Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура Руси IX - XIII веков




[здесь карта из файла map4.jpg] Культура Киевской Руси -- исходная точка и первичная основа культурырусских, украинцев и белорусов. Киевская Русь создала единый русскийлитературный язык; в эту эпоху восточные славяне стали грамотными; эпическиесказания о киевских богатырях X--XI веков дожили на русском Севере до XXвека. Киевская летопись Нестора о первых веках русской истории (1113 год)переписывалась и при Александре Невском, и при Иване Грозном, дожив врукописной традиции до XVIII века. В эпоху Киевской Руси складывается единая древнерусская народность, откоторой лишь в XIV--XV веках постепенно отпочковались белорусы и украинцы. Вединой Киевской Руси IX--XII веков возникли многие современные нам города игорожане получили навыки различных профессий и "художеств". В наши дникультурные люди всего мира любуются гармоничной архитектурой Древней Руси,проникновенным искусством художников-иконописцев и изощренным мастерствомдревнерусских златокузнецов, создателей тончайшего узорочья из золота иэмали, из серебра и черни... Можно без всяких натяжек сказать, что культура первоговосточнославянского государства -- Киевской Руси -- вошла составной частью внашу современную культуру. Древняя Русь не получила такого богатогоантичного наследия, как, например, Греция, Италия, Франция, Испания. Однакокультура Руси вырастала не на пустом месте, и ее истоки идут из глубокойпраславянской и даже еще более ранней индоевропейской древности, когдавпервые было освоено земледелие, создались представления о структуре мира(правда, еще очень далекие от научного познания), появился большой словарныйзапас, облегчавший общение отдельных племен друг с другом, были открытыпоследовательно три металла -- медь, бронзовые сплавы и железо, проложеныпути первобытной торговли солью, рудой и изделиями. Познание природы и мира в целом может быть вполне достоверно определенопо данным праславянского языка: многие названия деревьев, трав, зверей,птиц, рыб, элементов ландшафта, имена звезд восходят к отдаленнойпраславянской поре, а это означает, что в народе происходил на протяжениимногих сотен лет непрерывный педагогический процесс -- старшие поколенияпередавали младшим все накопленные и классифицированные знания о природе,учили их познанию мира, знакомили с обширным словарем выработанных далекимипредками понятий. Историческое в полном смысле слова понимание культуры средневековойРуси должно слагаться как из того наследия, которое было получено Русью отпредшествующих эпох, так и с учетом наследия, перешедшего к нам в XX век припосредстве Киевской Руси как промежуточного звена. Во втором тысячелетии до нашей эры, когда праславянские племена впервыеконсолидировались, обособляясь от общего индоевропейского массива, они ужеобладали и большим словарным запасом (по данным Ф. П. Филина, свыше 20 тысячслов!), отражавшим разные стороны их жизни, и разными трудовыми навыками(строительство домов, земледелие, скотоводство, изготовление орудий труда иметаллических украшений), и сложной системой религиозных представлений. Вчисле языковых и культурных предков праславян были племена так называемойтрипольской культуры, находившейся на вершине развития земледельческогоэнеолита, "золотого века" человечества. Новый этап в развитии культуры праславян составило открытие железа,залежами которого были богаты озера и болота славянской прародины. Значительное культурное наследие было получено той частью восточныхславян, которая в первом тысячелетии до нашей эры входила в конгломератплемен, условно называемый Скифией. Племена праславянской части Скифии самисебя называли сколотами. Сколотские "царства" занимали лесостепную зонуСреднего Поднепровья. Здесь "отец истории" Геродот записал в V веке до нашейэры целый ряд исторических сказаний праславян-сколотов, отголоски которыхотчетливо сохранились в русских и украинских народных сказках. Это сказки отрех царствах, о царе золотого царства, герое -- победителе Змея, носившемсолнечное имя Светозар, подобно геродотовскому Царю-солнцу. Промежуточнымзвеном между геродотовским эпическим героем и позднейшим сказочным являетсягерой киевского эпоса X века князь Владимир, которого народные былиныименуют Красным Солнышком. Приднепровская славянская знать времен Геродота уже проложиланаезженный путь к греческим городам на Черном море, везла туда, в "ТоржищеДнепровцев", свой хлеб и приобретала там, в Ольвии, предметы роскошигреческого изготовления. Разумеется, до восприятия античной культуры славянами было далеко, нославяне того времени уже видели какую-то часть этой культуры, ходили поулицам богатого греческого города, объяснялись с купцами, бывали накораблях, закупали продукцию греческих мастерских, присутствовали напубличных празднествах. Такое общение с античным миром продолжалось с перерывами около тысячилет. В VI веке нашей эры, когда началось великое расселение славян в Европе,славянские племена разместились почти на всем Балканском полуострове, и в ихруках оказались десятки городов за Дунаем. Это было еще одним шагом в делепознания элементов античной культуры. Переселенцы, вероятно, поддерживалисвязи с родной землей. Связи славян с внешним миром, с центрами мировой культуры средневековьязначительно усилились в момент зарождения Киевской державы. Сбывая собраннуюв полюдье дань на мировых рынках, русские дружинники-купцы большимифлотилиями выходили в Черное море или на Каспий. Флот плыл или доКонстантинополя (Царьграда), или по Каспию до южного берега, откудакараванами, на "вельблудах", добирались до Багдада в Ираке и Балха вАфганистане. Русы повидали корабли разных морей и разной оснастки, десяткипортовых городов и по полгода торговали в таких крупнейших городах, какЦарьград, Рей, Итиль, Багдад. В русский язык вошло много греческих и персидских слов, связанных сторговой практикой. Многие русские купцы знали греческий язык. Об этом мыможем судить по любопытному факту: в XIX веке коробейникиофени, разносившиепо русским деревням "коробушки" с галантерейным товаром, иногда пользовалисьособым, тайным языком, который оказался сильно испорченным за тысячу летгреческим (!) языком. Общение с чужими странами, где древние русы видели много разныхдиковин, порождало неологизмы, скомпонованные из славянских корней: русы,ежегодно ездившие в Багдад, доплывали на кораблях до южного берега Каспия, адалее снаряжали караваны верблюдов и 700 километров двигались по суше наверблюдах. Так вот, название этого выносливого животного не былозаимствовано ни из арабского, ни из персидского, ни из греческого, аизобретено, как уже говорилось, самими русами -- "вельблуд", то есть"многоходящий". Ко времени далеких заморских плаваний и караванных путешествий, то естьк IX--X векам, Русь находилась уже на значительно более высоком уровне, чемво время великого расселения славян. На Руси уже стали возникать города сремесленным производством. Плотники и зодчие строили прочные крепости,кузнецы ковали оружие и орудия труда, златокузнецы украшали русских женщинузорочьем, гончары готовили разнообразную посуду, косторезы изготавливалиразличные изделия из кости -- от гребней и пластин для колчанов и седел дотончайших иголок для женского рукоделья. Конечно, далеко не все из того, что было увидено русскимипутешественниками за месяцы пребывания в сказочных заморских землях, моглобыть сразу воспроизведено русскими мастерами, но теперь иноземные вещи сталиуже не только привозным чудом, но и образцом для подражания. Историческая заслуга Киевской Руси состояла не только в том, что былавпервые создана новая социально-экономическая формация и сотни первобытныхплемен (славянских, финно-угорских, латышско-литовских) выступили как единоегосударство, крупнейшее во всей Европе. Киевская Русь за время своегогосударственного единства успела и сумела создать единую народность. Мыусловно называем ее древнерусской народностью, материнской по отношению кукраинцам, русским и белорусам, вычленившимся в XIV--XV веках. В средниевека ее выражали прилагательным "русский", "люди руськие", "земля Руськая". Единство древнерусской народности выражалось в выработке общеголитературного языка, покрывшего собою местные племенные диалекты, в сложенииобщей культуры, в национальном самоощущении единства всего народа. Феодальная культура полнее всего проявилась в городах. Но следуетпомнить, что средневековый город не был единым -- его население состаштялифеодалы, богатые купцы и духовенство, с одной стороны, и простые посадскиелюди: мастера, мелкие торговцы, капитаны и матросы "корабельных пристанищ",работные люди, с другой стороны. Горожане были передовой частью народных масс; их руками, умом ихудожественным вкусом создавалась вся бытовая часть феодальной культуры:крепости и дворцы, белокаменная резьба храмов и многокрасочная финифть накоронах и бармах, корабли с носами "по-звериному" и серебряные браслеты сизображением русальных игрищ. Мастера гордились своими изделиями иподписывали их своими именами. Кругозор горожан был несравненно шире, чем сельских пахарей,привязанных к своему узенькому миру в несколько деревень. Горожане общалисьс иноземными купцами, ездили в другие земли, были грамотны, умели считать.Именно они, горожане -- мастера и купцы, воины и мореплаватели, --видоизменили древнее понятие крошечного сельского мира (в один день пути!),раздвинув его рамки до понятия "весь мир". Именно здесь, в городах, посадские люди увлекались веселыми языческимиигрищами, поощряли скоморохов, пренебрегая запретами церкви. Здесьсоздавалась сатирическая поэзия, острое оружие социальной борьбы, рождалисьгуманистические идеи еретиков, поднимавших свой голос против монастырей,церкви, а порою и против самого бога. Это посадские "черные люди" исписывалив XI--XII веках стены киевских и новгородских церквей веселыми, насмешливыминадписями, разрушая легенду о повсеместной религиозности средневековья. Исключительно важным было открытие в Новгороде берестяных грамот XI--XVвеков. Эти замечательные документы снова подтверждают широкое развитиеграмотности среди русских горожан. Русская деревня долгое время оставалась неграмотной, но в городахграмотность была распространена широко, о чем кроме берестяных грамотсвидетельствует множество надписей на бытовых вещах и на стенах церквей.Кузнец-оружейник ставил свое имя на выкованном им клинке меча ("ЛюдотаКоваль"), новгородский мастер великолепного серебряного кубка подписал своеизделие: "Братило делал", княжеский человек помечал глиняную амфору-корчагу:"Доброе вино прислал князю Богунка"; любечанин Иван, токарь по камню,изготовил миниатюрное, почти игрушечное веретенное пряслице своейединственной дочери, написал на нем: "Иванко создал тебе (это) одина дщи";на другом пряслице девушка, учившаяся грамоте, нацарапала русский алфавит,чтобы это "пособие" было всегда под рукой. У нас есть несколько свидетельств о существовании школ для юношей; в1086 году сестра Мономаха устроила в Киеве школу и для девушек при одном измонастырей. Учителями часто бывали представители низшего духовенства (дьяконы,дьячки). В руки археологов попали интересные тетради двух новгородскихшкольников, датированные 1263 годом. По ним мы можем судить о характерепреподавания в средние века: ученики XIII века проходили коммерческуюкорреспонденцию, цифирь, учили основные молитвы. Высшим учебным заведением средневекового типа был в известной мереКиево-Печерский монастырь. Из этого монастыря выходили церковные иерархи(игумены монастырей, епископы, митрополиты), которые должны были пройти курсбогословия, изучить греческий язык, знать церковную литературу, научитьсякрасноречию. Образцом такого церковного красноречия является высокопарная кантата вчесть великого князя, сочиненная одним игуменом в 1198 году. Серию поученийпротив язычества считают конспектом лекций этого киевского "университета". Представление об уровне знаний могут дать своеобразные энциклопедии XIвека -- изборники 1073 и 1076 годов, где помещены статьи по грамматике,философии и другим дисциплинам. Русские люди того времени хорошо сознавали,что "книги суть реки, напояющие вселенную мудростью". Иногда мудрые книгиназывали "глубинными книгами". Возможно, что некоторые русские люди учились в заграничныхуниверситетах: один из авторов конца XII века, желая подчеркнуть скромностьсвоего собственного образования, писал князю: "Я, князь, не ездил за море ине учился у философов (профессоров), но как пчела, припадающая к разнымцветам, наполняет соты медом, так и я из многих книг выбирал сладостьсловесную и мудрость" (Даниил Заточник). Замечательными памятниками русской общественной мысли являются былины илетописи. Оба эти жанра словесности повествуют о важных делах своеговремени, оба они рассчитаны как на своих современников, так и на потомков,иногда на очень далеких. Мы, отдаленные потомки, благодарны древнимсказителям и летописцам за те драгоценные сведения о судьбах Руси, о борьбес кочевниками, о разных городских и княжеских делах, которые дошли до нас вустной передаче былин-"старин" и на пергаменных страницах летописных книг. Ценность богатырского эпоса заключается в том, что он по своемупроисхождению неразрывно связан с народом, с теми смердами-воинами, которыеи землю пахали, и воевали под киевскими знаменами с печенегами и половцами. Своими корнями героический эпос уходит, вероятно, в тысячелетниеглубины родоплеменного, первобытно-общинного строя. До нас дошла лишьнезначительная часть древних былин, сложенных в первые века русскойгосударственности и сохранившихся благодаря определенным историческимусловиям русского Севера. Былины создавались и обновлялись вплоть до татаро-монгольскогонашествия на Русь; тяжелые поражения в битвах с кочевниками и установлениеиноземного ига не могли способствовать возникновению большого количествановых героических былин, но, несомненно, поддерживали стремление русскогонарода сохранить свой старый эпический фонд как память о величии КиевскойРуси, о создании своей государственности и общенародной защите родной земли.Былины содействовали поднятию духа и подготавливали к борьбе с татарами;недаром имена печенегов и половцев, реальных врагов Руси эпохи созданиябылин, почти полностью вытеснены в них именем татар. На протяжении целого тысячелетия народ разрабатывал и бережно хранилэпическую поэзию, служившую своего рода "устным учебником родной истории",передаваемым из поколения в поколение. Этнографами XIX века зафиксированыслучаи обязательного исполнения былин в деревнях во время новогоднихпразднеств, когда не только производились обряды заклинания будущего, но иподводились итоги прошедшего. Пелись былины и на пирах, "сидючи в беседесмиренныя, испиваючи мед, зелена-вина...". Следы эпической поэзии в письменности Киевской Руси мы обнаруживаем ужев летописном своде 997 года, восхваляющем княжение Владимира Святославича.Летописец действовал параллельно создателям былин, в центре которых был этотже князь Владимир Красное Солнышко. В былинах встречаются следующие имена действующих лиц, которые с разнойстепенью вероятия могут быть сопоставлены с реальными историческимидеятелями, известными нам по летописям: киевский князь Владимир КрасноеСолнышко (в нем, как полагают, слились Владимир Святославич (980--1015 годы)и Владимир Мономах (умер в 1125 году), "Вольга" (Олег) Святославич (975--977годы), Добрыня (980-е годы), Глеб (умер в 1078 году), "Волхв Всеславьич"(Всеслав Полоцкий, умер в 1101 году), "Апракса королевишна" (императрицаЕвпраксия, сестра Мономаха), Козарин (1106 год), боярин Ставр (1118 год),богатырь-паломник Даниил (1107 год), боярин Путята (1113 год), Садко (1167год), князь Роман (умер в 1205 году). Упоминаются половецкие ханы Шарукан("Шарк-великан", "Кудреван"), его сын Отрак и его внук Кончак ("Конь-шак"),хан Сугра (1107 год), Тугоркан ("Тугарин Змеевич", 1096 год) и татарскиеханы Батый и "Калин-царь" (возможно, Менгу-Каан, 1239 год). Из городов часто упоминаются: Киев, Чернигов, Новгород, Муром(возможно, первоначально Моровийск на Десне). В отдельных былинахупоминаются другие города, названия которых сильно искажены. Реки в былинах-- это преимущественно южнорусские: Днепр, Пучай-река (Почайна в Киеве),река "Смородина" (Снепород, левый приток Днепра) и др. География всех героических былин и большинства новеллистических связанас Киевом и