Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция российского и зарубежного библиотековедения




Г 72

Челябинск 2009

Часть 2. Дисциплины квалификации

Степень (квалификация) – бакалавр библиотечно-информационных ресурсов

Библиотечно-информационные ресурсы

По направлению

При подготовке к государственной аттестации

Конспекты обзорных лекций

в помощь студентам

 


УДК 655(071.1)

ББК 78я73

 

Г 72 Конспекты обзорных лекций в помощь студентам при подготовке к государственной аттестации по направлению 071200 Библиотечно-информационные ресурсы степень (квалификация) бакалавр библиотечно-информационных ресурсов: Часть 2. Дисциплины квалификации / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; сост. Ю. В. Гушул, Е. В. Кондрашкина, К. Б. Лаврова, Т. Д. Рубанова, З. В. Руссак, Н. П. Соболенко, Л. В. Сокольская, Г. Ф. Федосенко, В. И. Шумакова – Челябинск: ЧГАКИ, 2009. – 69 с. – (ИГА: учебно-методический комплекс).   Конспекты обзорных лекций предназначены студентам выпускного курса дневного и заочного отделения для подготовки к государственному экзамену по специальности 071201 Библиотечно-информационная деятельность квалификация менеджер информационных ресурсов

Утверждено редакционно-издательским советом ЧГАКИ

 

 

© Челябинская государственная

академия культуры и искусств, 2009


СОДЕРЖАНИЕ

1. Эволюция российского и зарубежного библиотековедения (Л. В. Сокольская)…………………………………………………………………………….. 5

2. Основные этапы развития отечественного библиотечного дела (Т. Д. Рубанова.)……………………………………………………………………… ……….8

3. Специфика информационно-библиографического обеспечения общественной, научной и производственной деятельности (на примере одной из сфер по выбору студента) (Ю. В. Гушул.)………… ………………10

4. Библиотечная статистика как информационная основа менеджмента (В. И. Шумакова)……………………………………………………………… ……..15

5. Организация деятельности библиотеки (В. И. Шумакова)………….. 17

6. Управление библиотекой: структурно-функциональный подход. Роль руководителя в системе управлении библиотекой (В. И. Шумакова)…….. 19

7. Методическая деятельность в библиотеках (В. И. Шумакова)……… 23

8. Изучение читательской деятельности: история и современность (З. В. Руссак)………………………………………………………………………………….. 26

9. Дифференциация и типология читателей: проблемы теории и практики (З. В. Руссак)……………………………………………………………… 29

10. Библиотечное общение: психолого-педагогические и этические аспекты (З. В. Руссак)……………………………………………………………….. 31

11. Организация и методы обслуживания различных категорий читателей в условиях разного типа библиотек: содержание, методика, организация (З. В. Руссак)………………………………………………………….. 32

12. Зарубежный опыт библиотечно-библиографического и информационного облуживания пользователей (З. В. Руссак)……………... 34

13. Комплектование библиотечного фонда (первичный отбор): задачи, виды, проблемы (Н. П. Соболенко)………………………………………… …….35

14. Размещение библиотечного фонда: задачи, способы и предъявляемые требования. Проблема хранения и сохранности библиотечного фонда (Н. П. Соболенко)…………………………………… …...38

15. Ресурсы Интернет для библиотек (К. Б. Лаврова)…………………….. 46

16. Международное библиотечно-библиографическое сотрудничество как фактор развития библиотечной отрасли (Л. В. Сокольская)…… ……..48

17. Экономические аспекты деятельности библиотек (В. И. Шумакова).. 51

18. Правовое обеспечение библиотечно-информационной деятельности на современном этапе. Интеллектуальное право в библиотечно-информационной деятельности (Е. В. Кондрашкина)…………………… …..54

19. Библиотечный дизайн: понятие, значение, средства (К. Б. Лаврова).. 60

20. Маркетинг как концепция управления библиотекой. Комплекс маркетинга в библиотеке. (В. И. Шумакова)………………………………… ….63

