Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Важной качественной характеристикой товарооборота и состав­ной частью системы показателей пропорциональности рынка служат показатели структуры товарооборота




6а удельный вес (доля) каждого товара или то­варной группы в общем объеме товарооборота (продажи услуг).

6б соотно­шение продажи двух товаров (товарных групп).

 

Анализ выполнения договорных обязательств. Контракт (договор) это документ, оп­ределяющий права и обязанности сторон, вступивших в отноше­ния купли-продажи.

Оценка уровня выполнения договора (контракта) поставки товаров, достаточно однородных, узкоассортиментных, измеряемых в натуральных величинах, характеризуется следующими показателями:

а) уровень (степень) выполнения договорных обязательств.

б) абсолютный размер отклонения поставки от условий дого­вора (недопоставки или лишней поставки).

Могут быть использованы различные методы выявления и ха­рактеристики ассортиментных отклонений поставки от условий контракта (договора): расчет ли­нейных отклонений поставки от условий договора по каждой ас­сортиментной позиции; определение степени структурных различий; выявление процесса влияния ассортимент­ных сдвигов поставки на показатель отклонения фактической сто­имости поставки от договорной.

Равномерность поставки — это поступление товаров равными партиями через равные промежутки времени. Ритмичность поставки — это соблюдение сроков и размеров поставки, оговоренных контрактом с учетом сезонных и цикличных особен­ностей производства, продажи или потребления.

 
 

Оба эти явления оказывают сильное влияние на экономическую и социальную эффективность торговли. По­казатель ритмичности был предложен проф. В. Е. Адамовым:

где Пд и Пф — поставка (в натуральных или стоимостных един цах) соответственно по условиям договора и фактически за i-й промежуток времени (период);

n — число периодов поставки.

Чем ближе коэффициент аритмичности к 0, тем ритмичнее ставка, и, наоборот, чем он удаленнее от 0, тем существенне аритмичность.

Тенденции изменения товарооборота во времени относятся к важнейшим оценкам состояния и раз­вития рынка товаров и услуг. Показатели динамики товарооборота входят в число главных характеристик деловой активности. К задачам изучения динамики товаро­оборота относятся.

-оценка и анализ изменения и тенденций общего объема товаро­оборота в целом по географическому и экономическому простран­ству, а также дифференцированно — в территориальном разрезе, по формам рыночной деятельности, по социально-экономическим группам потребителей;

-оценка и анализ изменения продажи отдельных продуктов и услуг;

-выделение отдельных элементов (факторов) динамики товарооборота (количественного, ценностного, демографического, структурного и т. д.), построение факторных индексных моделей дина­мики товарооборота;

-выявление и моделирование закономерностей динамического развития товарооборота и его прогнозирование.

Индекс товарооборота — относительный показатель, который характеризует изменение стоимости совокупности проданных товаров (денежной выручки торговли или расходов покупателей на приобретение товаров) в текущем периоде по сравнению с базисным за счет совместного влияния изменений количества и цен. Индексный анализ динамики товарооборота преследует две главные цели: первая — показать относительное и абсолютное из­менение товарооборота; вторая — построить мультипликативную и аддитивную индексные модели, которые позволят разложить пока­затель изменения товарооборота по факторам.

Товарная структура, или состав купли-продажи, — абсолютный размер продажи отдельных товаров и соотношение между ними — представляет собой исключительно важный показатель статистики рынка и статистики товарооборота. Товарная структура товарооборота складывается под воздей­ствием четырех основных факторов: структуры потребностей (про­изводственных, общественных и личных); структуры производст­ва; уровня и структуры денежных средств (покупательных фондов и кредита); уровня и соотношении цен, а также инфляционного процесса. Существенным фактором, влияющим на товарную и ас­сортиментную структуру розничного товарооборота, является ком­плекс демографических условий (половозрастной состав населения; размер и состав семей; социально-культурные различия; уровень урбанизации; жилищные условия; национально-географические особенности потребления и т. п.). Определенное воздействие на структуру покупок имеют психографические и поведенческие фак­торы.