предстепной русской полосой на юге; часть новеллистических былинсвязана с Новгородом. Иногда в былинах упоминаются то или иное море и разныезаморские земли, Царьград, Иерусалим (в чем можно видеть некоторое влияниедуховных стихов). Имена исторических деятелей дают нам такие крайние даты: 975--1240 (несчитая некоторых одиночных поздних былин). Внутри этого промежутка временимногие былины по историческим именам группируются в две хронологическиегруппы: а) 980--1015 годы и б) 1096--1118 годы, то есть вокруг двухзнаменитых в русской истории Владимиров -- Владимира I Святославича,"Святого", и Владимира II Мономаха, что было отмечено еще первымиисследователями былин. Это дает нам некоторые не очень надежные ориентиры,так как былины по закону эпического единства уравняли обоих Владимиров дополной неузнаваемости и, кроме того, прикрыли именем условного эпическогоВладимира других князей XI--XII веков. Былинным столичным городом Русивсегда является Киев, а великим князем киевским -- всегда "ласковый князьВладимир", что затрудняет датировку былинных сюжетов, но не делает еебезнадежной. Дополнительные детали могут помочь в уточнении даты воспетого события,но, для того чтобы догадка перешла в основание датировки, необходим комплексвзаимоподтверждающих примет. Разберем только один пример, касающийся ужеизвестного нам новгородского боярина Ставра Гордятинича. В былине о Ставре Гордятиниче и его жене Василисе редкое имя былинногобоярина давно уже позволило исследователям сблизить его с летописнымбоярином Ставром, упоминаемым летописью под 1118 годом. Летописная ситуацияполностью отражена в первой части былины: в 1118 году Владимир Мономахвызвал к себе в Киев всех бояр из Новгорода и заставил их присягнуть ему;нескольких бояр, в том числе и сотского Ставра, великий князь приказалзаточить. По былине Ставр -- старый богатый новгородский боярин: В Новегороде живу да я хозяином, Я хозяином живу да управителем... В былине Ставр тоже заточен Владимиром, как и в летописи:...Ставер боярин во Киеве Посажен в погребы глубокие. В этой былине главное действие начинается с того, как молодая женаосвобождает Ставра, выигрывая его у Владимира в шахматы; этого в лаконичнойлетописной записи нет, но все обстоятельства, связанные с арестом Ставра,полностью совпадают и в летописи, и в былине. Ставр ("Ставко") Гордятич впервые упоминается в летописи в 1069--1070годах; к 1118 году ему должно быть около 70 лет, и былинный Ставр Годиновичправильно назван "старым боярином". Отчество "Годинович", "Гординович"образовалось из более полной формы "Гордятиничь", известной нам поинтереснейшей записи о Ставре Гордятиниче на стене Софийского собора вКиеве. Совпадение всех деталей убеждает нас в том, что в основе былины оСтавре и Василисе лежало истинное событие 1118 года. В Киевской Руси, несомненно, был распространен древний эпосродоплеменной эпохи, о содержании которого нам очень трудно судить.Вероятно, в нем был силен архаичный мифологический элемент и исконнаяопасность -- наезды степных кочевников -- уже тогда олицетворялась в видегигантского змея, которого побеждают славянские богатыри. Отголоски такогосказания сохранились на Украине как легенды о братьях-кузнецах, победившихзмея, запрягших его в огромный плуг и пропахавших на побежденном змеегигантскую борозду, ставшую так называемыми "Змиевыми валами", пограничнымиукреплениями славян со стороны степи. Запряженный змей, очевидно, символ техплененных степняков, которых после какой-то победы заставили рыть глубокиервы и насыпать высокие валы, сохранившиеся до наших дней. К героическому же эпосу следует отнести и сюжет о князе Полянской землиКие, основателе Киева. Летописец Нестор к сказанию о постройке города тремябратьями добавил пересказ эпизода ("яко же сказають") о походах (очевидно,VI века нашей эры) славянских дружин под водительством Кия на Дунай и вВизантию. Автор "Слова о полку Игореве" еще знал какие-то песни о походахчерез степи на Балканы ("рища в тропу Трояню через поля на горы"), что моглоотражать события VI века, когда значительные массы славян победоносновоевали с Византией, и знал также еще более ранние песни-плачи о трагическойсудьбе славянского князя ГУ века Буса, плененного в битве с готами имучительно убитого ими. Фрагментарные упоминания древнего эпоса, восходящего к эпохе военнойдемократии, свидетельствуют о том, что он был героическим и общенародным:воспевались совместные походы многих племен на могущественную Византию,оплакивалась гибель 70 славянских старейшин, убитых вместе с Бусом,воспевалась победа над степняками, увенчавшаяся постройкой укреплений,оградивших земли нескольких славянских племен (полян, руси, северян иуличей). К этой отдаленной старине, а может быть, и к еще более раннимвременам общения славян со скифами могут относиться некоторые сюжеты,вошедшие в позднейший былинный эпос, как, например, бой отца с неузнаннымсыном ("Илья и Сокольник"; иранская параллель -- "Рустем и Зораб") и другиесюжеты общечеловеческого звучания, не связанные в былинах с конкретнымисобытиями. Киевский цикл былин с князем Владимиром Красное Солнышко, с Добрыней(братом матери Владимира) и Ильей Муромцем складывается в тот историческиймомент, когда Киевское государство резко меняет свою политику: от далекихпоходов в чужие, неведомые страны (проводившихся, возможно, с участиемнаемных отрядов варягов-мореходов) переходит к планомерной обороне Руси отпеченегов и к изгнанию бесцеремонных варяжских наемников. Первая былина этого цикла -- "Вольга Святославич и Микула Селянинович"-- по множеству отдельных примет должна быть связана с событиями 975--977годов, когда князь Олег Святославич Древлянский начал борьбу с варягомСвенельдом и нуждался для пополнения своей дружины в привлечениикрестьянских народных ополчений. Богатырь пахарь Микула, деревенскоепроисхождение которого подчеркнуто символическим отчеством "Селянинович",занял центральное место в былине, олицетворяя собой не только свободолюбивыхдревлян, еще в 945 году выступавших против несправедливых княжеских поборов,но вообще русский народ, строивший в это время свое новое государство вборьбе и с варягами, и с кочевниками. Былина о Вольге и Микуле, вступающем в дружину, -- это как бы эпиграфко всему былинному эпосу, в котором отражены события общенародного значения,и народ выступает в нем в качестве главной богатырской силы то под именемдревлянского пахаря Микулы, то как городской ремесленник Никита Кожемяка(или Усмовшец), то как крестьянский сын Илья Муромец. Народная оценка леглав основу отбора объектов воспевания. В эпосе нет имен ни Святослава,"охабившего" родную землю, ни Ярослава ("Мудрого", по церковнойтерминологии), окружившего себя варягами. Но в каждой былине действует"ласковый князь столько-киевский Володимер", в образе которого слились,во-первых, Владимир I ("Святой"), боровшийся с печенегами, ограждавший Русьпоясом крепостей и преследовавший разбойников, а во-вторых, ВладимирМономах, тоже организатор отпора кочевникам и автор юридического устава,облегчавшего положение низов. К богатырским народным былинам присоединились придворныебылины-новеллы, подражавшие народным сказам по форме. Это песни о сватовственорвежского короля -- поэта Гаральда к дочери Ярослава Мудрого ("СоловейБудимирович"), новелла о жене боярина Ставра, решившей судьбу своего мужа,обыграв Мономаха в шахматы ("Ставр Годинович"), ироническое повествование окнязе Всеволоде Ольговиче, щеголе и гуляке, причинившем много зла киевлянам("Чурила"). Летописцы в очень малой степени отражали народную жизнь. Они былиучастниками и регистраторами княжеских, монастырских и изредка городскихдел. Однако подробность записей, существование летописания в разных городах(Киев, Чернигов, Новгород, Галич, Владимир, Псков, Рязань и др.) делаютлетописи ценнейшим источником родной истории и родного языка в отличие отмногих европейских стран, где хроники велись на чуждом для народа латинскомязыке. Из среды летописцев особо выделяется киевлянин Нестор (начало XIIвека). Он написал широко задуманное историческое введение в хронику событий-- "Повесть временных лет". Хронологический диапазон введения -- от V--VIвеков нашей эры до 860 года, когда русы впервые выступили как сила, равнаяВизантийской империи. Историко-географическое введение Нестора в историю Киевской Руси,написанное с небывалой широтой и достоверностью, заслуживает полного доверияс нашей стороны. Здесь обрисована природа нашей страны, те ее элементы, которые влиялина историческое развитие народа: могучие реки, связывавшие Русь с СевернойЕвропой, Азией, Южной Европой и Африкой, большие незаселенные лесные массивына водоразделах, вроде "Оковского леса", беспокойные и "незнаемые" степныепространства "Великой Скифии", откуда появлялись орды кочевнической конницы. На этой "ландкарте" историк, обладавший целой библиотекой русских,греческих, западнославянских, болгарских книг, образованнейший человексвоего времени, нарисовал картину жизни всех славянских народов, сопоставляяих быт с бытом и нравами других народов всего Старого Света. Куда только невел своего читателя Нестор: то к лесным племенам древлян, радимичей ивятичей, то к степным половцам, то в туманную Британию, то в Индию кбрахманам или еще дальше, на острова Индонезии ("Островницы") и на самыйкрай известного тогда мира -- к людям шелка, в Китай. Нестор писал правду о первобытных обычаях древлян и радимичей (примерноэпохи зарубинецкой культуры), противопоставляя их "мудрым и смысленным"полянам (племенам Черняховской культуры). Он, как бы предвидя тетенденциозные толкования, которые будут исходить от норманнистов, стремилсяпоказать, что у многих народов мира есть странные обычаи: одни из них --"убийстводейцы", "гневливы паче естества", другие с родными матерями иплемянницами блуд творят, у третьих женщины ведут себя, "акы скотбессловесный", четвертые "человекы ядуще". Отдав дань неизбежным для средневекового историка-монаха библейскимлегендам, Нестор быстро переходит к обрисовке всего славянского мира во всемего объеме. Здесь нет легендарных Чеха, Леха и Руса, обычных взападнославянских хрониках, здесь указаны все действительно существовавшиекрупные союзы племен в области первоначального расселения славян в Европе. Совокупность этих племенных союзов довольно точно очерчивает территориюрасселения славян (западных и восточных) на рубеже нашей эры, как мыпредставляем ее себе сейчас на основании данных лингвистики, антропологии,археологии. Тонкое чутье историка подсказало Нестору безошибочный выбор основных,узловых моментов в жизни славянства -- это, во-первых, VI век, векславянских походов на Византию, век формирования мощных и устойчивыхплеменных союзов "княжений", век путешествия Кия в Царьград и основанияКиева как столицы племенного княжения полян. В нашей современной периодизации мы тоже выделяем VI век как переломнуюэпоху, очень важную в истории славянских пред феодальных образований. Вторая выделенная Нестором эпоха -- IX век, век образования такихславянских феодальных государств, как Киевская Русь, Великоморавскоегосударство, Болгарское царство, век появления славянской письменности,христианизации славян. Как видим, периодизация Нестора совпадает с нашей; он выделял в историиславянства те же самые моменты, которые выделяем теперь и мы. В XII столетии летописание появляется почти в каждом крупном городе,что выражало самостоятельность отдельных княжеств. Нам известны летописи"младшего брата" Новгорода -- Пскова; известно летописание Владимира иРостова. Летописи велись и в юго-западном регионе -- в Галиче,Владимире-Волынском и в Пинске. Смоленская летопись и интереснейшая Полоцкая летопись были известны В.Н. Татищеву, получившему их на короткий срок и успевшему сделать тольконезначительные выписки. Значительно лучше нам известно летописание Владимира и Ростова. Дошли до нас и фрагменты летописания рязанского, переяславского(Переяславля Русского) и черниговского. По всей вероятности, уцелевшие до наших дней в составе позднейшихлетописных сводов фрагменты летописей разных княжеств далеко не отражаютдействительного состояния летописного дела в XII -- начале XIII века.Летописей было значительно больше, но многие из них погибли в половецкихнаездах, княжеских усобицах и особенно в пожарах русских городов во время"татарщины". Мы знаем случаи, когда в Москве в XFV--XV веках каменныеподклеты до самых сводов наполняли книгами, чтобы уберечь их, но они все жегибли в огне... Из всех летописных сводов интересующего нас времени, пожалуй,наибольший исторический и историко-культурный интерес представляет Киевскийлетописный свод 1198 года (в литературе его иногда датируют 1199 или 1200годом), составленный при князе Рюрике Ростиславиче игуменом Выдубицкогомонастыря Моисеем. Составитель (он же автор нескольких статей 1190-х годов)завершил свой труд текстом торжественной кантаты, пропетой "едиными усты"монахами его монастыря в честь великого князя. В богатом Выдубицком монастыре, расположенном под Киевом, была,очевидно, целая историческая библиотека из рукописных летописей, котораяпомогла ученому игумену создать интереснейший сводный труд по русскойистории за весь XII век. В руках составителя оказались летописи разныхкнязей из разных княжеств. Поэтому историк конца столетия мог иной разизобразить какое-либо отдаленное событие, ту или иную войну с разных точекзрения: и со стороны нападающих, и со стороны обороняющихся или осажденных.Это приближало к объективной оценке. В Киевском своде 1198 года отражены нетолько киевские события, но и дела, происходившие в Чернигове, Галиче,Новгороде, Владимире на Клязьме, Переяславле Русском, Рязани и в ряде другихрусских городов, а порой и зарубежные события вроде четвертого крестовогопохода Фридриха Барбароссы. Удается выделить ряд отдельных летописей,использованных составителем. Основой для выделения являются разные признаки: диалектные особенностиязыка, различие штампов в обозначении титулатуры князей, способы обозначениядат, наличие или отсутствие церковной фразеологии, литературный стиль,манера изображения событий, широта кругозора и, самое главное, симпатии иантипатии летописцев к тем или иным князьям. На основе всей суммы признаков можно наметить около десяткаисторических рукописей, использованных киевским игуменом Моисеем присоставлении своего летописного свода 1198 года. Первую половину сводазанимает "Повесть временных лет" Нестора, а далее используются отрывкилетописания Владимира Мономаха и его сыновей ("Володимерова племени"). Вдальнейшем прослеживаются фрагменты летописи Юрия Долгорукого и его сынаАндрея Боголюбского, очень недолго владевшего Киевом, но оставившего"цесарскую" летопись, прославлявшую этого монарха. Есть следы использованияГалицкой летописи (или работы какого-то галичанина в Киеве в 1170--1180годы). Включена в свод и особая повесть об убиении Андрея Боголюбского,написанная, по всей вероятности, приближенным Андрея Кузьмищей Киянином,оставившим записи 1174--1177 годов. Часть летописных заметок,преимущественно узкопридворного характера, принадлежит самому Моисею. Особый интерес с точки зрения обрисовки личности летописцевпредставляет сопоставление двух писателей: один из них -- церковник Поликарп(все приурочения текстов к конкретным историческим лицам, включая и Нестора,условны), закончивший свою жизнь архимандритом Киево-Печерского монастыря.Другой -- знатный боярин, киевский тысяцкий Петр Бориславич, известныйсвоими дипломатическими делами. Поликарп был сторонником чернигово-северских князей, часто враждовавшихс Киевом. Особенно активно Поликарп отстаивал интересы князя Святослава,сына Олега "Гориславича" (и отца Игоря, героя "Слова о полку Игореве").Фрагменты летописи Поликарпа, рассеянные в разных местах свода игуменаМоисея, рисуют его как очень посредственного писателя, тенденциозногорегистратора событий. Речь его пересыпана церковными сентенциями; кругозорего узок. Любопытной индивидуальной особенностью этого летописца являетсяпристрастие к перечислению денежных сумм и элементов княжеского хозяйства.Он летописец-бухгалтер, составляющий подробную опись захваченного врагамиимущества -- от церковного евангелия до стогов сена и "кобыл стадных"; онточно знает, какие ценности подарила монастырю престарелая княгиня, сколькоденег уплачено безземельному князю за участие в усобице. Игумен Моисей сокращал имевшуюся у него рукопись Поликарпа, выбрасываямногие риторические восхваления князя Святослава Ольговича. Московскиеисторики XVI века полнее использовали труд Поликарпа при составленииНиконовской летописи и эти восхваления сохранили. Полную противоположность этому летописцу-бухгалтеру представлялкиевский летописец середины и второй половины XII века, которого сдостаточной долей убедительности можно отождествлять с Петром Бориславичем,упоминаемым летописью в 1150--1160-е годы. Его исключительно интересный трудтоже был сокращен игуменом Моисеем, исключившим из него многие политическизаостренные характеристики. Мы можем судить об этом, потому что в рукахисторика В. Н. Татищева в 1730-е годы находилась древняя пергаменнаярукопись (так называемый "Раскольничий манускрипт"), представлявшая, судя повыпискам Татищева, полную редакцию исторического труда боярина-летописца. Петр Бориславич писал летопись одной княжеской ветви "Мстиславоваплемени", потомков старшего сына Мономаха, великих князей киевских: ИзяславаМстиславича (1146--1154), его сына Мстислава Изяславича (1167--1170) и егоплемянника Рюрика Ростиcлавича (княжил с перерывами с 1173 по 1201 год;летопись этого автора доведена до 1196 года). Петр Бориславич умел очень широко смотреть на события, и каждую своюлетописную статью он начинал с общего обзора княжеских отношений, союзов,разрывов, договоров или клятвопреступлений. В обзоpax затрагивались каксоседние княжества, так и далекие земли: Новгород, Карела, Чехия, Польша,Полоцк и др. В каждой сложной ситуации Петр Бориславич стремился выгородить своегокнязя, показать его в наиболее выгодном свете, но делал он это несравненноболее умело, чем его политический соперник Поликарп: он не восклицал, адоказывал, а для доказательств привлекал такой весомый аргумент, какподлинные документы из княжеского архива. Петр Бориславич вносил в летописьдоговоры с князьями, письма князей и королей, документы из захваченного уврага архива Юрия Долгорукого и т. п. Однако следует сказать, что, взявшись за перо, киевский тысяцкий не былпокорным слугой князей. Он и пером служил как феодальный вассал, сохранявший"право отъезда". В тех случаях, когда великий князь пренебрегал советомбоярской думы, летописец подробно излагал документацию бояр и не беззлорадства заносил на свои страницы как описание его поражения, так инеблагоприятное решение боярской думы: "Поеди, княже, прочь; ты нам еси ненадобен..." Летопись Петра Бориславича изобилует "речами мудрых бояр", якобыпроизнесенных по тому или иному случаю. Скорее всего это лишь определенныйлитературный прием, с помощью которого умный автор излагал боярскуюпрограмму. Политическая программа русского боярства XII века состояла вследующем: князь управляет княжеством совместно с представителями крупнейшихземлевладельцев-бояр, живущих рядом с ним в стольном граде; все вопросывойны и мира князь должен решать с боярами. Князь должен думать о правосудии и о "строе земельном". Далекиезавоевательные походы не интересуют бояр, а междукняжеские усобицы онисчитают крайне вредными и стремятся удержать князей от безрассудныхдействий. Единственно, ради чего следует "сести на конь", -- это ради защитыРуси от внешнего врага. Как видим, программа в значительной своей частивполне прогрессивная, что объясняется тем, что само боярство как носительнового, недавно утвердившегося (и еще очень далекого от загнивания)феодального способа производства представляло собой прогрессивное (посравнению с первобытностью) явление. Интересно отметить, что у этого автора нет церковной фразеологии иинтереса к церковным событиям, но все касающееся военного дела,дипломатических переговоров или заседаний княжеских съездов представлено унего подробно и со знанием дела. В своем первоначальном виде (сохраненном выписками Татищева) летописьПетра Бориславича содержала интереснейшие портретно-политическиехарактеристики великих князей киевских почти за весь XII век. Автор описывалкнязей, большая часть которых были его современниками, по определеннойсистеме: внешность, характер, отношение к управлению землей и правосудию,полководческие таланты, любовь к дружине, отношение к дворцовому,куртуазному быту и индивидуальные особенности каждого. Оценки егосубъективны, но, безусловно, очень интересны, так как перед нами проходитцелая галерея монархов, описанных одной рукой. Из этих словесных портретов мы узнаем, например, что Изяслав Мстиславичбыл красив, богато награждал верных вассалов и дорожил своей честью, что сынего Мстислав был так силен, "яко его лук едва кто натянуть мог". Этот князьбыл столь храбр, что "все князи его боялись и почитали. Хотя часто с женамии дружиною веселился, но ни жены, ни вино им не обладало... (князь) многокниг читал и в советах о расправе земской (об управлении) с вельможиупражнялся...". Игорь Ольгович (убит киевлянами в 1147 году) был, оказывается,любителем охоты и ловли птиц "и в пении церковном учен. Часто мне (пишет осебе летописец. -- Б. Р.) с ним случалось в церкви петь...". Юрий Долгорукий, враг "Мстиславова племени", обрисован в черных тонах:"великий любитель жен, сладких пищ и пития; более о веселиях, нежели орасправе (управлении) и воинстве, прилежал..." В целом боярская летопись Петра Бориславича (велась им как очевидцем с1146 по 1196 год) с ее грамотами из княжеского архива, дневниками походов,записями заседаний боярской думы и важных княжеских съездов, с еелитературными приемами и любопытнейшими великокняжескими портретамипредставляет несомненный исторический интерес. Русская литература XI--XIII веков не ограничивалась одним летописаниеми была разнообразна и, по всей вероятности, очень обширна, но до наших днейиз-за многочисленных татарских погромов русских городов в XIII--XVI векахуцелела лишь какая-то незначительная часть ее. Кроме исторических сочинений, показывающих, что русские писатели,несмотря на молодость Русского государства и его культуры, стали вровень сгреческими, мы располагаем рядом произведений других жанров. Почти все, чтосоздавалось в X--XII веках, переписывалось, копировалось и в последующеевремя. Читатели продолжали интересоваться многим. Интересно "Хождение"игумена Даниила на Ближний Восток (около 1107 года). Даниил ездил вИерусалим, центр христианских традиций, и подробно описал свое путешествие,страны и города, которые видел. В Иерусалиме он оказался во время первогокрестового похода и вошел в дружбу с предводителем крестоносцев королемБалдуином. Даниил дал очень точное описание Иерусалима и его окрестностей,измеряя расстояние и размеры архитектурных памятников. Его "Хождение"надолго явилось надежным русским путеводителем по "святым местам", которыетакже привлекали тысячи паломников со всех концов Европы. Своеобразным жанром были "жития святых", являющиеся сильным оружиемцерковной пропаганды, где сквозь слащавые восхваления канонизированныхцерковью образцовых с ее позиций людей ("святых", "праведных", "блаженных")хорошо просматривается реальная жизнь: классовая структура монастырей,стяжательство монахов, жестокость и сребролюбие некоторых князей,использование церковью умственно неполноценных людей и многое другое. Особенно интересен Киево-Печерский патерик, представляющий собоюсборник рассказов разного времени о монахах Печерского монастыря. К немуприсоединена исключительно интересная переписка епископа Симона и некоегоцерковного карьериста Поликарпа, стремившегося за взятку (деньги давалакнягиня дочь Всеволода Большое Гнездо) получить высокий церковный пост. Другим жанром, тоже связанным с церковью, были поучения противязычества, бичевавшие народную религию и веселые празднества. В них такжеочень много интересных бытовых черт. Излюбленным жанром средневековья были сборники изречений, пословиц ипоговорок ("Пчела"). Большой интерес представляют два литературных произведения -- "СловоДаниила Заточника" и "Моление Даниила Заточника", иногда ошибочноприписываемые одному лицу. "Слово Даниила..." -- челобитная, направленная неким Даниилом,заточенным на озере Лаче (отсюда -- "Заточник"), князю ЯрославуВладимировичу около 1197 года. Это блестящее произведение, характеризующее визлюбленной средневековыми авторами форме афоризмов разные