Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Весной 1953 года были осуществлены изменения в составе руководства КПСС и Советского правительства

Секретариат ЦК партии возглавил Н. С. Хрущев – известный партийный деятель, многие годы руководивший крупнейшими парторганизациями страны.

Председателем Совета Министров был назначен Г. М. Маленков,

министром иностранных дел – В. М. Молотов,

министром обороны – Н. А. Булганин.

Во главе нового Министерства внутренних дел, объединившего МВД СССР и МГБ СССР, встал Л. П. Берия, ранее бывший заместителем министра внутренних дел.

Председателем Верховного Совета СССР был утвержден К. Е. Ворошилов.

Новые лидеры заявили о своей готовности осуществлять «коллективное руководство» страной. Однако с первых же дней пребывания у власти началась борьба между ними за политическое лидерство. Основными соперниками в ней были Л. П. Берия, Г. М. Маленков и Н. С. Хрущев. Все они находились в свое время в ближайшем окружении Сталина и были причастны к необоснованным репрессиям. В то же время они понимали необходимость выбора нового политического пути, восстановления законности и некоторых реформ. Руководство страны провозгласило курс на демократизацию жизни общества.

Первые шаги по линии восстановления законности в стране были предприняты в апреле 1953 года. Прекратилось следствие по «делу врачей». Были освобождены из заключения участники «мингрельского дела». В 1953 году был арестован Л. П. Берия. Он обвинялся в намерении разграничить обязанности партийных и хозяйственных органов, в желании расширить полномочия МВД – своей главной опоры в борьбе за власть. Берия был исключен из партии как «враг народа» и предан суду.

Одно из центральных мест в деятельности нового руководства занимала работа по освобождению общества от наиболее уродливых форм административно-командной системы, в частности, но преодолению культа личности И. В. Сталина. Основная роль в ней принадлежала Н. С. Хрущеву, избранному в сентябре 1953 г. на пост первого секретаря ЦК КПСС. В печати началась критика культа личности И. В. Сталина. Проводились реор1анизация правоохранительных органов. При Совете Министров СССР был организован Комитет государственной безопасности (КГБ).

Осуществлялась работа по реабилитации невинных жертв репрессий, для проведения которой была создана специальная комиссия под председательством П. Н. Поспелова. В числе реабилитированных лиц находились многие крупные советские, государственные и военные работники, несправедливо осужденные по процессам 30-х годов. К началу 1956 года были реабилитированы около 16 тыс. человек.

Большое значение в начавшейся либерализации общественно-политической жизни имел XX съезд КПСС (февраль 1956 года).

Предпосылки десталинизации:

1) Смерть И.Сталина ослабила страх перед государством и репрессиями.

2) Восстания в системе ГУЛАГА в 1953 – 1956 годах.

3) Осуждение культа как средство борьбы за власть в высших эшелонах власти.

4) Назревание социального протеста в обществе.

На закрытом заседании съезда выступил Н. С. Хрущев с докладом «О культе личности и его последствиях» (30 июня 1956 года Постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий»). В докладе содержались собранные комиссией П. Н. Поспелова сведения о массовых расстрелах невинных людей и о депортации народов в 30 – 40-е годы. Причины массовых репрессий связывались с культом личности И. В. Сталина, с негативными чертами его характера, с отступлениями от марксистско-ленинского понимания роли личности в истории.

После окончания работы съезда проходило чтение доклада Н. С. Хрущева на собраниях партийных организаций. Содержавшиеся в докладе факты рождали у слушателей возмущение и стремление понять причины попустительства беззакониям со стороны партийных органов.

Н.С.Хрущев выделил четыре проблемы, связанные с культом личности:

§ нарушения законности и массовые репрессии;

§ просчеты и субъективные решения Сталина в годы Великой Отечественной войны;

§ нарушение принципа коллективности партийного руководства;

§ действия Сталина, направленные на возвеличивание своей роли в истории партии и государства.

Все неудачи и поражения в докладе объяснялись наличием капиталистического окружения и трудностями построения социализма в одной стране. Культ личности рассматривался как явление, порожденное исключительно личными качествами Сталина, в докладе не отражалась его связь с природой общественного и государственного строя СССР (то есть осуществлялась критика культа личности, но не системы). Политическая система и руководство, находившееся у власти и причастное к репрессиям, оказалось вне критики. Более того, в докладе были определены дозволенные рамки критики деятельности И.В. Сталина и сталинизма.

