Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5. Расология и этнология

 

Расселение (рис. 4) и быстрое образование новых языков стало для племен обособлением друг от друга, чужака можно убивать и есть как животное для пищи. Дальнейшее взаимодействие племен стало ограниченным из–за естественных преград (моря, горы, пустыни) и началось развитие культуры и технической цивилизации (по Шпенглеру: цивилизация есть последний этап угасающей культуры), опосредование отношений между собой и природой с помощью орудий труда. Патриархат и матриархат сменяли друг друга, на что влияли оледенения, развитие охоты и собирательства, скотоводства и земледелия. Соответственно развивались орудия труда (каменный, железный и бронзовый века). Традиции внутриплеменной регуляции авторитета вождя сначала держались на морали, которая с возникновением избытка продукта и возникновения классов превратилась в закон, основанный на применении силы для сдерживания хищных людей, так возникло государство. По–видимому, это случилось одновременно на Западе и Востоке 10 тыс. лет назад и вызвало необходимость, кроме наскальной живописи, появления письма. Последующая история человечества описывается расселениями ариев, германских племен, монголов, колонизации Америки и Сибири, непрерывными войнами, стимулирующими прогресс орудий убийства и попутно других технических приспособлений для трудовой деятельности. Этногенез привел к образованию этносов, наций, социально–экономическое развитие дало классовое общество. Человечество, как сложная эволюционирующая система, в терминах синергетики может быть описано в своем развитии детерминированным канализированным движением и стохастическими нарушениями этого пути. Социально–экономическое и культурно–политическое историческое развитие человечества имеет определенные социально–психологические предпосылки.

РАСОЛОГИЯ. Сейчас на Земле 6 млрд. людей. Расы появились 30—40 тыс. лет назад. Раса — группа людей с родством по происхождению, сходством физических признаков, общностью древних и современных территорий. Антропологические типы — это группы людей как продукты контакта рас. Конкретные экологические условия, куда попали расселявшиеся популяции людей, способствовали выделению рас, путем определенных морфофизиологических адаптаций. Так, жители Севера имеют большую массу тела, жители экватора —меньшую, но у последних выступающие части тела больше, что усиливает испарение, темный цвет кожи за счет пигмента меланина предупреждает проникновение ультрафиолета. Темная кожа защищает от действия ультрафиолета, что препятствует мутагенности, токсичности синтеза избытка витамина Д и разрушению витамина Вс в крови.

Прародиной человечества явились районы центральной Африки примерно 200 тыс. лет назад (рис. 2, 3). 100 тыс. лет назад началось расселение человечества в Южную и Северо–Западную Африку, а также на Аравийский полуостров. Оттуда одна ветвь прошла в Европу (35—40 тыс. лет назад), а другая через Индию и Юго–Восточную Азию в Австралию (50— 60 тыс. лет назад). В районе около Каспийского моря произошло третье переселение за Гималаи и через Сибирь в Китай (50—70 тыс. лет назад), затем часть повернула в Австралию (40 тыс. лет назад), а часть через Чукотку пошла на Аляску (15—35 тыс. лет назад) и расселилась по Америке, в том числе и Южной (13 тыс. лет назад). Следующие великие переселения связаны с захватом ариев Индостана, потом с падением Римской империи от германских племен, затем монгольские нашествия на Русь, последние крупные переселения связаны с открытием Америки и заселением ее пассионариями из Европы и пленными неграми из Африки, подобные события происходили и в Австралии, в результате чего практически вымерли аборигены Австралии и индейцы Америки.

Психологические (генетически детерминированные) черты связаны с функциональной асимметрией мозга: монголоиды более полагаются на интуицию и правое полушарие, дающее синтетическую эмоционально окрашенную картину, европейцы — на левое полушарие, дающее аналитическую с помощью мышления картину ситуации, негроиды, как более близкие к естественному по Руссо состоянию и менее испытавшие давление пороков цивилизации, имеют больший запас пассионарности (повышенной энергетичности, активности личности по Л.Гумилеву).

Если нация объединяет людей по общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, то раса объединяет людей прежде всего по физической общности, которая связана с генопсихологическими особенностями. Антропологические расы (Деникер выделил 29 рас в 6 группах) по Рогинскому объединяются в 3 группы: австрало–негроидная (расы – австралийская, ведоидная, меланезийская, негрская, негрильская, бушменская), евразийская (расы – атланто–бальтийская, среднеевропейская, индо–средиземноморская, балкано–кавказская, беломорско–балтийская), азиатско–американская (расы – северо–азиатская из двух типов байкальского и центрально–азиатского, арктическая или эскимосская, дальневосточная, южно–азиатская, американская), а также пограничными: эфиопская, южно–индийская или дравидийская, южно–сибирксая или туранская, уральская, полинезийская, курильская или айнская. Географическая классификация народов мира учитывает расовое распределение населения Австралии и Океании, Азии, Америки, Африки и Европы.

