Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работающих под избыточным давлением




К передвижным сосудам относятся баллоны, цистер­ны и бочки. Они предназначены для хранения и перевоз­ки сжатых (кислород, водород, азот, воздух и др.), сжи­женных (хлор, аммиак, бутан, пропан, сероводород, диок­сид углерода и др.) и растворенных (ацетилен) газов.

Основными причинами аварий передвижных сосудов являются: ошибки и неточности, допущенные при их из­готовлении (дефекты сварных швов, резьбы вентиля или горловины баллона); низкое качество или осадка порис­той массы в ацетиленовых баллонах; превышение давле­ния вследствие заполнения сжиженными газами сверх установленной нормы; нагревание баллонов под воздей­ствием солнечных лучей, открытого огня, нагреватель­ных приборов, чрезмерно быстрого заполнения газом; на­рушения правил безопасности при хранении и транспор­тировке баллонов (падение и удары о твердые предметы, быстрый отбор газа, попадание масла в выходное отвер­стие вентиля кислородных баллонов); отсутствие четкой окраски и маркировки баллонов и др.

Водородные баллоны представляют опасность при за­грязнении водорода кислородом в количестве более 1%, при образовании взрывоопасных смесей в процессе кисло­родно-водородной сварки, водородной коррозии, а также при накоплении в баллонах окалины.

Взрывы кислородных баллонов возможны при попада­нии масел и других жировых веществ во внутреннюю по­лость вентиля и баллона или при применении необезжи-ренных прокладок. Масло способно воспламениться в струе выходящего из баллона кислорода, что в итоге мо­жет привести к взрыву баллона. Вентили баллонов для кислорода ввертываются на глете, не содержащем жиро­вых веществ, фольге или с применением жидкого натрие­вого стекла; они не должны иметь промасленных деталей и прокладок.

Вследствие высокой взрывоопасности ацетилена для хранения и транспортирования его применяются специ­альные баллоны, которые заполнены пористой массой (ак­тивным углем) и растворителем (ацетоном). При нагнетании в такие баллоны ацетилен растворяется в ацетоне и распределяется в капиллярах (порах) пористой массы. Способность ацетилена к взрыву в этих условиях снижа­ется, а предельное давление, выше которого ацетилен легко разлагается со взрывом, значительно возрастает. Рабочее давление в ацетиленовых баллонах составляет 1,6 МПа.

Безопасность эксплуатации передвижных сосудов обеспечивается: необходимой механической прочностью и надлежащим контролем за их состоянием; исключением возможности наполнения горючими газами сосудов, пред­назначенных для негорючих газов, и наполнения кисло­родом баллонов, предназначенных для горючих газов; соблюдением правил наполнения, транспортирования и использования.

Каждый баллон имеет вентиль для наполнения и отбо­ра газа, который защищается металлическим или пластмассовым колпаками.

Выпуск газов из бал­лонов в емкости произ­водится через редуктор, предназна­ченный для данного га­за и окрашенный в соответственный цвет.

Для исключения ошибочного заполнения несоответствующим та­ком боковые штуцера вентилей баллонов, на­полняемых водородом и другими горючими газа­ми, имеют левую резьбy, а баллонов, наполня­емых кислородом и дру­гими негорючими газа­ми, — правую резьбу.

Для повышения устойчивости баллона в вертикальном положении на его нижнюю сферическую часть насажива­ется стальной башмак.

При заполнении баллонов сжиженными газами остав­ляют свободный объем, составляющий примерно 10% от всего объема сосуда, так как с повышением температуры давление сжиженного газа, полностью заполняющего бал­лон, может значительно превысить допустимое.

Остаточное давление газов или паров в баллонах перед их заполнением должно быть не менее 50 кПа, оно необходимо для взятия пробы газа и проведения контрольных анализов, а также исключения подсоса воздуха из атмосферы.

На верхней сферической части каждого баллона отчет­ливо выбивают следующие данные: товарный знак изгото­вителя; номер баллона; фактическую массу порожнего баллона; дату (месяц, год) изготовления и год следующего освидетельствования, рабочее и пробное гидравлическое давление, МПа; вместимость, л; клеймо ОТК изготовителя.

Наружную поверхность баллонов окрашивают в опре­деленный цвет (например, азот - черный; аммиак - жел­тый; аргон чистый - серый; ацетилен - белый; кислород -голубой; водород - темно-зеленый; пропан-бутан - крас­ный; углекислый газ - черный и т.) и подписывают в со­ответствии с действующей НТД.

Передвижные сосуды, так же как и стационарные, ре­гулярно подвергают техническому освидетельствованию с периодичностью, приведенной в Правилах.

Величина пробного давления и время выдержки балло­нов под пробным давлением устанавливаются на заводе-изготовителе для стандартных баллонов по действующим требованиям, для нестандартных - по техническим условиям. При этом пробное давление должно быть не ме­нее чем полуторное расчетное давление. Обычно выдерж­ка баллонов под пробным давлением составляет 1 мин, после чего их выдерживают в течение 2 мин при рабочем давлении.

