КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 6. Статистика финансов и эффективности рыночной деятельности
Эффективность — категория социально-экономическая, присущая всем типам развития общества. Эффективность целесообразно, оценивать и по отношению к наличным материальным и трудовым ресурсам — факторам производства, определяющим потенциальные возможности достижения того или иного эффекта. Отношение достигнутого результата (эффекта) к объему ресурсов покажет эффективность реализации возможностей, заключенных в ресурсах, эффективность использования ресурсов. Оценка эффективности функционирования рынка товаров предполагает необходимость разработки методологии ее статистической характеристики, выявление факторов, определивших тот или иной уровень эффективности, а также резервов ее повышения. При единстве общих методологических принципов оценки эффективности функционирования экономики характеристика эффективности товарного обращения имеет некоторые специфические особенности, определяемые ролью этих процессов в общественном производстве. Через ускорение процесса обращения сфера обращения оказывает влияние на длительность всего воспроизводственного цикла, рост общественной производительности труда, а значит, и на конечный результат — экономическую эффективность развития экономики в целом. Если процесс воспроизводства в результате ускорения обращения товаров заканчивается быстрее, то, значит, на каждую единицу времени, затраченного на процесс создания валового внутреннего продукта (ВВП), приходится большая его величина. Именно в учете всех результатов рыночных процессов, полученных как в самой сфере товарного обращения, так и за ее пределами, и состоит методологическая сложность оценки сводного социально-экономического эффекта функционирования рынка продуктов услуг нехарактеристики его эффективности.
Функционирование рынка товаров и услуг требует инвестиций и текущих затрат на осуществление рыночных процессов, и важна знать их эффективность и перспективы ее изменения. Кроме того, эффект от процессов товарного обращения проявляется не только в самой этой сфере, но и за ее пределами, (например в производстве и потреблении. Помимо достижения экономического результата (эффекта) функционирование рынка товаров и услуг сопровождается достижением социальных результатов, которые заключаются в удовлетворении потребностей населения, росте уровня жизни, сокращении времени, которое затрачивается на приобретение товаров, подготовку их к потреблению и др. Это ставит перед статистикой рынка товаров и услуг задачи характеристики социальной и экономической эффективности в целом и эффективности отдельных рыночных процессов. Достижение этой цели предполагает необходимость разработки методологии статистической оценки, и анализа эффективности товарного обращения и обслуживающих этот процесс отраслей. В связи с этим в задачи статистики входят: определение социально-экономической эффективности рынка товаров и услуг как объекта статистического изучения; построение системы показателей статистики эффективности и разработка методики их исчисления; определение источников информации, способов ее получения и обработки; разработка методологии анализа и осуществление анализа эффективности функционирования рынка товаров и услуг с целью выявления резервов ее повышения; прогнозирование эффективности рыночных процессов и др. Переход к рыночным отношениям и к международной методологии статистики поставил перед статистикой эффективности рынка товаров и услуг ряд методологических и организационных проблем, решение которых в значительной мере определяет ближайшие перспективы развития статистической науки и практики.
Однако оценка значительной части социальных результатов затруднена, что объясняется рядом причин, а также наличием комплекса методологических проблем. Во-первых, в ряде случаев социальный эффект не поддается количественному измерению (например, трудно количественно выразить степень улучшения самочувствия населения от сокращения времени на поиск и приобретение товаров, от качественного обслуживания и т. п.). Этим в значительной мере объясняется тот факт, что при исследовании социально-экономической эффективности акцент делается на оценку экономических результатов; между тем достижение социального эффекта нередко связано со значительными затратами, что предполагает необходимость оценивать эффективность этих затрат. Во-вторых, трудность статистической характеристики социальных эффектов в сфере обращения связана с тем, что на их достижение оказывает совокупное влияние не только сама эта сфера, «но и внешние по отношению к ней факторы. Например, степень удовлетворения потребностей населения в товарах зависит не только от количества реализованных продуктов и услуг, но и от их качества, которое зависит от производителя. Характеристика социальных результатов функционирования рынка товаров невозможна без статистической оценки «промежуточного» социального результата, достигнутого именно в процессе обращения, объем которого трудно, определить. Так, степень удовлетворения платежеспособного спроса населения зависит не только от функционирования рынка, но и выпуска продукции и услуг производителем, уровня цен и других факторов. Хотя нельзя не признать, что и на эти результаты сфера обращения способна оказать существенное влияние. В-третьих, социальный эффект в отличие от экономического, который, как правило, выражается в суммарных стоимостных показателях, во многих случаях можно выразить лишь в натуральных измерителях, не поддающихся обобщению: количестве высвобожденного времени покупателя за счет совершенствования деятельности рыночных структур, количестве обслуживаемых потребителей, на основе которых нельзя рассчитать сводный показатель социального эффекта.
