Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Статистика финансов и эффективности рыночной деятельности




Эффективность — категория социально-экономическая, прису­щая всем типам развития общества. Эффективность целесообразно, оценивать и по отношению к на­личным материальным и трудовым ресурсам — факторам произ­водства, определяющим потенциальные возможности достижения того или иного эффекта. Отношение достигнутого результата (эф­фекта) к объему ресурсов покажет эффективность реализации воз­можностей, заключенных в ресурсах, эффективность использова­ния ресурсов.

Оценка эффективности функционирования рынка товаров пред­полагает необходимость разработки методологии ее статистиче­ской характеристики, выявление факторов, определивших тот или иной уровень эффективности, а также резервов ее повышения.

При единстве общих методологических принципов оценки эф­фективности функционирования экономики характеристика эф­фективности товарного обращения имеет некоторые специфические особенности, определяемые ролью этих процессов в общественном производстве.

Через ускорение процесса обращения сфера обращения оказы­вает влияние на длительность всего воспроизводственного цикла, рост общественной производительности труда, а значит, и на ко­нечный результат — экономическую эффективность развития эко­номики в целом. Если процесс воспроизводства в результате ус­корения обращения товаров заканчивается быстрее, то, значит, на каждую единицу времени, затраченного на процесс создания вало­вого внутреннего продукта (ВВП), приходится большая его вели­чина. Именно в учете всех результатов рыночных процессов, по­лученных как в самой сфере товарного обращения, так и за ее пределами, и состоит методологическая сложность оценки сводно­го социально-экономического эффекта функционирования рынка продуктов услуг нехарактеристики его эффективности.

Функционирование рынка товаров и услуг требует инвестиций и текущих затрат на осуществление рыночных процессов, и важна знать их эффективность и перспективы ее изменения. Кроме того, эффект от процессов товарного обращения проявляется не только в самой этой сфере, но и за ее пределами, (например в производ­стве и потреблении.

Помимо достижения экономического результата (эффекта) функционирование рынка товаров и услуг сопровождается дости­жением социальных результатов, которые заключаются в удовле­творении потребностей населения, росте уровня жизни, сокраще­нии времени, которое затрачивается на приобретение товаров, под­готовку их к потреблению и др. Это ставит перед статистикой рынка товаров и услуг задачи характеристики социальной и эко­номической эффективности в целом и эффективности отдельных рыночных процессов.

Достижение этой цели предполагает необходимость разработ­ки методологии статистической оценки, и анализа эффективности товарного обращения и обслуживающих этот процесс отраслей. В связи с этим в задачи статистики входят:

определение социально-экономической эффективности рынка товаров и услуг как объекта статистического изучения;

построение системы показателей статистики эффективности и разработка методики их исчисления;

определение источников информации, способов ее получения и обработки;

разработка методологии анализа и осуществление анализа эф­фективности функционирования рынка товаров и услуг с целью выявления резервов ее повышения;

прогнозирование эффективности рыночных процессов и др.

Переход к рыночным отношениям и к международной методо­логии статистики поставил перед статистикой эффективности рын­ка товаров и услуг ряд методологических и организационных про­блем, решение которых в значительной мере определяет ближай­шие перспективы развития статистической науки и практики.

Однако оценка значительной части социальных результатов затруднена, что объясняется рядом причин, а также наличием комплекса методологических проблем. Во-первых, в ряде случаев социальный эффект не поддается ко­личественному измерению (например, трудно количественно выра­зить степень улучшения самочувствия населения от сокращения времени на поиск и приобретение товаров, от качественного обслу­живания и т. п.). Этим в значительной мере объясняется тот факт, что при исследовании социально-экономической эффективности ак­цент делается на оценку экономических результатов; между тем достижение социального эффекта нередко связано со значитель­ными затратами, что предполагает необходимость оценивать эф­фективность этих затрат.

Во-вторых, трудность статистической характеристики социаль­ных эффектов в сфере обращения связана с тем, что на их дости­жение оказывает совокупное влияние не только сама эта сфера, «но и внешние по отношению к ней факторы. Например, степень удовлетворения потребностей населения в товарах зависит не толь­ко от количества реализованных продуктов и услуг, но и от их ка­чества, которое зависит от производителя. Характеристика соци­альных результатов функционирования рынка товаров невозмож­на без статистической оценки «промежуточного» социального ре­зультата, достигнутого именно в процессе обращения, объем ко­торого трудно, определить. Так, степень удовлетворения платеже­способного спроса населения зависит не только от функциониро­вания рынка, но и выпуска продукции и услуг производителем, уровня цен и других факторов. Хотя нельзя не признать, что и на эти результаты сфера обращения способна оказать существенное влияние.

В-третьих, социальный эффект в отличие от экономического, который, как правило, выражается в суммарных стоимостных по­казателях, во многих случаях можно выразить лишь в натураль­ных измерителях, не поддающихся обобщению: количестве высво­божденного времени покупателя за счет совершенствования дея­тельности рыночных структур, количестве обслуживаемых потре­бителей, на основе которых нельзя рассчитать сводный показа­тель социального эффекта.

Наконец, в-четвертых, трудность заключается в том, что не­редко эффект от совершенствования функционирования рыночных структур проявляется не в самой сфере обращения, а за ее пределами.

Необходимо учитывать роль, которую играет рынок товаров в удовлетворении общественных и личных потребностей: он способ­ствует созданию условий не только для воспроизводства матери­альных благ и услуг, но и самой рабочей силы. Кроме того, бла­годаря посредничеству рынка каждый член общества имеет воз­можность обменять средства, полученные им в процессе распре­деления и перераспределения национального дохода, на материальные блага и услуги, необходимые для удовлетворения собст­венных потребностей.

К показателям социального эффекта рынка относятся: коли­чество высвобожденного времени населения; степень удовлетворе­ния покупательского, спроса; сокращение претензий покупателей к качеству товаров и сервису; улучшение условий труда работни­ков торговли и сферы услуг; качество и эффективность послеторгового обслуживания; экологическая защита. Общий принцип построения показателей уровня социально-экономической эффективности заключается в сопостав­лении результатов деятельности с показателями наличных матери­альных и трудовых ресурсов (показатели уровня эффективности ресурсов) или с показателями текущих затрат на достижение этих результатов (показатели уровня эффективности затрат). И те, и другие показатели имеют свое значение в экономическом анализе эффективности функционирования рынка.

Исходя из задач анализа для оценки социально-экономических результатов функционирования рынка продуктов и услуг целесо­образно использовать следующую систему показателей: валовой товарооборот; чистый товарооборот; валовая добавленная стои­мость; прибыль.

По существу, экономическим результатом деятельности сферы товарного обращения является не сам товарооборот (денежная вы­ручка), а та его часть, которая остается после оплаты стоимости товаров, поставленных производственной сферой, — валовой доход торговли (сбыта). Он представляет собой сумму торговой нацен­ки, т. е. тех элементов цен, которые предназначены для покрытия затрат и обеспечения прибыли. По принятой в между­народной статистической практике данный показатель соответству­ет понятию валового выпуска. ВД=О-П

где ВД — валовой доход торговли (сбыта);

О — товарооборот в текущих ценах;

П — стоимость поставленных товаров в ценах.

Для характеристики показателя эффективности — рентабель­ности отдельных предприятий, отраслей товарного обращения це­лесообразно в качестве результата использовать показатель при­были, представляющий собой составляющую показателя валовой добавленной стоимости. Общий объем прибыли зависит от многих факторов. Развитие рынка сопровождается расширением ассор­тимента оказываемых им услуг, в том числе и послереализацион­ных. Прибыльность торговой деятельности изучается на основе си­стемы показателей прибыли, среди которых ведущая роль при­надлежит прибыли от реализации — главной функции рынка това­ров (продуктов и услуг).

Оценка социально-экономического потенциала экономики в це­лом, ее отраслей и секторов, сфер деятельности и отдельных фирм в методологическом плане представляет собой комплексную про­блему, так как эта способность зависит не только от объема на­личных материальных и трудовых ресурсов, но и от совокупности других факторов, количественная характеристика влияния кото­рых из них затруднена. Такими факторами роста социально-эконо­мического потенциала рынка товаров и услуг являются:

рост объема материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов — экстенсивный фактор;

рост качества всех ресурсов — интенсивный фактор;

сбалансированность всех видов ресурсов между собой (экстен­сивный фактор);

рациональность размещения ресурсов по отраслям сферы обра­щения, сегментам рынка, организациям и т. п. (интенсивный фак­тор);

эффективность использования ресурсов, т. е. результат, полу­ченный с единицы ресурсов.

Система сводных показателей эффективности функционирования рынка включает следующие подсистемы:

обобщающие показатели эффективности;

показатели эффективности затрат живого труда;

показатели эффективности прошлого труда;

показатели эффективности инвестиций в сферу товарного об­ращения.

Эффективность текущих затрат (сопоставление результата и совокупности затрат живого и овеществленного труда) определя­ется как отношение товарооборота (включая продажу услуг) к объему совокупных затрат живого и овещественного труда, связан­ных с процессом товарного обращения.

Эффективность рыночных процессов отражает также отноше­ние валовой добавленной стоимости (ВДС) к объему совокупных затрат.

Эффективность ресурсов социально-экономического потенциала сферы товарного обращения оценивается путем сопоставления результата с совокупным объемом материальных и трудовых ре­сурсов.

Эти показатели отражают эффективность использования за­трат и ресурсов в рыночном процессе. Они дают возможность оп­ределить, во что обходится обществу реализация единицы валово­го внутреннего продукта, какой объем валовой' добавленной стои­мости получен от каждой единицы затрат живого или овеществлен­ного труда или от единицы материальных трудовых ресурсов сфе­ры товарного обращения.

В качестве одного из основных показателей эффекта функцио­нирования рынка используется показатель товарооборота, который соответствует денежной выручке за проданные то­вары (в том числе и от перепродажи товаров). Многократная пе­репродажа товаров (звенноеть товародвижения) харак­терна для рыночных отношений, увеличивает стоимость товара и влияет на его цену.

Эффективность использования живого труда в сфере товарно­го обращения характеризуется показателем производительности труда W=O/T

На макроуровне этот показатель должен быть преобразован, что­бы учесть вклад сферы товарного обращения в общественную про­изводительность труда: W=ВДС/Т

Эффективность затрат прошлого труда характеризуется следующими показателями: фондоотдачи, исчисляемой как отношение товарооборо­та или валовой добавленной стоимости к среднегодовой стоимости основных фондов, рентабельности как отношение прибыли к товарообороту и отношение прибыли к основным фондам, отношение при­были к издержкам обращения, характеризующее эффективность издержек:

В систему показателей эффективности рыночных процессов вхо­дят также показатели товарооборачиваемости.

В анализе важнейших показателей эффекта и эффективности — прибыли и рентабельности, значительную роль играют индексные факторные модели. Абсолютный прирост прибыли можно разло­жить минимум по трем факторам (большее число факторов за­трудняет интерпретацию результатов анализа). За основу принят интенсивный показатель рентабельности (прибыль в процентах к издержкам).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.