональным использованием имеющихся материальных и трудовых ресурсов. Для предприятия прибыль означает, во-первых, надбавку к себестоимости продукции и, во-вторых, прирост авансированной стоимости.

Следовательно, в силу того что прибыль выражает результат движения всей авансированной стоимости, в ней выражаются результативность затрат как живого, так и овеществленного труда, т.е. эффективность производства.

Стимулирующая функция прибыли проявляется в том, что она является источником материального поощрения работников, расширения производства и решения социальных проблем на предприятиях, а также источником уплаты прямых налогов в бюджет. В связи с этим в получении прибыли должны быть заинтересованы как государство, так и предприятия.

Хозрасчетная функция прибыли проявляется в том, что хозрасчет, являясь основным методом хозяйствования предприятий, предусматривает не только покрытие своих расходов своими доходами, но и получение накоплений (прибыли) для стимулирования работников и решения других вопросов.

В условиях рыночной экономики получение прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. Этим достигается как цель предпринимательства, так и удовлетворение общественных потребностей.

Абсолютная величина прибыли весьма важна, когда речь идет о финансовых ресурсах, которые могут быть использованы предприятиями, обществом. Однако для характеристики эффективности хозяйствования предприятия этого абсолютного показателя недостаточно. Следовательно, чтобы оценить результаты хозяйствования, его эффективность, эффективность использования слагаемых процесса производства, с помощью которых получена прибыль, ее сумму следует отнести к соответствующим показателям. В итоге мы получим показатель эффективности, или просто рентабельности.

Рентабельность – это относительный показатель интенсивности производства, характеризующий уровень прибыльности (окупаемости) соответствующих слагаемых процесса производства или совокупных затрат предприятия. В практике хозяйствования исчисляются следующие показатели рентабельности:

рентабельность продукции;

рентабельность производства;

рентабельность производственных фондов;

рентабельность вложения в предприятие.

Рентабельность продукции можно рассчитать по всей проданной продукции и по отдельным ее видам. Рентабельность всей проданной продукции рассчитывается как отношение прибыли, полученной от продажи всей продукции, к ее себестоимости. Для этого можно использовать следующую формулу:

где Р – уровень рентабельности продукции, %;

П – прибыль, полученная от продажи всей продукции, грн.;

С – себестоимость всей проданной продукции, грн.

По данной формуле можно рассчитать также рентабельность производства и продажи отдельных видов продукции. Для этого в расчет берутся прибыль и себестоимость по соответствующему виду продукции. Показатели рентабельности всей проданной продукции и отдельных ее видов дают представление об окупаемости (прибыльности) затрат на производство и продажу соответствующих видов или всей продукции.

Рентабельность производства определяется, как отношение итоговой (балансовой) прибыли к себестоимости проданной продукции, товаров, работ и услуг.

Рентабельность проданной продукции можно рассчитать и как отношение прибыли к выручке (обороту) от реализации продукции. В данном случае уровень рентабельности будет показывать, сколько получено прибыли (в процентах или копейках) на одну гривню проданной продукции в оценке по ценам продажи.

Рентабельность производственных фондов рассчитывается как отношение итоговой (балансовой) прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных активов. Данный показатель рентабельности можно рассчитать по формуле

где Р – уровень рентабельности, %;

П – итоговая (балансовая) прибыль, грн.;

Фо – среднегодовая стоимость основных производственных фондов, грн.;

Со – среднегодовая стоимость нормируемых материальных оборотных активов, грн.

В данном случае рассчитанный уровень рентабельности будет характеризовать эффективность использования основных производственных фондов и материальных оборотных активов, т.е. сколько прибыли получено на единицу стоимости данных фондов.

Для характеристики эффективности использования финансовых ресурсов исчисляется показатель рентабельности вложений всех средств в предприятие, собственных вложений, вложений в акции других предприятий и др.

Рентабельность вложений в предприятие в общем виде определяется по стоимости всего имущества, имеющегося в распоряжении предприятия. Определение этого показателя производится делением итоговой (балансовой) прибыли на среднегодовую величину общего итога баланса.

Рентабельность собственных вложений определяется как отношение чистой прибыли к среднегодовой сумме собственных средств, рассчитываемой по балансу (без инвестиций и незавершенного строительства). Данный показатель позволяет определить эффективность использования инвестированных собственниками средств в предприятие и узнать, сколько копеек чистой прибыли «заработал» каждый рубль собственных средств.

Рентабельность долгосрочных финансовых вложений (вложений в акции и другие ценные бумаги, вложений в виде долевого участия в других предприятиях) предприятий рассчитывается как отношение суммы доходов от ценных бумаг и долевого участия в других предприятиях к общему объему долгосрочных финансовых вложений.

