Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как воспитать ребенка, не испортив его?

Проблема воспитания детей всегда будет актуальной, т.к. вариантов правильного воспитания бесчисленное множество. З. Фрейд в свое время сказал, чтобы родители не делали, они все равно воспитают ребенка неправильно. В чем причина такого пессимистического отношения? В том, что многие родители, находясь под давлением современных культурных установок, превращают нормальную жизнь в состязание, в игру между родителями и детьми. Вопрос: кто кого, так и висит в воздухе, когда родители жалуются на своих детей.

В этом состязании ребенок пытается сохранить свои естественные проявления, а родитель настойчиво пытается заключить его в рамки культуры. Не все родители встают на тропу войны. Мы будем говорить о тех, кто эту ситуацию рассматривает как вопрос выигрыша и проигрыша. Когда родитель считает, что если он не добьется послушания от своего ребенка, он проиграет, и это может нанести урон его самоуважению. Известный психоаналитик А. Лоуэн остроумно назвал эту игру:
«Как воспитать ребенка, не испортив его».

В научной литературе выделяют следующие основные условия морального развития:

а) наиболее прочным фундаментом воспитания моральной зрелости у ребенка является истинная, всеобъемлющая и безупречная родительская любовь. Удовлетворение потребности ребенка в такой любви со стороны родителей убеждает его в том, что жизнь и люди "хороши". В таких условиях у ребенка складываются отношения, дающие толчок к приближению его к жизни, другим людям.

б) Вторым значительным условием морального развития является адекватное представление о собственной личности, формирование правильной оценки своего "я" в процессе взаимодействия с другими людьми и жизнью. Социальное окружение может внедрить в сознание ребенка мысль о том, что он красив, лучше всех вокруг, или, напротив, плох и ничего не стоит. Особенно важны в данном случае взаимосвязи, которые складываются у ребенка в раннем возрасте. Грубость и постоянное порицание вырабатывает у ребенка мысль о том, что он плохой и не добьется успеха в жизни.

Выработка правильной оценки собственной личности - обязательное условие морального роста, поскольку индивид возьмется за выполнение ответственной роли в какой-либо ситуации лишь в том случае, если ощущает в себе достаточно сил, чтобы внести свой вклад в решение поставленной задачи, и понимает, что он должен сделать это. Если в ранние годы самооценка чрезвычайно занижена, у ребенка нет альтернативы: он должен забыть об ответственности и жить за счет компенсационных представлений. Если родители многократно задевают чувство собственного достоинства ребенка, это может вызвать излишний конформизм, сформировать у ребенка мнение, что он ничего из себя не представляет и полностью зависит от других. Многочисленные исследования свидетельствуют, что преступники, несмотря на внешнее бахвальство и довольство собой, в действительности глубоко страдают из-за ощущения собственной бесполезности и тяжело переживают свою никчемность.

Необъективное представление о себе, будь оно чрезмерно занижено или, напротив, необоснованно завышено, может повлечь за собой установление ложных взаимосвязей и отношений, духовное оскудение или совершение компенсирующих это представление поступков. Различные образцы поведения часто обусловлены одной и той же психической причиной.

Когда вышеперечисленные условия не соблюдены, ребенком овладевает глубокое чувство недовольства обществом и у него рождается склонность отрицать социальные ценности, вместо того, чтобы принимать их. Так он может связаться с группой подростков, у которой появляется целый ряд критериев для статуса своих членов, защищая требования группы, ребенок может легче добиться успеха.

Различия в окружении подростков могут быть достаточно широкими и разнообразными по форме, также чрезвычайно обширны и границы воспитательного воздействия - от одной крайности, когда нежеланного, незаконного ребенка откровенно отвергают, и по другой - когда ребенок окружен истинной любовью в единой и счастливой семье. Также не совпадают и мнения педагогов и родителей о воспитании. Встречаются школы и семьи, где господствует авторитарный, строгий стиль воспитания, и рядом с ними есть школы и семьи, в которых царит либеральная атмосфера. Различны и воспитатели - среди них есть проникнутые апатией и цинизмом, но есть и носители глубоко нравственных представлений.

 

Рассмотрим две стратегии воспитания

Дрессура, состязание Самодисциплина
· Условная любовь. Ребенка любят только, когда он радует родителей своими успехами, поведением. «Я тебя люблю, когда ты хороший мальчик»,- говорит мать. Ребенок переводит для себя: мама не любит меня таким, какой я есть. · Любящий ребенок, с их точки зрения, – это послушный ребенок, а непослушный – это враждебно настроенный. · Цель родителей –получение похвалы от знакомых за послушного ребенка с хорошими манерами. · Опора на долженствование, необходимость, а не на потребности ребенка · Воспитательная тактика-«кнут и пряник», наказание при неповиновении, власть и дисциплина. Поощрение – это игрушки и снисхождение к капризам, наказание – угроза потери любви, запреты и ограничения, физическое воздействие. · Уступка ребенку воспринимается как слабость родителей · Конфликтные отношения · Отсутствие веры в ребенка · Ребенок постоянно стремится угодить родителям, заслужить их любовь · Глубокая обида ребенка на родителя из-за неприятия таким какой есть · Постоянный контроль за действиями ребенка     · Ребенок рождается с правами, о которых многие родители и не подозревают, это право быть любимым, право получать удовольствия и право выражать свои чувства. · Безусловная любовь, принятие таким как есть. Разрешение ребенку быть самим собой · Уважение воли выбора ребенка (потребностей, интересов, друзей, профессии и т.п.) · Воспитание ответственности за свои поступки · Правила и ограничения укрепляют чувство безопасности, а не ограничивают свободу действий · Правила, предъявляемые к ребенку, соответствуют образу жизни родителей · Родитель много и с удовольствием проводит время с ребенком · Разумные требования, соответствующие возрасту и возможностям · Аргументирование поощрения и наказания · Конструктивная критика · Умение родителей понимать причины поступков детей и прощать их · Формирование и развитие позитивного отношения к себе · Предоставление разумной самостоятельности  
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Трудновоспитуемыми рождаются или становятся? | Не вымогай обещаний!
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.