Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хронологически во внешнеполитической деятель­ности СССР второй половины 60-х— начала 80-х гг. можно выделить два периода




Крупнейшей стройкой второй половины 70-х гг. стала Байкало-Амурская магистраль (БАМ). Однако ее сооружение пресле­довало больше военно-стратегические, чем экономические цели. Оно объяснялось стремлением продублировать Трансси­бирскую магистраль, проходившую в опасной близости от грани­цы с Китаем. Колоссальные средства, затраченные на строитель­ство БАМа, экономически не оправдались.

В 60—70-х гг. быстро развивался топливно-энергетический комплекс (ТЭК) СССР. Велось интенсивное энергетическое стро­ительство. Быстро развивалась и атомная энергетика: были построены Ленинградская, Игналинская, Чернобыльская и другие АЭС.

Основное место в топливном балансе страны заняли нефть и газ. Это позволило значительно снизить затраты на производст­во топлива, повысить эффективность работы многих механиз­мов, сократить ручной труд. Природный газ стал широко ис­пользоваться в быту в сельской местности. Ведущую роль в обес­печении страны нефтью и газом играла Западная Сибирь, особенно Тюменская область, где в 1964 г. были открыты колос­сальные их запасы. В 70-х гг. завершилось создание единой газо­проводной системы европейской части СССР.

Нефть и природный газ стали основным товаром Советского Союза для продажи за рубежом. Доля топлива и энергоносите­лей в структуре экспорта возросла до 53%, тогда как доля ма­шин и оборудования сократилась вдвое. Повышение мировых цен на нефть, начавшееся в первой половине 70-х гг., способство­вало росту валютных поступлений в казну. Это давало возмож­ность приобретать на внешнем рынке многие виды оборудова­ния, товары широкого потребления, продовольствие. Таким образом, приток «нефтедолларов» позволял искусственно поддерживать советскую экономику, пренебрегая ее низкой эффективностью. Колоссальные средства, получаемые в виде «нефтедолларов», использовались в хозяйстве крайне неэффективно: замораживались на долгие годы в незавершенном строительстве; тратились на закупку западного оборудования

Рост потребления нефти и газа заставлял нефтяников и газовиков осваивать все более отдаленные северные месторождения, добывать топливо с больших глубин, что приводило к его удорожанию. В 1984 году добыча нефти впервые сократилась. К тому с середины 80-х гг. мировые цены на нефть и газ стали снижаться. Это привело к падению в одиннадцатой пятилетке национального дохода, нанесло тяжелый удар всей советской экономике.

К началу 1980-х годов темпы экономического роста оказались настолько низкими, что стало правомерным говорить об экономической стагнации.

По мере скатывания государственной экономики к стагнации все заметнее давала о себе знать так на­зываемая теневая экономика. Этот феномен был не­однороден по своей природе. Он включал как различ­ные виды официально запрещенной или строго огра­ниченной индивидуальной трудовой деятельности (преимущественно в кустарном производстве, в роз­ничной торговле и бытовом обслуживании населе­ния), так и чисто криминальный элемент (крупные хищения товаров и сырья, махинации в отчетности, изготовление на госпредприятиях неучтенной продук­ции с ее последующей реализацией через торговую сеть и т. п.).

По неофициальным оценкам, к середине 80-х гг. в сфере теневой экономики более или менее постоянно было занято около 15 млн. человек. В стране шло формирование повой социальной группы — дель­цов подпольного частного бизнеса, возникали первые мафиозные образования. Даже государственные пред­приятия в целях получения лучших результатов вы­нуждены были в обход контроля сверху создавать свою «параллельную экономику». Каждый директор старался заполучить больше ресурсов, чтобы затем выгодно обменять их на других предприятиях. В результате сложилась парадоксальная ситуация: плано­вая экономика с жестко и детально контролируемым и регламентируемым из центра механизмом превра­щалась в экономику, где довольно значительная и ра­стущая зона избегала какого-либо контроля и статис­тического учета. Параллельно существующие формы экономики пользовались неспособностью государ­ственных органов удовлетворить нужды населения. Возникала целая нелегальная система социальных от­ношений, противостоящая государственной бюрокра­тической системе.

Социальное развитие

В 60—70-е годы продолжалась быстрая урбаниза­ция. Особенно быстро росло население крупных городов. Средством обойти ограничения прописки стал лимит, т. е. набор ограниченного числа работников на важные предприятия. Использование на тяжелых и неквалифицированных работах лимитчиков, которые трудились за жилплощадь, годами живя в общежитиях, позволяло пред­приятиям не заботиться о сокращении ручного труда, но одновременно затрудняло решение жилищной проблемы в го­родах. Между тем темпы строительства жилья во второй половине 70-х гг. заметно снизились, положение с ним вновь обострилось.