Температурные адаптации человека включают: а) физиологически приспособления (потоотделение, подкожный жир), б) специализированны приспособления, связанные с особенностями генотипа (курчавость волос и темный цвет кожи негров, усиленный теплообмен у северян), в) культурные и социальные приспособления (жилье, одежда, теплоснабжение, вентиляция. Адаптации к высокогорью (Мексика, Эфиопия, Гималаи) связаны с кислородной недостаточностью, что ведет к увеличению грудной клетки, легочной вентиляции, концентрации гемоглобина в крови и эритроцитов.

Расы 1 порядка — европеоидная, негроидная, монголоидная. Дальнейшее деление даст порядки вплоть до 6, причем различия между соседними подрасами будут уменьшаться, а между отдаленными — увеличиваться, что отражает сходства и отличия генофонда. Негроидно–австралийская раса имеет темный цвет кожи, глаз, курчавые волосы, широкий в крыльях нос, некоторый прогнатизм, длинные ноги.

Европеоидная (белая) раса имеет цвет от светлого до смуглого, волосы мягкие, средне и сильно развит волосяной покров, лицо ортогнатное, губы тонкие. Европеоидная раса (автохтонная для Европы 10—40 тысяч лет) делится на расы 2 порядка — северная или балтийская, центрально–европейская или континентальная, южно–европеоидная или средиземноморская. Далее следуют расы 3 порядка: для балтийской — западно(атланто)–балтийская, восточно(беломоро)–балтийская, лапоноидная; для центрально–европейской —центрально–восточноевропейская и западно–европейская, для средиземноморской — западно–средиземноморская, балкано–кавказская, переднеазиатская, индо–афганская.

Монголоидная (азиатско–американская) раса имеет желтый оттенок кожи, черные волосы, оволосенение слабое, скулы большие, разрез глаз узкий, развита складка верхнего века (эпикантус).

Миграция и панмиксис привели к увеличению доли метисов среди населения мира. Образование плодовитого потомства указывает, что расы относятся к одному виду. Америка во многом метисизирована, прежде всего пассионариями разных видов, колонизировавших континент. В европейских странах до 20% населения составляют выходцы из их бывших колоний. Все расы имеют общевидовые человеческие свойства и качества, а социально имеют равные шансы. Однако, известна неравномерность социально–экономического и культурного развития отдельных наций и народностей. Отличительные различия рас (как и людей) не следует абсолютизировать, сниженные количественные характеристики одного признака могут быть компенсированы в другом. Отличия в генотипе проявляются в фенотипических различиях, в том числе психофизиологических, определенным образом это влияет на социально–культурное состояние человека. Несостоятельность расизма связана с подменой категорий расы на нацию или классы, а также с абсолютизацией несущественных морфологических признаков. Юридическое равенство людей основано на общности биологических и социальных свойств людей.

Гюнтер (Германия, работы 20–60–х годов ХХ века) исходил из того, что наследственное неравенство людей (разные генотипы) дает различные фенотипы, в том числе не только по морфологическим, но и по психическим качествам. Средневековое разделение души и тела, гуманитарного и естественнонаучного знания отделили морфофизиологические и психологические свойства людей. Если так, то фактом человечества является биологическое неравенство людей, приводящее к социальному (все люди разные), что противоречит идеологии Французского Просвещения, из которой вышла Декларация прав человека.

Расы — типы людей, имеющих отличия от других сочетанием физических признаков и психических свойств и воспроизводящих себе подобных. История — конфликт расовых интересов, народы рождаются в деревнях и умирают в городах. Смена ведущей расы — упадок государства, например, Римской империи; язык народа может не совпадать с языком расы из–за миграции и ассимиляции. Метисы (ублюдки по Дарвину) — межрасовые гибриды плодовиты, но менее устойчивы.

Гюнтер выделяет и описывает ряд рас Европы, точнее подрас белой расы следующим образом.

Нордическая или германская раса представлена людьми Северной Германии, Северной Европы, Древней Греции и Рима, арийцами Индии, ростом больше 175 см, долихоцефалами с черепным показателем 74—79, узким лицом, с ощутимым затылочным бугром узким прямым носом и узкими губами, с бело–розовой кожей, светлыми волосами и светло–голубыми глазами; это рассудительные, внешне мало эмоциональные, сдержанные, трезво оценивающие, свободолюбивые, энергичные, смелые, интроверты, спортивные, с государственным мышлением люди; искусство представлено готикой с голубыми и зелеными цветами, язычеством норманов; во многом именно люди этой расы создали европейскую науку.

Западная или средиземноморская раса Испании и Италии представлена людьми ростом 1,55—1,61 м, черепной показатель 70—75, с мясистым носом и широкими губами, с темными волосами и глазами; это эмоциональные экстраверты с гиперсексуальностью; заговорщики, ораторы и актеры; искусство представлено Ренессансом и романским стилем с культом формы.

Динарская раса Шотландии, Скандинавии, Албании представлена людьми ростом 1,74 м и ширококостными, черепной показатель 85–87, имеют узкое длинное лицо, орлиный нос, коричневые курчавые волосы, черные глаза; воинственные патриоты в красочных костюмах, часты в коммерции; любимые цвета — красные и зеленые, стиль в искусстве — барокко и дионисийство.

