Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические аспекты профессиональной деятельности среднего медицинского персонала. Проблема профессиональной деформации




ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА

Болезнь — большое несчастье в жизни человека, и для каждого медика, сознательно выбравшего свою профессию, смысл и сча­стье жизни состоит в том, чтобы побеждать недуги, облегчать стра­дания людей, спасать их жизнь. Уже само название «медицинская сестра» (раньше говорили «сестра милосердия») говорит о том, что больной ждет именно сестринского отношения к себе. Медсе­стра часто общается с больным, и характер ее поведения ощуща­ется им непосредственно. Хотя условия работы сестер весьма труд­ны, многие из них самоотверженно окружают больного теплом и заботой, аккуратно выполняют свои обязанности, стараются об­легчить страдания. А известный хирург Н.Н.Петров утверждал, что «старшая операционная сестра накладывает отпечаток своей личности на работу своего учреждения и вместе с ведущим хи­рургом отражает в своей работе деонтологическую душу этого уч­реждения».
Если сестра выполняет свои обязанности автоматически, огра­ничиваясь выдачей лекарств, проведением инъекций, измерени­ем температуры и т.п., то при всей важности и необходимости данных манипуляций доминирует технический подход к работе в ущерб контакту с больным. В таких случаях отношения между сестрои и пациентом носят формально-официальный характер, ли­шены личностного аспекта. Больному дается все необходимое, но при этом отсутствует благоприятное психологическое воздействие, в котором человек нуждается ничуть не меньше.
Конечно, о психологической работе с больным можно вести речь лишь тогда, когда медицинский работник обладает глубоки­ми знаниями и практическими навыками ухода за пациентом. Именно физический уход за больным человеком является осно­вой контакта между ним и сестрой, служит прочной связующей нитью. Добросовестная работа медсестры по уходу за больным придает ему уверенности в выздоровлении, формирует благопри­ятное психологическое взаимодействие между ними и таким об­разом повышает эффективность лечения. Забота и внимание важ­ны как в чисто физическом, так и в психологическом аспекте; эти две сферы воздействия невозможно отделить друг от друга. Пациент всегда стремится освободиться от болезни, выздороветь, ожидает помощи, поддержки, заботы. Нереализованность этих ожиданий, накладывающаяся на само болезненное состояние, вы­зывает повышенную обидчивость, избыточную чувствительность больных.
То, как медсестра подает больному лекарство, как обращается с ним при выполнении процедур, может передавать всю гамму чувств, связывающих ее с больным. Слова и действия медсестры имеют не только конкретное содержание, но и эмоциональный контекст, и несут в себе определенное психологическое воздей­ствие.
Мягкость, ласковость, терпеливость, вежливость — основные элементы хорошего стиля работы среднего медицинского персо­нала. Важно не только то, что делает медсестра, но и как она это делает. Постоянство, ровность поведения, хорошее настроение сестры помогают установить контакт с больными.
Служебная этика предполагает сохранение медицинской тай­ны, проявление уважения к пациенту, корректность, отсутствие фамильярности. Это повышает доверие больных. Сестры, не вла­деющие служебной этикой, могут рассказывать, что случилось в палате, отделении, больнице, распространять ненужные сведе­ния, вызывая страх и беспокойство у больных и их родственни­ков, т. е. оказывать ятрогенное воздействие. При общении с паци­ентом не следует использовать слово «больной» (лучше называть его по имени и отчеству, в крайнем случае по фамилии).
Способы и формы выражения заботы и внимания зависят от конкретного больного и ситуации, в которой осуществляется уход за ним. Забота и любовь медсестры будут проявляться по-разному, если пациент — ребенок, взрослый или пожилой человек. Мед­сестра должна хорошо контролировать ситуацию и избегать не­формальных отношений с пациентами. Понимание страхов, надежд, сомнений больного помогает пси­хологически правильно влиять на его общее эмоциональное со­стояние, вселять в него уверенность в успешности лечения. По­этому важными качествами медсестры являются эмпатия и про­фессиональная наблюдательность. Внимательная, чуткая медсест­ра заметит малейшие изменения как в худшую, так и в лучшую сторону в самочувствии, настроении, поведении, состоянии боль­ного и сможет предпринять необходимые действия. Больные це­нят серьезных, вежливых, внимательных, вдумчивых и заботли­вых медсестер. Напротив, грубая, небрежная, раздражительная и вспыльчивая сестра производит на них тяжелое впечатление.
Каждая профессия может способствовать развитию человека и совершенствовать его личные качества на пользу общества, но может также вызывать и негативные изменения характера. Работа с больными как вариант коммуникативной деятельности связана с опасностью профессиональной психологической деформации, ко­торая у медсестер определяется, в частности, обладанием трудно-контролируемой и трудноограничиваемой властью над людьми (больными) и наличием стрессовой ситуации, связанной с ре­альной угрозой жизни человека, вызванной болезнью. Медсестра зачастую играет роль промежуточного звена между врачом и боль­ным. Усталость и раздражительность медсестры часто бывают выз­ваны не количеством выполненной работы, а эмоциональной на­грузкой, которой она сопровождается.
На фоне воздействия этих факторов у медсестер нередко на­блюдаются возникновение «чувства собственности» и гиперопеки по отношению к пациентам, несоблюдение организационных тре­бований, нарушение дистанции между собой и пациентами, ятрогенные воздействия, вытеснение субъективно тягостных пере­живаний.

Источники информации:
Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей/ Н.Н.Петрова. – М., 2007
Александер Ф. Психосоматическая медицина / Ф.Александер. - М., 2000
Гройсман А.Л. Медицинская психология: Лекции для врачей/А.Л. Гройсман. – М., 1998
Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику / В.В.Николаева – М., 1987

 

К выбору лекции




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 938; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.