Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 7.Система региональных органов власти и региональное управление

 

Система региональных органов власти имеет опреде­ленную структуру, обеспечивает комплексное управление субъектами РФ и участвует во взаимодействии с федеральными органами власти. Основными элементами, формирующими данную систему, являются органы законодательной и исполнительной власти субъектов федерации.

Система законодательных и исполнительных органов власти в субъектах РФ учреждается ими самостоятельно, но при этом необходимым условием является соблюдение Конституции РФ и других действующих законов. Деятельность этих органов власти должна осуществляться не только в соответствии с Конституцией РФ и другими федеральными закона­ми, но и в соответствии с принятыми в субъекте федерации законодательными документами.

Структура, наименование органа законодательной власти субъекта федерации зависят от его исторических или национальных особенностей и устанавливаются им самостоятельно. Установленные структура, наименование, принципы деятельности фиксируются в конституции или уставе субъекта федерации.

Законодательный орган субъекта федерации обладает рядом весомых полномочий:

· утверждение конституции (устава) субъекта федерации;

· регулирование действий субъекта федерации в отношении вопросов, находящихся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, а также вопросов, которые субъект может решать самостоятельно;

· принятие бюджета субъекта федерации;

· регулирование порядка проведения выборов на территории субъекта РФ;

· утверждение и реализация программ, нацеленных на социально-экономическое и культурное развитие субъекта федерации.

Помимо этого, законодательный орган решает вопросы, касающиеся организации своей деятельности, ее правового, финансового, информационного обеспечения, технического оснащения и т.д.

В субъекте РФ особую роль в системе исполнительной власти играет высший орган исполнительной власти, во главе которого стоит его руководитель – высшее должностное лицо субъекта федерации.

Структура, порядок функционирования, наименование высшего исполнительного органа, так же как и в случае законодательного органа, зависят от особенностей субъекта федерации, устанавливаются им самостоятельно, а установленные положения фиксируются в конституции субъекта РФ, иных законах.

Высший исполнительный орган, действующий в том или ином субъекте, призван обеспечивать соблюдение Конституции РФ и других федеральных законов субъектом федерации, а также соблюдение конституции (устава), законов, принятых и действующих в самом субъекте РФ.

Основные функции высшего исполнительного органа субъекта РФ:

· обеспечение соблюдения прав граждан, проживающих на территории субъекта федерации;

· разработка проектов различных программ, которые направлены на развитие региона в социально-экономическом и культурном отношениях;

· разработка проекта бюджета субъекта федерации;

· обеспечение реализации принятых программ и бюджета, написание отчета о проделанной работе;

· формирование других органов исполнительной власти, призванных действовать в данном субъекте РФ;

· заключение договоров с органами исполнительной власти федерального уровня, касающихся распределения сфер ведения, полномочий между РФ и субъектами РФ.

Региональное управление — это управление экономическими, социальными, этнодемогра-фическими, технико-технологическими, экологическими и иными процессами в пределах данной территории, направленные на эффективное использование имеющихся ресурсов

В число основных задач регионального менеджмента (правления) входят:

  • обеспечение расширенного воспроизводства условий жизнедеятельности населения региона, высокого уровня и качества жизни;
  • экономическая и социальная трансформация хозяйства региона, анализ, прогнозирование и программирование регионального развития;
  • оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механизмов укрепления экономической базы региона и муниципальных образований;
  • обеспечение экологической безопасности в регионе, защита окружающей среды;
  • формирование и реализация структурной, инвестиционной и научно-технической политики в регионе, создание и развитие рыночной инфраструктуры

К основным принципам регионального менеджмента относятся: децентрализация, партнерство, субсидиарность, мобильность и адаптивность, а также принцип выделенной компетенции.

Суть принципа децентрализации заключается в перемещении принятия решений от центральных органов управления к агентам рынка. Этот принцип ограничивает монополию регионального менеджмента на всевластие, обеспечивает экономическую свободу субъектов хозяйствования в регионе и полицентрическую систему принятия решений, а также делегирование функций управления сверху вниз.

Принцип партнерства предполагает отход от жесткой иерархической соподчиненности по вертикали. Он диктует правила поведения объектов и субъектов регионального управления в процессе их взаимодействия как юридически равных партнеров.

