КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы и процессы торговых предприятий
Введение Торговля — система организации массовых продаж. Продажи — бизнес-понятие, описывающее практически любую коммерческую деятельность, бизнес вообще. Продажи чаще всего являются завершающим этапом бизнес-цикла коммерческого предприятия. Употребляется только во множественном числе, в отличие от термина «продажа» (разовая продажа чего-то конкретного). Слово «торговля» очень близко по значению к продажам, однако имеет другой оттенок и иногда больше подходит для общего описания торгового бизнес-процесса или определенной специфики продаж (например — выносная торговля, разъездная торговля, советская торговля). Также словом «торговля» можно описать торгово-закупочную деятельность (и закупки, и продажи) вообще, обозначить вид деятельности и отрасль в целом (работники торговли, Министерство торговли, торговое представительство и т. д.). Продажи — западный термин, подчеркивающий современный подход к организации торговли в компании, применение эффективных методов, нацеленность на конкретный результат. В советское время вместо термина «продажи» в СССР пользовались термином «сбыт». В современном понимании продажи считаются неразрывно связанными с маркетингом, служат логическим продолжением, практическим результатом и подтверждением правильности ведущейся маркетинговой работы компании. Считается, что само понятие маркетинг появилось из продаж, является их неким теоретическим осмыслением. В настоящее время продажи являются скорее практической нежели теоретической дисциплиной. Продажам посвящены многочисленные обучающие практические тренинги по развитию конкретных навыков продаж, статьи и книги по специфике того или иного вида продаж и т. п.
Разработаны многочисленные классификации продаж. Например — оптовые и розничные продажи, продажи в сегменте, прямые продажи, многоуровневые продажи, «длинные» продажи, мобильные продажи, продажи товаров и услуг, всевозможные отраслевые продажи (продуктов питания, стройматериалов и т. п.). Понятие продажи входит в качестве базового и основополагающего в большое количество других современных терминов и бизнес-понятий: профессия менеджера по продажам является одной из наиболее распространенных на рынке труда, составление плана продаж является основой для составления бизнес-плана, отдел продаж есть практически на любом коммерческом предприятии и т. д.
Все множество торговых предприятий принято делить на три основные группы:
В хрестоматийном случае товар попадает от производителя к потребителю, пройдя через предприятие каждой из выделенных групп (см. рис.5.1). Рис. 5.1. Путь товара от производителя к потребителю На практике часто одного или даже нескольких звеньев может не быть. Отличительной чертой предприятий оптовой торговли является то, что они взаимодействуют непосредственно с производителем, закупают у него продукцию в больших объемах (не упаковками и коробками, а вагонами и машинами) и имеют очень большие складские помещения, как правило, находящиеся на значительном расстоянии друг от друга. Предприятия мелкооптовой торговли являются промежуточным звеном между предприятиями оптовой и розничной торговли. Они работают с меньшими, чем оптовики, объемами продукции, и их склады расположены достаточно близко от предприятий розничной торговли. Предприятия розничной торговли (магазины) работают с конечным потребителем. Объемы складских помещений минимальны; большинство организаций стараются вовсе не держать склад, и весь товар находится в торговом зале.
Помимо вышеперечисленного, группы предприятий отличаются еще и выполняемыми торговыми операциями. Основные торговые операции включают в себя: · контрактацию; · спецификацию; · оплату; · получение. Контрактация. Контракт (договор) содержит информацию о намерениях закупки у поставщика (продажи товаров клиенту) и является основным документом, регламентирующим взаимоотношения между сторонами договора. Контракт сам по себе не подразумевает возникновение денежных обязательств. Контрактация включает в себя поиск поставщика или клиента, а также заключение договора и его исполнение. Спецификация - это заказ, содержащий полную информацию о взаимоотношениях продавца и покупателя, возникающих в результате купли-продажи конкретного перечня товаров. Оплата представляет собой осуществление денежных расчетов между продавцом и покупателем за проданный (купленный) товар. Получение - отпуск купленного товара покупателю со склада продавца. Очевидно, что предприятия оптовой торговли выполняют все четыре операции. Сначала между поставщиком и клиентом заключается долгосрочный договор о сотрудничестве. Затем в течение срока договора клиент заказывает у поставщика определенные товары в определенном количестве и в зависимости от условий поставки оплачивает и получает или получает и оплачивает товар. Для предприятий мелкооптовой торговли операция контрактации как таковая не выполняется. Спецификация и контрактация выполняются одновременно, в момент заключения договора на поставку товара. Для розницы контрактация также не выполняется. Но помимо этого еще и операции спецификации, оплаты и получения могут все вместе или попарно происходить в один и тот же момент времени. Например, для клиента супермаркета операции спецификации, оплаты и получения товара осуществляются одновременно на кассе торгового зала, когда составляется перечень приобретаемых товаров (отражается в чеке), совершается оплата (подтверждается чеком) и получение товара. При торговле по образцам (покупка бытовой техники, мебели, автомобиля и т. д.) операции спецификации, оплаты и получения разделены во времени. Покупатель сначала выбирает товар по образцам, находящимся в торговом зале, затем оплачивает покупку через кассу, после чего получает товар на складе, пункте выдачи или ожидает его доставку. При торговле "через кассу" (например, Интернет-магазин с курьерской доставкой) потребитель сначала выбирает товар, оформляет заказ, а оплачивает и получает его через несколько дней, когда приедет курьер. Торговля "через прилавок" означает одновременную спецификацию и оплату, а затем уже получение товара.
Различия между группами предприятий в зависимости от выполняемых торговых операций представлены ниже (см. таблицу 5.1). Буквами "К", "С", "О", "П" обозначены контрактация, спецификация, оплата и получение соответственно.
Тем не менее, несмотря на большое разнообразие торговых предприятий, можно говорить о том, что каждое из них работает по трем основным торговым процессам: · закупка товара; · хранение товара; · продажа товара (сбыт). Закупка и продажа товара происходят по уже рассмотренной схеме "контрактация - спецификация - оплата - получение". Под хранением товара подразумевается его складской учет, т. е. приходование и списание.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |