Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы теории и практики

Библиографический список

1. Банк, Б. В. Изучение читателей в России (XIX в.) / Б. В. Банк. – М.: Книга, 1969. – 262 с.

2. Бородина, В. А. Библиотечное обслуживание: учеб. – метод. пособие / В. А. Бородина. – М.: Либерия, 2004. – 168 с.

3. Шапошников, А. Е. История чтения и читателя в России (1Х-ХХ вв.): учеб. – справочное пособие для б–к всех систем и ведомств / А. Е..Шапошников. – М.: Либерея, 2001. – 80 с.

(Руссак З. В. )

9. Дифференциация и типология читателей:

Эффективность библиотечного обслуживания во многом определяется организацией работы с отдельными категориями читателей.

Первые исторические попытки дифференциации читателей были выполнены Х. Д. Алчевской и Н. А. Рубакиным в конце XIX века. Наиболее значительным явился опыт дифференциации читателей по социально-демографическим признакам Н. А. Рубакина в труде «Этюды о русской читающей публике» (1895 г.), где нашла отражение характеристика чтения читателей «из народа» и «привилегированных классов». Н. А. Рубакин выступил также основателем теории классификации читателей на основе психологического и социально-психологического подходов, что было связано со стремлением к выявлению определенных типов читателей с позиции осмысления психологических особенностей восприятия литературы разными читательскими категориями. Разработка психологического типа нашла отражение в его работе «Психология читателя и книги: краткое введение в библиологическую психологию».

В дальнейшем психологические аспекты чтения были использованы в создании отечественных классификаций читателей художественной литературы. В 1930 году И. Е. Рыскиным была разработана типология читателей художественной литературы, рассматривающая в качестве ведущего критерия этапы развития читательской культуры. Выделяя типы читателей, автор исходил из того, что читатель фиксирует как основное в художественном произведении, анализирует ли его.

Особенно активизировался процесс разработки научных типологий читателей в 1970-1980- е гг. С. А. Трубников предложил типологию читателей по признаку «культуры чтения»: среди основных признаков читательских типов назвал степень развитости художественного вкуса. Это позволило ему выделить такие читательские группы как читатели с неопределившимся вкусом; с односторонней направленностью интересов и неразвитостью других сторон вкуса; с односторонней направленностью интересов и относительной развитостью других сторон вкуса; с разносторонними интересами и относительно неразвитыми сторонами литературно-художественного вкуса и др.

Известный психолог Л. И. Беляева выдвинула в качестве ведущего признака типологии читателей психологию восприятия литературно-художественного произведения. Основными типологическими признаками читателей она определила мотивы чтения, установки, стимуляторы, критерии оценки, последствия чтения. Среди выделенных ею типов – читатели, отличающиеся целостностью восприятия произведения; читатели, воспринимающие «слой фактов»; читатели с рассудочным, познавательным восприятием; читатели с преобладанием эмоционального восприятия и с поверхностным восприятием всех компонентов. Особенности отношения к чтению, его мотивация в качестве признаков дифференциации использованы в работах по типологии читателей Б. Г. Умнова.

Значительный интерес представляет типология читателей, предложенная сотрудниками РНБ М. А. Губановой и О. С. Либовой. Большой опыт работы в области изучения чтения позволил им назвать следующие типы читателей художественной литературы: романтический тип чтения; информационно-прагматический тип; интеллектуальный тип; эстетический или «литературный» тип.

Традиционно активно в социологии чтения и практике библиотечного обслуживания используется дифференциация читателей по возрастам – дети, молодежь, взрослые, в т. ч. – по более узким возрастным периодам. В зависимости от конкретных целей исследования, от необходимости реализации определенных практических задач применяются и более формальные, но действенные в определенной ситуации, признаки классификации читателей – профессиональные, образовательные, гендерные, социальные (например, «столичные» читатели и читатели провинции), территориальные (городские и сельские читатели) и др.

В целом анализ разных вариантов типологии читателей позволяет заключить, что они относительно условны. Сгруппировать читательскую аудиторию «вообще» и в библиотеке, в частности, по множеству признаков сложно. Библиотекарю необходимо хорошо знать индивидуальные читательские интересы, потребности и мотивы чтения.

Современная читательская ситуация формирует необходимость изучения и типологизации вновь выделенных в библиотеках категорий читателей – социально незащищенных слоев населения (инвалидов, мигрантов, пожилых), молодых матерей, предпринимателей и др.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Изучение читательской деятельности: история и современность | И этические аспекты
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 962; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.