Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы и приемы обучения детей 2-3 лет изобразительной деятельности

Центральное место среди методов и приемов в этом возрасте отводится: игровым приемам, словесным методам и показу как способу изображения.

Игровые приемы и ситуации. Игровые упражнения.

Игровые приемы и ситуации используются:

• в объяснении;

• в руководстве самостоятельной художественной деятельностью детей;

• в оценке продуктов детского художественного творчества.

В процессе самостоятельной художественной деятельности детей воспитатель поддерживает их интерес и как бы включается сам в игру. Например: «Какое яркое солнце получилось, но ты не нарисовал лучи, и оно не светит». Замечания, советы, указания, напоминания – все это воспитатель использует не прямо, а опосредованно, через игру, вызывая у малышей положительные чувства, и на их основе сообщает необходимые знания, развивает у ребенка ручные умения.

При оценке детских работ игровая ситуация сохраняется. Медленно действующих детей побуждают к ускорению темпа работы. Например: «Все зайчики собрались около елочки, а где же еще два зайчика? Нет, мы не будем играть без зайчиков Саши и Оли».

Очень важно сосредоточить внимание малышей на положительном в рисунке и лепке. Важно чтобы дети запоминали удачные изображения. Это легче всего сделать при обыгрывании работ.

Игровые упражнения способствуют развитию у детей формообразующих движений, усилению выразительности образа с помощью подражания звука и движению (как шумит ветер, дождик, как журчит ручей, мурлычет кошка).

Рассматривание и обследование предметов и явлений организуется воспитателем в игровой ситуации, при этом решаются и умственные задачи. Некоторые вещи окружающего мира дети видят впервые, и воспитатель знакомит их не только с цветом, которому они подражают в рисунке, но и с некоторыми повадками животных, их движениями, строением, обогащает чувственный опыт детей знаниями о форме, фактуре, величине, положении в пространстве. Все это преподносится в игровой форме.

Более эффективно происходит рассматривание, когда такие же игрушки лежат на столе перед детьми. Воспитатель предлагает взять игрушки в руки, погладить, назвать каждую часть и немножко поиграть, затем поставить ее на место и посмотреть, как можно нарисовать ее или вылепить.

Показ способа изображения.

Показ используется, когда требуется переключить внимание ребенка от реального образа к условному образу, создать у него представление о возможности нарисовать или вылепить увиденное. Показ сопровождается игровыми ситуациями. Например: «Возьму кисть, вот так, наберу желтую краску, как цыпленок, нарисую один кружок - это туловище, еще один поменьше - голова. А сейчас закрашу цыпленка желтой краской. Посмотрите, я как будто погладила его по голове кистью, еще раз погладила, еще раз - стал весь желтый. Поглажу также кистью по спине».

Наиболее эффективный прием - пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью взрослого. Последний вкладывает в пальцы малыша карандаш и производит рисовальные движения, держа его руку.

Мышцы ребенка пока еще очень слабы, вот почему очень скоро после начала занятия многие дети начинают склоняться низко над столом. Педагог должен поправить позу.

В ходе занятия педагог должен следить за движением руки и исправлять тех детей, которые держат карандаш неправильно, щепотью, двумя пальцами, в кулаке. В процессе занятия надо чаще обращать внимание на то, как дети держат карандаш, и поправлять при необходимости, чтобы не закреплять неправильные навыки. В работе с детьми раннего возраста можно использовать прием показа формообразующего движения в воздухе. С помощью карандаша или кисти прочеркиваются однородные ритмичные движения, сначала более просты (взад-вперед, дугообразные), затем более сложные (вращение в одном месте - клубки). Изобразительные движения педагог должен проговаривать равномерно: «Туда-сюда», «Вверх-вниз» и т.д.» Такой прием дает возможность детям связывать образ предмета с изобразительным движением.

Словесные методы и приемы.

Чтение стихотворений, потешек, песенок на занятиях рисованием - важный методический прием. Он повышает положительное эмоциональное отношение детей к занятию, способствует формированию образного представления об изображаемом.

Слово педагога направляет и организует действия детей. Процесс рисования, отражающий какое-либо явление, наблюдаемое в жизни, увлечет их, и они найдут возможность выразить его в рисунке.

Для большего эмоционального воздействия можно прочесть знакомое детям четверостишье:

Я нашла себе жука на большой ромашке

Не хочу в руках держать, пусть сидит в кармашке.

Очень тесно там жуку, он жужжал так сильно

Улетел зеленый жук, улетел на крыльях.

Воспитатель рисует ромашку, а дети затем раскрашивают ее.

Анализ и оценка детских работ. Этот метод используется как обыгрывание результатов детской изобразительной деятельности. Важным условием при этом выступает анализ рисунков и лепки всех деталей. Для этого необходимо заранее продумать, как разместить работы: если нарисовано солнышко - все рисунки лучше повесить на длинный шнур, подогнув верхний край листа бумаги. Если дети нарисовали травку - положить работы на пол (в виде полянки или дорожки) и «погулять» возле рисунков. При этом можно называть имена детей и рассказывать, как они нарисовали, какая зеленая, густая, высокая, мягкая травка.

Для обыгрывания лепки следует заранее подготовить место, где дети смогли бы разместить свои работы так, чтобы получилась композиция сюжетно-образного характера. Нецелесообразно ставить работы на доску, в подписанные ячейки. Это лишает малышей возможности обыгрывать свои работы. Помимо этого заранее приносят кукол, зайчиков, мишек. Они помогут детям в обыгрывании своих работ.

Просмотр всех рисунков в конце занятия воспитывает у детей интерес к результатам сверстников, собственной деятельности, умение всматриваться в работы, отмечать разнообразие, яркость, сходство с предметом или явлением.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности организации обучения изобразительной деятельности детей 2-3 лет | Комплекс мероприятий по их ведению, включающий технику, технологию и организацию производства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.