Исчисление показателей рентабельности, названных выше, их анализ позволяют руководителям хозяйствующих субъектов и предпринимателям сориентироваться в экономическом уровне решения соответствующих вопросов и принять необходимые меры по улучшению их решения.

 

5. Планирование прибыли

Прибыль, являясь основным финансовым показателем и результатом предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивает значительную потребность в финансовых ресурсах не только самих предприятий, но и государства в целом. Поэтому для успешного управления предприятием в условиях рынка должно осуществляться планирование прибыли.

Планирование прибыли является составной частью финансового планирования и важнейшим участком финансово-экономической работы на предприятиях.

От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успех в управлении хозяйственно-финансовой деятельностью предприятия, своевременное и полное финансирование инвестиций, прирост собственных оборотных активов, своевременность расчетов с бюдже­том по налогам и т.д.

Следовательно, правильное планирование прибыли на предприятиях имеет огромное значение в обеспечении их эффективной работы.

Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия:

от продажи товарной продукции;

от продажи прочей продукции и услуг нетоварного характера;

от продажи основных фондов, другого имущества и нематериальных активов;

от внереализационных доходов и расходов.

Основными методами планирования прибыли от продажи товарной продукции являются метод прямого счета и аналитический метод.

Наиболее распространенным является метод прямого счета. Основой для расчета прибыли в данном случае является объем производственной программы, базирующейся на заказах потребителей и хозяйственных договорах. Однако, приступая к расчету плановой величины прибыли, необходимо уточнять объем продукции, от продажи которой ожидается получение этой прибыли. В этом плане следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск продукции от прибыли, планируемой на объем продаваемой продукции.

Прибыль по товарному выпуску продукции планируется на основе сметы затрат на производство и продажу продукции и ее стоимости в действующих ценах продажи без НДС, акцизов.

Расчет ведется по формуле

 

Птп = (Втп * Ц) - (Втп * С),

 

где Птп – прибыль по планируемому выпуску товарной продукции;

Втп – выпуск товарной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;

Ц – цена за единицу продукции без НДС, акцизов;

С – себестоимость единицы товарной продукции.

Прибыль от продаваемой продукции в планируемом периоде рассчитывается в аналогичном порядке. Однако расчет идет на объем продаваемой продукции и его можно представить так:

 

Прп = Пон + Ппп – Пок,

 

где Прп – прибыль от продажи продукции в планируемом периоде;

Пон – прибыль в остатках продукции, не проданной на начало планируемого периода;

Ппп – прибыль по товарной продукции, предусматриваемой к выпуску в планируемом периоде;

Пок – прибыль в остатках продукции, которая не будет продана в планируемом периоде.

Определению прибыли по данному методу должно предшествовать определение объема выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости и в ценах продажи, а также остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на начало и конец планируемого периода.

Сумма прибыли от продажи товарной продукции методом прямого счета определяется по каждому виду (ассортименту) продаваемой продукции как разница между ее стоимостью в ценах продажи (без НДС, акцизов...) и себестоимостью. Сложением прибыли по всем видам (ассортиментам) продаваемой продукции получают общую величину прибыли от продажи товарной продукции планируемого периода.

Для получения итоговой (общей) прибыли к рассчитанной сумме прибыли от продажи товарной продукции планируемого года прибавляют прибыль в остатках продукции, не проданной на начало планируемого года, прибыль от прочей продажи (от продажи основных фондов и немате­риальных активов, от операций с ценными бумагами и валютными ценностями, от сдачи имущества в аренду и др.) и корректируют полученную сумму прибыли на планируемые внереализационные результаты.

Данная методика расчета прибыли применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции.

В условиях выпуска большого ассортимента продукции и необходимости планирования прибыли на год и большую перспективу ее расчет на соответствующий плановый период производится аналитическим методом. При этом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей товарной продукции на основании ее себестоимости и базовой (ожидаемой) рентабельности.

Расчет можно произвести по формуле

где Рб - базовая (ожидаемая) рентабельность;

По - ожидаемая сумма прибыли за отчетный базисный год;

Стп - себестоимость товарной продукции базисного года.

Расчет прибыли по товарной продукции на основании базовой рентабельности можно произвести по формуле

Пп = Тс/б * Рб

Тс/б – объем товарной продукции в оценке по себестоимости базового периода,

Рб – базовая (ожидаемая) рентабельность.

 

Для определения общей суммы прибыли от продажи продукции к прибыли от продажи товарной продукции прибавляется (вычитается) изменение прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало и конец планируемого года.

