Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационно-практические меры по повышению роли Правительства в формировании идеологической политики

Решение усложняющихся социально-экономических задач, обеспечение устойчивого и безопасного развития Республики Беларусь обусловливают необходимость повышения эффективности работы всех органов государственного управления, в первую очередь, Правительства и его Аппарата. Полагаем, что это не только организационно – управленческая, но и идеологическая проблема. Она определяется стратегией и целями развития страны, парадигмой общественного процесса.

В этой связи целесообразно уточнить основные функции Совета Министров. С одной стороны, это всемерное повышение роли министров и других членов Правительства в руководстве отраслями и сферами деятельности. С другой – руководству и Аппарату Совета Министров сосредоточиться в большей мере на межотраслевом управлении, то есть на обеспечении взаимодействия между промышленностью и сельским хозяйством, между реальным сектором экономики и социальной сферой и т.п. Важно также, чтобы межотраслевой подход решительно внедрялся в работу министерств, государственных комитетов, концернов, местных органов исполнительной власти.

В отраслевых и в территориальных органах исполнительной власти важно иметь пусть небольшие структуры (возможно, на хозрасчетной основе) научных работников, которые разрабатывали бы специфические дифференцированные стандарты эффективности управленческой деятельности, обеспечивали научное обслуживание органов исполнительной власти. Подобный опыт имеется у Минского горисполкома. Заметим при этом, что если в начале 60-х годов в министерствах Германии работал 91 научный советник, то в середине 70-х годов их штат составлял уже 5600 ученых и экспертов.

Конституционный принцип разделения властей, в том числе законодательной и исполнительной, не означает наведения барьеров в их практической деятельности, что требует усиления взаимодействия Правительства и Парламента. В частности, предлагается образовать совместную комиссию Совета Министров и Палаты представителей по обсуждению проектов законов, вносимых в Палату представителей.

Эффективность управления, в том числе повышение роли Правительства в формировании идеологии государства, в решающей мере зависят от подбора и воспитания кадров. Зачастую в средствах массовой информации содержится критика о якобы засилье в республике чиновников органов управления. Она является совершенно необоснованной. Так, в аппарате Евросоюза работает 17 тыс. человек, или в 2,5 раза больше, чем в республиканских органах исполнительной власти Беларуси. В Министерстве промышленности и торговли Японии трудится 12 тыс. человек, что в два с половиной раза больше по сравнению с общей численностью работников всех министерств и госкомитетов Республики Беларусь, подчиненных Правительству.

Количественный состав служащих госаппарата Беларуси в процентном отношении к населению не отличается от того же показателя большинства европейских стран: у нас и Польше он составляет 0,5 %, в Чешской Республике, Литве, на Украине – 0,6, в Эстонии, Венгрии, Македонии, Российской Федерации – 0,7, в Латвии, Словении, Франции, ФРГ, Великобритании и Финляндии – свыше 1 %.

В соответствии с требованиями Президента Республики Беларусь Правительство только в 2002 году приняло ряд важных решений по кадровым вопросам. Утвержден кадровый реестр Совета Министров, в который включено 26 категорий работников республиканских органов управления, государственных высших учебных заведений, дипломатических кадров и некоторые другие. Одобрена Государственная программа развития системы повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров и специалистов государственных органов, а также специалистов для обеспечения приоритетных направлений социально – экономического развития республики. Утвержден Совет по проблемам повышения квалификации и переподготовки кадров. Установлен Академии управления при Президенте Республики Беларусь за счет средств государственного бюджета государственный заказ на переподготовку и повышение квалификации руководящих кадров в 2002/2003 учебном году.

Принципиально важное значение для совершенствования работы с кадрами имеет принятое Правительством решение от 5 августа 2002 года № 1055 об утверждении Примерной формы контракта с лицом, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Президентом Республики Беларусь. Кроме обязательств, связанных с осуществлением профессиональных функций, этим документом предусмотрены и такие требования: соблюдать нормы служебной этики; не вмешиваться в деятельность других государственных органов; не оказывать содействие физическим и юридическим лицам в предоставлении необоснованных привилегий; не использовать свое служебное положение при решении вопросов, затрагивающих его личные интересы или интересы его семьи и близких родственников; не создавать искусственно препятствий физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов; не принимать подарки в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением символических знаков внимания и символических сувениров при проведении протокольных и иных официальных мероприятий.