Для второй половины 1956 – начала 1957 годов были характерны попытки приглушить критику Сталина, метания от разоблачений Сталина к его восхвалению. Это объясняется растерянностью партийного руководства, в том числе самого Хрущева, боявшегося утратить идеологический контроль над обществом. Этому способствовали и волнения 1956 года в Польше и Венгрии, тесно связанные с разоблачением культа личности на XX съезде.

Однако остановить начавшийся процесс духовного освобождения было уже невозможно. Колебания и непоследовательность Хрущева вызывали недовольство тех слоев общества, которые поддержали курс XX съезда.

«Антипартийная группа»

Курс Хрущева вызывал недовольство и в консер­вативно настроенной среде. В июне 1957 года 7 из 11 членов Прези­диума ЦК (Н. А. Булганин, К. Е. Ворошилов, Л. М. Каганович, Г. М. Маленков, В. М. Молотов, М. Г. Первухин, М. 3. Сабуров) и поддержавший их кандидат в члены Президиума Д. Т. Шепилов потребовали смещения Хрущева.Они обвиняли Хрущева в формировании собственного культа личности, популистских обещаниях и ошибочной внешней политике. Хрущева поддер­живали лишь трое членов Президиума (А. И. Микоян, А. И. Ки­риченко, М. А. Суслов), но на его стороне было большинство кандидатов в члены Президиума и Секретариата. Опираясь на их поддержку, Хрущев сумел в кратчайшие сроки созвать Пленум ЦК и добиться осуждения своих противников. Особенно реши­тельно поддержал Хрущева маршал Г. К. Жуков.

Действия противников Хрущева были охарактеризованы Пленумом как создание фракционной «антипартийной груп­пы». Каганович, Маленков и Молотов были выведены из членов Президиума, Шепилов — из кандидатов. Позднее; в 1961 году, Ка­ганович, Маленков и Молотов были исключены из партии. В но­вом составе Президиума ЦК, расширенном до 15 человек, преоб­ладали сторонники Хрущева. Булганин был выведен из состава Президиума в 1958 г., Ворошилов – в 1960 г. С 1958 г. Хрущев сменил Булганина на посту председателя Совета Министров, сов­местив, таким образом, посты главы правительства и лидера партии.

На июньском Пленуме стало очевидно, что в политике значи­тельно возросла роль военных, прежде всего Жукова. Опасаясь политического влияния маршала, Хрущев в 1957 году обвинил его в недооценке роли партийных организаций в армии, переоценке собственных заслуг, бонапартизме. Жуков был выведен из Пре­зидиума ЦК, лишен поста министра обороны и уволен в отставку.

XXI и XXII съезды КПСС. Новая Программа КПСС

Официальная советская пропаганда предпочитала не замечать реальных проблем общества, игнорировать трудности. В 1959 году XXI съезд КПСС констатировал «полную и оконча­тельную победу социализма в СССР». Полная победа социализма объяснялась значительным повышением уровня жизни советских людей, ликвидацией эксплуататорских классов, повышени­ем доли рабочего класса в составе населения, сближением рабоче­го класса и колхозного крестьянства благодаря механизации сельского труда. В решениях съезда говорилось о достижении подлинного народовластия, реализованного в Советах.

Окончательная победа социализма понималась как невоз­можность его свержения «силами международного империализ­ма». Это утверждение доказывалось ростом военно-политичес­кого могущества СССР и всего социалистического лагеря, распа­дом колониальной системы и в целом сокращением влияния империализма в мире. Добившись полной и окончательной победы социализма, со­ветское общество, согласно сделанному на съезде выводу, всту­пило в стадию «развернутого строительства коммунизма».

На XXII съезде КПСС в 1961 году была принята новая (третья) Программа КПСС. В ней предусматривалось за 20 лет (к 1980 году) построить материально-техническую базу коммунизма, обеспе­чив советским гражданам изобилие материальных и культур­ных благ. Уже за 10 лет, к 1970 году, СССР должен был выйти на первое место в мире по производству продукции на душу насе­ления.

Программа выдвигала следующие задачи:

1) Создание единой коммунисти­ческой формы общественной собственности, что предполагало повышение «уровня обобществления» в колхозной сфере и, в ко­нечном счете, слияние колхозно-кооперативной собственности с общенародной.

2) Преодоление различий между городом и деревней, а в дальнейшем — между умствен­ным и физическим трудом. Все это должно было привести к сти­ранию классовых различий в советском обществе и формирова­нию бесклассового общества.