21. Лингвистические средства библиотечно-информационной деятельности: общие требования, виды и назначение (К. Б. Лаврова, Г. Ф. Федосенко)………………………………………………………………… …………66

22. Библиотечная реклама: основные этапы развития и становления. Средства и формы библиотечной рекламы, особенности их современного использования в формировании позитивного образа библиотеки. (З. В. Руссак)……………………………………………………… ……………………….67

 

История библиотековедения как научная проблема: А. Н. Ванеев о требованиях к изучению истории библиотековедения (преодоление формального подхода к прошлому, отказ от стереотипных взглядов, искоренение эмоционального, намеренного искажения истины, насыщение истории именами конкретных личностей, использование науковедческого подхода). Основными отечественными разработчиками вопроса истории библиотековедения являются А. Н. Ванеев, В. В. Скворцов, Ю. В. Григорьев, И. В. Лукашов, К. И. Абрамов.

Ключевым вопросом истории библиотековедения является его периодизация. В истории мировой библиотековедческой мысли выделяют периоды: 1) Донаучный (протонаучный) этап (сер. II тыс. до н. э. – конец XVIII в.); 2) Научный этап (XIX в. – настоящее время).

Донаучный (протонаучный) этап. Возникновение библиотековедческой мысли ученые напрямую связывают со временем возникновения библиотек (сер. II тыс. до н. э. – конец XVIII в.): знания о библиотеке возникали и накапливались как результат практической деятельности (на основе опыта), наблюдений, т. е. имели эмпирический характер. До конца XVIII в. в ситуации отсутствия развитого библиотечного дела шло медленное накопление представлений о библиотеке («библиотековедческих мыслей») как результат осмысления ее практической деятельности.

Научный этап. Начиная с XIX в по настоящее время характер и содержание развития библиотековедения в целом можно охарактеризовать как процесс трансформации накопившихся эмпирических знаний и представлений в научную систему – библиотековедение. Насыщенность этого этапа развития библиотечной науки требует его разделения на три качественных временных отрезка.

1. Буржуазный период (XIX в. – начало XX в.): осознание потребности в понятии «библиотековедение» и его введение мюнхенским библиотекарем М. Шреттингером (1772-1851) в работе «Опыт исчерпывающего учебника по библиотековедению, или руководство по совершенному ведению дел библиотекаря» (1808 г.); появление учебной дисциплины «библиотековедение» (в 1825 г. в Дрезденской публичной библиотеке был устроен экзамен по этому предмету, в 1887 г. дисциплина под таким названием начала преподаваться в США в созданной М. Дьюи библиотечной школе); выход первых библиотековедческих журналов (в 1840 г. – в Германии «Серапеум», в 1876 г. в США – «Библиотечный журнал»); появление профессиональных библиотечных объединений (в 1876 г. создана Американская библиотечная ассоциация); образование научных центров по библиотековедению (Германия, США).

2. Период бифуркации (почти все XX столетие: 1917 – 1991 гг.).

Суть периода: в связи с общественно-политическими событиями мирового значения произошло разделения единого мирового библиотековедения на буржуазное и социалистическое. 3. Период дебифуркации (с 1991 г. по настоящее время). Период характеризуется, прежде всего, сближением двух направлений мировой библиотечной науки в направлениях взаимного отказа от неоправданной идеологизации, расширения методологической базы, ориентации на общечеловеческие ценности, ассимиляции (взаимопроникновение) основных теорий.

В основе периодизации отечественного библиотековедения – гражданская история страны, что связано с социальной обусловленностью библиотечной сферы. I. Дореволюционный этап.