Уровень жизни в 60-70-х гг. заметно возрос. Значительная часть советских граждан получила отдельные квартиры, купила мебель, холодильники, телевизоры, радиоприемники, магнитофоны. Однако приобретение всех этих материальных благ было связано с немалыми трудностями: приходилось записываться в многомесячные очереди или обращаться к услугам «черного рынка», цены на котором иногда в несколько раз превышали го­сударственные.

Сосредоточение ресурсов в тяжелой промышленности, осо­бенно в отраслях военно-промышленного комплекса, вело к нехватке средств на развитие потребительской сферы. Происходила скрытая инфляция. В 1970-1985 гг. средняя реальная зарплата снизилась на 20%. Все большее количество товаров первой необходимости попадало в разряд дефицита. Практически лю­бая покупка требовала длительного стояния в очередях. Дефицитные товары большей частью продавались лишь в номенклатурных распределителях или магазинах «Березка», торговав­ших на валюту. Обычным гражданам они доставались лишь в праздничных «заказах», распределявшихся на предприятиях и в учреждениях.

Быстро росли сбережения граждан. Значительную их часть составляли так называемые горячие деньги, т. е. средства, кото­рые их владельцы готовы были немедленно потратить при появ­лении товаров. На практике значительная часть накопленных населением средств оказалась «пустой», не обеспеченной това­рами.

В этих условиях расцвела теневая экономика. Огромные мас­штабы приобрела спекуляция дефицитными товарами, особенно импортными. До трети всех платных услуг оказывали частники, естественно, не зарегистрированные и не платившие налогов. Наряду с этим возникли подпольные производства, нередко развивавшиеся за счет ворованного сырья. Широкое распростране­ние получила коррупция.

Внешняя политика СССР в 1964 – 1984 годах

Брежневское руководство ставило три приоритет­ные задачи на международной арене:

1) устранение угрозы распада социалистического со­дружества, еще более тесное сплочение его в полити­ческом, военном и экономическом отношениях;

2) нормализация отношений между Востоком и За­падом (с начала 70-х гг.);

3) последовательная поддержка «прогрессивных» движений и режимов во всем мире (наиболее актив­ное направление политики, иногда перераставшей в прямую интервенцию против стран, находившихся в сфере влияния СССР).

Первый период – вторая поло­вина 60-х — середина 70-х гг. — характеризуется акти­визацией внешнеполитической деятельности Советско­го Союза, рядом бесспорных достижений и, прежде всего, переходом от политики «холодной войны» к разрядке международной напряженности.

Второй пе­риод – с конца 70-х гг. — отмечен рядом просчетов во внешней политике Советского государства: обострени­ем отношений с капиталистическим миром; нараста­нием противоречий в социалистическом лагере и др. В целом на смену разрядке вновь приходит открытая конфронтация и безудержная гонка вооружений, уг­рожающая всему человечеству.

Отношения со странами социалистического лагеря

Одной из важных задач СССР было укрепление позиций в социалистическом лагере. В этом отношении преемники Н. С. Хрущева действовали последова­тельно, добиваясь ощутимых результатов.

В 60-е гг. в странах Восточной Европы наблюдается стремление к преобразованиям. Начало этому процес­су было положено XX съездом КПСС и всей антиста­линской политикой Хрущева в целом. В Польше, Венгрии и Чехосло­вакии при поддержке определенных кругов правящих партий вырабатывались проекты реформ, более дале­ко идущие по своему замыслу, нежели принятые в 1965 г. в Москве. В большинстве стран Восточной Ев­ропы тоталитарная модель советского образца пере­ставала работать. Однако советское руководство дела­ло все возможное, чтобы удержать их в своей орбите, используя для этого военно-политические рычаги Варшавского пакта.

Дальше всех продвинулась по пути реформ Че­хословакия. Здесь получила широкое распространение идея о том, что экономические преобразования бу­дут тогда разумны и целесообразны, когда станут со­провождаться и политическими реформами, которые дали бы стране свободу и демократию. Летом и осенью 1967 года в Чехословакии проявлялись уже многие признаки грядущего кризиса. Впервые обозначился экономический спад. Начались манифестации моло­дежи и интеллигенции. Обострению ситуации способ­ствовали резкие противоречия между чехами и слова­ками. Страна, имевшая развитую промышленность еще до Второй мировой войны, известная своими де­мократическими традициями, начала явно отставать от своих западноевропейских соседей.