Для определения итоговой (общей) суммы прибыли по предприятию к сумме прибыли от продажи продукции прибавляют прибыль от продажи услуг, основных фондов и нематериальных активов, прибыль от операций с ценными бумагами и валютными ценностями, от сдачи имущества в аренду и др., а также учитывают внереализационные доходы и расходы. При этом прибыль по указанным операциям планируется, как правило, на основании прогнозов в решении тех или иных операций. Прибыль (убытки) от внереализационных доходов и расходов определяется, как правило, на основе анализа их за прошлые годы.

Кроме расчета прибыли методом прямого счета и аналитическим методом существует еще и так называемый метод совмещенного расчета. В нем совмещаются элементы расчета прибыли первого и второго способов. А именно, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяются методом прямого счета, а влияние на плановую сумму прибыли изменения себестоимости, качества, ассортимента, цен и других факторов устанавливается с помощью аналитического метода.

В целом расчет оптимального размера плановой суммы прибыли - важнейший элемент не только планирования, но и управления предпринимательской деятельностью хозяйствующих субъектов.

 

6. Расчет и распределение прибыли предприятия

Прибыль конечный финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта. Она синтезирует в себе финансовые результаты работы предприятия от различных сфер деятельности:

операционной (основной);

прочей операционной;

финансовой и инвестиционной;

внереализационных операций.

Основной составной частью прибыли предприятия является прибыль от продажи продукции, работ, услуг – валовая прибыль.

Валовая прибыль представляет собой разницу между чистым доходом (выручкой) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и себестоимостью реализованной продукции (товаров, работ, услуг).

При этом чистым доходом (выручкой) от реализации считается сумма денежных средств, поступивших предприятию от продажи (отпуска) продукции (товаров, работ, услуг) по ценам реализации без налога на добавленную стоимость, акцизного сбора, других налогов, предоставленных скидок и др.

Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия по производству реализованной продукции (работ, услуг).

Валовая прибыль является одним из слагаемых, необходимых для определения результата (прибыли) от операционной деятельности.

Прибыль от операционной (основной) деятельности определяется как сумма валовой прибыли и прочих операционных доходов за вычетом административных расходов, расходов на сбыт продукции и прочих операционных расходов.

При этом в состав прочих операционных доходов включают:

доход от операционной аренды активов;

доход от операционных курсовых разниц;

стоимость возмещения ранее списанных активов;

доход от реализации оборотных активов и др.

В состав административных расходов включаются общехозяйственные затраты, связанные с управлением и обслуживанием производства: основная и дополнительная заработная плата управленческого (руководящего) персонала с отчислениями на социальное страхование; расходы на служебные командировки аппарата управления предприятием; расходы на содержание основных средств, прочих материальных необоротных активов общехозяйственного назначения (амортизация, ремонт, отопление, освещение, водоснабжение и т.д.); расходы на услуги связи и т.д.

В состав расходов на сбыт продукции включаются:

расходы, связанные с реализацией продукции (товаров, работ, услуг);

расходы на содержание подразделений, занимающихся сбытом продукции;

расходы на рекламу продукции;

расходы на упаковочные материалы;

расходы на оплату труда продавцов;

расходы на транспортировку готовой продукции и др.

В состав прочих операционных затрат включают:

себестоимость реализованных производственных запасов;

сомнительные (безнадежные) долги;

убытки от уценки запасов и от операционных курсовых разниц;

признанные экономические санкции;

отчисления для обеспечения будущих операционных расходов;

прочие расходы.

Прибыль от операционной деятельности учитывается при определении прибыли от производственно-финансовой (обыкновенной) деятельности предприятия.

Прибыль от производственно–финансовой (обыкновенной) деятельности предприятия определяется как сумма прибыли от операционной деятельности, доходов от участия в капитале, финансовых и прочих доходов за вычетом расходов, связанных с участием в капитале, финансовых и прочих расходов.

При этом в состав дохода от участия в капитале включают доход, полученный от инвестиций в ассоциированные, дочерние или совместные предприятия.

В составе прочих финансовых доходов учитываются дивиденды, проценты и другие доходы, полученные от финансовых инвестиций.

В состав прочих доходов включают.

доход от реализации финансовых инвестиций и необоротных активов;

доход от неоперационных курсовых разниц и другие доходы, возникающие в процессе обычной деятельности предприятия, но не связанные с его операционной деятельностью.

В составе финансовых расходов учитываются расходы на уплату процентов за пользование кредитами, полученными по облигациям, выпущенным по финансовой аренде, и другие расходы предприятия, связанные с привлечением заемного капитала.

