Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансирование вузов

Важное значение в подготовке кадров высокой квалификации имеют высшие учебные заведения, выпускающие специалистов для всех отраслей народного хозяйства и социальной сферы. Их роль особенно возрастает при переходе к рынку, когда осуществляются серьезные преобразования в экономике, возникают новые субъекты хозяйствования в материальной и непроизводственной сферах, осуществляется ориентация на обновление производства, его технологии и организации. В этой связи в Республике Беларусь расширяется сеть высших учебных заведений (за счет платных альтернативных), возникает множество новых факультетов, специальностей; ранее действующие институты повысили свой статус и преобразованы в университеты и академии.

Главным источником дохода вуза следует признать финансирование из государственного бюджета по укрупненным нормативам, установленным вышестоящей организацией. Однако в настоящее время в связи с предоставлением большей самостоятельности, а также неуклонным сокращением централизованного финансирования появились новые способы «зарабатывания» денежных средств.

Основным показателем деятельности вузов является количество студентов по формам обучения (дневная, вечерняя, заочная). Учебный год в вузах не совпадает с календарным, поэтому среднегодовое число студентов в планируемом году определяется с учетом плана приема, выпуска, отчисления, а также сроков обучения.

Основная доля расходов вуза приходится на фонд оплаты труда, который включает заработную плату штатного профессорско-преподавательского состава; лиц, работающих на условиях почасовой оплаты; учебно-вспомогательного, административно-хозяйственного персонала.

Расчет фонда оплаты труда штатного профессорско-преподавательского персонала осуществляется по формам обучения исходя из количества преподавателей и средней ставки в месяц. Общая численность педагогического персонала зависит от количества студентов и установленной Министерством образования Республики Беларусь нормы числа студентов на одного преподавателя. Сумма ставок по всем формам обучения представляет собой общую численность профессорско-преподавательского состава на текущий год. Годовой фонд оплаты труда профессорско-преподавательского состава определяется умножением общей численности профессорско-преподавательского состава на текущий год, средней ставки одного преподавателя в месяц и за 12 месяцев.

Должностные оклады профессорско-преподавательского состава определяются по группам в зависимости от занимаемой должности (преподаватель, ассистент, доцент, профессор), ученой степени (кандидат, доктор наук). Каждая группа приравнивается к соответствующему разряду по оплате труда в общей тарифной сетке Республики Беларусь.

Фонд оплаты труда учебно-вспомогательного персонала определяется на основании данных о его численности и средней ставки, которая зависит от занимаемой должности, объема выполняемых работ, других количественных и качественных характеристик, позволяющих его приравнивать к конкретному разряду тарифной сетки.

Фонд оплаты труда административно-хозяйственного персонала включает заработную плату руководителей вуза (ректора, проректора), факультетов (деканов, их заместителей), отдельных учебных и хозяйственных подразделений, обеспечивающих нормальное функционирование учебного заведения. Ставки заработной платы зависят от специфики работы, ее объема, категории вуза и других факторов, влияющих на схемы должностных окладов.

Стипендиальный фонд по вузу определяется как сумма расходов на стипендии студентам дневных факультетов, аспирантам, докторантам, слушателям. При обосновании величины данной статьи следует учитывать весь контингент вуза, расчеты производить отдельно, поскольку размер стипендии отличается по перечисленным категориям стипендиатов. В начале рассчитывается сумма расходов на стипендии студентов дневной формы обучения путем умножения среднегодового числа стипендиатов на средний размер стипендии на одного человека в год. Для иностранных студентов сумма затрат на данные цели определяется следующим образом: средний размер стипендии на одного человека в год умножается на среднегодовое количество стипендиатов-иностранцев.

Аналогично исчисляется стипендиальный фонд для аспирантов, докторантов, слушателей.

Расходы на питание включают расходы на питание спортсменам на время соревнований; студентам, проходящим курс оздоровления в профилактории; затраты на выдачу талонов для удешевления его стоимости. По каждой из этих категорий определяется среднегодовое число лиц, получающих питание, количество дней питания в год и стоимость питания в день. Порядок планирования остальных расходов аналогичен планированию расходов в общеобразовательных школах.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Средние школы | Внебюджетные средства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.