Кроме того, на предприятии-изготовителе все баллоны, кроме ацетиленовых, после гидравлического испытания подвергают пневматическому испытанию давлением, рав­ным рабочему давлению. При этом для обеспечения безопасности обслуживающего персонала баллоны погру­жают в ванну с водой на глубину не менее 1 м.

Баллоны для ацетилена, наполненные пористой мас­сой, при освидетельствовании испытывают азотом под давлением 3,5 МПа; при этом баллоны также погружают в воду на глубину не менее 1 м.

Освидетельствование баллонов в процессе эксплуата­ции, за исключением баллонов для ацетилена, включает осмотр внутренней и наружной поверхностей баллонов, проверку массы и вместимости и гидравлическое испыта­ние пробным давлением.

Освидетельствование баллонов для ацетилена должно производиться на ацетиленовых наполнительных станци­ях не реже чем через пять лет и состоит из осмотра наруж­ной поверхности, проверки пористой массы и пневмати­ческого испытания. Состояние пористой массы в баллонах должно проверяться на наполнительных станциях не ре­же одного раза в два года.

Осмотр баллонов производится с целью выявления на их стенках коррозии, трещин, плен, вмятин и других по­вреждений.

Перед осмотром баллоны тщательно очищают и промы­вают водой, а в необходимых случаях - соответствующим растворителем или дегазируют. Баллоны, в которых при осмотре наружной и внутренней поверхностей выявлены трещины, плены, вмятины, отдулины, раковины и риски глубиной более 10% от номинальной толщины стенки, надрывы и выщербления, износ резьбы горловины, а так­же отсутствуют некоторые паспортные данные, должны быть выбракованы.

При необнаружении указанных дефектов проверяют массу и вместимость баллонов. Емкость баллона опреде­ляют по разности между массой баллона, наполненного водой, и массой порожнего баллона или при помощи мер­ных бачков.

Бесшовные стандартные баллоны вместимостью от 12 до 55 л при снижении их массы на 7,5% и выше, а также при увеличении их вместимости более чем на 1%, браку­ются и изымаются из эксплуатации.

Баллоны с газами могут храниться как в специальных помещениях, так и на открытом воздухе, в последнем слу­чае они должны быть защищены от атмосферных осадков и солнечных лучей. Складское хранение в одном помещении баллонов с кислородом и горючими газами запрещается.

Склады для хранения баллонов, наполненных газами, должны быть одноэтажными с кровлей легкого типа и не иметь чердачных помещений. Стены, перегородки, кров­лю складов для хранения баллонов с газом выполняют из несгораемых материалов не ниже II степени огнестойко­сти; окна и двери должны открываться наружу. Высота складских помещений для баллонов должна быть не менее 3,25 м от пола до нижних выступающих частей кровель­ного покрытия.

Склады для баллонов, наполненных газом, должны иметь естественную или искусственную вентиляцию в со­ответствии с санитарными нормами проектирования. Склады для баллонов со взрыво- и пожароопасными газа­ми размещают в зоне действия молниезащиты.

Складское помещение для хранения баллонов разделя­ют несгораемыми стенами на отсеки, в каждом из которых допускается хранение не более 500 баллонов (по 40 л) с го­рючими или ядовитыми газами и не более 1000 баллонов (по 40 л) с негорючими и неядовитыми газами. Отсеки для хранения баллонов с негорючими и неядовитыми газами могут быть отделены несгораемыми перегородками высо­той не менее 2,5 м с открытыми проемами для прохода лю­дей и для средств механизации. Каждый отсек должен иметь самостоятельный выход наружу.

Баллоны со сжатыми и сжиженными газами закреп­ляют и размещают так, чтобы они не подвергались меха­ническим воздействиям. Для предупреждения утечек газа на боковом штуцере вентиля баллона ставят заглушку, а на баллоны объемом 40 л и более, кроме того, необходимо устанавливать предохранительные колпаки.

Баллоны с газами, хранящиеся в вертикальном поло­жении, во избежание падения устанавливают в специаль­но оборудованных гнездах или ограждают барьерами. Баллоны с газами, не имеющие башмаков, допускается хранить в горизонтальном положении на рамах или стел­лажах, выполненных из негорючего материала.

Перемещение баллонов в пунктах наполнения и потреб­ления газов производят на специально приспособленных для этого тележках или при помощи других устройств.

Перевозка наполненных газами баллонов производит­ся на рессорном транспорте или на автокарах в горизон­тальном положении, обязательно с прокладками между баллонами. В качестве прокладок могут применяться деревянные бруски с вырезанными гнездами для баллонов, а также веревочные или резиновые кольца толщиной не менее 25 мм (по два кольца на баллон) или другие про кладки, предохраняющие баллоны от ударов друг о друга. Все баллоны во время перевозки укладывают вентилями и одну сторону. Разрешается перевозка баллонов в специальных контейнерах, а также без контейнеров в вертикальном положении обязательно с прокладками между ними и ограждением от возможного падения. Транспортирование и хранение баллонов производят с навернутым колпаками.

Баллоны с газами, устанавливаемые в помещениях, должны находиться на расстоянии не менее 1 м от радиаторов отопления и других отопительных приборов и печек и не менее 5 м от источников теплоты с открытым огнем.

Баллоны с ядовитыми газами хранят в специально оборудованных закрытых помещениях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.