Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система права




 

Право всегда существовало и функционировало как совокуп­ность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой норм. Это означает прежде всего согласованность, упорядоченность, внутреннюю непротиворечивость правовых норм. Система права складывается из составных частей: отраслей (например, конститу­ционное, гражданское и другие отрасли права) и институтов (граж­данства, купли-продажи, наследования и т.д.), которые раз­личаются по характеру регулируемых общественных отношений.

Для знакомства с системой права рассмотрим ее задачи, функ­ции, структуру и реализацию.

Задачи права. Задачи права представляют собой разновидность социальных задач. Социальная задача — это необходимость осуще­ствить в будущем определенную деятельность.

В любом обществе существует огромное количество противоре­чивых задач, выдвигаемых разными группами населения. С помо­щью права общество формирует общие задачи, с которыми в той или иной степени согласно большинство его членов. Существует разное понимание задач права. Если основной задачей права счи­тать защиту личности, то тогда мы исходим из идеи о том, что общество создано для человека, а не человек для общества. Если мы будем считать, что главной задачей права является защита ин­тересов государства, то в таком обществе государство будет счи­таться высшей ценностью по сравнению с человеком. Видимо, ос­новной задачей права является решение обеих этих задач — защита как человека, так и государства.

Ученые по-разному объясняют необходимость права. Например, известный европейский правовед П. Сандевуар пишет, что в об­щественной жизни люди и группы людей могут проявлять не толь­ко миролюбие, склонность к сотрудничеству, симпатию и соли­дарность, но и эгоизм, жадность, жестокость, стремление к пре­восходству над другими, чрезмерную требовательность и даже зло­намеренность — хищническое в своем роде поведение. Таким об­разом, общественная жизнь не всегда представляет примеры альт­руизма и благородства, превращаясь в арену проявления жела­ний, интересов, конкуренции, стремлений к власти и господству. Право существует для того, чтобы обуздать людей эгоистичных, жадных и жестоких по отношению к другим людям, а иногда даже несознательных и преступных. Право существует и потому, что спло­ченность групп людей, общественный прогресс и само выживание человеческого общества требуют энергичного и всеобщего при­нуждения. Право, по словам П. Сандевуара, — это «отчасти тот хлыст, которым служитель щелкает в зоопарке».

Видный французский юрист Мишель Виралли отмечает, что право — чрезвычайно сложный механизм, нечто необъятное, устра­шающее, принуждающее и даже притесняющее, но одновременно, с другой точки зрения, успокаивающее и защищающее. Право — лицо общества, подавляющее индивида и помогающее ему.

Право — это весьма сложное понятие для изучения, и чтобы проникнуться им, нужны годы тяжелого труда. Как только отноше­ние между двумя лицами может стать объектом рассмотрения со стороны третьего лица, которое решает спорные вопросы, это оз­начает, что данное отношение из области нравов перешло в не­сколько неопределенное царство права.

Важнейшей задачей права является упорядочение деятельности индивидов — членов общества — путем установления норм, или правил поведения, которые они должны соблюдать при реализа­ции различных социальных связей.

Право есть метод организации общества, нацеленный на сни­жение социальной напряженности и устранение конфликтов.

Право призвано учреждать и поддерживать такой социальный порядок, который налагает на индивидов и социальные группы определенные обязанности, одновременно гарантируя им право­способность и конкретные права.

Основная задача права — формально установить равенство лю­дей; обеспечить им возможность осуществить свое право; признать людей одинаково ценными для государства и в государстве. Если эта задача не достигается, то в обществе начинает действовать за­кон силы.

Функции права. Под функцией права понимаются основные на­правления воздействия норм права на общественные отношения, поведение, сознание людей.

Правовые нормы выполняют в обществе следующие функции:

1) регулятивную, которая состоит в упорядочении обществен­ных отношений. Важнейшим средством регулирования обществен­ных отношений является договор.

2) охранительную, заключающуюся в установлении меры ответ­ственности за превышение прав, неисполнение обязанностей.

3) гуманистическую, которая выражается в том, что право смягчает возникающие в обществе социальные противоречия и конфликты;

4) воспитательную, отражающуюся в подготовке подрастаю­щего поколения к восприятию существующих в обществе ценно­стей и идеалов;

5) идеологическую, в рамках которой право способствует фор­мированию в общественном сознании представлений о необходи­мых и желательных принципах и правилах поведения.

Структура права. Выражается в единстве и согласованности со­ставляющих его норм, а также в их дифференциации на отрасли и институты.