3) Создание материально-технической базы коммунизма.

4) Программа уделяла особое внимание формированию «нового человека», важнейшей отличительной чертой которого счита­лось марксистско-ленинское мировоззрение.

Программу допол­нял «моральный кодекс строителя коммунизма». Наряду с об­щими этическими нормами, такими, как честность, правди­вость, взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей и т. п., от каждого советского человека требовались преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к социалистическим странам, добросовестный труд на благо общества, забота о сохранении и умножении общественного достояния, не­примиримость к врагам коммунизма, братская солидарность с трудящимися всех стран.

Очевидно, программа была оторвана от реальности, ставила заведомо невыполнимые задачи. Отчасти это объяснялось она мистическим настроением, преобладавшим в советском обществе после XX съезда.

Но важнее было стремление властей загипнотизировать граждан грандиозными задачами и отвлечь их от повседневных трудностей. Очень скоро заведомая невыполнимость задачи построения материально-технической базы коммунизма в течение двух десятилетий стала очевидна всем, что вызвало насмешки и анекдоты.

Обещание скорого царства изобилия выглядело особенно цинично на фоне продовольственных трудностей, усугубившихся в начале 60-х гг.

 

 

Реформы государственного и партийного аппарата

Период пребывания Хрущева у власти стал вре­менем постоянных преобразований государственного и партийного аппарата. Уже в марте 1953 года было резко сокращено коли­чество министерств, однако в 1954 года прежняя структура была восстановлена. В 1957 году Хрущев резко изменил весь порядок уп­равления промышленностью. Большая часть министерств была ликвидирована, а решающим звеном экономического управле­ния стали территориальные совнархозы (советы народного хо­зяйства). Централизованное управление сохранилось лишь в ря­де оборонных отраслей.

Создание совнархозов дало определенные положительные ре­зультаты, но вызвало недовольство аппаратных работников, многим из которых приходилось покидать Москву и переезжать в провинцию. Партийный аппарат был недоволен и тем, что ру­ководство обкомов партии не вошло в состав руководства совнар­хозов, что делало хозяйственников в известной мере независи­мыми от партийных органов.

Еще большее беспокойство у партацпарата вызвало введенное в 1961 году в Устав КПСС требование систематического обновления выборных партийных органов (ротация). В 1962 г. районные и областные парторганизации делились на промышленные и сельские. На од­ной территории появлялись, таким образом, два обкома партии. Подобные изменения произошли также в Советах, комсомоле, профсоюзах, милиции. Промышленные обкомы оказались фак­тически в подчинении укрупненных совнархозов.

Возможно Хрущев хотел ослабить всевластие местных партийных органов, но на практике эти изменения внесли хаос в деятельность местных партийных органов и привели к дальнейшему расширению партаппарата, а также создали у чиновников ощущение нестабильности их положения, нстроив их против хрущева.

Социально – экономические реформы

Советская экономика, сложившаяся в годы ин­дустриализации, была чрезвычайно централизованной. Управление народным хозяйством строилось по жесткой вертикаль­ной схеме: Госплан — министерства и их главные управления (главки) — предприятия. Предприятия были лишены какой-ли­бо хозяйственной инициативы, не могли самостоятельно распо­ряжаться своими средствами, полностью финансировались из бюджета. Поэтому они не были заинтересованы в экономии средств и материалов. Это вело к высоким затратам. Советская промыш­ленность была ориентирована, прежде всего, на обеспечение обо­ронных нужд. Приоритет всегда отдавался тяжелой индустрии и в целом отраслям группы «А», производящим средства произ­водства. Отрасли группы «Б», производящие товары народного потребления, финансировались по «остаточному принципу», что вело к постоянной нехватке одежды, обуви и других товаров мас­сового спроса. В крайне тяжелом положении оставалось сель­ское хозяйство. В стране остро не хватало жилья, совершенно за­пущена была дорожная сеть.

Высшее руководство страны после смерти И. В. Сталина осо­знавало необходимость экономических реформ. Свои варианты предлагали Л. П. Берия, Г. М. Маленков, Н. С. Хрущев. Уже в августе 1953 г. Маленков заявил о необходимости ускоренного развития отраслей группы «Б». Однако, после того как он потер­пел поражение в борьбе с Хрущевым, противопоставление тем­пов развития тяжелой и легкой промышленности было объявле­но «теоретически неверным и политически вредным». В резуль­тате развитие отраслей группы «Б» замедлилось. Если в 1953 году доля группы «А» в общем объеме промышленного производств составляла 70%, то к началу 60-х гг. — уже 75%.

Реформа управления народным хозяйством (1957 год)

50-е годы ознаменовались попыткой серьезно изменить систему управления народным хозяйством. В марте 1953 года ряд министерств был объединен, а их число сократилось с 51 до 25. Однако в 1954 году прежняя система была практически восстановлена, а ответственность за ее разрушение возложили на Берию.

Но в 1957 году Хрущев предложил решительно децентрализовать управление народным хозяйством, передав ряд функций министерств территориальным советам народного хозяйства (совнархозам). Промышленные министерства, за исключением тех, что ведали наиболее наукоемкими и важными оборонными отраслями, ликвидировались. Это означало разрушение верти­кальной схемы управления, избавление от диктата ведомств.

Создание совнархозов принесло определенные положитель­ные результаты: преодоление ведомственных барьеров позволи­ло сократить затраты на транспортировку сырья и комплектую­щих, усилить кооперацию между предприятиями, расположен­ными на одной территории, и предотвратить дублирование ими друг друга, укрепить местную промышленность.

В то же время возникли серьезные трудности в осуществлении хозяйственных связей между крупными регионами. Для того чтобы преодолеть местническую замкнутость, в 1960 г. в РСФСР, на Украине и в Казахстане были созданы республиканские совнархозы.

В 1962 году последовало укрупнение совнархозов, а их число сокра­тилось более чем вдвое. В 1963 году был создан ВСНХ СССР. Все эти решения привели к новому росту управленческого ап­парата, что находилось в явном противоречии с выдвигавшими­ся при ликвидации министерств задачами.

Главный же недостаток реформы состоял в том, что отказ от системы вертикального управления не привел к расширению прав предприятий: диктат отраслевых ведомств сменился дикта­том территориальных совнархозов.

Развитие индустрии во второй половине 50-первой половине 60-х гг.

Советская экономика в 50-х гг. оставалась по пре­имуществу экстенсивной. Продолжалось освоение новых энергети­ческих и сырьевых ресурсов, велось обширное индустриальное строительство. Вместе с тем постепенно большая часть инвестиций стала вкладываться не в строительство новых предприятий, а в ре­конструкцию и техническое перевооружение существующих.

Особенно успешно развивалась электроэнергетика, капитало­вложения в которую возросли в пятой пятилетке в 3,5 раза по сравнению с четвертой (инвестиции в промышленность в целом увеличились в 2 раза). Во второй половине 50-х гг. начали рабо­ту Куйбышевская, Сталинградская, Каховская ГЭС. В первой половине 60-х гг. вошла в строй первая крупная ГЭС в Восточной Сибири — Братская. Стали создаваться и атомные электростан­ции. В 1954 году вступила в строй первая в мире Обнинская АЭС, позже были построены Сибирская, Ново-Воронежская, Белоярская АЭС. Однако около 80% электроэнергии давали тепловые станции. Производство электроэнергии за 1954—1965 гг. возрос­ло в 3,4 раза, что позволило значительно повысить энерговоору­женность труда в промышленности, строительстве, транспорте, сельском хозяйстве. Вместе с тем строительство ГЭС оборачива­лось экономическими и экологическими потерями: затоплением обширных сельскохозяйственных угодий, вынужденным пере­селением жителей деревень и поселков, гибелью рыбы и т. п.

Быстро развивалась топливная промышленность. Получила широкое распространение добыча угля открытым способом, при­менявшаяся в Экибастузе, в Канско-Ачинском бассейне и на других мощных месторождениях. Добыча угля в 50-х гг. увели­чилась в 2 раза. В то же время доля угля в топливном балансе страны начала сокращаться в пользу нефти и газа. Добыча неф­ти за те же годы выросла в 3,9 раза, газа — в 7,8 раза.

Опережающими темпами развивалась также химическая промышленность, прежде всего производство пластмасс, синте­тического волокна, минеральных удобрений и ядохимикатов.

В машиностроении появились новые скоростные станки, на­чалось применение автоматических поточных линий. Значительно изменился железнодорожный транспорт: тепло­возы и электровозы почти полностью вытеснили паровозы. Гражданская авиация освоила новые виды пассажирских и грузовых самолетов, в том числе реактивный ТУ-104. Успехи ракетостроения позволили СССР в июне 1957 г. впервые в мире произвести запуск искусственного космического; спутника Земли. В апреле 1961 г. Ю. А. Гагариным также впер­вые был осуществлен пилотируемый космический полет.

