Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хозяйства

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВСЕМИРНОГО

На современном этапе экономического развития ни одна страна не может остаться в стороне от быстроразвивающихся процессов интернационализации экономики. Важнейшими формами и одновременно новыми этапами интернационализации являются:

· Глобализация;

· регионализация.

Феноменом хозяйственной жизни становится глобализация. Экс-перты Международного валютного фонда (МВФ) определяют этот феномен как растущую экономическую взаимозависимость стран всего мира в результате возрастающего объема и разнообразия международных сделок с товарами, услугами и мировых потоков капитала, а также благодаря все более быстрой и широкой диффузии технологий.

Глобализация свидетельствует о процессе постепенного стирания граней между странами и континентами и становлении всемирного хозяйства. Другими словами, глобализация открывает новые возможности в плане расширения доступа к рынкам и новым технологиям, что ведет к росту производительности и жизненного уровня населения.

Наиболее динамично развивается процесс финансовой глобализации – растущая взаимозависимость стран на основе увеличения объема и разнообразия международных валютных, кредитных, финансовых, расчетных, фондовых, страховых операций, а также информационных технологий.

Движущими силами глобализации стали углубление международного разделения труда на базе дифференциации высокотехнологичных продуктов, транснационализация экономики, информационная революция на основе микроэлектроники, развитие международной транспортной инфраструктуры. Сегодня мир движется к экономике, основанной на знаниях, информации и их материализации в технологии.

Одно из проявлений глобализации – растущая либерализация (смягчение) торгово-политического режима в системе международных экономических связей: в отношении товарных рынков, рынков услуг, капиталов, фондовых рынков, рынков рабочей силы. Поэтому в условиях глобализации мирового хозяйства значительно повыша-ется роль внешнеэкономической сферы как на макро-, так и на микроэкономическом уровне. На путь либерализации внешнеэкономической деятельности становится все большее количество стран. Решаю-щая роль в процессе глобализации принадлежит международным организациям и прежде всего Всемирной торговой организации (ВТО). Ее членами являются 153 государства (по состоянию на 01.09.2008 го-да), на которые приходится более 90 % мировой торговли.

Всемирная торговая организация (ВТО) является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), подписанного в 1947 году 23 государствами и действующего с 1 января 1948 го-да. Соглашение о создании ВТО, принятое во время Уругвайского раунда переговоров, ступило в силу с 1 января 1995 года.

ВТО – ведущая международная организация, занимающаяся вопросами сокращения торговых барьеров в торговле товарами, услугами, интеллектуальной собственности и регулирования международных торговых отношений.

Деятельность ВТО направлена в первую очередь на либерализацию международной торговли путем снижения уровня тарифов и снижения нетарифных барьеров.

ВТО представляет собой своего рода форум, на котором формируются торговые отношения между странами в процессе коллективных обсуждений и переговоров.

Основными принципами ВТО являются:

1. Торговля без дискриминации, т.е. предоставление товарам ино-странного происхождения режима наибольшего благоприятствования и национального режима. Согласно принципу режима наибольшего благоприятствования договаривающиеся стороны обязаны предо-ставлять любой другой стране данной организации условия взимания ввозных и вывозных таможенных пошлин и сборов не менее благоприятные, чем предоставляемые друг другу. Национальный режим означает, что иностранным товарам после их поступления на внутренний рынок предоставляется не менее благоприятный режим, чем аналогичным национальным товарам.

2. Либерализация международной торговли, т.е. проведение мно-госторонних торговых переговоров по прогрессивному снижению таможенных тарифов и устранению различных препятствий на пути международной торговли.

3. Защита через тарифы или отказ от использования количественных ограничений, означающая, что правила ВТО не запрещают за-щиту национальной промышленности и внутреннего рынка. Однако в случае необходимости подобная защита должна основываться на таможенных тарифах, а не на иных коммерческих мерах. ВТО предусматривает защиту внутреннего рынка путем введения защитных мер: использования антидемпинговых пошлин против товара ввозимого по демпинговым ценам; компенсационных пошлин против импортного товара, экспорт которого субсидируется страной-производите-лем; временного ограничения импорта определенного товара, который наносит и может нанести ущерб национальным производителям.

4. Содействие конкуренции означает, что ВТО выступает за открытую, справедливую конкуренцию через отказ стран от использования несправедливых методов ведения торговой политики: демпинга, экспортных субсидий. Соглашения ВТО предусматривают санкции, применяемые к экспортерам и странам, которые не соблю-дают данный принцип.