Отрасль права — главное подразделение права, большая группа правил поведения, регулирующих какой-то вид общественных от­ношений.

Основными отраслями права являются конституционное, граж­данское, уголовное, административное, трудовое право и другие отрасли права. Основные нормы отрасли права закрепляются в ко­дексах законов.

Кодекс — весьма распространенная форма федерального закона. В переводе с латыни кодекс означает — книга. В юридическом смысле кодекс — систематизированный свод актов, правил и норм, кото­рый одинаково регулирует сферу общественных отношений. Кодекс — основной законодательный акт. Нормы кодекса являются приори­тетными при регулировании отношений нормами смежных отрас­лей. Перечень основных кодексов российского права приведен ниже.

Основные кодексы российского права

Гражданский

Уголовный

Гражданско-процессуальный

Уголовно-процессуальный

Налоговый

Кодекс об административных правонарушениях

Земельный

Семейный

Трудовой

Арбитражный процессуальный

Градостроительный

Уголовно-исполнительный

Лесной

Жилищный

Бюджетный

По отдельным видам транспор­та (водный, воздушный, дорож­ный и др.) Таможенный

Имущественные отношения регулирует гражданское право; уп­равленческие — административное право; трудовые — трудовое право; образовательные — образовательное право. Отрасли права можно разделить на материальные и процессуальные.

Общеправовой классификатор называет 45 отраслей законода­тельства. Отрасли права имеют свою структуру. Они делятся на общую и особенную части, которые в свою очередь состоят из институтов.

Институт права — это группа норм, регулирующая определен­ную часть общественных отношений. Например, в отрасли трудового права выделяют такие институты, как трудовой договор, ра­бочее время и время отдыха, заработная плата, труд молодежи, труд женщин, трудовые споры и др.

Структура нормы права. Под структурой правовой нормы пони­мается строение и внутренняя форма организации системы, выра­жающая как единство взаимосвязей между ее элементами, так и законы данных взаимосвязей.

В структуре правовых норм проявляются те специфические фун­кции, которые выполняют правовые нормы как первичное звено структуры права: обеспечение конкретизированного детального, точного и определенного нормативного регулирования обществен­ных отношений.

Традиционно считается, что правовая норма имеет трехчленную структуру. В ее содержание входят: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза — указание конкретных фактических жизненных об­стоятельств, юридических фактов, при наличии которых реализу­ется норма права, т. е. возникают или права, или обязанности. Ги­потеза включается в ряд норм для того, чтобы ограничивать пра­ва, например право на увольнение администрации, на заключе­ние договора и т.д.

Диспозиция — указание участников правоотношения, а также их прав и обязанностей.

Санкция — указание мер государственного принуждения; в ней перечисляются меры наказания, которые применяются к нарушите­лю в двух случаях: 1) если человек превысил свои права, незаконно ограничил права другого человека, причинил ему ущерб; 2) если человек не исполнил или некачественно исполнил свою обязанность.

Нормы права в своей совокупности образуют субъективное пра­во, или право человека, т.е. право, которое конкретному субъекту для конкретных ситуаций устанавливает правомочие, обязаннос­ти, ответственность, устанавливает рамки его поведения и все это при определенных условиях. Иначе говоря, субъективное право — это мера возможного поведения.

Выделение субъективного права в составе правоотношения яв­ляется необходимым, если иметь в виду, что правоотношение — это отношение как минимум двух субъектов. И понятие субъек­тивного права определяет распределение прав и обязанностей этих как минимум двух субъектов с тем, чтобы возможность опреде­ленного поведения одного субъекта не уничтожала возможности определенного поведения другого субъекта.

В этом смысле и говорится о субъективном праве как о мере возможного, свободного поведения одного субъекта и о субъек­тивной юридической обязанности как мере должного, обязатель­ного поведения другого субъекта. Мера должного поведения обо­значается как юридическая обязанность.

Мера возможного поведения определяет сумму возможных пра­вомочий в субъективном праве:

- право на собственные действия, т. е. возможность действовать самостоятельно, например обратиться в орган государственной вла­сти, в суд, защитить себя и т.д.;

- право требовать от обязанного субъекта выполнения его обя­занностей, например получить стипендию, получить сдачу от про­давца и т. д.;

- право прибегнуть к помощи государственной власти, если обя­занная сторона не выполняет свою обязанность.

Иначе говоря, правомочия — это субъективное право в дей­ствии. Субъективные права человека можно разделить по юридической силе на следующие виды:

первый вид — право, которое может быть реализовано собственны­ми силами, без обязательного активного участия другой стороны. Это, например, право учителя выбирать методику оценки знаний учащихся, право образовательного учреждения самостоятельно устанавливать структуру управления, штатное расписание, распределение долж­ностных обязанностей и т.д. (ст. 32 Закона РФ «Об образовании»);

второй вид — право, которое можно осуществить только тогда, когда определенную обязанность выполнит другая, обязанная сто­рона. Это наиболее распространенный вид прав в образовательных правоотношениях. Например, учащийся может воспользоваться сво­им правом на ускоренный курс обучения только с согласия адми­нистрации образовательного учреждения (ст. 50 Закона РФ «Об об­разовании»). Такой же порядок установлен и при реализации права обучающегося на получение дополнительных образовательных услуг;

третий вид — право, реализуемое лишь в договорном (консенсуальном) порядке. Например, право образовательного учреждения на исключение учащихся, оставшихся без попечения родителей, можно реализовать только с согласия органов опеки и попечи­тельства (ст. 19 Закона РФ «Об образовании»);

четвертый вид — право, реализация которого возможна только при наличии двух юридических фактов:

выполнения обязанности обязанной стороной;

признания законности действий должностным лицом, органом власти, разрешение их действий в местном нормативном акте. На­пример, право на обучение по индивидуальному учебному плану возможно только с согласия администрации образовательного уч­реждения, если это право предусмотрено в уставе образовательно­го учреждения.

Юридические обязанности можно разделить на три группы:

первая группа — постоянные обязанности, которые необходимо выполнять: например, обучающемуся соблюдать требования уста­ва (п. 55 «Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования»); педагогу — честно и добросовестно работать (ст. 127 ТК РФ), выполнять нормы труда (ст. 102 ТК РФ) и т. д.;

вторая группа — обязанности, связанные с определенным собы­тием, например обязанность сдать экзамены, выдать диплом и т. д.;

третья группа — обязанности, которые выполняются по требо­ванию правомочного лица, например своевременно и точно вы­полнить распоряжения администрации, предоставить право граж­данину обучаться на родном языке (ст. 6 Закона РФ «Об образо­вании»).

Кроме того, юридические обязанности делят на активные (со­вершение действия) и пассивные (не совершение действия). На­пример, педагогу запрещается удалять с занятий обучающихся — это пассивная форма. Активной обязанностью является обязанность студентов выполнять требования программы среднего профессионального образования (п. 56 «Типового положения об образова­тельном учреждении среднего профессионального образования»).

Реализация правовых норм. Знание конкретных правовых норм, необходимых для нормальной жизнедеятельности, и их реализа­ция есть правовая форма жизнедеятельности, так как право за­крепляет и выражает основные закономерности общественной практики. В нормах права аккумулированы принципы, идеалы, установки и традиции образа жизни, а также требующиеся для его утверждения субъективные права, свободы, обязанности личности.

Регулируемое нормами права поведение должно являться юри­дически значимым, т. е. либо соответствующим требованиям пра­вовых норм, либо не соответствующим им.

С точки зрения права поведение может быть правомерным или противоправным.

Социальной сущностью правомерного поведения является его полезность и необходимость для общества.

Правомерное поведение — это следование праву в целях дости­жения социально-полезного результата, это соответствие поведе­ния предписаниям норм права, т. е. субъективным правам и субъек­тивным юридическим обязанностям, возникающим на их основе.

Противоправное поведение выражается в различных правонару­шениях: административные и дисциплинарные проступки, при­чинение имущественного вреда, уголовное преступление.

Правонарушение — действие или бездействие, нарушающее норму права и влекущее за собой юридическую ответственность.

Юридическая ответственность — это применение к лицу, нару­шившему закон, мер государственного принуждения.

В зависимости от характера правонарушения существуют сле­дующие виды юридической ответственности:

- уголовная (если лицо совершило преступление);

- административная (если лицо совершило административный проступок);

- материальная (если лицо причинило ущерб организации, с ко­торой оно состоит в трудовых отношениях);

- гражданская (если лицо не исполнило обязанность, предусмот­ренную гражданским правом);

- дисциплинарная (если человек совершил дисциплинарный про­ступок в трудовых отношениях).

Привлечь человека к юридической ответственности можно, если он совершил правонарушение, которое традиционно должно вклю­чать четыре элемента:

- объект нарушения;

- субъект правонарушения, т.е. лицо, совершившее нарушение;

- субъективную сторону — вину человека в форме умысла или неосторожности;

- объективную сторону — сам проступок, его последствия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.