Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы контроля

Виды контроля

В педагогической практике используются следующие виды контроля: а) текущий (следящий), б) тематический, в) периодический, г) итоговый контроль.

Все указанные выше виды контроля применяются на уроках иностранного языка в соответствии с его спецификой.

Текущий контроль – самый распространенный и наиболее эффективный вид контроля, когда речь идет о систематической контрольно - коррегирующей функции проверки.

Тематический контроль. В связи с тем, что основным принципом организации материала по иностранному языку (за исключением некоторых периодов, например, самого начального) является тематический, этот вид контроля занимает видное место. Тематические планы предусматривают проверку усвоения и овладения учащимися соответствующими навыками, умениями в результате изучения темы (параграфа учебника) на заключительных уроках, иногда предусматриваемых авторами учебника.

Периодический контроль. Периодический контроль проводится, как правило, с целью проверки овладения материалом большего объема, например, изученного за учебную четверть или за полугодие. Этот вид проверки может выявить общее состояние успеваемости учащихся класса.

Итоговый (заключительный) контроль. Этот контроль навыков и умений может проводиться в конце каждого года обучения. В настоящее время актуальны экзамены (по выбору учащегося) и единый государственный экзамен (ЕГ) по окончанию 11 класса по иностранному языку.

В содержание экзамена входят задания на проверку уровня овладения учащимися основными видами речевой деятельности (говорение, чтение вслух и про себя и аудирование). Что касается проверки навыков произношения, владения лексическим минимумом и грамматическим материалом, то она осуществляется «в процессе чтения текста и устного сообщения учащегося на предложенную тему».

Главное требование к выбору форм контроля состоит в том, чтобы они были адекватны тем видам речевой деятельности, которые они должны проверять.

В методической литературе известны следующие формы, в) одноязычные и двуязычные.

1. Формы контроля устной экспрессивной речи (говорения). Наиболее адекватной формой контроля умений и навыков говорения является устная форма, потому что она позволяет выявить наиболее важные для данного вида речевой деятельности качества: речевую реакцию, речевые автоматизмы, характер остановок, ситуативность речи. Что касается содержательной стороны речи и ее правильности, то эти стороны могут быть проверены и с помощью письменной формы проверки.

При устной форме проверки могут возникнуть и некоторые трудности фиксации объема высказывания и ошибок, которые могут быть случайными в силу спонтанности, непродуманности, экспомтности речи. Для выяснения степени случайности ошибок и для более детального анализа речевых сообщений учащихся целесообразно использовать звукозаписывающие средства (магнитофон) в лингафонном кабинете. Устный контроль навыков и умений говорения может быть фронтальным, индивидуальным и групповым.

Фронтальная устная проверка наиболее удобна для текущего контроля и для выявления общей картины успеваемости. Эта проверка носит целенаправленный характер, проводится под руководством учителя и осуществляется в виде вопросо – ответного упражнения, в котором ведущую роль играет учитель, кроме тех случаев, когда проверяется диалогическое умение учащихся, особенно умение начинать и поддерживать беседу.

При групповом контроле в беседу вовлекается группа учащихся.

Для выявления уровня владения монологической речью отдельными учащимися используются индивидуальные виды контроля, например, а) ответы на коммуникативные вопросы по опорам (ситуация, изученная тема, рисунок и т.п.), по тексту, в том числе и упражнения текстового характера для проверки степени сформированности речевых навыков в говорении и аудировании, б) монологическое высказывание то тем же опорам. Индивидуальные формы контроля являются единственно возможными при проверке монологических умений, но необходимо сочетать индивидуальные формы с фронтальными формами проверки, чтобы избежать пассивности класса при продолжительном опросе отдельных учеников.

2. Формы контроля аудирования. Виды и формы контроля аудирования делятся по участию родного языка на одноязычные и двуязычные, по форме – на устные и письменные, по функции – на констатирующие, обучающие, стимулирующие; с использованием ТСО и без применения их.

Выбор формы контроля с точки зрения использования родного языка зависит от цели контроля (проверки точности и глубины, полноты понимания или приблизительного понимания основного содержания), а также от объема и информативной насыщенности аудируемого текста.

Если речь идет о точном понимании большого по объему текста большой информативной насыщенности, языковой материал которого сложен для последующего активного употребления, а изложение своими словами оказывается для учащихся данного класса слишком трудным заданием, целесообразно проводить проверку с помощью родного языка. Во всех других случаях контроль носит одноязычный характер.

3. Формы контроля чтения и письма: а) одноязычные – устная речь (монологическая и диалогическая) и чтение вслух, а также иногда наглядность; б) двуязычные – перевод.

Использование устной речи независимо от ее вида как средства контроля предполагает активное владение материалом настолько и в таком объеме, чтобы достаточно полно и правильно передать содержание прочитанного текста. Этот вид контроля может быть фронтальным и индивидуальным, в зависимости от цели и условий контроля. Выразительное чтение вслух также может быть устной формой контроля.

В практике используются также письменные формы фронтальной проверки чтения, чаще всего на родном языке. Этот способ, с одной стороны, имеет ряд достоинств, но, с другой – письменный перевод занимает большое времени, чем устная - одноязычная – проверка. Наиболее рациональным следует считать тот способ, который учитывает основную и побочную (обучающую) цель, степень адекватности, условия, в которых эта проверка проводится, и т.д. Так, на начальном этапе наиболее приемлемой формой являются одноязычные устные фронтальные формы проверки, на среднем этапе возможен и целесообразен иногда письменный фронтальный перевод тех мест текста, в правильности понимания которых учащимися учитель сомневается. На старшем этапе может использоваться выборочный перевод, связанный с анализом трудных мест текста, тесты на проверку понимания прочитанного, а также ответы на вопросы и постановки вопросов; пересказ содержания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Объекты контроля | И его место в процессе управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.