Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и метод коммерческого права




Предмет коммерческого права — это совокупность правовых отношений, связанных с коммерческой (торговой) деятельностью. В предмет коммерческого права включаются правоотношения, связанные с осуществлением оптовой торговли.

 

Следует отметить, что в дореволюционной литературе под предметом торгового права рассматривали отношения, связанные исключительно с осуществлением посреднической деятельности между производителем и потребителем материальных благ. Российский ученый конца XIX — начала XX вв. Г.Ф. Шершеневич основным субъектом торговли считал торговца-посредника или посредническую торговую фирму.

 

Современный ученый, правовед, заведующий кафедрой коммерческого права МГУ, Б.И. Пугинский подвергает критике подобную концепцию. Он отмечает, что товарный оборот начинается с продажи изготовителем произведенного им продукта, поэтому изучение товарного оборота должно начинаться с действий организаций-изготовителей, реализующих созданный товар, а не действий торговых посредников. В связи с этим в коммерческой деятельности им выделяются три участка торгового оборота:

 

1) продажа своих товаров изготовителями;

2) деятельность торговых посредников;

3) деятельность субъектов, приобретающих товар для обеспечения себя необходимыми ресурсами.

 

Процесс розничной продажи товаров гражданам обычно не включается в предмет регулирования коммерческого права. Оптовая торговля и снабжение по своим целям, содержанию и правилам существенно отличаются от розничных сделок. Кроме того, граждане не являются участниками деятельности по продвижению товаров на рынке. Они выступают в качестве потребителей товаров, купленных для личных нужд. Профессор Б.И. Пугинский не относит к субъектам коммерческой деятельности физических лиц, приобретающих товар для некоммерческих целей в розницу. По его мнению, розничная торговля достаточно полно регулируется гражданским законодательством и не нуждается в специальном регулировании в коммерческом праве.

 

Следует отметить, что коммерческая деятельность не сводится только к купле-продаже товаров. Она включает в себя разнообразные услуги, связанные с продвижением товаров на рынке. К собственно торговым действиям примыкает огромное число вспомогательных и побочных действий (доставка, хранение, сервисное обслуживание, привлечение агентов и др.), которые также признаются торговыми, поскольку служат увеличению торговой прибыли. Без большинства таких действий осуществление их вне торговли в современных условиях просто невозможно, вне торговли эти действия утрачивают свое значение. Таким образом, предмет коммерческого права составляют отношения по оптовой купле-продаже товаров, а также отношения по оказанию услуг, связанных с продвижением товаров на рынке от изготовителей к оптовым потребителям (см. вкладку 3).

 

Методы коммерческого права. Как для гражданского права, так и для коммерческого главным является диапозитивный метод регулирования. Дозволения выступают основным методом правового регулирования коммерческой деятельности, обеспечивающим экономическую свободу и активность предпринимателя. Данный метод подразумевает равенство участников коммерческой деятельности, возможность выбора ими вариантов своих действий при организации торговой деятельности.

 

Диспозитивный метод можно выразить формулой: можно все, что не запрещено законом.

 

В то же время в целях обеспечения публичных интересов государства, защиты прав участников торгового оборота, потребителей, для регулирования отдельных отношений коммерческой деятельности характерен императивный метод, предполагающий наличие норм, обязательных для исполнения (ограничений, запретов, обязанностей).

 

Так, Гражданский кодекс РФ содержит обязательные для выполнения сторон торговых договоров правила об условиях заключения договора, его изменения, прекращения. Коммерсанты должны соблюдать установленные законодательством требования, например, в сфере лицензирования торговой деятельности, обеспечения безопасности товаров, конкуренции на товарных рынках, внешней торговли.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.