стороны русскойжизни конца XII века. Здесь и обличение княжеских тиунов и рядовичей,притесняющих мелких феодалов, и недовольство богатыми, но глупыми людьми,которых слушают только из-за их положения, и насмешки над гонцами и послами,которые вместо исполнения возложенных на них дел проводят время в "домупировном". Автор, начитанный и умный человек, пострадавший в прошлом за какое-тосвое литературное произведение ("художество"), предлагает свои услуги князю,так как он "одеянием оскудей есмь, но разумом обилен". Он, очевидно, нетолько писатель, но и хороший оратор: "Бысть язык мой яко трость (перо)книжника скорописца и уветлива уста, аки речная быстрость". Возможно, чтоДаниил вел одно время летопись при дворе Всеволода Большое Гнездо. Под 1192годом там помещено поучение по поводу пожара во Владимире, бичующее техбогатых людей, которые закабаляли "неправедным написанием" беспомощныхпогорельцев. "Слово Даниила Заточника" было очень популярно; его переписывали ичитали на протяжении веков. Уже через три десятка лет оно вызвало подражаниеу анонимного автора, укрывавшегося под именем того же Даниила, но честносообщившего читателям, что сам он "не мудр, но в премудрых ризу (одежду)облачихся, а смысленных сапоги носил есмь". Свое произведение (примерно 1229год) этот псевдо-Даниил назвал "Молением", включив в него почти все "СловоДаниила..." и дополнив его рядом новых интересных афоризмов. Адресовано"Моление" переяславскому князю Ярославу, сыну Всеволода Большое Гнездо.Автор -- сын рабыни, брошенный в детстве родителями, сам побывавший "вработном ярме" и не получивший образования ("ползая мыслию, яко змия покамению"). Псевдо-Даниил -- сторонник княжеской власти (князь -- кормчий своейземли); боярство признается как умное окружение власти. Интересно резкоотрицательное отношение автора к монашеству и к "похабным обычаям""ласкосердых псов" -- монахов. Оба произведения -- и "Слово" и "Моление" --знакомят нас с общественной мыслью нижних слоев русского феодальногообщества конца XII-- начала XIII века. Самым главным, всемирно знаменитым произведением древнерусскойлитературы является "Слово о полку Игореве", написанное в 1185 году в Киеве.Этой поэме подражали современники и писатели начала XIII века, ее цитировалипсковичи в начале XIV века, а после Куликовской битвы в подражание "Слову" вМоскве была написана поэма о победе над Мамаем "Задонщина". "Слово о полку Игореве" можно было бы назвать политическим трактатом,настолько мудро и широко затронуты в нем важные исторические вопросы. Авторуглубляется и в далекие "Трояновы века" (II--ГУ века нашей эры), и впечальное для славян "время Бусово" (375 год), но главное его вниманиеустремлено на выяснение корней усобиц, помогавших половцам громить и грабитьРусскую землю. Одним из первых виновников оказывается князь Олег"Гориславич" (умер в 1115 году), дед побежденного Игоря. Емупротивопоставлены опоэтизированный князь-колдун Всеслав Полоцкий, геройкиевского народного восстания 1068 года, и Владимир Мономах. Историческаяконцепция автора "Слова" поражает четкостью и глубиной. Главной частью поэмы-трактата является "златое слово", обращение ковсем князьям с горячим патриотическим призывом "вступить в стремя за Русскуюземлю", помочь обездоленному Игорю. Бессмертие поэме обеспечил высокийуровень поэтического мастерства. Любимый образ поэта -- сокол, высоколетающий и зорко видящий даль. Сам автор все время как бы приподнимаетчитателей над уровнем земли, над видимым на ней (конные воины, деревья,реки, необъятная степь, лебеди, волки, лисицы, города с их дворцами) ипоказывает всю Русь, от Карпат до Волги, от Новгорода и Полоцка до далекойТмутаракани у Черного моря. Поэтические образы взяты прежде всего из природы: встревоженные звери истаи птиц, не вовремя спадающий с деревьев лист, синий туман, серебряныеструи рек. В словесной орнаментике этой рыцарской поэмы много золота,жемчуга, серебра, всевозможного оружия, шелка и парчи. Подобно будущим (по отношению к нему) поэтам Ренессанса, воскресившимантичную мифологию, автор "Слова о полку Игореве" широко использует образыславянского язычества: Стрибог -- повелитель ветров, Велес -- покровительпоэтов, загадочный Див, Солнце-Хоре. Следует отметить, что у автора почтинет церковной фразеологии, а язычеству отведено видное место, что, бытьможет, и содействовало уничтожению духовенством рукописей поэмы в XIV--XVIIвеках. При всем патриотизме русской литературы мы не найдем в ней и следапроповеди агрессивных действий. Борьба с половцами рассматривается лишь какоборона русского народа от неожиданных грабительских набегов. Характернойчертой является и отсутствие шовинизма, гуманное отношение к людям различныхнациональностей: "Милуй не токмо своея веры, но и чужия... аще то будежидовин или сарацин, или болгарин, или еретик, или латинянин, или ото всехпоганых -- всякого помилуй и от беды избави" (Послание к князю Изяславу). Интереснейшим отражением общерусской культуры является Владимирскийлетописный свод 1206 года, созданный, возможно, при участии старшего сынаВсеволода -- Константина Мудрого, о котором современники говорили, что он"великий был охотник к читанию книг и научен был многим наукам... многиедела древних князей собрал и сам писал, також и другие с ним трудилися". Подлинник свода не дошел до нас, но сохранилась его копия, выполненнаяв XV веке в Смоленске и впервые введенная в научный оборот Петром Великим(Радзивилловская, или Кенигсбергская, летопись). В своде представлены "деладревних князей" от Кия до Всеволода Большое Гнездо. Драгоценной особенностью Радзивилловской летописи является наличие 618красочных миниатюр, удачно названных "окнами в исчезнувший мир". А. А. Шахматовым и А. В. Арциховским установлено, что рисунки, как итекст, повторяют оригинал -- свод 1206 года. Дальнейший анализ позволилопределить, что и составители Владимирского свода не были первыми авторами ихудожниками -- в их распоряжении имелась целая библиотека иллюстрированных("лицевых") летописей, включавших и свод 997 года, и свод Никона 1076 года,и "Повесть временных лет" Нестора, и киевское летописание эпохи Мономаха иего сыновей, и разное летописание второй половины XII века. В рукахвладимирских сводчиков были даже такие лицевые летописи, из которых онибрали рисунков больше, чем текста. Мы можем судить о том, что Киевскаялетопись Петра Бориславича была иллюстрированной, так как в Радзивилловскойесть миниатюры, изображающие события, описание которых в тексте этойлетописи отсутствует и имеется только в Киевском своде 1198 года(Ипатьевская летопись): совещание Изяслава Мстиславича с венгерским королем,посольство боярина Петра Бориславича к Владимиру Галицкому (1152 год) и др.Нигде в тексте Радзивилловской летописи не говорится об участии княгини вубийстве Андрея Боголюбского, а на рисунке мы видим, помимо бояр-убийц,княгиню, несущую отрубленную руку своего мужа. Другие источники подтверждаютучастие княгини в заговоре. Наличие иллюстраций в своде 997 года доказывается формой мечей,характерной для середины X века, и формой корчаг тоже X века, сохраненнойпри всех перерисовках. Большой интерес представляют зарисовки первоначального вида древнейархитектуры Киева, Переяславля, Владимира. Десятинная церковь в Киеве (996год) разрушена Батыем в 1240 году и копиистам XV века была неизвестна, а наминиатюре она изображена такой, какой ее удалось восстановить только порезультатам раскопок XX века. Исходные иллюстративные материалы свода 1206 года, относящиеся к разнымлетописям XI и XII веков, вводят нас в область литературно-политическойборьбы того времени, может быть, даже в большей степени, чем летописныйтекст, так как отбор сюжетов для иллюстрирования особенно рельефно выражалсубъективную тенденцию иллюстратора. В миниатюрах Никона Тмутараканского(1076 год) четко прослеживается симпатия к Мстиславу Тмутараканскому ивраждебность к Ярославу Мудрому и его старшему сыну Изяславу. Художник же,рисовавший миниатюры к летописанию Изяслава, проявил неслыханную дерзость --он отомстил Никону, изобразив его в виде осла (!) на игуменском месте вцеркви. Редакторская обработка труда Нестора князем Мстиславом сказалась вобильном иллюстрировании всех (даже мелких) эпизодов из раннего периодажизни самого Мстислава. Любопытную особенность художественной школы эпохиМономаха и Мстислава представляют иронические пририсовки на полях: змея(победа над половцами), собака (свары князей), кот и мышь (удачный поход1227 года), обезьяна (испуганные торки), лев, которого бьют дубиной(поражение Юрия Долгорукого, имевшего в гербе льва), и т. п. Одна из такихпририсовок представляет особый интерес: когда в 1136 году черниговскиеОльговичи начали одну из тех кровавых усобиц, по поводу которых говорилитогда: "Почто сами ся губим?" -- художник-киевлянин пририсовал на поляхглубоко символичную фигуру воина-самоубийцы, вонзающего кинжал себе в грудь.Это был как бы эпиграф к повествованию о распаде Киевской Руси. Владимирский летописный свод 1206 года был не только образцом роскошнойгосударственной летописи одного княжества -- он отразил в себехудожественную культуру Руси за несколько столетий. Важным показателем уровня культуры является архитектура. Большинствожилых построек в городах, укреплений, дворцов и даже церквей строилось издерева. Археологические раскопки показали многообразие деревянногостроительства и существование в XI-- XIII веках трех- и четырехэтажныхзданий ("вежи"-донжоны, терема). Многие деревянные формы -- башни,двускатное покрытие -- повлияли впоследствии на каменное зодчество. Квинтэссенцией средневековой архитектурной мысли и на христианскомЗападе, и на мусульманском Востоке были храмовые постройки. Так было и унас. Постройка церкви была рассчитана как на то, чтобы поразить воображениесовременников, сделать церковное здание и местом театрализованногобогослужения, и школой познания новой религии, так и на то, чтобы бытьдолговечным памятником, связывающим строителей с далекими потомками. Исследователи образно называют средневековый собор "глубинной книгой"эпохи: зодчий организует архитектурную форму, которая должна вписываться вгородской пейзаж, а в своем интерьере отвечать задачам богослужения;живописцы расписывают в несколько рядов все стены и своды здания; мастеразолотых и серебряных дел куют, отливают и чеканят паникадила и церковнуюутварь; художники пишут иконы; вышивальщицы украшают тканые завесы; писцы иминиатюристы готовят библиотеку необходимых книг. Поэтому действительнокаждый такой церковный комплекс является показателем уровня мудрости имастерства в том или ином городе. Долгое время считалось, что древние зодчие строили все на глазок, безособых расчетов. Новейшие исследования показали, что архитекторы ДревнейРуси хорошо знали пропорции ("золотое сечение", отношения типа а:а (кореньиз 2) и др.), что им было известно в архимедовской форме л = 66/22. Дляоблегчения архитектурных расчетов была изобретена сложная система из четырехвидов саженей. Расчетам помогли своеобразные графики-"вавилоны", содержащиесложную систему математических отношений. Каждая постройка была пронизанаматематической системой, которая определяла формат кирпичей, толщину стен,радиусы арок и, разумеется, общие габариты здания. В XII веке типичным становится одноглавое кубичное в основе церковноездание с плавными закруглениями (закомарами) на верху каждого фасада. Нарубеже XII--XIII веков в связи с появлением в городах высокихтрех-четырехэтажных зданий рождается новый стиль церковной архитектуры:храмы вытягиваются ввысь, чтобы не утонуть в многообразии городскихстроений. Стены церквей щедро расписывались фресковой росписью на библейские иевангельские сюжеты. В куполе храма над световым поясом окон обязательнопомещалось огромное изображение Христа-Пантократора "всевластного", как бызаглядывающего с неба в эту церковь на молящихся. Русские художники достигли большого мастерства как в иконописи, так иво фресковой живописи. Они не только превосходно владели композицией иколоритом, но и умели передать сложную гамму человеческих чувств. Советскиереставраторы провели большую работу по восстановлению первоначального обликапроизведений древнерусской живописи, и в настоящее время весь мирвосхищается работами русских мастеров XI--XIII веков. Эпоха феодальной раздробленности была временем расцвета культуры вообщеи архитектуры в частности во всех впервые создавшихся суверенных княжествах. Во второй половине XII и начале XIII века возведено множествовеликолепных построек; число храмов в стольных городах достигало многихдесятков. Русь стала полноправной участницей создания общеевропейскогороманского стиля, разрабатывая свои локальные варианты в каждом княжестве.Блестящим образцом русского варианта романского стиля (русская основа,романские детали) является белокаменный Дмитровский собор во Владимире,построенный Всеволодом Большое Гнездо в конце XII века. Щедрая декоративность Дмитровского собора не мешает восприятию егокрасивых и стройных общих форм. Недаром этот собор постоянно сравнивают со"Словом о полку Игореве" -- там и здесь орнаментальные детали неразрывносвязаны с общей идеей, усиливая, а не заслоняя ее. И там и здесь зрителя иличитателя поражают монументальность и изящество, лаконичность и глубина. Татарское нашествие на 60 лет прервало развитие русской архитектуры.Лебединой песней белокаменного зодчества был Георгиевский собор вЮрьеве-Польском, весь от земли до купола покрытый резьбой. Он был достроен в1236 году, но резьба по камню была еще не полностью завершена; на следующийгод полчища Батыя прошли через Суздальскую землю. Собор разрушился. В концеXV века любитель книг, летописей и старины В. Д. Ермолин собрал здание изобломков и тем самым сохранил его до нас. Живопись Древней Руси тоже достигла высокого уровня. Художники писалииконы, расписывали по сырой штукатурке (аль фреске) церковные стены,украшали цветными рисунками (миниатюрами) и затейливыми заглавными буквами(инициалами) богослужебные книги и летописи. В живописной манере было многосредневековой условности, но сила воздействия искусства велика. Очень богато было прикладное искусство, узорочье Древней Руси. В Киеве,Новгороде, Галиче, Смоленске и других городах найдено много мастерских, где"кузнецы злату и серебру" создавали шедевры ювелирного мастерства. Золотыеукрашения, расцвеченные немеркнущей цветной эмалью, тонкие изделия изсеребра со сканью и зернью, с чернью и позолотой, изящная чеканка,художественная отделка оружия -- все это ставило Русь вровень с передовымистранами Европы. Недаром немецкий знаток ремесел Теофил из Падерборна (XIвек), перечисляя в своей записке о различных искусствах ("Scheduladiversarum artium") страны, прославившиеся в том или ином мастерстве, назвална почетном месте и Русь, мастера которой были известны за ее рубежамисвоими изделиями "из золота с эмалью и из серебра с чернью". Во время нашествия Батыя жители городов прятали свои драгоценности вземлю. До сих пор при земляных работах в Киеве и других городах находят этиклады, и по ним ученые восстанавливают облик прикладного искусства X-- XIIIвеков. На протяжении нескольких столетий культура Руси развивалась иобогащалась новыми связями. Уже к концу XI века она достигла уровняпередовых стран Европы, а в XII веке продолжала свое поступательноедвижение. Вычленение феодальных княжеств в первой трети XII века не тольконе приостановило развитие культуры, но содействовало ее дальнейшемурасцвету. Все важнейшие, наиболее совершенные памятники искусства илитературы созданы в эпоху феодальной раздробленности, когда ееотрицательные черты еще не проявили себя в полной силе. Татарское нашествиепрервало это развитие и приостановило его на полтора-два столетия. Накануне этой катастрофы безымянный автор начала XIII века написалвеликолепное по форме "Слово о погибели земли Русской", где под "погибелью"подразумевал не окончательную гибель, а "болезнь" феодальных усобиц.Свидетель кровавой битвы сыновей Всеволода Большое Гнездо, во время которойгибли тысячи людей (современники вели счет погибшим), автор вспоминаетрасцвет Киевской Руси при Мономахе, корит князей, губящих прекрасную страну.Его гениальные строки о родной земле проникнуты глубоким, искреннимпатриотизмом: О, светло-светлая и украсно-украшена земля Русская! И многими красотами удивлена еси... Всего еси исполнена земля Русская!