Переднеазиатская группа близкая к динарской, включает кавказцев и евреев. Евреи ашкенази являются потомками обиудаиченных хазар, которые расселились по миру (особенно в Польше), а евреи сефарды являются потомками, изгнанных из земли обетованной; расчетливы, торговцы, проникающие во многие страны, где возглавляют революции (следует отметить среди евреев выдающихся ученых, писателей, артистов и художников, без которых невозможна мировая культура).

Восточная или альпийская (остийская) раса представлена людьми приземистыми и коренастыми ростом около 1,63 м, имеют черепной показатель 88, лицо широкое, скуластое, полное и круглое, щеки толстые, может быть второй подбородок, кожа в старости морщиниста, глаза карие, волосы темные, живот большой; равнодушно терпеливые, осторожны, нерешительные, трудолюбивы, хотя работают за деньги, хорошие семьянины; средние по способностям, нетворческие, мещане; любимые цвета коричневые, в искусстве мало внимания к форме.

Восточно–балтийская раса представлена людьми Северной России, ростом около 1,64 м с толстыми икрами, брахицефалами, с вогнутым носом, большой лицевой частью черепа и нижней челюстью, со светлыми кожей, волосами, глазами; эти люди часто склонны к спиритизму, грубы и добродушны, имеют развитое воображение, тягу к общению, трудолюбивые и любопытны.

Фальская раса представлена высокими долихоцефалами с низким лицом, широким носом, светлой кожей и серыми глазами; это скрытные обидчивые хитрые люди. Сейчас многие люди Европы метисы этих рас.

Из этой концепции Гюнтера фашизм сделал реакционную расовую политику. Сам Гюнтер не был членом фашистской партии, а руководители Третьего рейха не относились к нордической расе.

ЕВГЕНИКА — наука об улучшении человеческого рода. Евгеника предлагает использовать искусственный подбор родительских пар для предположительного улучшения здоровья, одаренности потомства (хотя часто природа отдыхает на детях гениев). В ряде стран введена принудительная и добровольная стерилизация для людей с генетическими дефектами. Фашистская расовая теория и ее практическое внедрение дискредитировало евгенику. Однако, многие наследственные задатки обеспечиваются не одним геном, а взаимодействием генов в клетке; распространение или удаление комбинаций генов процесс медленный и подчиняется закону Харди–Вайнберга. Важно учитывать генетические предрасположенности к наркомании (стрессогенность и дисбаланс опиатэргической системы) и алкоголизму (врожденное изменение активности алкогольдегидрогеназы и ксантиноксидазы), агрессивности и одаренности. Сейчас важную роль играет медико–генетические консультационные центры для вступающих в брак. Новым экологическим испытанием ХХI века может быть прогресс биотехнологии, клонирования, пересадки органов, генной инженерии. Евгеника может быть социально оправдана, но морально ущербна. На сегодняшний день евгеника заводит в моральный тупик, а естественный отбор в биологический тупик. Как всегда из двух зол приходиться выбирать меньшее, возможно, путем клонирования органов из клеток собственного организма и последующей пересадки органов сделает большой шаг медицина. Но это создает этические проблемы (кроме иммуно–биологической несовместимости из–за накопления повреждений). Генная инженерия достигла блестящих успехов, хотя мы не знаем, в какое окружение попадет введенный ген (взаимодействие генов) и как будут вести трансгенные организмы. Клонирование также создает моральные проблемы (убийство зародыша для пересадки органов) и биологические (поскольку ядро клетки берется у взрослого человека с уже изменным в результате мутаций геномом, то новый организм будет иммунно измененным, то есть фактически старым). Фактически евгеника предлагает государственный контроль и управление демографической политики.

Н.К.Кольцов (Россия, 30–ые годы ХIХ века) считал необходимым в расовой евгенике улавливание ценных по наследственным свойствам производителей, активных личностей, физически сильных, с выдающимися умственными и нравственными способностями выше средних; для них надо создать такие условия, чтобы они не только могли проявить свои способности, но и прокормить и воспитать многочисленную семью.

По Вольтману и Гюнтеру законы биологии для животных и человека одинаковы, тем не менее в сельском хозяйстве используют направленное скрещивание и отбор, а в обществе распространен панмиксис. Поэтому Гюнтер предлагает образование семейных пар по близости социального и культурного происхождения, с учетом возраста (оптимум женщина–мужчина: 17,5–22,5, 21–27, 24,5–31,5, 28–35, 37,5–49,5, 42–54, 45,5–58,5, 49–63 года), дополняющих черт характера (медлительность–быстрота, противоречивость–целостность, абстрактность–конкретность мышления, понимание–непонимание друг друга, своенравие и его отсутствие, постоянство–изменчивость, малая и большая активность, слабость и сила чувств, способность и нет в ограничении чувств). Для брака нужен ум, зрелость, оценка наследственности в семьях, свидетельство о здоровье. Высокоодаренные люди должны быть многодетны. Нарушают правильность вступления в брак излишняя влюбленность, романтизм, совместное обучение. Не рекомендуется вступать в брак родственникам до 6 колена включительно, венерическим больным, половым извращенцам, психически больным, феминисткам, эгоистам, женщинам без родительского инстинкта, пьяницам, исправителям мира, истерикам, бродягам, наследственно неполноценным, гиперчувствительным людям. Выбраковка детей в Спарте долго сохраняла здоровье ее народа (Спарта не оставила следа в истории культуры), Платон в своем “Государстве” рекомендовал правителям подбор пар, даже Кант касался проблем расологии; тем не менее межрасовые связи приводили к вырождению ведущей расы и гибели государств, считают Гобино и Гюнтер.