1. XI – первая половина XVIII вв.: период зарождения российской библиотечной науки (появление регламентирующих работу библиотек документов («Уставов»); зарождение идей сводного каталога, сохранности фондов, обязательного экземпляра; разработка первых типологий библиотек, профессиональных понятий (В. Н. Татищев), проектов организации библиотечного дела и др.; деятельность А. И. Богданова (библиотекаря библиотеки АН) как первого теоретика библиотечного дела в России: составитель первого каталога русских книг, автор первой русской классификации наук, первый русский историк библиотечного дела.

2. Вторая половина XVIII в.: обособление библиотечной деятельности, формирование начального знания о ней и библиотеке. Основные «библиотековедческие мысли и факты» периода (развитие прогрессивных взглядов на библиотечное дело: зарождение идеи публичной общедоступной библиотеки (в 1782 г. в Иркутске открыта первая провинциальная публичная библиотека); идеи национальной библиотеки, изучения и воспитания читателей и др.; появление первых книг на русском языке по библиотечному делу (1776 г. – И. Бакмейстер «Опыт о библиотеке и о кабинете редкостей и истории Санкт-Петербургской императорской Академии наук») и др.

3. Первая половина XIX в.: утверждение идеи о необходимости научного обеспечения библиотечной деятельности. Основные «библиотековедческие мысли и факты» периода (развитие теорий библиотечных функций, комплектования, каталогизации (А. Н. Оленин, И. А. Крылов); формирование представлений об обслуживании читателей (В. И. Собольщиков, Ф. Ф. Рейсс); зарождение библиотечной профессиологии (В. С. Сопиков, В. И. Собольщиков, Н. И. Лобачевский); развитие теорий публичной и национальной библиотек; проведение первой научной библиотековедческой дискуссии (по библиотечным каталогам); внедрение термина «библиотековедение» (впервые употреблен в классификации наук Бера в 1841 г.).

4. Вторая половина XIX в. ( Основные направления библиотековедческой мысли этого времени: типология библиотек и читателей; теория публичной библиотеки; теория изучения читателей (Х. Д. Алчевская, Л. Б. Хавкина, Н. А. Рубакин); появление первых значительных библиотековедческих работ (например, труды В. И. Собольщикова «Об устройстве общественных библиотек и составлении их каталогов», «Обзор больших библиотек Европы в начале 1859 года»); формирование первых общетеоретических представлений о структуре, методологии библиотековедения и др.;

5. КонецXIX в. – 1917 г.: обретение библиотековедением статуса науки (создание Общества библиотековедения в 1908 г.; создание журнала «Библиотекарь» в 1910 г.; проведение I библиотечного общероссийского съезда в 1911 г.; преподавание с 1913 г. библиотековедения на библиотечных курсах при Университете А. Шанявского; создание русского библиотечного общества в 1916 г.; деятельность русских библиотековедов В. И. Невского, Е. Н. Медынского, К. И. Рубинского, Л. Б. Хавкиной и др.

II. Советский этап (концепция А. Н. Ванеева).

1. 1917-1922 гг.: формирование социалистической библиотечной теории; 2. 1929-1945гг.: разработка теоретических основ библиотековедения; 3.1946-1958 гг.; 4. 1959-1985 гг.; 5. 1986-1991гг.: проявление и осознание черт кризиса библиотечной науки и практики.

Основными результатами развития советского библиотековедения следует признать разработку его общетеоретической базы, формирование теорий организации библиотечного обслуживания, руководства чтением, библиотечной профессиологии и др.

III. Современный этап развития отечественного библиотековедения (с 1992 г. по настоящее время). Его основные черты (деидеологизация и демократизация научного мировоззрения библиотековедов; рост теоретического уровня исследований; актуализация проблематики исследований; освоение зарубежного опыта; увеличение научного библиотечного продукта и др.).

Период характеризуется осознанием кризиса российского библиотековедения на рубеже 1980-1990-х гг., затем, начиная примерно с половины 1990-х гг. – активизацией развития библиотечной науки, что позволило ей приобрести новое качественное состояние.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.