Принцип субсидиарности заключается в выделении финансовых ресурсов под заранее определенные цели. Он реализуется в региональном менеджменте через формирование механизмов перераспределения финансовых ресурсов в целях обеспечения ми нимальных государственных социальных стандартов для всего населения региона, а также минимальной бюджетной обеспеченности.

Содержанием принципа мобильности и адаптивности является способность системы регионального управления чутко реагировать на изменения внешней среды. Этот принцип проявляется через постоянную трансформацию функциональной и организационной структур регионального менеджмента, позволяющую субъектам управления адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям функционирования.

Принцип выделенной компетенции (в отличие от принципа разграничения функций) состоит в дифференциации функций не между сферами регионального управления, а внутри них. По такому принципу осуществляются перераспределение функций субъектов федерального, регионального и муниципального управления, а также ресурсное обеспечение реализации каждой функции. Принцип выделенной компетенции более детально будет рассмотрен ниже.

Под методами регионального менеджмента принято понимать совокупность приемов и средств воздействия на хозяйствующие субъекты региона.

В практике регионального менеджмента используются два основных метода:

- административные

- экономических

В основе административных методов лежит неукоснительность соблюдения предписаний, а также возможность применения различных видов юридической ответственности в отношении отдельных предприятий, нарушающих установленные правила.

С помощью административных методов региональные органы власти могут осуществлять управление и регулирование процессов приватизации, формирования и развития предприятий и организаций региональной формы собственности, размещения новых предприятий на территории региона, привлечения иностранного капитала, использования природных ресурсов региона, а также социальных процессов.

В отличие от административных, экономические методы базируются на общих правилах поведения, выбора вариантов экономической стратегии. Они оказывают косвенное воздействие на объекты управления, учитывают экономические интересы предприятий различных форм собственности. Экономические методы предполагают полную самостоятельность субъектов экономики региона при высокой ответственности за принимаемые действия и их последствия, побуждают субъекты к подготовке альтернативных решений и выбору оптимального с точки зрения интересов каждого субъекта экономического риска. Объективная необходимость использования экономических методов управления вызвана тем, что только на основе административных методов невозможно эффективное решение всей совокупности проблем, возникающих в процессе управления экономикой региона.

Сущность экономических методов состоит в том, чтобы путем косвенного воздействия на экономические интересы субъектов экономики региона с помощью тарифов, цены, прибыли, оплаты труда, налогов, кредитов, субвенций и т. д., создавать механизмы их ориентации на эффективный режим функционирования региональной экономики по возможности без прямого вмешательства органов управления, но в установленных этими органами рамках. Экономические методы управления основаны на использовании системы стимулов, предусматривающих экономическую заинтересованность и ответственность предприятий и организаций региона за последствия принимаемых решений и побуждающих предприятия участвовать в выполнении задач комплексного социально-экономического развития региона без специальных на то разрешений.

 


[1] подготовлено по материалам А.Г. Гранберга «Основы региональной экономики»

[2] Подготовлено по материалам А. Г. Грандберг «Основы региональной экономики»

[3] Первая научная попытка экономического районирования России была предпринята, по-видимому, К. И. Арсеньевым (1818 г.). Он предложил поделить страну на десять "пространств" путем объединения соседних губерний. По сути такой же подход к образованию крупных экономических районов (объединение существующих административно-территориальных единиц) сохраняется до настоящего времени.

[4] Основные положения региональной политики в Российской Федерации. Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. № 803 (Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 23. Ст. 2756).

[5] "...Укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности государства;

содействие развитию и углублению экономической реформы, формирование во всех регионах многоукладной экономики, становление региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры;

сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной экономической базы повышения благосостояния населения, рационализация систем расселения;

достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационали­зации структуры хозяйства регионов, повышение ее жизнеспособности в рыночных условиях;

развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики и других);

стимулирование развития районов и городов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом и могущих стать "локомотивами" и "точками роста" экономики субъектов Российской Федерации;

оказание государственной поддержки районам экологического бедствия, регионам с высоким уровнем безработицы, демографическими и миграционными проблемами;

разработка и реализация научно обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования, требующими специальных методов регулирования (районы Арктики и Крайнего Севера, Дальний Восток, приграничные регионы и другие);

совершенствование экономического районирования страны".

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Другие особые формы | Europe: the political and economic situation
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.