ЭТНОГРАФИЯ И ЭТНОЛОГИЯ исследуют соответственно с практической и теоретической стороны происхождение и этническую историю народов, формирование культуры. Этнология дает объяснительные модели для смежных наук.

Этнос рассматривается как биосоциальность группы людей, это тип коллективной идентичности, разновидности природной идентификации общности, объект и субъект этногенеза, тип социоцивилизационной эволюции человека; этносы — это культурно–духовная общность, группы людей с общими историей, территорией, традициями, бытом, языком, часто государственностью и религией, психотипом и менталитетом. При изучении чуждого этноса, проникновении в чужой для наблюдателя мир необходимо его понимание (герменевтика) путем эмпатии — психологической интерпретации при нахождении этнических констант. Возможно, такая ситуация представима в будущем при контакте человечества с внеземными цивилизациями.

Ментальность — национальный тип мироощущения, основывается на этнических подсознательных образах и символах, которые обуславливают стереотипы в поведении, психические реакции, оценки, выражая дух народа. Менталитет представляет собой загнанные в подсознательное комплексы этнической картины мира. Например, в рамках этнической картины мира можно говорить об этноботанике — народных представлениях о растениях, этнозоологии, этногеографии и других мировоззрениях. Кроме вариабельной этнической картины мира, можно выделить этнические константы, которые также перешли в подсознание в виде комплекса формальных характеристик, определяющих характер действий человека данного этноса. На их основе с участием ценностных доминант формируются представления человека о мире (этническая картина мира). Традиционное сознание, менталитет, система мировоззрения основаны на этнической картине мира и дают приоритеты, норму и модели поведения в разных конкретных ситуациях. Плавная эволюция этноса прерывается смутами — трансформацией (заменой парадигмы, катастрофой этнической картины мира). Перестройка этноса может идти консервативными или креативным путями в экстремальной ситуации распада этнической картины мира.

Этнические различия особо проявляются при ценностном подходе. Этнос состоит из нескольких внутриэтнических групп и имеет определенную историю (этногенез). Глобализация современной жизни способствует слиянию этносов с различными культурами и менталитетом, обратным процессом является локализация этносов. Взаимосвязь этносов: возникновение и самосохранение (особенно для самосознающих замкнутых локализующихся этносов китайцев, японцев, евреев), заимствование (древнегреческой культуры римлянами в античности, негры дали много метисов по крови и культуре), ассимиляция и исчезновение (например, этруски Аппенинского полуострова в период формирования Древнего Рима, половцы и печенеги в период формирования Древней Руси). Ассимиляция — подавление одного этноса другим, элементом ее является маргинализация (манкуртизм) — разрушение этнической основы национальности, прежде всего переходом на другие системы культурных ценностей. Этническая комплиментарность означает генетически обусловленную психо–физиологическую совместимость представителей разных этносов. Гибель этноса во многом связана с вырождением (в том числе и генетико–психическим) составляющих его людей. Уничтожение этнического разнообразия опасно, так как ослабляет этносферу (по Гумилеву или ноосферу по Вернадскому, то есть антропосферу).

Л.Н.Гумилев выделяет несколько типов личностей. Пассионарии – лидеры, вожди, у которых импульс новизны и лидерства в поведении превышает импульс самосохранения; пассионарность выявляется как избыток биохимической энергии живого вещества, сверхнапряжение, поведение, преодолевающее инстинкт личного и видового сохранения. Гармоничные люди имеют пассионарный импульс равный инстинкту самосохранения. Субпассионарии имеют инстинкт самосохранения выше, чем пассионарный инстинкт. Императив поведения включает принципы отношения коллектива к индивидуму, определяет поведение этноса в конкретной фазе этногенеза. Стереотип поведения передается научением. Суперэтнос – этническая система из нескольких этносов, образующая мозаичную целостность. Этнический гомеостаз представляет собой устойчивое состояние этнической системы, пассионарность незначительна, есть этноландшафтное равновесие и нет смены фаз этногенеза; реликт – это этническая система в гомеостазе. Фазы этногенеза по стереотипам поведения следующие. Пассионарный толчок – микромутации, вызывающие появление новых этнических систем. Инкубационный скрытый период – часть фазы подъема от пассионарного толчка до появления этноса как новой этносоциальной группы. Акматическая фаза следует после подъёма с увеличением пассионарного напряжения. Фаза надлома – появление точки снижения пассионарности после акматической фазы. Инерционная фаза – длительное снижение пассионарного напряжения после фазы надлома. Обскурация – снижение уровня пассионарного напряжения ниже гомеостаза, ведет либо к уничтожению этноса, либо превращения его в реликт. Мемориальная фаза следует после обскурации, отдельные люди сохраняют культурные традиции. По–видимому, с 19 века в нашем отечественном суперэтносе наступила фаза надлома, раннее религиозная и иная терпимость способствовали объединению Украины с Россией. Интеграция России и Украины с Западной Европой или США является отказом от отечественных традиций и приведет к ассимиляции в европейский суперэтнос. В 20 веке начался финал русской и украинской истории (последний пассионарный подъём – освоение целины и полет Ю.Ггагарина), поэтому можно рассчитывать еще на 300 лет золотой осени. Мусульманские арабские страны, Китай, Индия переживают период Возрождения, а в ряде случаев подъёма. Несинхронность фаз в разных этносах делает непонимание между разными народами.

Вырождение иногда связывается с инбридингом (близкородственным скрещиванием) или, наоборот с метисизацией (отдаленным скрещиванием) населения, носительством в организме человека негативных генов или 5—20 мутантных генов; до 5000 болезней являются генетически предопределенными. Некоторые патопсихологические и антисоциальные черты также могут генетически наследоваться (физические и психологические составляющие вырождения см. в таблицах Приложения). Духовное и нравственное вырождение связано с потерей национальной культурной ориентацией, разрушением (ассимиляцией и маргинализацией) этносов.

Г.Лебон 100 лет назад считал, что характер народа, но не его ум, определяет его развитие в истории.

Этот агрегат общих психологических особенностей составляет то, что обоснованно называют национальным характером. Их совокупность образует средний тип, дающий возможность определить народ. Тысяча французов, тысяча англичан, тысяча китайцев, взятых случайно, конечно, должны отличаться друг от друга; однако они обладают в силу наследственности их расы общими свойствами, на основании которых можно воссоздать идеальный тип француза, англичанина, китайца, аналогичный идеальному типу, какой представляет себе натуралист, когда он в общих чертах описывает собаку или лошадь. В приложении к различным разновидностям собаки или лошади подобное описание может заключать только признаки, общие всем, но ничуть не те, по которым можно различать их многочисленные породы.

И психическая организация имеет основные особенности, столь же неизменные, как анатомические признаки видов; но она вместе с тем обладает и легко изменяемыми второстепенными особенностями; эти-то последние и могут легко изменить среда, обстоятельства, воспитание и различные факторы.

Высшие расы отличаются от низших как характером, так и умом; но высшие народы между собой отличаются главным образом характером. Так как этот пункт имеет огромное общественное значение, то его следует изложить ясно. Характер образуется сочетанием в различной пропорции различных элементов, которые психологи обозначают ныне именем чувств.

Из тех, которые играют наиболее важную роль, следует главным образом отметить: настойчивость, энергию, способность владеть собой, – способности, проистекающие из воли. Мы упомянем также среди основных элементов характера нравственность, хотя она – синтез довольно сложных чувств. Это последнее слово мы берем в смысле наследственного уважения к правилам, на которых покоится существование общества. Иметь нравственность для народа – значит иметь известные твердые правила поведения и не отступать от них. Так как эти правила разнообразятся по времени и странам, то нравственность вследствие этого кажется вещью очень изменчивой, и она в действительности такова; но для данного народа, для данного момента нравственность должна быть совершенно неизменной. Дочь характера, но ничуть не ума, она может считаться прочно установленной только тогда, когда стала наследственной и, следовательно, бессознательной. Вообще можно сказать, что величие народов зависит главным образом от уровня их нравственности.

Умственные качества могут легко изменяться под влиянием воспитания; качества характера почти совершенно ускользают от его действия. Если воспитание действует на них, то это бывает только у натур безразличных, не имеющих почти никакой воли и, следовательно, легко склоняющихся в ту сторону, куда их толкают. Эти безразличные натуры встречаются у отдельных индивидов, но крайне редко – у целого народа, и если их можно встречать в нем, то только в моменты крайнего упадка.

Открытия ума передаются легко от одного народа к другому. Качества характера не могут передаваться. Это те неизменные основные элементы, которые позволяют различать психический склад высших народов. Открытия, обязанные уму, составляют общее достояние человечества; преимущества или недостатки характера составляют исключительное достояние каждого народа. Это – неизменный утес, в который волна должна бить изо дня в день в течение веков, чтобы обточить только его контуры; он соответствует специфическому признаку вида, плавнику рыбы, клюву птицы, зубу плотоядного. Характер народа, но не его ум, определяет его развитие в истории. Влияние характера можно всегда отыскать в видимых капризах совершенно бессильного случая и очень могущественной судьбы, которая, по различным вероучениям, руководит поступками людей.

Влияние характера – самый могущественный фактор в жизни народов, между тем как влияние ума в действительности очень слабо. Римляне времен упадка имели более утонченный ум, чем ум их грубых предков, но они потеряли прежние качества своего характера: настойчивость, энергию, непобедимое упорство, способность жертвовать собой для идеала, ненарушимое уважение к законам, которые создали величие их предков. На характере, но не на уме основываются общества, религии и империи. Характер дает народам возможность чувствовать и действовать. Они никогда не выигрывали много от того, что желали слишком много рассуждать и слишком много мыслить.