5. Специальный и дифференцированный режимы для развивающихся стран предполагают более мягкие требования по сравнению с развитыми странами и более продолжительный период внутренней поддержки сельского хозяйства, субсидирование экспорта и другие методы защиты национальных производителей.

6. Разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров.

Правила ГАТТ распространялись только на торговлю товарами. ВТО занимается также торговлей услугами и торговыми аспектами прав интеллектуальной собственности.

Цели ВТО:

1. Укрепление мировой экономики.

2. Содействие расширению торговли.

3. Наблюдение за состоянием мировой торговли.

4. Предоставление консультаций по вопросам управления в области международной торговли.

5. Наблюдение за торговой политикой государств.

ВТО имеет статус юридического лица, пользуется всеми привилегиями, предоставленными специализированным учреждениям ООН.

Структура управления ВТО. На рис. 1.1 представлена укрупненная структура управления ВТО. Главный орган ВТО – конференция на уровне министров, объединяющая представителей всех участников организации и собирающаяся один раз в два года. Конференция обладает всеми правами ВТО, может осуществлять все ее функ-ции и принимать любые решения. В перерывах между сессиями министерских конференций (восемь–десять раз в год) ее функции выполняет Генеральный совет. Штаб-квартира Генерального совета находится в Женеве. В числе функций Генерального совета – организация работы Органа по разрешению споров и Органа по проведению обзоров торговой политики, которые находятся в его ведении.

 

 

Рис. 1.1. Структура ВТО

 

Механизм принятия решений в органах ВТО продолжает существующую в рамках ГАТТ практику принятия решений на основе консенсуса. Однако в тех случаях когда на основе консенсуса решение принять не удается, оно будет приниматься путем голосования. По вопросам толкования любого из соглашений, входящих в сферу действия ВТО, решения принимаются большинством в 3/4 голосов. Решение Генерального совета в тех случаях, когда он действует в качестве Органа по разрешению споров, принимается исключитель-но путем консенсуса.

Кроме этого, под руководством Генерального совета работают специализированные советы: Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами, Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность.

Совет по торговле товарами наблюдает за реализацией многосторонних соглашений по торговле товарами (фактически это ГАТТ-1994, сохранившее свою автономию в рамках ВТО).

Совет по торговле услугами – орган, следящий за выполнением Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС).

Совет по интеллектуальной собственности, наблюдающий за действием Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

В рамках названных советов учреждены комитеты по соглашениям и переговорные группы, членство в которых открыто всем участникам организации.

В составе ВТО созданы также Комитет по торговле и окружающей среде, Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям, связанным с состоянием платежного баланса, Комитет по бюд-жету, финансам и управлению и ряд других органов. Все эти органы начали действовать с 1 января 1995 года, когда ВТО официально приступила к работе.

Исполнительным органом ВТО является Секретариат ВТО во главе с Генеральным директором, которому даются полномочия на-значать других сотрудников Секретариата и определять круг их обязанностей. Секретариат ВТО насчитывает примерно 500 сотрудников. Генерального директора ВТО избирает Министерская конференция сроком на три года.

Основные обязанности секретариата: обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли, разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации, оказывать правовую помощь странам, желающим стать членами ВТО.

Секретариат ВТО работает очень напряженно. Ежегодно в штаб-квартире ВТО проводится до 2000 заседаний. Это означает резкое увеличение нагрузки на персонал миссий, расположенных в Женеве стран-членов ВТО. В итоге страны с малочисленным персоналом оказались в сложном положении. Их представители вряд ли могли активно участвовать во всех этих совещаниях и заседаниях. Известно, что около 60 государств по финансовым соображениям вообще оказались не в состоянии иметь свои представительства в Женеве. Крупные государства на этом этапе получили немалые преимущества активного участия в деятельности ВТО.

Значительное расширение круга ведения ВТО потребовало вовлечения в ее работу высококвалифицированных специалистов и экспертов. Это снова создало преимущества для больших стран-чле-нов ВТО. Известно, что внутри больших стран стал формироваться многочисленный аппарат (150–200 чиновников), связанный с деятельностью ВТО и обслуживающий ее работу. Беларусь в этом плане оказалась в сложном положении: малочисленность команды специалистов, текучесть кадров, отсутствие стабильной подготовки кадров для ВТО, более чем скромный (по численности) персонал представительства в Женеве – все это существенно будет сказываться на тех возможностях, которые Беларусь, став членом ВТО, сможет использовать в своих интересах.