Целесообразен очередной шаг в этой сфере – разработка этических норм поведения всех государственных служащих. В нашей республике с учетом сложившейся практики и требований, предъявляемых к кадрам, кодекс этики может содержать такие разделы: уважение Конституции и законов; служение общественным интересам; проявление личных высокоморальных качеств; поддержание этических норм в коллективе и вне его; стремление к профессиональному мастерству.

Эффективность государственного управления, совершенствование работы Правительства в области идеологии могут быть обеспечены при наличии налаженного информационного поля управленческой деятельности. Управленческая информация – это часть социальной информации, так как в организационных системах управления главными действующими элементами являются люди. Вследствие этого оценка любой информации несет на себе отпечаток интересов, целей, уровня знаний, ценностных установок людей. При поступлении дополнительных данных о реальной действительности происходит их осмысление и выработка предложений по совершенствованию каких-то видов управленческой деятельности.

Для повышения эффективности государственного управления следовало бы определить способы получения информации, которые в максимальной степени должны гарантировать ее своевременность, полезность, точность и объективность. При определении качества поступающей информации особо ценной нужно считать ту ее часть, которая содержит в себе элементы предвидения хода событий, постановку целей, разработку планов и программ действий на будущее. Именно такие задачи поставлены Президентом в Директиве о стиле и методах работы Совета Министров республики по решению вопросов социально-экономического развития страны от 14 января 2000 года.

Все государственные служащие, независимо от занимаемой должности в массово-политической, информационной работе должны глубоко и доходчиво разъяснять политику Президента и Правительства, не уходить от острых проблем, учитывать уровень образованности различных категорий населения.

В заключение считаем необходимым сослаться на следующее принципиальное положение доклада А.Г.Лукашенко на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов по вопросам совершенствования идеологической работы: «Центр нашей идеологической работы должен быть именно в коллективе: учебном, трудовом, производственном. Каждый его участник должен быть хорошо информирован о государственной политике, делах своего коллектива и ощущать себя неотъемлемой, полноправной частицей государства и коллектива...».

Контрольные вопросы

1. Каковы основные функции Совета Министров Республики Беларусь в формировании идеологии белорусского государства?

2. В чем суть стратегии политического и экономического развития Республики Беларусь?

3. Как вы понимаете термины «государственная идеология», «белорусская национальная идея»?

4. Каковы приоритеты в деятельности Совета Министров Республики Беларусь?

5. В чем проявляется идеологическая деятельность Правительства в социальной сфере?

6. Каковы организационно-практические меры по повышению роли Правительства в идеологической деятельности?

Литература

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями): принята на республиканском референдуме
24 ноября 1996 г. Мн.: Беларусь, 1997.

2. Закон Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах»//Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікi Беларусь. 1998.
№ 29-30.

3. Указ Президента Республики Беларусь от 14 января 2000 года № 18 «Об утверждении Директивы о стиле и методах работы Совета Министров Республики Беларусь по решению вопросов социально-экономического развития страны»// Информационный бюллетень Администрации Президента Республики Беларусь. 2000. № 2.

4. Лукашенко А.Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент. Докл. на постоянно действующем семинаре руководящих работников респ. и местных государственных органов// Сов. Белоруссия. 2003 г. 28 марта.

5. Лукашенко А.Г. Послание Президента белорусскому народу и Парламенту// Сов. Белоруссия». 2003 г. 17 апр.

6. Информационный бюллетень Администрации Президента Республики Беларусь. 2000 – 2003 годы.

7. Маркс К. Критика Готской. программы // Маркс К. и Энгельс Ф. Избранные произведения. 2-х т. Т. 2. –М., Политиздат, 1955.

8. Мельник В.А. К вопросу о государственной идеологии в Республике Беларусь. – Власть и жизнь //Материалы Междунар. науч. конф. «Политический и социально-экономический процесс в Беларуси: состояние, проблемы, перспективы» 11 – 12 дек. 1997 г. – Мн.: БГЭУ, 1998.

9. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Официальное издание. 2002 – 2003 годы.

10. Постановления Совета Министров Республики Беларусь за 2000 – 2002 годы. Правит. Архив: Ф. 7, д. 19 - 1.

11. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы. -Мн.: Беларусь, 2001.

12. Решетников С.В. Методологические проблемы анализа белорусской государственной политики и управления /Руководитель на рубеже XXI века: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. 22 – 23 сент. 1999 г. Ч. 2; Под ред. В.В. Русакевича, Э.М. Скобелева,
В.М. Михеева. – Мн.: Беларусь, 1999.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальная сфера как объект идеологической деятельности | Идеологическая составляющая реформы местного самоуправления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.