Чрезвычайная слабость работ профессиональных психологов и их ничтожный практический интерес зависят главным образом от того, что они посвящают себя исключительно изучению ума и оставляют почти совершенно в стороне изучение характера. Я знаю только одного Рибо, который на нескольких страницах, к несчастью слишком кратких, показал значение характера и признал, что он образует истинный фундамент душевного развития. Ум – лишь побочная форма психической эволюции. Основной тип ее есть характер. Ум, когда он слишком развит, скорее ведет к его разрушению.

Ничего нельзя понять в истории, если не имеешь постоянно в виду, что различные расы не могут ни чувствовать, ни мыслить, ни поступать одинаковым образом, ни, следовательно, понимать друг друга. Без сомнения, различные народы имеют в своих языках общие слова, которые они считают синонимами, но эти общие слова будят у тех, которые их слушают, совершенно несходные чувства, идеи, способы мышления. Нужно пожить с народами, психический склад которых чувствительно отличается от нашего, даже выбирая между ними только лиц, говорящих на нашем языке и получивших наше воспитание, чтобы понять глубину пропасти, существующей между психическим складом различных народов.

Можно и без далеких путешествий составить себе об этом некоторое представление, констатируя глубокое психическое различие, существующее между цивилизованным мужчиной и женщиной, даже в том случае, когда последняя очень образована. Они могут иметь общие интересы, общие чувства, но никогда – одинаковых ассоциаций идей. Они разговаривают между собой в течение веков, не понимая друг друга, потому что их духовные организмы построены по слишком различным типам, чтобы они могли воспринимать одинаковым образом внешние вещи. Уже одна разница в их логике была бы достаточна для того, чтобы создать между ними непроходимую пропасть.

Эта пропасть между психическим складом различных рас и объясняет нам, почему высшим народам никогда не удавалось заставить низшие принять их цивилизацию. Столь еще распространенное мнение, что образование может осуществить подобное дело, – одна из печальнейших иллюзий, какую когда-либо создали теоретики чистого разума. Без сомнения, образование позволяет, благодаря памяти, которой обладают самые низкие существа, и которая не составляет, впрочем, исключительной привилегии человека, дать индивиду, стоящему довольно низко на человеческой лестнице, совокупность познаний, какими обладает европеец. Можно легко сделать бакалавра или адвоката из негра или из японца; но этим ему дают чисто внешний лоск, без всякого воздействия на его психическую природу, из которой он не может извлекать никакой пользы. То, чего ему не может дать никакое образование (потому что их создает одна только наследственность) – это формы мышления, логика, и, главным образом, характер западных людей. Этот негр или этот японец могут получать сколько угодно дипломов, но никогда им не подняться до уровня обыкновенного европейца. За десять лет ему можно легко дать образование очень просвещенного англичанина. Но чтобы сделать из него настоящего англичанина, т.е. человека, действующего, как англичанин, в различных обстоятельствах жизни, в какие он будет поставлен, для этого едва достаточно было бы тысячи лет. Только на внешний взгляд народ круто переменяет свой язык, свой государственный строй, свои верования и свое искусство. Для того, чтобы произвести подобные перемены в действительности, нужно изменить его душу.

Но многие причины препятствуют тому, чтобы эта интеллектуальная дифференциация социальных слоев, становясь значительной, совершалась с той быстротой, какую можно было бы допустить теоретически. Во-первых, в действительности дифференциация простирается только на ум, мало или вовсе не задевая характера; а мы знаем, что характер, а не ум, играет главную роль в политической жизни народов. Во-вторых, массы стремятся в настоящее время своей организацией и дисциплиной стать всемогущими.

Кроме двух только что изложенных причин, чисто искусственных, потому что они вытекают из условий цивилизации, способных разнообразиться, есть еще значительно более важная (потому что она – непреоборимый закон природы), которая всегда будет мешать отборной части нации дифференцироваться слишком быстро в интеллектуальном отношении от низших слоев. Рядом с искусственными условиями цивилизации, которые все более и более стремятся дифференцировать людей одной и той же расы, существуют в действительности устойчивые законы наследственности, которые стремятся уничтожить или приводить к среднему индивидов, слишком явно стоящих выше ее. Уже древние наблюдения, приводимые всеми авторами трудов о наследственности, доказали, что потомки выдающихся по уму семейств рано или поздно, чаще всего рано, претерпевают вырождения, имеющие тенденцию их совершенно уничтожить. Большое интеллектуальное превосходство получается лишь под условием оставления за собой только вырождающихся. В действительности верхушка социальной пирамиды, о которой я говорил выше, может существовать только под условием постоянного заимствования своих продуктивных сил у элементов, помещающихся под нею. Если собрать на уединенном острове всех индивидов, составляющих этот цвет, то можно образовать путем их скрещиваний расу, пораженную всевозможными формами вырождения и, следовательно, осужденную на скорое исчезновение. Большие интеллектуальные превосходства можно сравнивать с ботаническими уродливостями, созданными искусством садовника. Предоставленные самим себе, они вымирают или возвращаются к среднему типу вида, который один и есть всемогущий, потому что он представляет длинный ряд предков.

На характере, но не на уме, основываются общества, религии и империи. Характер дает народам возможность чувствовать и действовать. Они никогда не выигрывали много от того, что желали слишком много рассуждать и слишком много мыслить. Таковы взгляды социального психолога Г.Лебона.

Племя — первая этническая общность в истории после эпохи первобытного стада в доклассовом обществе с единством членов по происхождению, культуре, языку, исторической судьбы и устойчивости. Обычно племя вырастало из рода (союз нескольких родственников), а позже включало несколько родов. В период существования племен в связи с разделением труда сменились матриархат (главенство женщины–вождя в связи с преимущественно женским трудом в племени), патриархат (главенство мужчины–вождя в связи с преимущественно мужским трудом и воинским ремеслом). Племя в период патриархата характеризовалось экзогамией, то есть похищением женщин из других племен, это указывает на табу близкородственных браков. Формы половых связей в племени эволюционировали от панмиксиса (промискуитет — беспорядочные связи, в том числе среди родственников), через экзогамию, полиандрию (при матриархате — многомужество), полигамию (многоженство) до семьи. Одновременно изменялись типы хозяйственности: а) промысел (собирательство, охота, рыболовство) в палеолите, б) возобновляемый (или воссоздающий в виде сначала скотоводства, а потом земледелия) в неолите. Использование каменных орудий труда сменялось бронзовыми, затем железными. Для земледелия и скотоводства использовались подсечные формы — вырубание и выжигание леса (зола являлась удобрением), а после истощения почвы переход на другой участок (ручным, мотыжным, плужным и поливным земледелием. Археологические данные переложное земледелие); затем переход к оседлому образу жизни связывается с представляют данные о поселениях, захоронениях, жилищах, пище, посуде, одежде, украшениях. Наскальная живопись отражала как социальную сторону жизни (охота), так и биологическую (женские фигуры). В племенах возникают верования в силы природы, затем богов (табу, шаманизм, анимизм, фетишизм, магия, религия), в обрядах часто были человеческие жертвоприношения. Многие остатки этих сторон жизни наблюдались в современных первобытных племенах Юго–Восточной Азии, Тасмании, Африки, Южной Америки, а также в государствах индейцев Америки.

Народность — этническая общность классовых обществ (рабовладение, феодализм), возникшая на основе слияния различных племен, ведущим при этом являются хозяйственно–культурные отношения. Нации сложились при капитализме на основе общности экономики, территории, языка, психического склада. Нация имеет государственность, это юридический субъект международного права, нация может состоять из различных этносов. Таким образом, нация состоит из этноса (общности субъектов по языку и психотипу), экоса (общности экономики и территории) и этоса (культуры). Национальность имеет расовый фундамент. Народ — это культурно–историческая общность людей на любом этапе этногенеза (широкий смысл), это население государства, массы людей, отстраненных от руководящих слоев общества (узкий смысл). Государство состоит из разноплеменных и национальных компонентов и решает не биологические, а социальные задачи правящего класса; однако, государство при всей роли личности в истории жертвует личностями (и этносами в процессе ассимиляции) ради целей общества, что отметили Гегель и Ортега. Национальный характер включает расовый, психологический, историко–культурный компоненты. Национальные вопросы в современном мире одни из самых острых и требуют разумного взвешенного подхода, отрицающего крайности шовинизма и космополитизма. Нации в полном смысле выявляются в период промышленной машинной революции, то есть при капитализме (19 век). Затем были энергетическая промышленная революция, сейчас – информационная.

История человечества прошла ряд стадий — первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, социалистическую общественно–экономических формаций, не все они представлены в истории конкретных народов. Обнаруживается неравномерность социально–экономического и культурного развития разных стран и народов, но каждый из них необходим для развития мировой культуры, социальности, экономики. Поэтому охрана окружающей среды, развитие медицины, борьба за мир являются необходимостью для всех людей.

30–40 тыс. лет назад люди проживали в условиях избытка животной пищи и недостатка растительной, возможно это способствовало исчезновению ряда видов животных за счет промыслов (собирательство, охота) в эпоху палеолита. Шагом вперед в развитии человечества был переход от промыслов к возобновляемому типу хозяйствования (10 тыс. лет назад сначала в виде скотоводства, а потом земледелия) в неолите. Использование каменных орудий труда сменялось бронзовыми, затем железными. Производящее хозяйствование в IХ тысячелетии до н.э. на Ближнем Востоке вызвало демографический взрыв, который привел к миграции больших масс населения. Для земледелия и скотоводства использовались подсечные формы (вырубание и выжигание леса, что понижало запасы воды в почве, но увеличивало содержание минеральных питательных веществ почвы для растений). Однако, расширение пастбищ и применение подсечно–огненного земледелия приводило к прогрессивному убыванию плодородия почвы, выпас скота усилил эрозию почвы, снижение влажности почвы и нижнего слоя воздуха способствовало изменению видового состава флоры и фауны. Поэтому затем развилось переложное земледелие (переход на новое место подсечного земледелия через 2—6 лет). Это могло быть при наличии больших лесных массивов. Подобные изменения могли приводить к засаливанию почв, и опустыниванию земель, что, по–видимому, было причиной исчезновения цивилизации майя и Древней Индии. Далее несколько тысячелетий развивалось сельское хозяйство на основе одомашненных животных и окультуренных растений.