Бюджет ВТО утверждается Министерской конференцией (Генеральным советом) и формируется из взносов стран-членов. Соглашение об учреждении ВТО устанавливает, что взнос каждой страны должен быть пропорционален доле ее участия в международной торговле.

Порядок присоединения к ВТО. Соглашение о ВТО (ст. XI, XII, XIV) предусматривает различные пути присоединения к ней. В настоящее время присоединение к ВТО осуществляется на основании ст. XII, в которой говорится, что любое государство может присоединиться к ВТО и к приложенным к Соглашению многосторонним соглашениям на условиях, согласованных между присоединяю-щейся страной и ВТО.

Процедура присоединения к ВТО существенно отличается от действовавшего ранее процесса присоединения к ГАТТ. Соглашение об учреждении ВТО охватывает многие направления внешней торговли, не входившие в круг ведения ГАТТ. Это определило резкое возрастание объема информации, которая должна быть предоставлена принимающим странам-членам ВТО, изменение характера обязательств вступающих стран в области соблюдения правил ВТО.

Процедура присоединения к ВТО следующая. Присоединяющаяся страна извещает Генерального директора ВТО о своем намерении присоединиться к ВТО на основании ст. XII. Заявление страны рассматривается Генеральным советом, который учреждает Рабочую группу. Обычно мандат Рабочей группы содержит следующий круг ведения: изучение просьбы о присоединении на основе ст. XII и подготовка Генеральному совету (Министерской конференции) рекомендаций, которые могут включать проект протокола о присоединении. Участие в Рабочей группе открыто для всех членов ВТО.

Вновь присоединяющиеся государства становятся членами ВТО на условиях, которые вырабатываются в ходе переговоров между ними и членами ВТО. Продолжительность таких переговоров не регламентирована.

Вслед за учреждением Рабочей группы Секретариат информирует заявителя о процедуре ее работы и предлагает представить Меморандум о внешнеторговом режиме (по товарам и услугам).

Как правило, Меморандум содержит информацию об экономике, экономической политике страны, ее государственном и правовом устройстве, внешней торговле, внешнеторговой политике, информацию о режиме прав интеллектуальной собственности, статистику внешней торговли товарами и услугами.

Кроме того, заявитель передает Секретариату ВТО данные о ставках таможенных пошлин, копии законодательных актов, регулирующих торговлю товарами и услугами, данные о внутренней поддержке сельского хозяйства и экспортных субсидиях и другие имеющие отношение к внешнеторговому режиму материалы. Материалы предоставляются на одном из трех официальных языков ВТО (английский, французский, испанский).

Рабочая группа изучает внешнеторговый режим страны, ее законодательство и практику его применения. Члены группы в устной и письменной форме задают вопросы. Значительная часть работы в группе переносится на неофициальные встречи и консультации, в ходе которых постепенно вырабатываются условия присоединения страны к ВТО. Одновременно ведутся двусторонние и многосторонние переговоры с заинтересованными членами ВТО о снижении торговых барьеров, результатом которых должны стать протоколы, содержащие перечень уступок и обязательств по доступу на рынки товаров и услуг. Присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически означает прекращение ее дискриминации на внешних рынках.

Итогом заседаний Рабочей группы становится доклад группы Генеральному совету ВТО (Министерской конференции). Одновременно готовятся проект решения Генерального совета (Министерской конференции) ВТО и протокол о присоединении, содержащие условия, на которых страна присоединяется к ВТО.

Доклад Рабочей группы, протокол о присоединении и проект ре-шения о присоединении передаются Генеральному совету (Министерской конференции). Эти документы принимаются двумя третями голосов. Протокол о присоединении вступает в силу через 30 дней после его принятия (ратификации) вступающей страной. Такова обыч-ная процедура присоединения. Однако реальное содержание эта процедура приобретет только после того, как она будет проверена практикой. А практика ВТО, продолжая традиции ГАТТ, часто существенно меняет первоначальный смысл, заложенный в процедурные и процессуальные нормы. Как показала практика приема новых членов ВТО, со стороны США, ЕС и ряда других государств наблюдается стремление ужесточить условия приема новых членов, создав дополнительные обращенные к ним требования.

