Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция Дж. Локка о воспитании нового человека




Джон Локк (1632 - 1704) – английский философ – материалист, педагог.

Родился 29 августа 1632 г. в г. Рингтон, на западе Англии, в семье адвоката-пуританина. В 1646 г. был зачислен в Венстминтерскую школу; в 1652 г. поступил в Оксфордский университет. В условиях революции выражал интересы новой буржуазии. Увлекался наукой, философией. Более тридцати лет жизни были связаны с Оксфордским университетом, где преподавал греческий язык, риторику, этику. С 1667 г. становится домашним врачом и воспитателем в семье лидера партии вигов графа Шефтсбери.

С 1675 по 1689 годы находился в эмиграции в Голландии. По возвращении на родину занимался правительственной службой, научной и литературной деятельностью. Большой заслугой была разработка идеи опытного происхождения человеческого знания, обоснованная в работах «Опыт о человеческом разумении», «Воспитание разума» (1690).

Категорический отказ от традиционной точки зрения на врожденность человеческих идей и представлений, защита сенсуалистической теории познания, большое внимание к эмпирической психологии позволили Локку разработать интересную авторскую педагогическую систему.

Ведущие методологические идеи педагогического учения Локка:

1) Познаваемость мира через ощущения, т.е. приоритетность сенсуалистического познания.

2) Существование наряду с внешним опытом, на познание которого ориентированна чувственная сфера, опыта внутреннего, являющегося продуктом деятельности рассудка.

3) Душа ребенка – это «чистая доска», т.е. ребенок от рождения не несет в себе никаких врожденных идей и пороков.

4) Результаты сенсорного чувственного восприятия формируют опыт и привычки и поэтому от воспитания и обстоятельств жизни зависит все развитие человека.

5) Естественное равенство от рождения не есть равенство индивидуальных способностей.

Программу воспитания и образования нового человека – джентльмена Локк детально изложил в работе «Мысли о воспитании» (1693 г.).

Основные теоретические положения педагогической концепции Локка о воспитании нового человека - джентльмена:

 

1) Цель воспитания – подготовка человека к добродетельной жизни и практической деятельности.

2) Джентльмен должен получить всестороннее домашнее воспитание под руководством воспитателя: физическое, нравственное, умственное, трудовое.

3) Физическое воспитание подразумевает организацию жизни ребенка, при которой соблюдается умеренность в пище, одежде, развлечениях. «В здоровом теле – здоровый дух».

4) Нравственное воспитание – это воспитание твердого характера, воли, дисциплинированности. Сдержанность, мужество, умение владеть собой, благожелательность – основные качества будущего джентльмена.

Формирование характера на первом этапе предполагает «страх и уважение ребенка к воспитателю»; на втором - «любовь и дружбу».

Воля начинается с воспитания привычек. Она – основа твердого характера. Привычки создаются и закрепляются упражнениями. Плохие привычки (лень, ложь, капризы) можно преодолеть хорошими.

Дисциплина начинается с подчинения требованиям взрослых, воспитателей. Однако «рабская дисциплина создает рабский характер».

5) Основные средства воспитания – пример, среда, окружение ребенка: «ничто не проникает так незаметно и так глубоко в душу человека, как пример»;«положительные или отрицательные стороны многих вещей (при хорошем воспитании или дурном) будут лучше познаваться и глубже запечатлеваться из примеров других людей, чем из тех правил и наставлений, которые им могут даваться по этому поводу».

6) Умственное воспитание должно быть практическим, полезным. Следует опираться на желание, любознательность, интерес ребенка: «где нет желания, не может быть никакого усердия». Главное в обучении – самостоятельность мышления в сочетании с опытным характером знания. При обучении не должны применяться наказания. Активность необходимо поощрять вопросами, игрой.

7) Трудовое воспитание – основа подготовки к жизни, т.к. ремесло делает человека независимым; предупреждает праздность; является средством закалки.

Локк внес в педагогику следующие новые принципы:

· Опытности в воспитании;

· Практицизма в обучении и воспитании;

· Рационализма.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.