Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И этические аспекты




Библиотечное общение: психолого-педагогические

Библиографический список

1. Мелентьева, Ю. П. Библиотечное обслуживание: учебник / Ю. П. Мелентьева. – М.: изд-во ФАИР. – 2006. – 251 с.

2. Беляева, Л. И. К вопросу о типологии читателей / Л. И. Беляева // Проблемы социологии и психологии чтения. – М., 1975. – С. 143 – 161.

3. Бородина, В. А. Библиотечное обслуживание: учеб. – метод. пособие / В. А. Бородина. – М.: Либерия, 2004. – 168 с.

(Руссак З. В.)

Библиотечное общение привлекает значительное внимание специалистов библиотечного дела – как практиков, так и ученых-исследователей. Среди последних – М. Я. Дворкина, С. А. Езова, Н. В. Клименкова. Библиотечное общение представляет собой сложное явление. Исследователи выделяют три его модификации: между библиотекарями, между библиотекарем и читателями, между самими читателями. Центральной проблемой учения о библиотечном общении является исследование общения библиотекаря и читателей. В этом процессе складываются «субъект-субъектные» взаимоотношения, ориентированные на обмен информацией и совместные действия, например, общение в ходе проведения массового мероприятия.

В условиях библиотеки общение библиотекаря и читателя проявляется на разных уровнях: библиотекарь общается с одним читателем, с какой-либо читательской группой, аудиторией какого-либо массового мероприятия.

В библиотечном общении выделяются два взаимопроникающих аспекта: психологический и этический. Исследователи психологического аспекта общения рассматривают вопросы его характера, роли эмоций в его протекании, психолого-педагогического такта в общении, возможностей преодоления конфликтов и барьеров в общении, роли личностных качеств библиотекаря и читателя в процессе библиотечного общения, их восприятия друг другом.

Библиотечное общение происходит с помощью определенных средств, которые классифицируются как вербальные и невербальные. Языковое общение относится к числу вербальных. При преимущественном вербальном общении читателя и библиотекаря, большое значение имеют жесты, мимика, поза, действия и др. В библиотечном общении присутствуют и предметные средства общения – книги, выставки, информационные издания, рекламные материалы.

Значительную роль в библиотечном общении играют эмоции, которые определяются психофизиологическими характеристиками человека. Одна из главных функций эмоций состоит в том, что они помогают ориентироваться в окружающей действительности. Повышенная эмоциональность человека может привести к барьерам в общении, и если они не будут ликвидированы, то и к конфликтам. Барьеры классифицируются по трем направлениям: барьеры, которые связаны с ошибками в восприятии партнеров; барьеры, связанные с неумением организовать общение; барьеры, связанные с неумением выбрать формы общения.

Исследователи выделяют объект и субъект библиотечного конфликта. Объектом конфликта со стороны читателя может быть право на профессиональное обслуживание, доброжелательное отношение; со стороны библиотекаря – право на знание и соблюдение читателями правил пользования библиотекой, на уважительное отношение к библиотекарю. Предметом конфликта является внутреннее психологическое состояние, как читателя, так и библиотекаря. Основными причинами конфликтов являются некомпетентность библиотекаря или читателя, неумение организовать и провести общение (профессионально-психологическая некомпетентность). Ликвидировать конфликт должен библиотекарь. Его важнейшими качествами должны быть коммуникабельность, уравновешенность, чувство юмора, личное обаяние. Профессионализм библиотекарей определяется Кодексом профессиональной этики российского библиотекаря, принятым в 1999 г. Российской библиотечной ассоциацией. Документ впервые определил взаимоотношение библиотекаря и власти, библиотекаря и пользователя, взаимоотношение библиотекарей между собой. Соотнесение кодекса профессиональной этики Российского библиотекаря с кодексами профессиональной этики, принятыми в других странах, показывает, что по основным параметрам эти документы аналогичны. Сегодня РБА инициировала разработку новой редакции Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.