Соглашение о создании ВТО устанавливает жесткий принцип, по которому все ее члены полностью принимают весь пакет договоренностей, прилагаемых к Соглашению, и должны привести свое законодательство (законы, постановления и административную прак-тику) в полное соответствие обязательствам, содержащимся в данных договоренностях. Правовая основа ВТО включает 56 соглашений, решений, деклараций.

На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-соискателя всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей группы и утвержденного Генеральным советом.

Степень выгоды от вступления страны в ВТО в значительной мере зависит от условий присоединения, согласованных в ходе многосторонних и двусторонних переговоров со странами-членами ВТО по вопросам доступа товаров и услуг этих стран на рынок присоединяющейся страны.

Наряду с глобализацией развивается другая форма интернационализации – регионализация: организация производства и рынка в определенном географическом пространстве.

Регионализация предполагает развитие торгово-экономических блоков мирового хозяйства на основе интеграционных процессов. Основными центрами мировой экономики, во многом определяющими тенденции ее развития, являются США, страны Западной Европы и Япония.

Почти все страны ВТО являются участниками одной или нескольких региональных торгово-экономических группировок. В современной мировой экономике сформировались три ведущих региональных торгово-экономических блока:

· Европейский;

· Североамериканский;

· Азиатско-Тихоокеанский.

С одобрения в 1993 году Маастрихтских соглашений на основе европейского сообщества образовался Европейский союз (ЕС), который стал центром Европейского экономического пространства. Основными принципами интеграции являются:

· отмена таможенных пошлин в торговле стран-участниц;

· свободное перемещение товаров и услуг между странами;

· формирование общей торговой политики в отношении стран, не входящих в Союз;

· свободное передвижение капитала и персонала внутри блока;

· содействие экономическому развитию стран внутри объединения;

· финансовая и налоговая координация.

С 1 января 1994 года вступило в силу Североамериканское соглашение о свободной торговле – НАФТА, объединившее США, Канаду и Мексику, которые сняли все торговые барьеры между собой.

Два торгово-экономических блока – Европейский и Североамериканский – в основном закончили свое формирование, закрепив его межгосударственными соглашениями.

В Азиатско-Тихоокеанском торгово-экономическом блоке процесс экономической интеграции еще не завершен. Он включает страны Юго-Восточной Азии: Японию, Китай, Южную Корею, Малайзию, Тайвань, Таиланд, Сингапур. В настоящее время это один из самых динамично развивающихся финансово-промышленных регионов мира. Особенность данного центра – отсутствие регионального интеграционного соглашения. Важную роль здесь играет Организация Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС), в состав которой наряду с Японией и Китаем входят США и Канада.

Несмотря на различные подходы, идеологию, определения и названия тех или иных интеграционных процессов и группировок, в них можно выделить некоторые общие черты и закономерности. В историческом аспекте эволюция интеграции проходит несколько основных стадий, каждая из которых свидетельствует о степени ее зрелости. С учетом этого можно выделить следующие этапы интеграционного процесса:

1. Преференциальные торговые соглашения, подписывающиеся между странами, когда они делают первые шаги по сближению, предполагающие снижение тарифных и иных барьеров во взаимной торговле; сохранение национальных тарифов в отношении третьих стран; межгосударственные органы не создаются.

2. Зона свободной торговли, предусматривающая отмену тариф-ных и нетарифных барьеров во взаимной торговле; свободу межст-ранового движения товаров и услуг; небольшой межгосударственный секретариат, но достаточно часто обходятся без него, согласовывая основные параметры развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств.

3. Таможенный союз, предусматривающий беспошлинную внутриинтеграционную торговлю товарами и услугами, полную свободу их перемещения внутри региона; единое тарифное и нетарифное регулирование в отношении третьих стран; межгосударственный орган, координирующий проведение согласованной внешнеторговой политики, постоянно действующий секретариат.

4. Общий рынок, возникающий тогда, когда интегрирующиеся страны договариваются не только о свободном движении товаров и услуг, но и факторов производства – капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного передвижения (под защитой единого внешнего тарифа) требует значительно более высокого уровня межгосударственной координации экономической политики. Такая координация осуществляется на периодических (обычно один–два ра-за в год) совещаниях глав государств и правительств участвующих стран, встречах министров финансов, центральных банков и других экономических ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат. В рамках ЕС это Европейский совет глав государств и правительств, Совет министров ЕС и Секретариат ЕС.

5. Экономический союз, предусматривающий наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства координацию макроэкономической политики и унификацию законодательства в ключевых областях, например, валютной, бюджетной. Межгосударственный орган с функциями наднационального регулирования наделен правом принимать решения по организационным вопросам без согласования с правительствами стран-членов. В рамках ЕС подобные функции имеет Комиссия ЕС.

В рамках международной экономики интеграция может оцениваться с точки зрения того, является ли она шагом на пути к большей свободе торговли либо, напротив, оказывается ограничением на пути торговых потоков. Для того чтобы оценить, насколько создание той или иной интеграционной группировки соответствует интересам международной экономики в целом. Институт экономического развития Всемирного банка сформулировал следующие кри-терии интеграции:

1. Региональные торговые соглашения должны покрывать все от-расли экономики без исключения.

2. Переходный период не должен превышать десять лет и должен включать четкий график.

3. Либерализация торговли в режимах наибольшего благоприятствования должна предшествовать либо сопровождать образование любой новой интеграционной группировки.

4. Общий таможенный тариф, вводимый в рамках таможенного союза, не должен превышать самый низкий тариф, существующий в стране, или самый низкий тариф в режиме наибольшего благоприятствования (РНБ).

5. Правила приема новых членов на различных этапах интеграции должны быть либеральны и не должны препятствовать их расширению.

6. Правила определения страны происхождения товара должны быть четкими и не являться орудием протекционизма внутри группировки.

7. Необходим быстрый переход к наиболее развитым формам интеграции, как обеспечивающим более рациональное использование основных факторов производства.

8. После создания интеграционной группировки антидемпинговые правила не должны применяться в отношениях между ее членами, а отношения с третьими странами должны основываться на ясных правилах их применения.

Экономическая интеграция в Европе и Северной Америке способствовала развитию интеграционных отношений в развивающихся регионах мира. В Африке, Азии, Латинской Америке, Центральной и Восточной Европе возникло несколько десятков зон свободной торговли, таможенных и экономических союзов.

Одновременно усиливается процесс транснационализации мировой экономики. Его носителями являются транснациональные корпорации (ТНК), которые объединяют национальные хозяйства не столько по географическому критерию, сколько на основе глубокой специализации и кооперации производства. Параллельно и совместно с ними действуют транснациональные банки (ТНБ), которые составляют транснациональную банковскую систему – финансовую опору крупного международного бизнеса. В начале ХХI века в мире насчитывалось более 70 тыс. ТНК и 850 тыс. их филиалов. Около половины мирового промышленного производства и свыше 2/3 внешней торговли приходится на ТНК.

Они контролируют примерно 80 % патентов и лицензий на изобретения, новые технологии и ноу-хау. Влияние ТНК на экономику отдельных государств непрерывно усиливается, особенно это касается развивающихся государств. Обычно в эти страны ТНК переносят трудоемкие, энергоемкие и материалоемкие, а также экологически опасные производства.

Вместе с тем материальной основой, на которой развивается система международных экономических отношений, в том числе валютно-кредитных и финансовых, являются национальные хозяйства, которые остаются основными центрами организации производства, обмена, распределения и потребления продуктов труда.

Характерной чертой процесса глобализации является локализация, которая отражает растущее стремление широких масс играть более значительную роль в управлении своей жизнью, что проявляется в усилении местной автономии. Если глобализация объединяет страны мира, то локализация меняет баланс сил внутри стран. Локализация способствует повышению степени свободы региональных единиц, вовлечению общественности в процесс управления и принятия решений, делая управление на местном уровне более эффективным. Причиной для развития локализации стало централизованное управление экономикой, показавшее на практике свою несостоятельность и требующее децентрализации. Но практика показывает, что с одной стороны значительная децентрализация ослабляет контроль правительств за государственными ресурсами, с другой стороны, чрезмерная централизации ограничивает возможности местных органов власти в управлении. Локализация активизирует широкие слои населения, делая управление на местном уровне более эффективным. Но следует помнить, что она способна поставить под угрозу макроэкономическую стабильность. Поэтому целесообразно, чтобы бюджетная политика государства поддерживала региональное развитие, четко определяя источники доходов и ответственность за их получение, а также предписывала пути распределения доходов между центром и регионами.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Курс лекций. Министерство образования Республики Беларусь | Категорий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.