Товарная группа — это совокупность товаров и их видов, сгруппированных по сочетанию экономических, социальных и технологических признаков, важнейшими из которых являют­ся потребительские свойства, назначение товара, характер сырья, отраслевое происхождение товара и т. д.

Перечень товаров и товарных групп (товарная номенклатура) приводится в алфавитном порядке в сборнике, который носит на­звание Товарного словаря. В ходе анализа можно укрупнять и, наоборот, разукрупнять товарные группы, осуществлять перегруппировку, объединять от­дельные товары в потребительские комплексы и т. п.

Статистическое изучение товарной структуры товарооборота преследует следующие задачи:

определение размера продажи отдельных товаров;

характеристика места отдельных товаров в общем объеме де­нежных расходов потребителей на покупку товаров и в общем объёме реализованной товарной массы;

оценка и анализ динамических структурных сдвигов в товаро­обороте;

анализ и моделирование социальногэкономических и региональ­ных различий товарной структуры товарооборота.

Обобщающую оценку изменения товарной структуры товаро­оборота можно дать с помощью среднего линейного отклонения относительных показателей структуры базисного и текущего пери­одов — коэффициента структурных сдвигов.

Региональный анализ товарооборота — это изучение состоя­ния и развития товарооборота каждого отдельного региона (субъекта федерации, административно-экономического райо­на, муниципального округа, отдельного города и т. д.); ха­рактеристика межрегиональных товарных связей; исследова­ние межрегиональных различий объема, уровня, структуры и динамики товарооборота.

Отсюда вытекают следующие задачи регионального анализа товарооборота:

оценка объема, структуры, уровня и динамики товарооборота каждого отдельного региона;

выявление зависимости развития товарооборота от состояния и развития экономики и социально-демографических условий региона;

оценка территориального распределения товарооборота и ха­рактеристика места каждого региона на федеральном рынке (т. е. доли в общем объеме товарооборота);

выявление рыночного потенциала региона и формирований меж­региональных товарных связей;

анализ региональных различий товарооборота (территориаль­ной вариации товарооборота на душу населения, структуры и ди­намики товарооборота);

выявление и моделирование факторов, обусловивших эту тер­риториальную колеблемость;

выявление и анализ различий городского и сельского товаро­оборота.

Товарооборот региона складывается под воздействием совокуп­ности факторов: производственных, финансово-экономических, со­циально-демографических; природно-климатических. Определен­ную роль играет и уровень развития торгово-сбытовой инфраст­руктуры.

 

 

Тема 3 СТАТИСТИКА ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ И ТОВАРООБОРАЧИВАЕМОСТИ

 

Постоянное наличие на рынке некоторой товарной массы обес­печивает непрерывность процесса производства и воспроизводства. Эта масса товаров составляет запас, который может принимать различные формы. Непрерывность процесса товарного обращения как часть процесса воспроизводства определяет необходимость то­варного запаса. Конечная цель товарного запаса — быть проданным, т. е. обмененным на деньги. Выделим ряд объективных и субъектив­ных причин существования товарного запаса, обусловливающих соответственно нормальный и аномальный процессы его формиро­вания.

Товарный запас призван обеспечить непрерывность процесса обращения товаров. Также на его формирование оказывает влияние и рыночная конъюнктура.

Совокупность оборотов товаров определяет кругооборот товарной массы. Товарооборачиваемостъ является осредняющим поня­тием, способным дать определенную характеристику кругообороту товаров за какой-то период времени.

Рассмотрим ряд факторов, обусловливающих то или иное поведение процесса товарооборачиваемости.

1. Соотношение между спросом и предложением.

2. Потребительские свойства товаров.

3. Сложность ассортимента товаров.

4. Организация завоза товаров.

5. Географические особенности местности и условия транспорти­ровки товаров.

Резюмируя, следует отметить, что товарные запасы как явле­ние и товарооборачиваемость как процесс в рыночных условиях выполняют две важные функции: во-первых, служат индикатором рыночной конъюнктуры, чутко реагируя на любые изменения, про­исходящие в рыночных пропорциях, во-вторых, они являются ре­гулятором рынка, позволяя с помощью различных мероприятий, например распродаж, приводить в соответствие пропорции рынка. И товарные запасы, и процесс товарооборачиваемости поддаются количественной оценке, и поэтому они являются предметом статистики

Общий объем товарных запасов является синтетическим пока­зателем, складывающимся из объемов товарных запасов отдель­ных товаров и товарных групп.

Товарные запасы можно изучать в разрезе территорий, субрын­ков по формам сбытовой и торговой деятельности, по типам и ви­дам предприятий, где они хранятся.

С точки зрения оборачиваемости товарных запасов:

Состояние и изменение товарных запасов (их оборачиваемость) являются составной частью рыночного процесса. Товарные запа­сы — значительная часть оборотных средств сбыта и торговли, они оказывают существенно влияние на коммерческие результаты рыночной деятельности. Товарные запасы — элемент национального богатства страны.

Статистика должна установить размер и состав товарных за­пасов, их оптимальный уровень, выявить закономерности их форми­рования, определить, в какой мере они соответствуют рыночной ситуации, рассчитать оптимальный уровень состояния товарных запасов.

По формам сбытовой и торговой деятельности: готовые товарные запасы; товарные запасы, товарные запасы гарантийные.

В зависимости от местонахождения товарных запасов: товарные запасы в сфере произ­водства, товары в пути, товарные запасы в оптовой торговле и то­варные запасы в розничной торговле.

Назначение произведенных и находящихся в каналах рынка товаров: продовольственные и непродовольственные товары.

Регулярность обновления товарной мас­сы: товарные запасы текущего или нормального возобновления, товарные запасы сезонного поступления, товарные запасы сезонного расходования, товарные запасы, возобновляемые периодически.

Соответствие фактических товарных запасов нор­мативу: товарные запасы, соответствующие нор­мативу или находящиеся в его пределах и не соответствующие нормативу.

Соответ­ствие потребительскому спросу на соответствующие и не соответ­ствующие ему товары.

Задачи статистики товарных запасов и товарооборачиваемости:

1. учет товарных запасов в целом, а также в потоварном разрезе и в разрезе товарных групп, по различным субрынкам, фирмам и предприятиям;

2. разработка оптимального размера товарных запасов и оптиму­ма товарооборачиваемости, использования их в качестве нормати­ва, а также оценка отклонения фактических запасов от норматива, выявление причин этого отклонения;

3. расчет и анализ объема, уровня и структуры товарных запа­сов;

4. изучение динамики и оценка поведения товарных запасов, вы­явление тенденций и анализ поведения в условиях сезонности;

5. расчет и анализ показателей товарооборачиваемости, оценка их состояния и соотношений в потоварном разрезе, в разрезе от­дельных субрынков и предприятий;

6. выявление тенденций и закономерностей процесса товарооборачиваемости, его влияние на эффективность торгово-сбытовой де­ятельности;

7. изучение социально-экономических последствий распродаж то­варов.

Система показателей статистики товарных запасов и товаро­оборачиваемости должна соответствовать целям и задачам иссле­дования. Рассматриваемая система показателей представляется в следу­ющем виде.

I. Объем товарных запасов (в натуральном и стоимостном вы­ражении) как в целом, так и по предприятиям, фирмам и т. д., ре­гионам.

II. Структура товарных запасов.

Эта группа характеризуется показателями запасов отдельных товаров, товарных групп и комплексов в натуральном и стоимост­ном измерении, в процентах к общему итогу, по отношению друг к другу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.