В 1968 году в Чехословакии начался процесс обнов­ления, отказа от деформированного социализма, несшего в себе черты сталинской модели. Реформы на­чала часть руководителей Компартии Чехословакии во главе с А. Дубчеком под лозунгом построения «со­циализма с человеческим лицом». Первоначально со­ветское руководство приветствовало «пражскую вес­ну». Однако вскоре в советской печати стали появ­ляться статьи, в которых высказывались опасения, не приведет ли бурный процесс обновления в Чехо­словакии к отказу от социалистических принципов. Резко негативную оценку в пропаганде получили широко использовавшиеся в чехословацкой прессе понятия «плюрализм», «разнообразие моделей соци­ализма».

21 августа 1968 года части Советской Армии перешли границу ЧССР. Вместе с ними были армейские под­разделения ГДР, Польши, Венгрии, Болгарии. Это была агрессивная акция против суверенной страны. Агрессия против Чехословакии усилила рас­кол среди стран социализма. Еще больше отдалились от СССР Китай, Румыния, Югославия. В августе 1968 года вышла из ОВД Албания.

Чехословацкий урок заставил брежневское руководство пересмотреть характер сотрудничества с со­юзниками. Были предприняты шаги по усилению экономической и военной интеграции стран Восточ­ной Европы. Целой серией межгосударственных дого­воров и соглашений в рамках СЭВ, а также путем создания почти 30 межгосударственных учреждений был значительно ограничен их суверенитет, одновре­менно усилилась роль и значение СССР в содруже­стве. Эти меры получили на Западе название «докт­рины Брежнева».

Тем не менее ситуация выходила из-под контроля Москвы. В 1970 г. начались массовые выступления рабо­чих в Польше, приведшие к образованию незави­симого профсоюза «Солидарность». Это была пер­вая в социалистической стране массовая обще­ственно-политическая сила, созданная «снизу» и ставшая реальной альтернативой власти.

Особую остроту для Л. И. Брежнева и его окружения представляла «китайская проблема». Разногласия между руковод­ством Советского Союза и Китайской Народной Рес­публики, вызванные в основном субъективными при­чинами, продолжали углубляться. Разрыв отношений на всех уровнях и практически во всех сферах сотруд­ничества осложнялся пропагандистскими обвинения­ми друг друга. Ситуация усугубилась вооруженными конфликтами на границе с Советским Союзом (1969). Наиболее крупным из них стало вооруженное столк­новение на острове Даманский на реке Амур.

Отношения со странами Запада.

По отношению к ведущим капиталистическим странам велась противоречивая и непоследовательная политика: она была направлена на смягчение напря­женности, но часто сводилась на нет политико-идео­логической экспансией и рядом авантюристических акций.

Рубеж конца 60-х — начала 70-х гг. обозначил но­вые реальности в международном положении Совет­ского Союза. Исторической реальностью явилось ус­тановление военно-стратегического равенства (парите­та) между СССР и США, Организацией Варшавско­го договора и Организацией Североатлантического договора (НАТО). Это равновесие объективно укрепи­ло международный мир, хотя и было крайне непроч­но. Количество ядерного оружия переросло все мыс­лимые пределы. Стратегия устрашения стала абсурд­ной, грозя взаимоуничтожением. Мир рассматривался как двухполюсная конструкция через призму проти­востояния ракет СССР и США. Однако при этом обе стороны заявляли о ненанесении первыми ядерного удара.

Такая ситуация создавала уникальную возмож­ность для радикального изменения международных отношений в сторону разрядки, для ослабления уг­розы термоядерного конфликта, ограничения и со­кращения вооруженных сил и вооружений, установ­ления доверия между всеми странами. Советское руководство выдвинуло с 1971 по 1981 г. ряд положений, которые оно объявило Про­граммой мира.

Основные положения Программы мира охватыва­ли следующий круг задач Советского государства на международной арене:

§ запрещение ядерного, химического, бактериоло­гического оружия;

§ ядерное разоружение всех государств, обладаю­щих им;

§ прекращение гонки вооружений и сокращение ядерного и обычного оружия;

§ ликвидация военных очагов и прекращение реги­ональных конфликтов;

§ обеспечение коллективной безопасности в Европе и других регионах планеты;

§ обеспечение свободы и независимости народов мира;

§ углубление и укрепление сотрудничества со все­ми государствами.

Практическими шагами на пути разрядки явилось подписание в 1968 году Советским Союзом, США и Ве­ликобританией Договора о нераспространении ядер­ного оружия,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.