Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законодательство о физической культуре и спорте иностранных государств




Физическая и спортивная активность представляет собой
важный фактор здоровья и развития каждого человека, основной
элемент воспитания, культуры и общественной жизни. Включение в
физкультурно-спортивную жизнь - право каждого, вне зависимости
от пола, возраста, способностей и положения в обществе.

Значимость физической культуры и спорта для общества в
сфере воспитания, образования, экономики, охраны здоровья,
активного отдыха осознается в настоящее время всеми развитыми
государствами мира, которые в целях развития и регулирования
физкультурно-спортивных отношений регламентируют их спе­циальными законами.

Первые национальные законы о спорте, физической подготовке и спортивной деятельности появляются в 40-х годах XX столе­тия. Так, в 1937 году был принят Закон о физической подготовке и рекреации в Великобритании, Закон о спорте в Италии (1942 год), Закон о физической подготовке и любительском спорте в Канаде (1961 год), в Японии (1961), Закон о спорте 1972 года в Швейцарии, в 1975 году в Греции и т.д. Начиная со второй половины 70-х годов число стран, принявших или пересмотревших старые спортивные законы, резко увеличивается. В 1978 году Конгресс США принимает Закон о любительском спорте, в 1980 году - Финляндия, Франция - в 1984 и 1992 годах, Италия – 1984, Испания – 1988, 1990. В начале 1990-х годов – практически все страны Восточной Европы.

Практически все национальные законы о физической культуре и спорте, несмотря на их различную специфику и разнопланновость, обладают общими чертами, касающихся как структуры законов, так и их; содержательного наполнения. В частности, национальные законы о спорте регламентируют следующие направления и сферы деятельности:

· В преамбуле декларируют значимость физической культуры и
спорта для государства и общества, устанавливают ответствен­ность государства за развитие физического воспитания и спорта в стране;

· Определяют цели и задачи физкультуры и спорта;

· Раскрывают структуру и функции системы физической культуры
и спорта в стране;

· Определяют источники финансирования и ресурсного обеспече­ния физкультурно-спортивной отрасли;

· Регламентируют статус спортивных организаций и учреждений;

· Определяют государственные специализированные органы уп­равления физкультурой и спортом, а также полномочия местных
органов власти в сфере физического воспитания и спорта;

· Устанавливают систему подготовки специалистов в сфере
физической культуры и спорта;

· Вводят официально установленную систему почетных званий,
льгот и преференций выдающимся деятелям физкультурно-
спортивной отрасли;

· Устанавливают санкции за нарушение положений закона.

Кроме указанных положений, в спортивных законах ряда стран нашли свое отражение и такие вопросы, как развитие школьного физического воспитания, инвалидного спорта, спорта высших достижений и некоторых других. Более полное пред­ставление об иностранном правовом обеспечении спорта можно получить на основе анализа Закона «О любительском спорте США» (1978) и Закона Французской Республики «Об организации и повышении роли в обществе физической и спортивной активности» (1984, с изменениями и дополнениями в 1992 и 1993 годах).

Принятие в 1978 году Конгрессом США Закона о любительском спорте для руководителей международного и национального спортивного движения многих стран было, в какой-то степени, даже непонятным: ведь США все предыдущие годы считались образцом невмешательства государства в спорт. Однако, принятие закона не было случайным актом и готовилось заблаговременно. Начиная с 1950 г. президенты, Конгресс и Сенат США неоднократно: занимались вопросами спорта. В 1956 г. президент США Д. Эйзенхауер создал Президентский совет по физической подготовке молодежи; в начале 70-х годов администрация США участвует в разрешении конфликта между ведущими спортивными организа­циями страны - Национальной ассоциацией студенческого спорта и Любительским спортивным союзом. В 1972 г. президент Р. Никсон подписывает закон о провозглашении 6 октября днем тренера в стране, а Конгресс принимает поправку IX к Закону о гражданских правах 1964 г., предоставившую американским женщинам в учебных заведениях равные права с мужчинами на занятия спортом, В 1975 г. по указанию президента Дж. Форда создается Президент­ская комиссия по олимпийским видам спорта, основные выводы и рекомендации которой были учтены в принятом Законе.

Основная цель Закона сформулирована следующим образом: «Поощрить более широкое участие граждан в любительском спорте, расширить полномочия Олимпийского комитета США (ЮСОК) как координирующего органа в любительском спорте страны, защитить права спортсменов-любителей, создать механизм управления, в соответствии с которым право возглавлять и организовывать какой-либо вид спорта предоставляется наиболее представительным спортивным организациям, федерациям». Таким образом, Закон расширил полномочия НОК США, впервые установил процедуру рассмотрения конфликтных ситуаций между спортивными орга­низациями, а также между спортсменами и спортивными орга­низациями.

Согласно принятом Закону «О любительском спорте США», были расширены права спортсменов, который обязывал, с одной стороны, все спортивные организации иметь в своей администрации не менее 20% спортсменов, и, с другой стороны, обеспечивал спортсменам и тренерам право самостоятельно решать вопрос участия или неучастия в соревновании. Ранее этот вопрос решался руководством той федерации, у которой со спортсменом имелся контракт. Закон определил также задачи и полномочия нацио­нальных спортивных федераций в международных федерациях. В дополнение к этому, Закон возложил на Олимпийский комитет США задачи по оказанию содействия и практической помощи при возведении новых и модернизации действующих спортсооружений, созданию национальных спортивных центров, по пропаганде спорта и идеалов «fare play», всемерному содействию инвалидному, детскому и женскому спорту, а также научным исследованиям в сфере физической культуры и спорта.

Теперь обратимся к рассмотрению основных положений «Закона Французской Республики об организации и повышении роли в обществе физической и спортивной активности».

Статья 1 Закона указывает, что «Государство ответственно за физическое и спортивное обучение и воспитание, находящееся под руководством министерства национального образования, которое обеспечивает или контролирует вместе с заинтересованными сторонами органи­зацию обучения, ведущего к получению различных профессий в области физической и спортивной активности, и выдачу соот­ветствующих дипломов». Кроме того, французское правительство берет на себя ответственность за развитие спорта высших достижений. Закон гласит: «Спорт высших достижений есть средство обогащения и прогресса человечества. Высококвалифицированный спортсмен играет социальную, куль­турную и национальную роль первостепенной важности... Развитие спорта высших достижений входит в обязанность государства и спортивного движения, включающего спортивные ассоциации и федерации, при участии органов местного самоуправления, предприятий и иных социальных институтов. Государство вместе со спортивным движением обеспечивает высококвалифицированным спортсменам возможность совершенствоваться в их спортивных дисциплинах и заботится об их трудоустройстве».

Структурно французский Закон состоит из двух актов:

• Акт 1. Организация физической и спортивной активности;

• Акт 2. Образование и профессии.

В первой части Закон регламентирует физическое и спор­тивное воспитание, процедуру создания спортивных ассоциаций и обществ, работу спортивных федераций и их взаимодействие с министерством по делам спорта, спорт высших достижений. Кроме того, в Акте 1 имеются главы, в которых законодательно закреп­ляются такие органы, как Национальный совет физической и спортивной активности (Глава VI) и Национальный комитет научных исследований и технологий (Глава VII). Роль Национального совета консультативная - Совет высказывает свое мнение о проектах законов и декретах, касающихся спортивной политики, которые передаются ему министром по делам спорта. Также Совет выполняет миссии, порученные ему Национальным олимпийским и спортивным комитетом Франции.

Что же касается Национального комитета научных исследований и технологий в области физической и спортивной; активности, то он действует под эгидой министров научных ис­следований, национального образования, здравоохранения и спорта. Комитет имеет своей целью «стимулировать повышение роли фундаментальных и прикладных исследований в области физичес­кой и спортивной активности».

Большой интерес представляет Глава IV Закона «Практика физической и спортивной активности на предприятиях, во время стажировки и службы в армии». Как видим, французский законодатель, в отличие от многих других, признает перво­степенную значимость развития физкультуры и спорта на предприятиях и в армии. Так, статья 20 гласит, что «Организация занятий физической культурой по месту работы есть важнейшее условие развития спорта для всех... Рабочий комитет способствует развитию физической активности и спорта на предприятии и участвует в их финансировании».

Еще одна важная особенность французского Закона - содер­жание в нем специальной главы, регулирующей безопасность спортивных сооружений и мероприятий. После того, как на некоторых стадионах и спортивных аренах мира произошли массовые несчастные случаи, повлекшие за собой человеческие жертвы, Закон ужесточил требования к безопасности спортсооружений. В частности, Законом предусматривается обязательная серти­фикация спортсооружений на предмет соответствия их техническим условиям. Кроме того, специальные статьи Закона предусматривают для нарушителей крупные штрафы (от 600 до 100 тыс. евро).

Акт II Закона регламентирует такие важнейшие сферы, как образование и профессии в области спорта. В частности, статья 43 гласит, что «никто не может преподавать, руководить или органи­зовывать за вознаграждение физическую и спортивную активность в качестве главного или дополнительного своего занятия регулярным, сезонным или по случаю образом, не может присваивать звание преподавателя, инструктора, воспитателя, тренера или им подобные, если он не является обладателем диплома, включенного - в зависимости от уровня подготовки и профессии, к которой он дает доступ, - в список официально признанных дипломов в области физической и спортивной активности»,

Современные тенденции в сфере законодательного оформления физической культуры и спорта таковы, что все большее количество государств разрабатывает специальные законы профессиональном спорте. Так, в Италии соответствующий закон был принят в 1981 г., а несколько позднее аналогичные законы были приняты Испанией и Португалией

В 1990 г. в Испании был принят Закон №10 - Закон о спорте.

Его основные положения включает:

I. Модель спортивного клуба. Целью является создание новых клубов, особенно для молодежи,

2. Создание обществ с ограниченной ответственностью на базе клубов и профессиональных команд с тем, чтобы они выступали в официальных соревнованиях как коммерческие команды.

3. Осуществление контроля за деятельностью спортивных феде­раций, хотя они и считаются частными организациями.

4. Осуществление контроля за профессиональными лигами, имею­щими юридический статус, автономность деятельности, право
организовывать соревнования, также право культивировать
различные дисциплины в своих клубах.

5. Защиту ведущих спортсменов (обеспечение возможностей для
качественного проведения тренировочного процесса, создание
возможностей для получения образования и профессиональной
подготовки).

6. Борьбу с допингом в спорте.

7. Профилактику борьбы с насилием. Законом предусматривается в
определенных случаях возможность созывать по этому поводу
специальную Сенатскую комиссию.

8. Спортивные структуры финансируются государством. Они дол­жны осуществлять деятельность многопрофильного характера и
быть доступными.

9. Реорганизацию профессионального футбола.

Завершая рассмотрение зарубежного спортивного законода­тельства отметим, что к настоящему времени большая работа по правовому оформлению физкультурно-спортивной сферы идет в странах Восточной Европы. Болгария, Румыния, Венгрия, Чехия и другие государства активно разрабатывают и принимают законы о физической культуре и спорте, обновляют существующую нормативную базу в области туризма и охраны здоровья.

Очевидно, что практическая реализация отмеченных направ­лений регионального сотрудничества в сфере физической культуры и спорта не может быть эффективно осуществлена без надлежащего правового оформления. Закрепление общих принципов национйгьно-территориального сотрудничества производится в правовых актах в виде региональных хартий, манифестов, кодексов и иных документах. Рассмотрим некоторые из них.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 942; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.