КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет, задачи и основные факторы методики обучения истории
Методика школьного обучения истории как педагогическая наука С.5-10. Предмет и задачи методики обучения истории. «Методика» в переводе с древнегреческого — «способ познания», «путь исследования». Метод — это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Методика обучения истории — это педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения истории. Она изучает и исследует закономерности процесса обучения истории в целях повышения его эффективности и качества. Таким образом, методика призвана совершенствовать процесс обучения, его организацию и основные факторы. Как отмечал выдающийся методист начала XX в. К.А. Иванов, важнейшие задачи методики — выявление, описание и оценка способов обучения, которые ведут к лучшей постановке данной науки как учебного предмета (109, с. 6*). Методика рассматривает и изучает вопросы о том, как надо преподавать историю. Таким образом, предметом методики является педагогический процесс обучения — преподавание учителем и изучение учениками истории. Объектом же будут содержание, организация, формы и методы обучения. Процесс учебной работы учителя и учащихся сложен и многогранен. Его эффективность определяется характером деятельно- сти учащихся. Как бы учитель ни знал свой предмет, но если он не сумел вызвать интерес и организовать творческую деятельность учащихся, большого успеха он не добьется. Один из старейших российских методистов СП. Сингалевич писал: «В жизни часто приходится встречать плохих учителей и учительниц; появление последних чаще всего объясняется не тем, что они не знают своего предмета, а главным образом тем, что они не умеют в доступной форме передать свои знания другим, так как недостаточно знакомы с методическими основами сообщения исторического материала учащимся и вообще не вполне овладели методикой предмета» (127, с. 1). Методика предмета дает ответы на вопросы: зачем учить? Чему учить? Как учить?
Основные факторы обучения истории связаны с ответами на эти вопросы: цели, определяемые государством и обществом; содержание и структура исторического образования, закрепленные в стандартах и программах и на основе их изложенные в школьных учебниках; научно-методическая организация процесса обучения (формы, методы, методические приемы, средства преподавания и учения); познавательные возможности учащихся; результаты обучения. 1. Цели обучения истории менялись на разных этапах развития российского государства. В дореволюционной школе это были: формирование полноценного исторического сознания учащихся; изучение истории в процессе развития, эволюции общества; усвоение демократических ценностей и институтов; знакомство с прошлым, чтобы понять настоящее и предвидеть будущее; изучение культурного наследия наших предков и человечества в целом; воспитание в процессе обучения, формирование гражданских навыков (законопослушного подданного) и основ патриотизма; развитие интереса к истории как к науке и к предмету обучения. В наше время тоже определены цели исторического образования (8, с. 6): овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества с древнейших времен до наших дней; развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе исторического знания; формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе идей гуманизма, опыта истории, патриотизма; развитие интереса и уважения к истории и культуре народов. - 6 - Разработка целей обучения истории продолжается. К ним можно отнести:
воспитывать человека — патриота своей страны, уважающего национальные и общечеловеческие ценности, осознающего ценность культуры, природы и необходимость защиты окружающей среды; знакомить учащихся с жизнью общества и человечества как в прошлом, так и в настоящем, способствовать осмыслению ими социального, нравственного опыта предшествующих поколений; формировать человека, интегрированного в современном обществе и нацеленного на его совершенствование; способствовать интеграции личности в национальную и мировую культуру; отстаивать право учащихся на свободный выбор мнений и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов, ориентировать их на гуманистические и демократические ценности; выработать умения применять исторические знания и приемы, аналитически и критически оценивать информацию, анализировать новые источники общественной мысли, аргументировать свою позицию (178, с. 41—42). Основные факторы обучения истории в учебном процессе проявляются комплексно, в системе. Система — это целое, состоящее из частей, «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство» (91, с. 212). Свойство внутренней целостности факторов обучения ведет к возникновению новых качеств, положительно влияющих на процесс обучения. 2. Содержание обучения истории в школе. Оно меняется с развитием исторической науки. Методика помогает отобрать основные факты, важнейшие события и явления отечественной и всеобщей истории; теоретические определения и обобщения. Содержание истории, отобранное для изучения в школе, оформляется в виде госстандарта, программ и учебников. Оно усваивается учениками посредством определенной методической организации обучения, включающей в себя классные, внеклассные и внешкольные занятия. 3. Методы (способы деятельности) могут быть, например, сло: весными, печатно-рукописными (в работе с текстами), наглядными, практическими. Суть их заключается в том, что они дают ответ на вопрос, как учить, определяют двухстороннюю деятельность учителя и ученика. Хорошо продуманная методическая организация обучения позволяет наиболее эффективно формировать у учащихся исторические знания и познавательные умения, научные взгляды и убеждения, развивать их способности.
