Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие национального таможенного законодательства

Международные и национальные нормы в таможенном праве Республики Беларусь

Текущие нормативно-правовые (подзаконные) акты

Важную роль в совершенствовании таможенного регулирования играют текущие нормативно-правовые, или подзаконные, акты. Их подзаконность означает, что они принимаются на основании и во исполнение Таможенного кодекса таможенного союза и должны ему соответствовать.

К текущим нормативно-правовым актам относятся:

· Декреты и Указы Президента РБ;

· Постановления Совета Министров;

· Постановления и приказы ГТК.

Президент издает главным образом акты стратегического назначения – по вопросам совершенствования таможенного регулирования, укрепления экономической безопасности.

Важные вопросы таможенного дела регулируются постановлениями Правительства. В них содержатся меры по совершенствованию тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли. Совет Министров заключает международные межправительственные соглашения по вопросам таможенного сотрудничества.

Предписания законов, а также акты Президента и постановления Правительства по таможенным вопросам лежат в основе правотворческой деятельности ГТК РБ. ГТК в пределах своей компетенции издает нормативные акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными органами и иными государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностными лицами и гражданами. Постановления и приказы ГТК определяют главным образом методику осуществления таможенного дела. В частности, ГТК определяет формы таможенных документов, сроки представления документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, порядок формирования, представления и использования электронной декларации и т.п.

 

Государственный суверенитет предполагает, что каждое государство может самостоятельно и в одностороннем порядке регулировать таможенные отношения на базе внутреннего таможенного законодательства. В то же время очевидно международное значение таможенного регулирования, вследствие чего эти вопросы становятся предметом договорного регулирования.

Основными источниками международного таможенного права служат многосторонние и двусторонние договоры. За время обретения своей независимости Республика Беларусь заключила свыше ста межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров в области таможенных отношений.

Таможенное законодательство таможенного союза состоит из:

1) Таможенного кодекса таможенного союза;

2) международных договоров государств-членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе;

3) решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза и международными договорами государств-членов таможенного союза.

Таможенное законодательство таможенного союза действует на таможенной территории таможенного союза.

При таможенном регулировании применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов.

При перемещении товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза, применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день фактического пересечения товарами таможенной границы.

Если день фактического пересечения товарами таможенной границы не установлен, применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день выявления нарушения требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза.

Развитие законодательной базы таможенного дела республики на протяжении всего периода существования независимого государства — неуклонный процесс ее наполнения и обогащения принципами, нормами и общепринятыми стандартами из сферы международного права и международной практики. Достаточно сравнить тексты таможенных кодексов 1993, 1998 и 2007 гг., чтобы убедиться в кардинальном изменении нормативной правовой базы таможенного дела за последние полтора десятилетия под влиянием внешних факторов.

С обретением независимости в РБ возникла необходимость создания самостоятельного механизма таможенного регулирования, соответствующего возросшим масштабам внешнеэкономической деятельности, учитывающего принципы и нормы международного таможенного права. Вплоть до 1993 г., до принятия Таможенного кодекса и Закона «О таможенном тарифе», развитие таможенного дела в РБ определялось подзаконным нормотворчеством — постановлениями Правительства, ведомственными актами, главным образом — приказами, положениями и инструкциями ГТК. В силу этого таможенное законодательство не носило систематизированный характер, имело существенные пробелы.

Таможенный кодекс Республики Беларусь 1993 г. сыграл важную роль в становлении таможенного дела страны. В этом законодательном акте было впервые заявлено о приоритете норм международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения, о намерении применять международные стандарты при осуществлении таможенного дела.

Начало перестройке механизма таможенного регулирования в рыночных условиях положила Конституция Республики Беларусь (1994 г.), обладающая высшей юридической силой среди источников таможенного права. Конституция заложила исходные и определяющие принципы организации таможенного дела. Со времени принятия Конституции начался по существу процесс систематизации и кодификации таможенного законодательства страны.

Продолжительное время таможенное законодательство Беларуси базировалось на документе «Основы таможенных законодательств государств — участников Содружества Независимых Государств», утвержденном решением Совета глав государств СНГ в 1995 г. Таможенный кодекс РБ, принятый на исходе 1997 г. и вступивший в силу в 1998 г., и по структуре, и по содержанию в максимальной степени повторял Основы таможенных законодательств и практически копировал Таможенный кодекс Российской Федерации. Однако, вскоре обнаружилось, что существующие различия на национальном уровне в налоговом, хозяйственном, административном и других отраслях права двух стран.

Впервые Таможенный кодекс РБ 2007 г. узаконил право и порядок обжалования решений таможенных органов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц.

С 6 июля 2010 г. на территории РБ действует Таможенный кодекс таможенного союза.

 

6 июля 2010 года образовалась единая таможенная территория между Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Республикой Казахстан в связи с вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза.

Таможенное законодательство таможенного союза состоит из Таможенного кодекса таможенного союза, международных договоров государств-участников, а также решений Комиссии таможенного союза. Вопросы, не урегулированные таможенным законодательством таможенного союза, решаются в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза. Таможенный кодекс Республики Беларусь, принятый 4 января 2007 г., продолжает действовать на территории Республики Беларусь в той части, в которой не противоречит Таможенному кодексу Таможенного союза.

В соответствии с Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, подписанном в г. Москве 26 февраля 1999 г., стороны установили режим свободной торговли товарами, единую систему тарифных льгот и преференций в торговле с третьими странами, единый порядок мер нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, единую систему взимания косвенных налогов в торговле, согласованный порядок валютного регулирования во внешнеторговых операциях и т.п.

Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» утвержден Единый таможенный тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ).

Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 19 «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» одобрены: Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран; Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран; Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами. Кроме того Решением утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами.

Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» установлено, что с 1 января 2010 года вступили в силу: Протокол о предоставлении тарифных льгот, Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа, Протокол о единой системе тарифных преференций таможенного союза, Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией об условиях и механизме применения тарифных квот, а также Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией о едином таможенно-тарифном регулировании.

1 января 2010 года вступило в силу Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран.

1 июля 2010 года ступил в силу Договор между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 27 ноября 2009 г. «О Таможенном кодексе таможенного союза»

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Национальное таможенное законодательство | Участники внешнеэкономической деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.