Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Серия основана в 2001 году. Е издание, стереотипное




О75

Минск

Е издание, стереотипное

Часть II

Курс лекций

Основы идеологии

Система открытого образования

 

 

 

белорусского государства

 

 


УДК 321 (476)

ББК 66

 

Авторcкий коллектив:

доктор юридических наук, профессор Князев С.Н. (общ.ред.),

доктор политических наук, профессор Решетников С.В. (предисловие;
гл.1,15; приложение; общ.ред.),

доктор исторических наук, профессор Сташкевич Н.С. (гл. 2),

доктор исторических наук, профессор Шинкарев В.В. (гл. 13),

доктор политических наук, профессор Бущик В.В. (гл.3 §1, 2, 3),

доктор политических наук, профессор Земляков Л.Е. (гл. 18),

доктор биологических наук, профессор Чещевик А.Б. (гл. 17),

доктор социологических наук, профессор Котляров И.В. (гл. 11),

доктор философских наук Криштапович Л.Е. (гл. 4),

доктор философских наук, профессор Адуло Т.И. (гл. 6 §1, 2, 3, 4),

доктор философских наук, профессор Яскевич Я.С. (гл. 16),

доктор экономических наук, профессор Козик Л.П. (гл. 3, §4; гл. 8),

доктор юридических наук, профессор Василевич Г.А. (гл. 5),

кандидат исторических наук, доцент Мацель В.М. (гл. 20),

кандидат исторических наук, доцент Соколовский А.А. (гл. 12),

кандидат политических наук Паречина С.Г. (гл.10),

кандидат политических наук, доцент Антанович Н.А. (гл. 15),

кандидат социологических наук, доцент Дмитриев Е.И. (гл. 7),

кандидат философских наук, доцент Гречнева Е.Ф. (гл. 19),

кандидат философских наук, доцент Денисюк Н.П. (гл. 9),

кандидат философских наук, доцент Матусевич Е.В. (гл. 4),

кандидат философских наук, доцент Старовойтова Л.В. (гл. 1),

кандидат экономических наук, доцент Антонова Н.Б. (гл. 14),

кандидат юридических наук Петрик И.Л. (гл. 6 §5)

Вартанова Л.В. (гл. 13).

 

Научные рецензенты:

кафедра философии Белорусского государственного педагогического университета им. М.Танка;

профессор кафедры культурологии Белорусского государственного университета культуры, доктор социалогических наук Р.В. Гребенников

Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

О75 Основы идеологии белорусского государства [Текст]: курс лекций. Ч.2/ под общ.ред.
С.Н. Князева, С.В. Решетникова.– Изд. 2-е., стер. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005.– 371с. – Библиогр.:с.370-371. – 100 экз. – ISBN 985-457-418-0 (ч.II)

 

Курс лекций предназначен для студентов системы открытого образования Академии управления при Президенте Республики Беларусь, обучающихся по специальности "Государственное управление и экономика".

 

УДК 321 (476)

ББК 66

ISBN 985-457-418-0 (ч.II) ã Авторский коллектив, 2004
ISBN 985-457-416-4 ã Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004

 


СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ 7

Лекция 10. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии Белорусского государства 7

Место и роль института президентства в политической системе белорусского общества 7

Политико-правовой статус Президента Республики Беларусь 13

Специфика президентской власти при «смешанной» системе правления 16

Функции президентской власти 18

Роль Президента Республики Беларусь в формировании идеологии белорусского государства 20

Контрольные вопросы 28

Литература 28

Лекция 11. Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства 30

Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь 30

Структура и функции Парламента 38

Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики Парламентом – Национальным собранием Республики Беларусь 50

Контрольные вопросы 75

Литература 75

Лекция 12. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь и идеология Белорусского государства 77

Идеология деятельности исполнительной власти 77

Идеология экономической политики Правительства 83

Основные приоритеты в работе Правительства 91

Аграрная политика 92

Жилищное строительство 96

Внешнеэкономическая деятельность и экспорт продукции 98

Социальная сфера как объект идеологической деятельности 101

Организационно-практические меры по повышению роли Правительства в формировании идеологической политики 110

Контрольные вопросы 114

Литература 114

Лекция 13. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах 117

Идеологическая составляющая реформы местного самоуправления 117

Система и главные направления идеологической работы на местном уровне 125

Социальные технологии идеологической работы в системе местного самоуправления 134

Контрольные вопросы 139

Литература 140

ТЕМА 4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ 141

Лекция 14. Белорусская экономическая модель - компонент идеологии белорусского государства 141

Экономика в единстве с обществом и государством, во взаимодействии с политикой и идеологией 142

Экономические платформы современных идеологических течений 147

Концептуальные основы формирования национальных моделей рыночных экономик и белорусской экономической модели 151

Условия формирования белорусской экономической модели 158

Экономическая политика Республики Беларусь 163

Контрольные вопросы 171

Литература 171

Лекция 15. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства 173

Интегративная идея и национальные интересы государства 173

Нормативно-ценностные предпосылки функционирования политической системы 189

Проблема стабильности и изменчивости политической системы 195

Контрольные вопросы 201

Литература 202

Лекция 16. Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства 204

Идеология и мировоззрение: содержание, структура, функции 208

Понятия «национальной идеологии» и «идеологии белорусской государственности» 213

«Белорусская идея», традиции национальной культуры и патриотизм 217

Стратегические приоритеты и консолидирующие идеи белорусского общества: рациональный выбор исторического пути развития 234

Контрольные вопросы 244

Литература 245

Лекция 17. Идеологическая политика в социальной сфере 246

Сущность и содержание социальной политики 246

Приоритеты в сфере образования 249

Приоритеты в сфере здравоохранения 254

Приоритеты в сфере социальной защиты населения 257

Приоритеты в сфере культуры спорта и туризма 266

Контрольные вопросы 284

Литература 285

Лекция 18. Религиозный аспект идеологии белорусского государства 287

Религия в современной Беларуси 287

Конфессиональная политика в контексте идеологии белорусского государства 295

Современное законодательство о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях 301

Контрольные вопросы 310

Литература 310

Лекция 19. Идеологическая политика в молодежной среде 313

Молодежь как социальная группа общества, политическая социализация молодежи 313

Организационно-правовые и концептуальные основы государственной молодежной политики. Принципы молодежной политики 320

Основные направления молодежной политики на современном этапе 328

Контрольные вопросы 334

Литература 335

Лекция 20. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики Республики Беларусь 338

Внешняя политика и идеология государства 338

Национальные интересы Республики Беларусь. Принципы, цели и задачи белорусской внешней политики 348

Приоритеты внешней политики Республики Беларусь 357

Система информационно-идеологического обеспечения внешней политики белорусской государства 366

Контрольные вопросы 383

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 384

Литература 387


ТЕМА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Лекция 10. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии Белорусского государства

Основные понятия:

президент; институт президентства; республиканский референдум; глава государства; Конституция; ветви власти; исполнительная вертикаль; декреты; полномочия Президента; функции президентской власти; идеологическая роль Президента.

Место и роль института президентства в политической системе белорусского общества

Термин «президент» происходит от лат. Prаesidens, что буквально означает «сидящий впереди». Видимо, в античные времена президентом называли председательствующих на различных собраниях[1]. От этого первоначального значения впоследствии возникла такая должность, как президент сената. В нынешнем понимании как главы государства термин «президент» начал употребляться только с конца ХYIII века, когда был учрежден институт президентства в США.

Возникновение института президентства в мире было связано с поиском США нового способа организации государственного управления, предусматривающего создание сильной исполнительной власти и в то же время исключающего возможность ее превращения в тиранию.

Задуманный первоначально как глава исполнительной власти президент США заменил в сознании граждан монарха и стал осуществлять функции главы государства. Современное представление о президенте как раз и основывается на отождествлении его с главой государства. Эффективность функционирования президентства в США способствовала распространению этого института в мире. Сегодня президентство – неотъемлемый элемент мировой политической практики. 143 страны, из них 140 – члены ООН, имеют в своем государственном устройстве институт президентства[2].

Институт президентства является одним из основных элементов государственной власти в странах с республиканской формой правления. Необходимость существования данного института вытекает, прежде всего. из потребности осуществления функций главы государства и подтверждается масштабностью распространения президентства в мире.

В Республике Беларусь институт президентства был введен одновременно с принятием новой Конституции, хотя сама идея введения этого нового для Беларуси государственного института восходит к началу 90-х годов, когда была предпринята первая попытка «имплантации» поста президента в Конституцию БССР 1978 года. Но только после приобретения республикой суверенитета возникла объективная необходимость в учреждении данного института.

Во-первых, произошли кардинальные изменения в политической системе общества, связанные с ликвидацией командно-административной системы и отказом КПСС от руководящей роли. Начался процесс передачи власти Советам народных депутатов. Советы же в силу ряда причин (фракционной борьбы, некомпетентности части депутатов) не сумели взять всю полноту власти в центре и на местах и, главное, не овладели функцией координации действий государственных структур. В результате образовался вакуум власти, возникла потребность в органе, координирующем деятельность всех ветвей государственного устройства.

Во-вторых, усиление и развитие законодательной деятельности ослабило исполнительную власть, что привело к серьезным недостаткам в реализации принимаемых решений. Президент был нужен для ускорения исполнения законов и других государственных решений.

В-третьих, за многие годы Советской власти произошло искажение принципа коллективного руководства, что привело к безответственности, ошибкам и злоупотреблениям. Появилась необходимость индивидуализировать социальную и политическую ответственность за деятельность на высшем уровне руководства.

Введение поста президента было обусловлено и тем обстоятельством, что главой государства может быть либо монарх, либо президент. В силу того, что Беларусь является республикой, главой государства становится, естественно, президент.

К тому же опыт государств, переживших однопартийную систему и близких по территории и численности к Беларуси, показывает, что выход из экономического кризиса наиболее оптимально обеспечивается через сильную президентскую власть, преимуществом которой является быстрое реагирование, принятие и реализация наиболее рациональных решений.

Что же касается парламентарной республики, то в Беларуси она выявила крайне низкую дееспособность. Партийная система находилась и продолжает находиться на начальной стадии формирования. Существуют фактически лишь предпартии с 2–3 известными личностями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.