В составе затрат, связанных с участием в капитале, учитываются убытки, причиненные инвестициями в ассоциированные, дочерние или совместные предприятия.

В состав прочих расходов включают:

себестоимость реализованных финансовых инвестиций, необоротных активов, имущественных комплексов;

убытки от неоперационных курсовых разниц;

убытки от уценки финансовых инвестиций и необоротных активов;

прочие расходы, возникающие в процессе обычной деятельности, но не связанные с операционной деятельностью предприятия.

Результат (прибыль, убыток) от производственно–финансовой (обыкновенной) деятельности – основное слагаемое для определения итоговой прибыли (убытка) предприятия.

Итоговая прибыль предприятия представляет собой сумму прибыли от производственно-финансовой (обыкновенной) деятельности, скорректированную на внереализационные доходы и расходы.

При этом в составе внереализационных доходов учитывают:

страховое возмещение, полученное за потерянное имущество от стихийного бедствия, пожара, техногенных аварий;

средства, полученные в порядке возмещения потерь от стихийных бедствий;

прочие внереализационные доходы.

В состав внереализационных расходов включают;

невозмещенные убытки от гибели имущества в результате стихийных бедствий, пожаров, техногенных аварий;

расходы на мероприятия по предупреждению стихийных бедствий;

убытки от других внереализационных операций.

Общая схема формирования итоговой прибыли предприятия представлена на рис. 2.

Рассчитанная итоговая прибыль хозяйствующего субъекта подлежит распределению. При ее распределении должно обеспечиваться как формирование доходов государства, так и покрытие потребностей предприятий по расширению производства, материальному стимулированию работников и решению социальных вопросов.

В связи с этим механизм распределения прибыли предприятий в рыночных условиях хозяйствования должен быть построен таким образом, чтобы обеспечить оптимальное соотношение части прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета для выполнения функций государства и остающейся в распоряжении предприятия для стимулирования развития производства и повышения его эффективности.

 

Прибыль от обыкновенной деятельности
Прибыль от операционной (основной) деятельности
Валовая прибыль (прибыль от реализации)

 

Рис.2. Схема формирования итоговой прибыли предприятия

 

Основные принципы распределения прибыли предприятий в рыночных условиях хозяйствования:

распределение прибыли между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом должно производиться с учетом интересов государства в формировании на соответствующем уровне бюджетов и заинтересованности предприятий в стимулировании их деятельности;

изъятие соответствующей части прибыли государством в бюджет в виде налогов должно производиться по твердым невысоким ставкам;

прибыль, оставшаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта, должна распределяться по его усмотрению с направлением ее в соответствующих частях на накопление и потребление.

В соответствии с Законом Украины «О предприятиях в Украине» порядок использования прибыли (дохода) определяет собственник (собственники) или уполномоченный им орган в соответствии с уставом предприятия и действующим законодательством.

Исходя из этого, полученная хозяйствующим субъектом прибыль используется, в первую очередь, на уплату в бюджет установленных законами Украины налогов и платежей – налога на прибыль, рассчитанного в соответствии с Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий», а также других платежей в бюджет, которые уплачиваются за счет прибыли.

Оставшаяся после этого прибыль считается чистой прибылью предприятия, которая распределяется по его усмотрению. Предприятие оставшуюся у него чистую прибыль может направлять на выплату собственникам дивидендов, на пополнение уставного фонда (капитала), на создание и пополнение резервного фонда (капитала) и на другие цели. Часть прибыли может оставаться нераспределенной. При этом порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в его уставе и устанавливается положением, разработанным соответствующими службами предприятия и утвержденным его руководителем.

Прибыль, направляемая по соответствующим каналам, используется на следующие цели.

Так, прибыль, направляемая на пополнение уставного капитала, может использоваться на увеличение имущества предприятия путем финансирования объектов производственного и непроизводственного назначения, которые вводятся в эксплуатацию, приобретения техники, оборудования и других основных средств, финансирования прироста оборотных активов и т.д.

За счет резервного капитала могут покрываться невозмещенные убытки от стихийных бедствий, возмещаться недостаток собственных необоротных активов, погашаться безнадежная дебиторская задолженность, выплачиваться дивиденды по привилегированным акциям в случаях отсутствия прибыли и др.

За счет прибыли, направляемой на другие цели, могут покрываться суммы штрафов и пени, уплачиваемые предприятием за нарушение нормативных актов по охране труда, окружающей среды, за нарушение налогового законодательства по платежам в бюджет и внебюджетные государственные целевые фонды, проценты за просроченные кредиты и др.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.197 сек.