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

Около XV в. до н. э. Отпочкование праславянских племен отиндоевропейского массива. VIII--III вв. до н. э. Скифы в Причерноморье. VI в. до н. э. Создание греческих колоний на Черном море (Ольвия,Пантикапей и др.). VI--IV вв. до н. э. Сложение праславянских ("сколотских") племенныхсоюзов ("царств") в Среднем Поднепровье, в восточной части славянскойпрародины. 512 г. до н. э. Война скифских (и соседних с ними) племен с персидскимцарем Дарием Гистаспом. V в. до н. э. Путешествие Геродота к скифам и их соседям. Началооживленной торговли Среднего Поднепровья с Грецией. III в. до н. э. Продвижение сарматских племен на Днепр. ОснованиеНеаполя Скифского в Крыму. 109 г. н. э. Окончание завоевания Дакии Римом. Установка памятникапобеды императором Траяном ("Тропа Трояня" в "Слове о полку Игореве").Возобновление торговых связей славян с греко-римскими городами. IV в. н. э. Вторжение гуннов в Восточную Европу. 375 г. Войны славян с готами. Уход готов под давлением гуннов наБалканы. V в. н. э. Гуннский племенной союз под властью Аттилы. VI в. Великое расселение славян. Проникновение славян ("антов" и"славинов") на Балканы. Появление авар в Восточной Европе. Первое упоминаниенарода "Рос". VII в. Завоевание Закавказья и Средней Азии арабами. ОбразованиеХазарского каганата. 737 г. Поход арабского полководца Марвана на Хазарию. Начало IX в. Образование ядра Киевской Руси. IX в. Вторжение мадьяр в южнорусские степи и уход их на Дунай. 860 г. Первый поход русов на Константинополь. 860-е гг. Принятие христианства частью русов. Конец века. Появление скандинавских отрядов (варягов) в Киевской Руси. 911 г. Поход Олега на Царьград. 915 г. Поход печенегов на Русь. 920 г. Поход Игоря на печенегов. 921 г. Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. 945 г. Смерть Игоря. 945--969 гг. Княжение Ольги. 965 г. Разгром Хазарии Святославом.969--972 гг. Святослав Игоревич -- киевский князь. 980--1015 гг. КняжениеВладимира Святославича. 988 г. Принятие христианства на Руси. 1019--1054 гг.Княжение Ярослава Мудрого. 1015 г. Восстание против варягов в Новгороде.Устав Ярослава Мудрого. 1015--1024 гг. Усобица сыновей Владимира I. 1036 г. Постройка Спасского собора в Чернигове. 1037 г. Постройка Софийского собора в Киеве. 1060--1070 гг.Крестьянские восстания на севере Руси. 1068 г. Нападение половцев на Русь.Восстание в Киеве. 1078--1093 гг. Княжение Всеволода Ярославича. 1095 г. Разгром половецкого хана Тугоркана. 1103 г. Долобский съезд князей. 1111 г. Поход русских князей против половцев на Донец. Начало XII в. Пространная Русская Правда. Около 1113 г. Летопись Нестора. 1113 г. Восстание в Киеве. 1113--1125 гг. Княжение Владимира Мономаха в Киеве. 1125--1132 гг. Княжение Мстислава Владимировича в Киеве. 1136 г. Восстание в Новгороде. Образование отдельных русских княжеств. 1146--1154 гг. Княжение в Киеве Изяслава Мстиславича. 1147 г. Первое упоминание Москвы. 1152--1187 гг. Княжение Ярослава Осмомысла в Галиче. 1156--1174 гг. Княжение Андрея Боголюбского во Владимире Суздальском. 1157 г. Смерть Юрия Долгорукого. 1170--1180 гг. Новый половецкий натиск на Русь. 1177--1212 гг. Княжение Всеволода Большое Гнездо. 1180--1194 гг. Княжение Святослава Всеволодича в Киеве. 1183 г. Объединенный поход русских князей на хана Кобяка. 1185 г. Поход Игоря Святославича против половцев, поход Кончака и Гзакана Русь. 1185 г. Создание "Слова о полку Игореве". 1209 г. Восстание в Новгороде. 1216 г. Липицкая битва. 1219--1221 гг. Завоевание Средней Азии татаро-монголами. 1223 г. Битва русских с татаро-монголами на р. Калке. 1237--1241 гг. Нашествие Батыя на Русь.

ЛИТЕРАТУРА ПО ИСТОРИИ РУСИ И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ IX--XIII ВЕКОВ

Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1953. Юшков С. В. Общественно-политический строй и право Киевскогогосударства. М., 1949. Тихомиров М. Н. Древняя Русь. М., 1975. Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. М., 1948. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества X1I-XIII вв. М., 1982. Русская Правда (Памятники истории русского права. Вып. 1. М., 1952). Щапов Я. Н. Древнерусские княжеские уставы XI--XV вв. М., 1976. Рапов О. М. Княжеские владения на Руси в X--XIII вв. М., 1977. Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси. М., 1980. Янин В. Л. Денежно-весовые системы русского средневековья. М., 1956. Седов В. В. Восточные славяне в VI--XIII вв. М., 1982. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981. Справочные работы Советская историография Киевской Руси. Л., 1978. Советское источниковедение Киевской Руси. Л., 1979. Буганов В.И. Отечественная историография русского летописания. М.,1975. Каргалов В. В. Древняя Русь в советской художественной литературе. Л.,1968. Борис РЫБАКОВ История древнерусской литературы Кусков В. В. История древнерусской литературы. М., 1977. Памятники литературы Древней Руси XI -- нач. XII в. Л., 1978. Памятники литературы Древней Руси XII в. Л., 1980. Памятники литературы Древней'Руси XIII в. Л., 1981. Янин В. Л. "Я послал тебе бересту...". М., 1975. За землю Русскую (Памятники литературы Древней Руси XI-XV вв.). М.,1981. Лихачев Д. С. "Слово о полку Игореве". М., 1976. Рыбаков Б. А. "Слово о полку Игореве" и его современники. М., 1971. Рыбаков Б. А. Автор "Слова о полку Игореве" и русские летописцы. М.,1972. Будовниц И. У. Общественно-политическая мысль Древней Руси. М., 1960. История культуры История культуры Древней Руси. М.; Л., 1948. Т. I. История культуры Древней Руси. М.; Л., 1951. Т. II. Раинов Т. И. Наука в России XI--XVII вв. М.; Л., 1940. Кузаков В. К. Очерк развития естественнонаучных и техническихпредставлений на Руси X--XVII вв. М., 1976. Симонов Р. А. Кирик-новгородец -- ученый XII в. М., 1980. История искусства Алпатов М. В. Всеобщая история искусств. Т. III. Русское искусство сдревнейших времен до нач. XVIII в. М., 1955. Любимов Лев. Искусство Древней Руси. М., 1974. Триста веков искусства. М., 1976. Василенко В. М. Русское прикладное искусство. М., 1977. Вагнер Г. К. Мастера древнерусской скульптуры. М., 1966. Лазарев В. Н. Новгородская иконопись. М., 1969. Асеев Ю. С. Джерела. Мистецтво Кивсько Рус. Кив, 1980. Оnasсh Konrad. Ikonen. В., 1961. Faensen N., Iwanоw W. Altrussische Baukunst. В., 1972. Ответственная за выпуск И. Черникова Корректоры Н. Антонова, О. Картамышева Дизайн А. Гущина Верстка Е. Томина Издательская лицензия ИД 02851 от 21 сентября 2000 г. Подписано в печать 30.05.2003 г. Бумага офсетная. Формат 84x108/32. Гарнитура "TimesET". Печать офсетная. Усл. печ. л. 23,52. Тираж 5000 экз. Заказ2073 Издательство ООО "АиФ Принт" 107140, Москва, Леснорядский пер., д. 18, корп. 6. Отпечатано с готовых диапозитивов ООО "Лагуна" в типографии АО "Молодая гвардия" 103030, Москва, ул. Новодмитровская,д. 5А



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 930; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.