Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуально-типические особенности младшего школьника

(темперамент)

В 6-7 лет достаточно четко выражены индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребенка, которые проявляются в темпераменте. В основе этих индивидуальных особенностей лежат свойства нервных процессов возбуждения, торможения и их различные сочетания. Когда учитель начальных классов говорит о разных характерах своих учеников, речь, скорее всего, идет не о характере, а о темпераменте ребенка, т.к. характер будет еще складываться. Именно свойства не только наиболее устойчивы, но и достаточно четко проявляются уже в младшем школьном возрасте, в виде таких основных характеристик, как общая психологическая активность, моторика, эмоциональность. Эти свойства определяют общую активность ребенка, способность переключаться на новый вид работы, его реакцию и т.д. На основе этих характеристик будет строиться индивидуальный подход к ученику.

Типов темперамента четыре, однако “чистые” темпераменты встречаться редко. Чаще всего в каждом ребенке сохраняются черты разных типов, и можно говорить лишь о преобладании тех или иных черт.

Свойства темперамента достаточно четко проявляются во внешнем поведении ребенка младшего школьного возраста.

Преподавателю надо знать, как могут повести себя ученики разного темперамента, например, на экзамене: холерик будет активно наступать на преподавателя, если даже чего-то не знает; сангвиник постарается расположить к себе преподавателя, зная его слабости и хобби, перевести разговор в другую плоскость; флегматик скажет: «Я этого не знаю, спросите что-нибудь еще и дайте время подумать»; меланхолик будет дрожать, волноваться, сбиваться с мысли, может вообще отказаться и убежать.

Учителю начинать надо с изучения индивидуальных особенностей, которое помогает, найти индивидуальный подход к человеку, понять его поведение и возможности. В. А. Сухомлинский писал: «Каким бы безнадежно павшим не казался тебе человек, умей увидеть в нем зерно добра, чести. То, что мы называем уважением человека, — вера в доброе начало в нем».

Рассмотрим это на примере темперамента человека. Иногда спрашивают, какой темперамент лучше. Все хотят быть сангвиниками, и никто не хочет быть меланхоликом. Каждый темперамент имеет свои плюсы и минусы, и к представителю каждого темперамента учитель должен найти свой подход, исходя из определенных психологических принципов.

1. “ Ни минуты покоя” — таков принцип подхода к холерику, который опирается на использование его плюсов: энергичности, увлеченности, страстности, подвижности, целеустремленности и нейтрализацию минусов: вспыльчивости, агрессивности, невыдержанности, нетерпеливости, конфликтности. Холерик все время должен быть занят делом, иначе он свою активность направит на коллектив и может разложить его изнутри.

2. “Доверяй, но проверяй” — это уже подходит к сангвинику, имеющему плюсы: жизнерадостность, увлеченность, отзывчи­вость, общительность и минусы: склонность к зазнайству, разбросанность, легкомыслие, поверхностность, сверхобщительность и ненадежность. Милый человек сангвиник всегда обещает, чтобы не обидеть человека, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он свое обещание.

3. “ Не торопи” — таким должен быть подход к флегматику, имеющему плюсы: устойчивость, постоянство, активность, терпеливость, самообладание, надежность и, конечно, минусы: медлительность, безразличие, «толстокожесть», сухость. Главное – флегматик не может работать в дефиците времени, ему нужен индивидуальный темп, поэтому не надо его подгонять, он сам рассчитает свое время и сделает дело.

4. “Не навреди” — это девиз для меланхолика, который также, имеет свои плюсы: высокая чувствительность, мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию и, конечно же, минусы: низкая работоспособность, мнительность, ранимость, замкнутость, застенчивость. На меланхолика нельзя кричать, слишком давить, давать резкие и жесткие указания, так как он очень чувствителен к словам, интонациям и, очень раним.

Учителю нужно стремиться использовать ученика для такого дела, где наилучшим образом могут проявиться особенности его темперамента, характера и интеллекта. Не следует пытаться переделывать коренным образом человека, ломать его, тем самым вызывая активное его сопротивление или психологический кризис. Это не пойдет на пользу дела и настроения всего коллектива. Очень важным моментом в действии учителя становится уме­лое применение социальных санкций: поощрения и наказания – с учетом индивидуальных особенностей человека.

Бывают учителя, переоценивающие одних и недооценивающие других. Сознание того, что учитель поступает несправедливо, порождает недоверие и презрение к нему.

Учитель всегда должен прогнозировать социально-психоло­гические последствия своих оценок и санкций, мысленно проигрывать, как отнесутся члены группы к его действиям, не столкнутся ли при этом их интересы и мнения, не вызовет ли это ненужных отрицательных эмоций и действий.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Кризис 7 лет и социальная ситуация развития | Младшего школьника
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.