Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психическое развитие ребенка первого года жизни




 

Кризис периода новорожденности как промежуточный между внутриутробной и внеутробной жизнью ребенка. Эмоционально-положительное общение ребенка и взрослого как ведущий вид деятельности. Основные этапы формирования речи. Подпериоды периода младенчества и их новообразования.

Кризис периода новорожденности как промежуточный между внутриутробной и внеутробной жизнью ребенка.

 

Первый критический период развития – это период новорожденности. Акт рождения в известном смысле есть переход от паразитического типа существования к форме индивидуальной жизни. Это переход от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного типа питания к другому. Вступают в действие другие виды физиологической регуляции поведения, и многие физиологические системы начинают функционировать заново. Внутриутробное развитие оказывает регулирующую роль на формирование физиологических и психологических систем.

Жизнь ребенка в новых условиях обеспечивают врожденные механизмы. Он рождается с определенной готовностью нервной системы приспосабливать организм к внешним условиям. Так, сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхание, кровообращение).

В первые дни после рождения у ребенка можно отметить:

– защитные рефлексы (отдергивание при раздражении кожи; зажмуривание век при мелькании перед зрачком; сужение зрачка при увеличении яркости света);

– ориентировочные рефлексы (поворот головы в сторону света);

– ориентировочно-пищевые рефлексы (реакция поиска у голодного ребенка при прикосновении к углам губ, щекам);

– сосательный рефлекс;

– рефлекс Робинзона (цеплятельный рефлекс);

– рефлекс отталкивания;

– рефлекс “велосипедные движения”.

Однако большинство из этих рефлексов должны отмереть для того, чтобы сформировался акт хватания и ходьба.

Таким образом, в период времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и составляет период новорожденности. Этот период характеризуется катастрофическими изменениями условий жизни, помноженными на беспомощность ребенка. Все это могло бы привести к гибели ребенка, если бы не сложилась особая, социальная ситуация его развития. С самого начала возникает ситуация объективно-необходимых отношений между ребенком и взрослым.

Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы рядом с новорожденным не было взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было бы погибнуть. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Поэтому все условия жизни ребенка сразу же социально опосредованны. Но то единство ребенка и матери, которое существует с самого начала, идет со стороны матери, а со стороны ребенка пока еще нет.

Ребенок 80% времени суток спит. Это является своего рода адаптацией организма к окружающей среде.

 

Эмоционально-положительное общение ребенка и взрослого как ведущий вид деятельности.

После адаптации ребенок переходит на следующий этап жизни. И наиболее активно происходит психическое развитие.

Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности – человеческое лицо. Глазки ребенка, которые впервые начинают сосредотачивать на лице матери служат показателями выделения объекта.

И реакция сосредоточения на лице матери опосредует важное новообразование периода новорожденности – комплекс оживления. Комплекс оживления – это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоординированы. В комплексе зарождается координация движений. Комплекс оживления – это первый акт общения, это попытка воздействия на взрослого (Н.М. Щелованов, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова).

Комплекс оживления представляет собой комплекс психо-моторных реакций.

К психическим реакциям относятся улыбка и активные звуковые реакции.

К моторным – хаотические движения рук и ног.

Комплекс оживления – основное новообразование критического периода. Он знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития – стадии младенчества.

Специфическая реакция на лице матери есть показатель того, что социальная ситуация психического развития ребенка уже сложилась. Это социальная ситуация связанности ребенка со взрослыми. Л.С. Выготский назвал ее социальной ситуацией “Мы”. По словам Выготского, ребенок похож на взрослого паралитика, который говорит: ”Мы поехали”, “Мы погуляли”. Здесь можно говорить о неразрывном единстве ребенка и взрослого. Ребенок ничего не может без взрослого человека. Жизнь и деятельность как бы вплетены в жизнь и деятельность взрослого, ухаживающего за ним.

Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности – непосредственного эмоционального общения ребенка и взрослого.

Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер.

Эмоциональное общение, по словам Д.Б. Эльконина, является в этом возрасте ведущей деятельностью.

Исследования показали, что дефицит общения в этот период сказывается отрицательно. После второй мировой войны в психологию вошло понятие “госпитализм”, с помощью которого описывали психическое развитие детей, потерявших родителей и оказавшихся в больницах или детских домах.

Большинство исследователей (Р. Спитц, Дж. Боулби) отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь. Р. Спитц описывал многочисленные симптомы нарушения поведения детей и задержку психического и физического развития детей, воспитывавшихся в детских учреждениях. Несмотря на то, что уход, питание, гигиенические условия в этих учреждениях были хорошими, процент смертности был очень большим. Во многих работах указывается, что в условиях госпиталихма страдает предречевое и речевое развитие, развитие познавательных функций, на эмоциональное развитие познавательных функций, на эмоциональное развитие детей. А. Джерсилд, описывая эмоциональное развитие детей, отмечал, что способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам и в какой форме она выражалась. Э. Пиклер обнаружила, что в детских домах полностью отсутствует волевое поведение, инициатива, они охотно репродуцируют и выполняют задания по инструкции. Их характеризует безличное отношение ко взрослым.

Общение ребенка со взрослыми тесно связано с формированием у него речи. В процессе формирования речи произнесение слова не начало развития речи, а его итог.

Процесс усвоения родного языка происходит путем иммитации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.