В 1959 году – построен первый атомный ледокол «Ленин»

В то же время с конца 50-х гг. наметились негативные тенден­ции в развитии промышленности. Темпы роста производства стали снижаться. Легкая промышленность, по-прежнему счи­тавшаяся второстепенной, не справлялась с обеспечением расту­щих потребностей граждан в товарах массового спроса. Техниче­ский уровень и качество отечественной продукции, особенно предназначенной для потребления, все более заметно уступали зарубежным образцам. Крайне медленно внедрялись достиже­ния научно-технического прогресса. В результате многие откры­тия и изобретения советских ученых применялись за рубежом, но не использовались в отечественной промышленности. Все за­было связано с неспособностью системы централизованного директивного планирования оперативно управлять усложнившимся экономическим механизмом.

В 1959 году XXI съезд КПСС принял решение прервать реализа­цию шестого пятилетнего плана и перейти к семилетнему плану. За семилетку намечалось увеличить производство продукции тяжелой промышленности на 85%, легкой промышленности — 62%, сельского хозяйства — на 70%. Национальный доход должен был возрасти на 70%, реальная зарплата — на 40%. В результате СССР должен был выйти на первое место в мире по производству продукции на душу населения. План был далек от реальности. К 1964 году его провал стал очевиден. Плановые органы начали готовить возвращение к пятилеткам. Но летом 1964 года Хрущев предложил перейти к восьмилетнему планированию. Скорее всего, это очередное новшество было рассчитано на чтобы скрыть экономические неудачи предшествующих лет.

Сельское хозяйство

К моменту смерти И. В. Сталина в особенно тяжелом положении находилась советская деревня, задавленная налогами, обязательными госпоставками, натуроплатой МТС и т. п. В августе 1953 года Г. М. Маленков предложил снизить сель­хозналог, списать недоимки по налогам прежних лет, увеличить приусадебные участки, повысить заготовительные цены на сель­скохозяйственную продукцию.

В сентябре 1953 года состоялся Пленум ЦК, посвященный сельскому хозяйству. Руководил его работой Н. С. Хрущев, из­бранный на этом Пленуме Первым секретарем ЦК. В его до­кладе довольно откровенно признавалось, что сельское хозяй­ство находится в глубоком кризисе. Пленум принял решение значительно повысить закупочные цены на сельскохозяйст­венную продукцию, увеличить капиталовложения в сельское хозяйство, освободил приусадебные хозяйства колхозников, рабочих и служащих от обязательных поставок мяса, списал долги по поставкам прежних лет, вдвое снизил сельхозналог, отменил обязательный минимум выработки трудодней. Таким образом, решения сентябрьского Пленума 1953 года были на­правлены на интенсификацию сельского хозяйства. Однако в дальнейшем развитие сельского хозяйства пошло по экстен­сивному пути.

Реформирование сельского хозяйства в 1953 – 1964 годах можно разделить на 2 этапа:

1) 1953 – 1958 – оживление сельскохозяйственного производства

§ повышение материальной заинтересованности колхозов;

§ списание долгов и снижение налогового бремени с колхозов

§ расширение хозяйственной самостоятельности колхозов;

§ укрепление материально-технической базы колхозов;

§ решение зерновой проблемы, освоение целины.

1954 г. Хрущев обратился в ЦК с запиской, в которой отметил нехватку хлеба в стране и предложил в короткие сроки резко увеличить производство зерна путем распашки целинных и залежных земель в Казахстане, Западной Сибири, в Поволжье и на Урале. Первоначально планировалось распа­хать 13 млн. га, однако планы вскоре были значительно перевы­полнены.

В 1954-1960 гг. было распахано 41,8 млн. га, в том числе 25,5 млн. га — в Казахстане, остальное в Западной Сибири, на Урале, в Поволжье. Распашка целины требовала большого коли­чества рабочих рук. Только в 1954-1957 гг. на целину переехали 56 тыс. семей, главным образом, из колхозов Центральной Рос­сии. На целину отправлялась и городская молодежь по комсо­мольским путевкам. Освоение целины стало «ударной комсо­мольской стройкой». Здесь сооружались агрогорода, создава­лись крупные зерновые совхозы. К работам на целине широко привлекали студентов.

Вместе с тем освоение целины встретило немало трудностей и породило серьезные проблемы. Распашка земель велась в степ­ных районах, не имевших жилья, дорог и иной инфраструкту­ры. Это требовало огромных капиталовложений. Себестоимость целинного хлеба была очень высока. Затраты на освоение це­лины не позволили осуществить крупные капиталовложения в сельское хозяйство других регионов, прежде всего, нечерно­земной зоны РСФСР, привели к отказу от курса сентябрьского Пленума 1953 г. на интенсификацию сельскохозяйственного производства.

Освоение целины велось без серьезной экологической экспер­тизы. Предупреждения ученых о том, что на засушливых степ­ных землях необходимо внедрять паровые севообороты, много­летние травы, применять мелкую пахоту, сочетать зерновое хо­зяйство с животноводством, не были приняты во внимание. Результатом явились пыльные бури и эрозия почв. Лишь спустя несколько лет, когда на целине резко упала урожайность, Хру­щев признал правоту специалистов.

 

2) 1958 – 1964 – усиление административного давления на аграрный сектор

§ ликвидация МТС и продажа техники колхозам;

Машинно-тракторные станции преобразо­вывались в ремонтные. Само по себе это решение было разум­ным, так как механизаторы МТС, получавшие зарплату в зависимости от количества вспаханных гектаров, не были заин­тересованы в качественной обработке почвы. К тому же колхозы теперь освобождались от диктата со стороны директоров МТС. Но реализация этой меры оказалась неудачной. Колхозам при­шлось выкупить технику за один год, по высоким ценам. В ре­зультате многие колхозы, особенно слабые, разорились.

§ укрупнение колхозов и создание крупных агрохозяйств;

§ необоснованное расширение посевов кукурузы;

Стремясь быстро обеспечить страну зерном, Хрущев по примеру США увлекся внедрением кукурузы, дающей, по его мнению, высокие урожаи. С 1955 года посевы кукурузы стали быстро расширяться, вытесняя традиционные зерновые культуры и кормовые травы. Кукурузу стали сеять даже в северных областях, вплоть до Вологодской, хотя эта культура теплолюбива и севернее Москвы зерна практически не дает. Одновременно началась распашка чистых паров и лугов, в том числе заливных. Такие некомпетентные действия привели лишь к снижению сбора хлебов, в начале 60-х гг. в стране вновь стало не хватать зерна. Отчасти это объяснялось ростом стандартов потребления.

 

§ гонения на подсобные личные хозяйства колхозников;

С 1958 года Хрущев предпринял наступление на личные подсоб­ные хозяйства колхозников, рабочих и служащих. Размеры при­усадебных участков были уменьшены. Рабочих и служащих сов­хозов заставили продать личный скот своим предприятиям. Жи­телям городов и рабочих поселков запретили держать скот на личных подворьях. Все это объяснялось, с одной стороны, оши­бочной уверенностью Хрущева в незначительной роли лич­ных подсобных хозяйств в сельскохозяйственном производстве, а с другой — его стремлением сконцентрировать все силы работ­ников на труде в общественном хозяйстве.

 

§ необоснованные задания по заготовке мяса, значительное сокращение поголовья скота.

В 1957 г. Хрущев выдвинул авантюристическую программу «Догнать и перегнать Америку по производству мяса, молока и масла на душу населения!». Попытка в кратчайшие сроки увели­чить производство мяса привела лишь к массовому забою и сни­жению поголовья скота.

 

В начале 60-х годов Хрущев попытался вернуться к курсу сентябрьского Пленума 1953 года. В 1962 году были повышены закупочные цены на мясомолочную продукцию. В феврале 1964 года Пле­нум ЦК провозгласил курс на интенсификацию сельского хозяй­ства (применение удобрений, орошение, комплексная механизация и химизация). Значительно возросли капиталовложения в сельское хозяйство. Однако принятые меры запоздали.

Социальная политика

Одним из основных направлений внутренней по­литики стало повышение уровня жизни населения. В 1956 году был отменен закон 1940 г., запрещавший рабочим менять по собственному желанию место работы и каравший тюремным заключением за прогулы и опоздания.

Был повышен минимум зарплаты, необлагаемый налогом. С 1958 г. прекратилась обязательная подписка на облигации государственного займа. Значительно увеличились пенсии, составившие от 300 до 1200 руб. Был установлен пенсионный возраст — 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Работники, занятые на вредных или особо тяжелых работах, получили право на досрочную пен­сию.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы конца 50-х – начала 60-х гг. Политика мирного сосуществования | События в Новочеркасске продемонстрировали неизменную природу власти, стали свидетельством провала внутренней по­литики Хрущева
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.