- 7 -
На основе единства содержания учебного материала, организации соответствующих методов обучения и форм познавательной деятельности учащихся достигаются цели обучения. 4. Познавательные возможности учащихся связаны с возрас- Что же такое способности? Это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, в данном случае — изучения истории. Они выражаются в быстроте, глубине и прочности овладения методами и приемами деятельности. 5. Результаты обучения напрямую связаны с реализацией по- Результаты обучения измеряются уровнем: 1) исторического образования, достигнутым на одном уроке, на многих уроках при изучении темы, раздела, учебного курса, всех курсов истории в 5—11 классах; 2) сформированности научного мировоззрения; 3) воспитания учащихся в процессе изучения истории; 4) развития познавательных возможностей учащихся. Таким образом, результаты обучения показывают, реализованы ли поставленные цели или они остались только в замыслах.
Качество обучения в последнее время оценивается при помощи тестов. Реже используются задания, позволяющие оценить способность ученика применять полученные знания и умения в практической деятельности. На уроках истории такие задания связаны с проведением лабораторных занятий по простейшему исследованию источников и документов. Во внеурочное время ученики готовят доклады, рефераты, научные статьи на основе работы в музеях и архивах. Роль и место методики в школьном обучении истории Значение методики для студента, школьного учителя истории состоит в том, что она позволяет: выявить уровень знаний и умений по истории у учеников конкретного возраста; конкретизировать цели обучения по классам, курсам, разделам и темам; ставить конкретные задачи обучения и определять эффектив- отбирать содержание в соответствии с целями и задачами обучения, познавательными возможностями учащихся; соотносить содержание обучения с применяемыми приемами и методами; разрабатывать тесты, логические задания и задачи, конспекты с опорными сигналами; применять наиболее эффективные методы, формы и средства обучения; предвидеть и выявлять результаты обучения, вносить коррективы в педагогическую деятельность. Методика обучения истории тесно связана с другими науками, и прежде всего с историей, ее базовой дисциплиной, позволяющей разработать содержание обучения. Цель методики — отобрать основные данные исторической науки и, дидактически обработав и адаптировав их, включить в содержание школьных курсов. Содержание отбирается с учетом познавательных возможностей учащихся. В их выявлении неоценима роль психологии. Эта наука раскрывает особенности познания учащихся, их познавательные действия. Кроме того, при анализе процесса обучения истории применяются некоторые методы психологических и педагогических исследований. Методика тесно связана с педагогикой, поскольку является ее отраслью. Педагогика определяет методы обучения, цели воспитания, методы научного исследования. Взяв за основу эти методы и цели, методика вносит как в учебный процесс, так и в научные исследования конкретное историческое содержание. Методы научного исследования — определение рабочей гипотезы, целей, задач исследования, педагогическое наблюдение и формирующий эксперимент (экспериментальные уроки). Латинское слово «экспериментум» означает «проба», «опыт». Такой опыт приходит в результате действия определенных факторов и условий обучения.
Педагогическое наблюдение — это изучение практики преподавания истории без воздействия на процесс обучения. Исследователь посещает и анализирует уроки истории, изучает результаты тестирования и анкетирования учащихся, конспекты и протоколы открытых уроков учителей, знакомится с передовым опытом по материалам школьных методообъединений. Однако если исследователь проводит тестирование и анкетирование учащихся по своим материалам, то это уже будет констатирующий эксперимент. Формирующий эксперимент предполагает активное вмешательство экспериментатора в процесс обучения. Обязательный элемент такого эксперимента — его гипотеза, аргументированное, но требующее проверки предположение о прогнозируемых результатах. Гипотеза формулируется по схеме: можно добиться положительного результата, если: а) изменить содержание, последовательность изложения материала; б) использовать новые средства обучения; применить иные способы изложения материала; внедрить иную организацию познавательной деятельности. Гипотеза проверяется при соответствующих условиях и методах на практике. На основе поставленной цели и задач исследования экспериментатор сначала готовит методические разработки, а затем проверяет их эффективность в ходе обучения. Чаще всего проверяется организация обучения. В экспериментальных классах она иная, чем в контрольных. Например, метод единства (единственного) различия в обучении, когда все одинаково, кроме организации; противоположный метод — единство сходства. Перед учеными, методистами и педагогами стоят важнейшие задачи: разработка концепции обучения истории в школе и вузе; дальнейшая разработка научно-педагогических основ построения содержания обучения и системы взаимосвязанных курсов истории; устранение перегрузки содержания обучения и его дублирования; дальнейшее исследование научно обоснованной организации обучения; определение оптимальной организации познавательной деятельности учащихся; разработка критериев оценки достигаемых рзультатов в обучении или эталонов проверки качества знаний, выявление объективных результатов обученности.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 5061; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |