КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процесс департаментализации
Процесс департаментализации -- это деление организации на отдельные структурные компоненты — блоки, которые могут называться департаментами, отделами, службами, отделениями и т. п. Эти структурные блоки выделяются с учетом таких факторов, как рабочие функции, конечный продукт, территориальное расположение, потребители, производственный процесс, а также вид конкурентного преимущества. Соответственно, в зависимости от признаков и критериев разделения организации на блоки принято различать функциональную, территориальную, производственную, продуктовую, проектную, смешанную департаментализацию. Рассмотрим базовые варианты структур, относящиеся к бюрократическому и адаптивному типу организационного построения, во взаимосвязи с выбранным направлением развития организации. Функциональная департаментализация (функциональные, линейно-функциональные структуры) характерна для фирм, которые выбрали направление развития, связанное с одним видом деятельности, т. е. стратегию специализации. При таком подходе структурные блоки формируются по наиболее важным областям деятельности всей организации, образуя функциональные отделы с четко определенными и конкретными задачами. Состав функций зависит от характера продукции, потребителя, технологии. Традиционные функциональные блоки материально-вещественной деятельности большинства организаций, занимающихсяпроизводственно-сбытовой деятельностью, — это отделы исследований и разработок, производства, маркетинга. Эти блоки соответствуют логической последовательности технологического цикла (проектирование-изготовление-сбыт) и составляют основу построения структуры фирмы. Они получили название линейных функций, поскольку непосредственно связаны с достижением общей цели фирмы — прибыли.
Таблица Стратегические следствия организационных построений
Основные функциональные отделы в зависимости от масштабности деятельности организации могут делиться на вторичные, более мелкие подразделения. Основная идея здесь состоит в том, чтобы максимально использовать преимущества специализации и не допустить перегрузки руководства.
Кроме того, по мере роста организации для обеспечения общих входов для линейных функций выделяют вспомогательные штабные функции: кадры, снабжение, экономика и финансы, логистика, информационное обеспечение и т. п. В фирмах, ориентирующихся на массовое производство, где процедуры рутинны и достаточно однообразны, дополнительно выделяют функции, обеспечивающие производственный процесс: технологическое сопровождение, стандартизация и нормирование труда, контроль качества, планирование и т. п. Преимущества функциональных (линейно-функциональных) структур в большей степени проявляются в организациях, которые действуют в относительно стабильных условиях и которым для обеспечения своего функционирования требуются решения стандартных управленческих задач. К недостаткам, свойственным такому типу структур, следует отнести: жесткость заданности поведения посредством упорядоченной системы правил и стандартов; трудности во внутрифирменных коммуникациях и неспособность к быстрым нововведениям. Масштабы этих проблем возрастают, если организация сталкивается с быстрыми изменениями окружающей среды или высокотехнологичной продукцией. Производственная департаментализация целесообразна для фирм, придерживающихся стратегии вертикальной интеграции. При построении такой структуры в качестве основных блоков выделяют подразделения, каждое из которых осуществляет одну или более основных операций цепочки ценностей (производство сырья, компонентов, сборка, монтаж, оптовая и розничная торговля, послепродажное обслуживание и т. п.). Такая структура, ориентированная на производственный процесс, основывается на содержании и последовательности фаз производственного процесса, где каждое подразделение выполняет определенную его стадию. Деятельность и персонал группируются на базе этого процесса. Каждое производственное подразделение (департамент), представленное в цепочке ценностей, может обладать определенной хозяйственной самостоятельностью.
Департаментализация по виду продукции, группам покупателей или географическим регионам (дивизиональная структура). Такой подход к построению организации необходим, чтобы справиться с проблемами, обусловленными масштабностью деятельности, диверсификацией продукции, распространением деятельности на обширные географические регионы. Выбор в пользу той или иной разновидности дивизиональной структуры определяется важностью элемента (продукт, покупатель, регион) в стратегических планах организации, а результатом является децентрализованная структура управления, ориентированная на бизнес-единицы, действующие как самостоятельные «центры прибыли». Особенность рассматриваемого подхода заключается в создании двойной структуры, где структура департаментов (отделений) является дополнением к общекорпоративной структуре. При двойной структуре одна используется для приносящей прибыль хозяйственной деятельности («центр прибыли»), а другая — для стратегического развития. Стратегическую роль в дивизиональной структуре играет центральная штаб-квартира главного руководителя, в состав которой входят общекорпоративные службы, наделенные аппаратными полномочиями. Кроме этого, главная штаб-квартира выполняет функцию координации, что позволяет согласовать стратегическое общекорпоративное развитие и текущие приоритеты отдельных бизнес-единиц компании. Рассмотрим разновидности дивизиональных структур. Продуктовая структура широко применяется производителями потребительских товаров, ориентирующимися на стратегию горизонтальной диверсификации, что связано с увеличением ассортимента производимой и реализуемой продукции. В такой ситуации это может быть решающим фактором успеха организации в целом. При этой структуре власть и полномочия передаются менеджеру «центра прибыли», который является ответственным за конечный результат производства и сбыта данного типа продукции. Менеджеры вторичных функциональных подразделений, входящих в структуру «центра прибыли», занимают в иерархии более низкое положение по отношению к менеджеру «по продукту» и, соответственно, подчиняются ему.
Стратегическими преимуществами данного типа структуры являются: четкое определение того, кто отвечает за результат бизнес-процессов; успешный контроль затрат; способность к более быстрому, по сравнению с функциональной структурой, реагированию на изменения условий конкуренции, технологии и покупательского спроса; освобождение корпоративного руководства от рутинной работы, что позволяет сконцентрироваться на стратегических проблемах. К недостаткам продуктовой структуры, имеющим стратегический характер, следует отнести: • увеличение затрат вследствие дублирования одних и тех же видов работ для различных видов продукции, а также управленческих функций на корпоративном уровне и уровне бизнес-единиц; • усложнение структуры из-за дополнительного уровня управления; • конкуренцию «центров прибыли» в борьбе за корпоративные ресурсы; • сложность в достижении синергии из-за хозяйственной автономии бизнес-единиц компании. Структура, ориентированная на потребителя, — тип структуры, в которой департаментализация осуществляется в соответствии с определенными группами потребителей. Каждое из сформированных отделений (департаментов) ориентируется на своего покупателя, имеет свою структуру с входящими в нее функциональными подразделениями и действует практически как независимая бизнес-единица. Такой подход оправдан, когда фирма производит большой ассортимент товаров или услуг, которые отвечают запросам нескольких крупных групп потребителей, имеющих четко определенные или специфические потребности. Например, в банковском деле, где выделяются такие группы потребителей, как физические лица (частные клиенты), юридические коммерческие лица (фирмы), организации (пенсионные фонды, образовательные учреждения), трастовые фирмы, другие банки и международные финансовые организации. Стратегические преимущества и недостатки структуры, ориентированной на потребителя, примерно те же, что и у продуктовой структуры, если учесть различия, связанные с разной целевой функцией. Региональная структура соответствует деятельности, которая охватывает обширные географические зоны (стратегия территориальной экспансии). Здесь департаментализация осуществляется по территориальному принципу, т. е. по месту расположения отделений компании, которые могут выступать в качестве «центра прибыли». В определенных случаях региональная структуризация подразумевает наличие в региональных отделениях и более мелких функциональных подразделений. Такой подход позволяет значительно проще решать проблемы, связанные с региональными особенностями (законодательство, местная власть, обычаи, традиции и нужды местного населения и т. п.), и успешно проводить в жизнь различные стратегии в различных регионах благодаря возможности увязать стратегию со спецификой каждого регионального рынка. Структуризация по географическим регионам более подходит там, где региональные различия имеют большее значение, чем различия в продукции.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2107; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |