Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. По полярности или знаку




Виды эмоций.

В жизни человека присутствует огромное количество эмо­ций, которые подчас трудно объединить в какие-либо группы, поэтому существует много классификаций эмоций.

 

Разберём наиболее часто используемые:

 

· положительные - вызывают приятные переживания;

· от­рицательные - вызывают неприятные пережвания;

и нейтральные.

II. Классификация эмоций по их влиянию на процессы жизнедеятеяности

· стенические - вызывают активность человека (радость, уверенность, торжество);

· и астениче­ские - сковывают активность, провоцируя пассивное поведе­ние (страдание, беспокойство, страх).

 

III. Классификация эмоций по качеству

 

Современный американский психолог, специалист по проблеме человеческих эмоций Кэррол Изард (род. 1923),создатель теории эмоций предлагает делить эмоции на:

фундамен­тальные и производные.

К числу фундаментальных эмоций он отнёс интерес, радость, удив­ление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

Давайте дадим краткую характеристику этих фундаментальных эмоций:

· Интерес – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.

 

· Радостьположительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

 

· Удивлениене имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака - это эмоциональная реакция на внезапно возникшее обстоятельство.

 

· Винаотрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблоговидности собственного поступка, помысла или чувств, выражающееся в сожалении и раскаянии.

 

· Презрениеотрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласование жизненных позиций, взглядов и поведения.

 

· Страх – отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности.

· Гневэмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

 

· Стыдотрицательное состояние, выражающееся в сознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданием окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

· Отвращениеотрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами(предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

· Страданиеотрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

IV. Классификация эмоций по длительности и выраженности эмоций или формы переживания эмоций (см. приложение № 11, рис. 4).

 

В зависимости от длительности и выраженности эмоций различают:

 

· собственно эмоции - Выражают оценочное отношение личности к воспринятой информации;

Проявляются во внешнем поведении.

 

· настроенияобщее эмоциональное состояние, не относящиеся к конкретному предмету и окрашивающее в течение определённого времени всё поведение человека.

-Может удерживаться дос­таточно долго, определяют общий эмоциональный тон человека.

- И может меняться довольно часто.

 

Возникновение того или иного настроения зависит от многих причин, которые не всегда осознаются человеком, поэто­му иногда может казаться, что появление плохого или хорошего настроения никак не объяснимо.

 

· аффект - быстро возникающее и бурно протекающее, но кратковременное

эмо­циональное состояние, которое характеризуется нарушением сознательного

контроля своих действий, неспособностью аде­кватно оценивать происходящее.

 

Самоконтроль резко снижен;

 

На начальном этапе развития аффективного состояния человек испытывает сильное желание поддаться охватившему его чувству (гневу, страху и т. п.).

При этом:

-расстраиваются мелкие движения,

-проявление вы­разительных реакций не контролируется.

 

Однако на этой стадии человек еще может овладеть собой и затормозить развитие аффекта.

Например,

-посчитать до 10,

-глубоко подышать,

-заняться меха­нической работой и т. п.

Если этого не происходит, то наступле­ние аффекта неизбежно.

- Человек полностью утрачивает контроль над собой,

- его дей­ствия безрассудны.

 

По окончании аффективной вспышки насту­пают:

-разбитость и опустошенность,

-упадок сил,

-иногда человек засыпает.

 

· тревога – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределённости с дефицитом информации и непрогнозируемым исходом, в ожидании неблагополучного развития событий.

 

Состояние тревоги возникает, кагда человек воспринимает ситуацию как несущие в себе элементы опасности, угрозы и вреда.

 

Тревога способна изменить течение познавательных психических процессов.

При этом наблюдается два возможных выхода:

 

1. мобилизация повышение концентрации внимания с ростом эффективности деятельности мышления (при незначительно выраженной тревоге);

 

2. дезорганизация снижение концентрации внимания, нарушение оперативной памяти, понижение уровня деятельности мышления (при интенсивной тревоге).

 

· Фрустрация - эмоциональное состояние, возникающее в си­туации, когда невозможно достигнуть цели вследствие постоянно возникающих препятствий.

 

Может иметь две формы выражения:

-агрессия

-или депрессия.

 

Основной причиной возникновения является неспособность че­ловека выносить длительные эмоциональные напряжения, пло­хая выносливость.

 

· Стресс -(англ. stress - давление, нажим, напряжение) занимает особое место среди состояний человека, так как:

 

- устойчив,

- длитель­но сохраняется

- и имеет разнообразные причины.

 

Основоположни­ком учения о стрессе является Ганс Селье.

 

Он определил стресс - как неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование.

 

В ответ на различные требования (голод, боль, лекарства, ра­дость, печаль и т.д.) в организме возникают специфические и неспе­цифические каждому стрессору эффекты.

 

Селье назвал эту мо­дель реагирования на стресс общим адаптационным синдромом.

С точки зрения стресса не имеет значения, приятна или непри­ятна ситуация для человека.

Сущность стресса состоит в перестройке или адаптации.

 

В этом проявляется неспецифичность реагирования.

 

Стрессы имеют плюсы и минусы, поэтому говорят о двуликости стресса:

 

-с одной стороны это жизненно необходимая приспособи­тельная реакция, которая помогает человеку адаптироваться к но­вым условиям жизнедеятельности,

 

-а с другой причина страданий, болезней и переживаний.

 

Итак, под действием стрессора возникает общий адаптацион­ный синдром, в котором Г. Селье выделил 3 фазы:

 

1. фаза тревоги, во время которой организм готовится к быстрым ответным действиям;

 

2. фаза сопротивления, когда организм использует свои ресурсы для преодоления стрессовой ситуации;

3. фаза истошения, когда резервы организма катастрофически уменьшаются.

 

Один и тот же стрессор может вызвать у людей различные реак­ции.

 

А тормозить или усиливать стрессовое состояние могут:

-наслед­ственность, пол, возраст,

-иммунитет,

-воспитание,

-актуальное со­стояние и др.

 

Избегать стресса бессмысленно. Нужно относиться к нему с ува­жением и пониманием.

Потому - что стресс может и положительно воздейство­вать на организм.

 

(В таком случае говорят об эустрессе.)

 

 

· Тревога – Отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределённости с дефицитом информации и непрогназируемым исходом, в ожидании неблагополучного развития событий.

 

· страстьсильное и стойкое чувство, абсолютно доминирующее над другими побуждениями человека, она захватывает и направляет все мысли и поступки человека на предмет страсти;

 

 

· чувства - длительные, устойчивые компоненты психической структуры человека, носят ярко выраженный предметный ха­рактер, возникают в результате обобщения эмоций;

Высшие чувства.

 

Ч увства можно подразделить на:

 

- нравственные,

- интеллектуальные

- и эстетические.

Нравственные (моральные) чувства

- свидетельствуют об отно­шении человека к другим людям,

- и обществу.

 

В основе их проявле­ния лежат моральные нормы, которыми человек руководствуется при организации своего поведения.

В качестве примера можно выделить чувство любви (в широ­ком и узком смысле), сострадания, преданности, гуманности и др.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе познава­тельной деятельности и отражают отношение человека к этой деятельности.

Примерами таких чувств являются

-любознательность,

-сомне­ние,

- радость открытия,

-любовь к истине и др.

Эстетические чувства отражают отношение человека к раз­личным сторонам жизни, их выражению в искусстве, проявляют­ся в художественных вкусах, в оценках и т. п.

Эстетические чувства являются продуктом культурного развития лич­ности, показателем ее зрелости.

Примерами является

-чувство прекрасного,

-эстетического нас­лаждение,

-чувство юмора и др.

Чувства человека отличаются стабильностью.

Эмоциональные свойства

Эмоциональные свойства - это устойчивая характеристика ин­дивидуальных особенностей эмоционального реагирования, ти­пичных для конкретного человека.

 

Выделяют следующие варианты эмоциональных свойств:

 

· Эмоциональная возбудимость - быстрота эмоционального «вклю­чения», импульсивность.

Повышается при атеросклерозе, невро­зах, гипертиреозе.

 

· Эмоциональная реактивность - скорость эмоционального от­вета.

Комбинация астеничности и сниженной реактивности встре­чается при

обсессивных (навязчивых) расстройствах.

 

· Эмоциональная лабильность - колебания эмоционального то­нуса, эмоциональная подвижность, быстрая смена эмоций по разным, зачастую самым незначительным поводам.

· Эмоциональная ригидность - неспособность изменить деятельность в соответствии с требованиями ситуации.

 

 

· Эмоциональная монотонность характеризуется однообразием эмоциональных реакций, отсутствием эмоционального отзвука на события.

 

· Эмоциональное огрубление - неспособность определять умест­ность и степень проявления эмоциональных реакций.

 

Проявляет­ся в отсутствие сдержанности, деликатности, такта.

Человек ста­новится назойливым, расторможенным, хвастливым и т. п.

 

· Тревожность относится к свойствам личности и понимается как ожидание неблагополучного исхода в относительно нейтраль­ных, не содержащих реальной угрозы обстоятельствах.

Это склон­ность человека воспринимать достаточно широкий круг ситуа­ций как

угрожающих его самооценке, самоуважению и прести­жу и реагировать на такие

ситуации проявлением состояния тре­воги.

 

· эмпатия - (греч. empatheia - сопережи­вание, вчувствование) способность понимать эмоциональное состояния другого человека, умение чувствовать его переживания.

 

Эмпатия это как спо­соб сосуществования с другим человеком.

Умение чувствовать изменения, проис­ходящие в нём.

 

Поэтому эмпатия является важной составляющей профессио­нально-значимых качеств медицинской сестры.

Понимание пациента должно быть лишено предвзятости и стереотип­ности, так как оно очень важно для психологического благополу­чия человека.

Иногда даже намерение понять может «вылечить».

Осоз­нание пациентом того, что кто-то пытается понять его, что он важен для другого положительно влияет на выздоравление.

Эмпатия проявляемая медсестрой по­ложительно влияет на состо­яние пациента.

Чем больше уровень эмпатии проявляет медсестра к пациенту, тем ниже у него уровень стресса в которам он находится.

Из всего сказанного следует, что эмпатия:

-определяет качество взаимодей­ствия,

-создает понимание,

-обеспечивает ува­жение,

- позволяет преодолеть культурные барьеры.

Поэтому эмпатию можно назвать социальным навыком, необходи­мым каждой медсестре для личностной и профессиональной компетентности.

Существуют различные тренинговые методы:

-повышаю­шие способность к эмпатии

-и умение эффективно применять ее в обшении с пациентом.

 

Функции эмоций

 

В целом можно выделить следующие функции эмоций:

 

1. Отражательно-оценочная функция

Это важнейшая функция эмоций, оценочная, позволяет определить значимость тех или иных объектов и си­туаций.

Причем очень часто такая оценка осушествляется в усло­виях дефицита времени или информации об объекте, однако эмо­ционально окрашенное отношение возмещает невозможность пол­ного логического анализа.

Из неё вытекают остальные, более частные функ­ции;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.