Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные определения опасности

Учебные вопросы и расчет времени

 

Проверка подготовленности обучаемых к занятию 2 мин
1-й учебный вопрос: 2-й учебный вопрос: 3-й учебный вопрос: Основные определения опасности Классификация опасностей Анализ системы управления опасностями 10 мин 10 мин 20 мин
Подведение итогов занятия 3 мин
итого 45 мин
     

 

Литература

1. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для вузов / Белов С.В., Девисилов В.А., Ильницкая А.В. и др.; Под общ. ред. С.В. Белова. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк., 2004. — 606 с.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для вузов / Белов С.В., Ильницкая А.В., Козьяков А.Ф. и др.; Под общ. ред. С.В. Белова. –– 3-е изд., испр. и доп. –– М.: Высш. шк., 2001. –– 485 с.

3. Безопасность технологических процессов и производств. Расчеты: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. В.Л. Гапонова. — Рост. гос. акад. с.-х. машиностроения, Ростов н/Д, 2005.

 

 

Материально-техническое обеспечение

 

1) Плакат — Система управления опасностями на стадии эксплуатации

 


1-й учебный вопрос:

Опасности — негативные воздействия, возникающие в системе «человек—машина—среда обитания (ЧМС)», которые приводят к нежелательным последствиям.

Опасность — негативное свойство живой и неживой материи, способное причинить ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.

Любой из опасных факторов воздействия на объект (человек) по-разному им воспринимается в зависимости от условий пребывания данного объекта.

Например, при воздействии шума на человека его защитные свойства зависят не только от физиологической способности переносить акустические колебания, но и от некоторых других факторов. Поэтому один и тот же источник шума, например, с уровнем звука 55 дБА не создает опасной ситуации для рабочего механического цеха, но является опасным для человека интеллектуального труда (допустимое значение уровня звука в этом случае 45 дБА) или для человека в зоне отдыха (25 дБА).

Объектом анализа опасностей является система «человек—машина—окружающая среда» (ЧМС), где объединены технические объекты, люди и окружающая среда, взаимодействующие друг с другом. Взаимодействие может быть штатным и нештатным.

Нештатное взаимодействие объектом может выражаться в виде чепе.

Чепе — нежелательное, незапланированное, непреднамеренное событие в системе «человек—машина—окружающая среда», нарушающее обычный ход вещей и происходящее в относительно короткий отрезок времени.

Несчастный случай — чепе, которое является следствием повреждения организма человека.

Отказ — чепе, являющееся следствием нарушения работоспособности компонента системы.

Инцидент — вид отказа, связанный с неправильными действиями или поведением человека.

Пример.

1. Пешеход, видя на своем пути арбузную корку, осторожно, чтобы не столкнуться с другими прохожими, переступил через нее и, несбавляя хода, продолжил путь.

2. Пешеход наступил на арбузную корку, поскользнулся, но удержал свое равновесие и, не столкнувшись с прохожими, без повреждений продолжил путь.

3. Пешеход, несший бутылку кефира, наступил на арбузную корку, поскользнулся, уронил и разбил бутылку, но удержался на ногах и, не причинив себе повреждений, пошел дальше.

4. Пешеход наступил на арбузную корку, поскользнулся, упал, порезав при этом палец.

5. Пешеход наступил на арбузную корку, поскользнулся, упал, сломал руку и разбил бутылку и растолкал ближайших пешеходов.

Согласно нашим определениям:

1 — отсутствие чепе;

2 — наличие чепе (инцидент);

Чепе – несчастье (н-ЧП)
3 — авария;

4 — несчастный случай;

5 — катастрофа.

 

2-й учебный вопрос:

Классификация опасностей

Наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий и объектов называется таксономией.

 

№ п/п Признак классификации Вид (класс)
  По происхождению Естественные
Антропогенные
Техногенные
  По видам потоков Массовые
Энергетические
Информационные
  По интенсивности потоков Опасные
Чрезвычайно опасные
  По длительности воздействия Постоянные
Переменные, периодические
Импульсивные, кратковременные
  По видам зон воздействия Производственные
Бытовые
Городские (транспортные и др.)
Зоны ЧС
  По размерам зоны воздействия Локальные
Региональные
Межрегиональные
Глобальные
  По степени завершенности процесса воздействия опасности Потенциальные
Реальные
Реализованные
  По избирательной идентификации опасности органами чувств человека Различаемые, неразличаемые
  По воздействию на человека Вредные, травмоопасные
  По численности людей, подверженных опасному воздействию Индивидуальные
Групповые (коллективные)
Массовые

 

1. По происхождению опасности делят на естественные, антропогенные и техногенные.

Естественные опасности обусловлены климатическими и природными явлениями. Они возникают при изменении погодных условий и естественной освещенности в биосфере, а также от стихийных явлений, происходящих в биосфере (наводнения, землетрясения и т.д.).

Техногенные опасности создают элементы техносферы — машины, сооружения, вещества. Наиболее распространенные производственные опасности: запыленность и загазованность воздуха, шум, вибрация, электромагнитные поля, ионизирующие излучения, повышенные или пониженные параметры атмосферного воздуха (температуры, влажности, подвижности воздуха, давления), недостаточное или неправильное освещение, монотонность деятельности, тяжелый физический труд и др., а к травмирующим относятся: электрический ток, падающие предметы, высота, движущие машины и механизмы и т.д.

Антропогенные опасности возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или групп людей.

2. По видам потоков опасности делят на массовые, энергетические и информационные, а 3. по интенсивности потоков на опасные и чрезвычайные опасности.

Опасные потоки обычно превышают предельно допустимые потоки не более чем в разы. Если говорят, что концентрация такого газа в атмосферном воздухе <10 ПДК, то подразумевают, что эта опасная ситуация и что она угрожает человеку не только потерей здоровья. В тех случаях, когда уровни потоков воздействия выше границ толерантности (допустимых в норме морали), ситуацию считают чрезвычайно опасной. Эта ситуации характерная для аварийных зон и зон стихийных бедствий.

4. По длительности воздействия опасности классифицируются на постоянные, переменные и импульсивные.

Постоянные опасности (действуют в течение рабочего дня, суток) связаны с условиями пребывания человека в производственных и бытовых помещениях, с его нахождением в городской среде или промышленной зоне.

Переменные опасности характерны для условия реализации циклических процессов: шум в зоне аэропорта или около транспортной магистрали; вибрация от средств транспорта.

Импульсивные опасности характерны для аварийных ситуаций, например при залповых выбросах, при запуске ракет. Многие стихийные бедствия, например гроза, сход лавин, также относятся к этой категории опасностей.

5. По видам зон воздействия опасности делят на производственные, бытовые, городские, зоны ЧС.

6. По размерам зоны воздействия опасности классифицируют на локальные, региональные, межрегиональные и глобальные.

Как правило, бытовые и производственные ситуации являются локальными, ограниченными размерами помещения, а такие воздействия как потепление климата (парниковый эффект) или разрушение озонового слоя Земли, являются глобальными.

Когда опасности воздействуют одновременно на территории двух и более сопредельных государств опасности становятся межрегиональными, а поскольку источники опасности, как правило, расположены только на территории одного из государств, то возникают ситуации, приводящие к трудностям политического характера, возникающим при ликвидации последствий этих аварий.

7. По степени завершенности воздействия опасности делят на потенциальные, реальные и реализованные.

Потенциальная опасность представляет угрозу общего характера, не связанную с пространством и временем воздействия. Например, в выражениях «шум вреден для человека», «углеводородные топлива — пожаровзрывоопасны» говорится только о потенциальной опасности для человека шума и горючих веществ.

Реальная опасность всегда связана с конкретной угрозой воздействия на человека, она координирована в пространстве и во времени. Например, движущаяся по шоссе автоцистерна с надписью «Огнеопасно» представляет собой реальную опасность для человека, находящегося около автодороги. Как только автоцистерна исчезает из зоны пребывания человека, она становится по отношению к этому человеку источником потенциальной опасности.

Реализованная опасность — факт воздействия реальной опасности на человека и / или на среду обитания, приведший к потере здоровья или к летальному исходу человека, к материальным потерям. Если взрыв автоцистерны привел к ее разрушению, гибели людей или возгоранию строений, то это реализованная опасность. Реализованные опасности разделяют на происшествия, чрезвычайные происшествии, аварии, катастрофы и стихийные бедствия.

8. Еще одной особенностью процесса взаимодействия опасности и человека является способность человека к избирательной идентификации опасностей. Ряд опасных воздействий (вибрация, шум, нагрев, охлаждение) человек идентифицирует с помощью органов чувств. В то же время такие опасные воздействия, как инфразвук, ультразвук, электромагнитные поля и излучения, радиация и т.д. не идентифицируются человеком. Поэтому опасности подразделяют на различимые и неразличимые.

9. По воздействию опасностей на человека различают вредные и травмоопасные факторы. Вредный фактор — негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию. Травмирующий (травмоопасный) фактор — негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.

10. По численности лиц, подверженных воздействию опасности, принято делить на индивидуальные, групповые и массовые.

Человеческая практика дает основание для утверждения о том, что любая деятельность потенциально опасна. Ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно, можно сформулировать следующее заключение: любая деятельность потенциально опасна (аксиома).

 

 

3-й Учебный вопрос:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Активное дренирование полости гнойника | Анализ системы управления опасностями
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.