Наконец, в-четвертых, трудность заключается в том, что нередко эффект от совершенствования функционирования рыночных структур проявляется не в самой сфере обращения, а за ее пределами. Необходимо учитывать роль, которую играет рынок товаров в удовлетворении общественных и личных потребностей: он способствует созданию условий не только для воспроизводства материальных благ и услуг, но и самой рабочей силы. Кроме того, благодаря посредничеству рынка каждый член общества имеет возможность обменять средства, полученные им в процессе распределения и перераспределения национального дохода, на материальные блага и услуги, необходимые для удовлетворения собственных потребностей. К показателям социального эффекта рынка относятся: количество высвобожденного времени населения; степень удовлетворения покупательского, спроса; сокращение претензий покупателей к качеству товаров и сервису; улучшение условий труда работников торговли и сферы услуг; качество и эффективность послеторгового обслуживания; экологическая защита. Общий принцип построения показателей уровня социально-экономической эффективности заключается в сопоставлении результатов деятельности с показателями наличных материальных и трудовых ресурсов (показатели уровня эффективности ресурсов) или с показателями текущих затрат на достижение этих результатов (показатели уровня эффективности затрат). И те, и другие показатели имеют свое значение в экономическом анализе эффективности функционирования рынка. Исходя из задач анализа для оценки социально-экономических результатов функционирования рынка продуктов и услуг целесообразно использовать следующую систему показателей: валовой товарооборот; чистый товарооборот; валовая добавленная стоимость; прибыль. По существу, экономическим результатом деятельности сферы товарного обращения является не сам товарооборот (денежная выручка), а та его часть, которая остается после оплаты стоимости товаров, поставленных производственной сферой, — валовой доход торговли (сбыта). Он представляет собой сумму торговой наценки, т. е. тех элементов цен, которые предназначены для покрытия затрат и обеспечения прибыли. По принятой в международной статистической практике данный показатель соответствует понятию валового выпуска. ВД=О-П
где ВД — валовой доход торговли (сбыта); О — товарооборот в текущих ценах; П — стоимость поставленных товаров в ценах. Для характеристики показателя эффективности — рентабельности отдельных предприятий, отраслей товарного обращения целесообразно в качестве результата использовать показатель прибыли, представляющий собой составляющую показателя валовой добавленной стоимости. Общий объем прибыли зависит от многих факторов. Развитие рынка сопровождается расширением ассортимента оказываемых им услуг, в том числе и послереализационных. Прибыльность торговой деятельности изучается на основе системы показателей прибыли, среди которых ведущая роль принадлежит прибыли от реализации — главной функции рынка товаров (продуктов и услуг). Оценка социально-экономического потенциала экономики в целом, ее отраслей и секторов, сфер деятельности и отдельных фирм в методологическом плане представляет собой комплексную проблему, так как эта способность зависит не только от объема наличных материальных и трудовых ресурсов, но и от совокупности других факторов, количественная характеристика влияния которых из них затруднена. Такими факторами роста социально-экономического потенциала рынка товаров и услуг являются: рост объема материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов — экстенсивный фактор; рост качества всех ресурсов — интенсивный фактор; сбалансированность всех видов ресурсов между собой (экстенсивный фактор); рациональность размещения ресурсов по отраслям сферы обращения, сегментам рынка, организациям и т. п. (интенсивный фактор); эффективность использования ресурсов, т. е. результат, полученный с единицы ресурсов. Система сводных показателей эффективности функционирования рынка включает следующие подсистемы: обобщающие показатели эффективности; показатели эффективности затрат живого труда; показатели эффективности прошлого труда; показатели эффективности инвестиций в сферу товарного обращения. Эффективность текущих затрат (сопоставление результата и совокупности затрат живого и овеществленного труда) определяется как отношение товарооборота (включая продажу услуг) к объему совокупных затрат живого и овещественного труда, связанных с процессом товарного обращения. Эффективность рыночных процессов отражает также отношение валовой добавленной стоимости (ВДС) к объему совокупных затрат. Эффективность ресурсов социально-экономического потенциала сферы товарного обращения оценивается путем сопоставления результата с совокупным объемом материальных и трудовых ресурсов. Эти показатели отражают эффективность использования затрат и ресурсов в рыночном процессе. Они дают возможность определить, во что обходится обществу реализация единицы валового внутреннего продукта, какой объем валовой' добавленной стоимости получен от каждой единицы затрат живого или овеществленного труда или от единицы материальных трудовых ресурсов сферы товарного обращения. В качестве одного из основных показателей эффекта функционирования рынка используется показатель товарооборота, который соответствует денежной выручке за проданные товары (в том числе и от перепродажи товаров). Многократная перепродажа товаров (звенноеть товародвижения) характерна для рыночных отношений, увеличивает стоимость товара и влияет на его цену. Эффективность использования живого труда в сфере товарного обращения характеризуется показателем производительности труда W=O/T На макроуровне этот показатель должен быть преобразован, чтобы учесть вклад сферы товарного обращения в общественную производительность труда: W=ВДС/Т Эффективность затрат прошлого труда характеризуется следующими показателями: фондоотдачи, исчисляемой как отношение товарооборота или валовой добавленной стоимости к среднегодовой стоимости основных фондов, рентабельности как отношение прибыли к товарообороту и отношение прибыли к основным фондам, отношение прибыли к издержкам обращения, характеризующее эффективность издержек: В систему показателей эффективности рыночных процессов входят также показатели товарооборачиваемости. В анализе важнейших показателей эффекта и эффективности — прибыли и рентабельности, значительную роль играют индексные факторные модели. Абсолютный прирост прибыли можно разложить минимум по трем факторам (большее число факторов затрудняет интерпретацию результатов анализа). За основу принят интенсивный показатель рентабельности (прибыль в процентах к издержкам).
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |