Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В младшем школьном возрасте. Деловые и личные отношения младших школьников




Деловые и личные отношения младших школьников. Роль учителя в развитии общения между детьми. Динамика изменений взаимоотношений в конце младшего школьного возраста.

Деловые и личные отношения младших школьников.

Потребность человека в общении возникает и ясно проявляется уже в первые месяцы жизни ребенка.

Социальная позиция младшего школьника требует от него умения строить взаимоотношения со сверстниками на иных основаниях, чем это было в дошкольном возрасте. В младшем школьном возрасте начинается новый этап развития потребности в общении, а значит и самих взаимоотношений. Особый интерес представляют взаимоотношения первоклассников. По сравнению с подготовительной группой детского сада, у учеников 1 класса много особенностей. Как это ни странно на первый взгляд, но наблюдения показывают что старшая группа детского сада представляет собой более развитую социально-психологическую единицу, чем 1 класс школы. Это можно объяснить несколькими причинами. Прежде всего, старшая группа детского сада – это группа детей, которые знают друг друга несколько лет, а первоклассникам еще нужно время, чтобы познакомиться. Далее, жизнь в детском саду способствует развитию личных взаимоотношений. В школе возможности для этого ограничены: ученики могут свободно общаться в основном лишь на переменах.

Вообще в школе происходит перестройка всей структуры взаимоотношений между детьми. Здесь у ребенка впервые появляется обязательная общественно значимая деятельность – учеба, способствующая формированию системы деловых отношений. Структура этих взаимоотношений во многом задается педагогом извне. В детском саду деловые отношения тоже существуют, но они еще не представляют собой организованные системы. В школе взаимодействие строится на основе предписанных правил. Младшие школьники сотрудничают друг с другом, прежде всего как представители определенной социальной общности – «учащиеся». Поэтому структура совместной деятельности изначально определяется задачами обучения.

И личные и деловые отношения зарождаются одновременно, в первые дни пребывания ребенка в школе. Когда учительница начинает знакомить первоклассников друг с другом, стремиться их сдружить, она тем самым создает базу и для личных отношений между одноклассниками.

В дальнейшем две системы отношений – деловые и личные – развиваются неодинаково. Первая из этих систем постоянно сознательно строиться педагогом. Он определяет структуру деловых отношений, намечает, кто какую общественную работу должен выполнять. В каждом классе есть староста, дежурные и т.д. и каждый знает, что он должен делать, исходя из ролевых предписаний.

Система личных отношений, возникающая на базе симпатий и привязанностей, не имеет, конечно, никакого официально организованного оформления. Ее структура складывается изнутри, стихийно. Особенно интенсивно такое взаимодействие развивается в группах продленного дня.

Такие неформальные группы обычно создаются самими детьми, имеют очень мало действующих правил и их состав быстро изменяется. Конечно, многие групповые занятия: различные игры или катание на велосипедах – проводятся по строгим правилам. Однако структура самой группы отличается в этом возрасте большой гибкостью.

 

Роль учителя в развитии общения между детьми.

В учебной деятельности межличностные контакты учащихся опосредованы влиянием учителя: непосредственное взаимодействие школьников на уроке представлены минимально.

Взаимодействия учащихся зависят от оценок учителя (как они учатся и как себя ведут).

Если у учителя авторитарные методы воздействия на класс, то развитие межличностных связей между учащимися протекает крайне замедленно. Поэтому от стиля педагогического руководства зависит как будет проходить адаптация ученика к новой роли и развитие взаимоотношений.

В одном из исследований группе учащихся первых и вторых классов показывали видеофильм и “проблемном” ребенке (на самом деле его играл актер), которого отвергали сверстники. Положительные отзывы учителя об этом ребенке, высказанные после просмотра фильма, заставили учащихся изменить свое отрицательное восприятие героя. Таким образом, принимая “проблемных” детей, но не обязательно их “проблемное поведение”, учитель может влиять на их положение в группе сверстников.

Динамика изменений взаимоотношений в конце младшего школьного возраста.

В дальнейшем, в 10-12 лет, когда уровень взаимоотношений может быть достаточно высоким, можно проследить становление референтных предпочтений. Ученики выделяют из числа сверстников круг значимых для них лиц.

Как показали исследования, референтными оказываются младшие школьники, которые, как правило, хорошо учатся, но при этом отличаются эмоциональной стабильностью и доброжелательностью. Это обеспечивает им уважение в коллективе.

Для ребенка теперь важно соответствовать группе. Давление со стороны сверстников приобретает для ребенка неодолимый характер. Могут появиться социальные требования к желающим стать членами группы, ритуалы посвящения для новичков. Весьма важным становится разделение пола, и для каждого из полов характерны свои интересы, род занятий и формы взаимодействия.

Между нравственной позицией ученика и его реальным поведением могут быть противоречия. Младшие школьники знают, что по отношению друг к другу, они должны быть честными, требовательными. Но в этом возрасте еще возможны жалобы друг на друга (а Петя списывает), тем не менее, они могут и подсказывать, и давать списывать.

В каждой группе есть пользующиеся авторитетом и непопулярные дети. Если понаблюдать за детьми во время перемены, можно увидеть “естественный отбор” ролей, происходящий в каждой группе. Одну девочку окружают дети, стараясь привлечь ее внимание. Другая, на которую никто не обращает внимания, скромно стоит в стороне.

Принятие ребенка сверстниками часто связано с его хорошей общей приспособляемостью – эго энтузиазмом и активным участием в общих делах, способностью сотрудничать с другими детьми и т.д. На популярность влияют также успехи в учебе и спортивные достижения. Как правило, популярные дети обладают способностями выше средних и хорошо учатся в школе. Слабые ученики часто становятся предметом насмешек или же их просто игнорируют.

Популярности в группе вредит как излишняя агрессивность, так и излишняя застенчивость. Никому не нравятся задиры и забияки. Непопулярные дети часто имеют какие-либо особенности, отличающие их от одноклассников. Это может быть излишняя полнота, необычное имя, внешний дефект и т.д.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1023; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.