Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественное устройство




Учение об идеальном государстве: земное по образцу небесного

Проблема зла у Платона

Соотношение души и тела: влияние пифагореизма

Душа обладает свободной волей и может выбирать свой жребий. Посмертная участь души зависит от ее жизни в теле. Как и пифагорейцы, Платон считал, что тело – это могила, темница для души, которая отвлекает душу от созерцания идей и подчиняет душу себе, тем самым, препятствуя ей вернуться в высший мир, ее подлинное отечество. Поскольку тело связано с материей, то материя у Платона понимается как источник зла.

Проблема существования зла у Платона появляется неоднократно, но в целом, не имеет однозначного решения.

¨ Вот первое. С одной стороны речь идет о том, что существует благо; благ сам демиург и его благость является побудительной причиной создания им прекрасного и гармоничного космоса. С другой стороны, материя изначально хаотична и космосу было сообщено столько совершенства, сколько возможно с учетом «сопротивления» материи. Но в целом надо помнить, что созданные демиургом боги, которым было в свою очередь поручено создание человека, пекутся о его добродетели.

¨ Вот второе. Демиург сотворил две души – добрую и злую.

 

Идея микрокосма и макрокосма получила у Платона новое выражение в его теории государства. Как небесному присущ порядок, а создатель космоса демиург был благ (впервые в античности у Платона мы встречаем идею благости создателя вселенной как способ объяснения его гармонии и целесообразности), так и земное устройство человеческого общества должно быть по своему небесному образцу – разумному и гармоничному. Выражение концепции микро – и макрокосма является тройственное членение и космоса, и человеческой души и общества. Как в большом космосе, во-первых, иерархию идей венчает Благо, во-вторых, существует мировая душа и, в-третьих, телесный космос, а душа имеет три начала, так и общество должно быть трехчастно.

Платон считал, что идеальным, то есть правильно устроенным, государством будет то, в котором каждый человек будет заниматься тем, что соответствует преобладающему в нем типу души и четырем добродетелям. Те, у кого преобладает разумное начало, должны быть философами, правителями государства. Люди с преобладанием благородных аффектов – воинами, стражами государства. С преобладанием чувственного начала – земледельцами и ремесленниками. Почему управлять должны именно философы, казалось бы, менее всего приспособленные к практической деятельности? А потому, что именно они могут созерцать истинное положение вещей, то есть благо, без знания которого правильного устроения общества невозможно.

Здесь можно указать по крайне мере на одну зрелую мысль. Представьте себе, что у власти оказывается тот, кто склонен потакать своим чувственным, низменным страстям. О чем он будет заботиться? Сомнительно, что о благе других и вообще о благе в значении высших духовных ценностей.

 

Аристотель (384-322)

Аристотель (384-322) родился в г. Стагира на полуострове Халкидика в Северной Греции. В семнадцатилетнем возрасте был отправлен для учебы в Афины, где он становится членом платоновской Академии и остается там в течении двадцати лет. В период 343-340 гг. он был наставником молодого Александра Македонского. Затем в 335 году возвращается в Афины, где основывает собственную философскую школу Ликей, и оставляет их лишь незадолго до смерти.

В отличие от Сократа и Платона, Аристотель был не только философом, но и ученым и оставил после себя трактаты по зоологии, физике, метеорологии, а также по искусству. Жанр философских работ Аристотеля претерпел определенное развитие. В молодости он писал диалоги, до нас практически не дошедшие. Позднее он отказывается от формы диалогов и первым среди философов пишет трактаты – жанр, который с тех пор наиболее распространен в философии.

Трактатов Аристотель написал очень много. Обратим внимание на название одного из них «Метафизика». Следует помнить, что название это дал не Аристотель, а Андроник Родосский, который в 1 в. н.э. решил издать сочинения Аристотеля в систематическом виде. Ту часть трактатов, которые не могли быть помещены в число физических, издатель собрал под общим название «Метафизика», то есть то, что «после физики». Сочинение это не представляет целостного произведения, различные его части написаны в разное время, но для нас оно важно тем, что в нем рассматриваются те вопросы, которые и являются собственно философскими. А слово «метафизика» стало нарицательным, обозначая особый тип философствования.

Первая в истории попытка классификации видов знания

Аристотель предпринял первую в истории попытку классификации видов знания, разделив их на три группы: практическое, творческое и теоретическое. Практическое знание – этика, экономика, политика – подразумевает умение действовать, жить в этом мире. Творческое знание – риторика, поэтика и все ремесла и прикладные искусства (например, медицина). К сфере теоретического знания относятся «первая философия» или метафизика, физика («вторая философия»), математика.

Обратим внимание на интересный момент. Теоретическое знание не имеет никакой жизненной ценности, являясь знанием созерцательным (физика и математика в античности еще не приобрели того систематического прикладного значения как в Новое время). Однако, по мнению Аристотеля, теоретическое знание все-таки является наиболее ценным, поскольку в отличие от двух других видов знания, существующих для определенных целей, знание теоретическое является свободным, существуя ради самого знания. Человек, обладая теоретическим знанием, уподобляется Богу, поскольку Бог является единственным свободным существом в мире, и теоретическое знание наиболее достойно его.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.