Этапы развития производства: инструментальное, машинное, затем автоматизированное ЭВМ. Научно–техническую революцию обвиняют в экологических грехах человечества. В действительности дело в технико–экономическом использовании достижений науки без учета охраны природы для увеличения прибавочной стоимости (любое социальное образование и производственная организация ставят свои внутренние интересы выше внешних функций). Научно–техническая революция совершила переворот в производительных силах, сначала это замена ручного труда инструментами, позже машинами, затем замена природных веществ синтетическими, позже отстранение человека от производства, замена некоторых его регулирующих функций компьютерами, в будущем предполагается создание новых видов организмов (генная инженерия, клонирование) для пищевых и хозяйственных целей человечества; возможно параллельно может идти процесс бионизации — создание устройств по патентам живой природы. Таким образом, человек между собой и природой ставит промежуточные звенья, что отдаляет его от природы. Бионизация, биотехнологии сближают человека с природой и гуманизируют ее. Сложность биосферы (количество и разнообразие живых объектов и связей между ними) делают невозможным управление природой, непредсказуемым воздействия на нее техносферы (современный этап развития ноосферы), неэффективными биотехнические мероприятия по охране природы. Невозможно направить развитие биосферы, чтобы она эволюционировала в ноосферу. Техносферный этап развития ноосферы становится опасным для биосферы, возможно, ее изменения в ближайшие годы под влиянием техносферы станут необратимыми, а сейчас проявляются в ускорении видовых замен вместо вымерших видов. Наиболее оптимальным путем защиты природы является компенсация ущерба и коэволюционное (по Н.Н.Моисееву, 1988) взаимодействие и развитие биосферы и ноосферы.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА. Расселение, изоляция, отличие своих от чужих служили факторами образования около 6000 языков. Интердикции побуждающих и запрещающих глаголов, самоназвания рода, бинарность речи (по Марру) создали язык. Язык является важнейшей формой коммуникации людей, формировался язык социально и объективно, в том числе под влиянием соседних. Функции языка: коммуникативная, мыслеоформляющая, познавательная, художественная, этническая, эстетическая, этическая, культуроносная, магически–психологическая. Системная эволюция языка включают говор, диалект, язык, группу родственных языков, семью языков. Языки первобытнообщинного общества имели лингвистическую территориальную непрерывность, скрещивание, табу (запрет на некоторые слова). Языки людей расселявшихся из Африки в начале человеческой миграции были близки, об этом свидетельствует близкое звучание в большинстве современных языков слов “имя”, “жена”. Выделяются несколько языковых семей, основные из которых: ностратическая, семитско–хамитская, синокавказская (иберийская), китайско–тибетская, австралийская, а также конго–кордофанская и малайско–полинезийская. Ностратическая в свою очередь делится на индо–европейскую, уральскую (венгерский, финский языки), тюркскую (турецкий, узбекский, татарский, туркменский, казахский, киргизский, чувашский, алтайский языки) группы. Родина индо–европейских языков — Европа, на них говорит 45% населения Земли, распространение этих языков и их родственные связи отдаленно отражают родственные связи между народами и их миграции. Индо–европейские языки включают иранские, греческие, кельтские, германские (немецкий, английский и др. языки), романские (латинский, французский, испанский, итальянский и др. языки), бальтские, славянские, армянские, фригийские, тохарские, иллирийские, албанские подгруппы. Славянская подгруппа включает языки восточных, южных, западных славян и новгородский. Языки восточных славян включают украинский, русский, белорусский, которые возникли из старославянского. Письмо зародилось сначала как рисуночное (пиктография): затем в виде иероглифов, обозначающих слово, далее — слог (пробиблеское), потом букву (финикийское,. самая древняя финикийская надпись датируется 11 тысячелетием до н.э.). Последнее превратилось в греческое (дало латинское и славянское — кириллица) и арамейское (дало индийское, монгольское, еврейское, арабское и другие). Однако, большинство антропологов не связывают прямо антропогенез и образование народностей с историей языков.

УКРАИНА в 80–х годах ХХ века включала 72% украинцев, 22% русских 6% людей других национальностей (поляки, болгаре, чехи, греки, татары и гагаузы (потомки половцев), евреи и караимы, венгры, румыны, словаки, молдаване, немцы, грузины, армяне, другие кавказские народности). Украинцы представлены восточными, западными, центральными, южными этносами, причем необходимо выделить также следующие этносы: Закарпатские русины, в Карпатах — бойки, гуцулы, лемки, в Украинском Полесье — полищуки, литвины. Особо следует сказать об украинской диаспоре, представленной эмигрантами и их потомками в России, Канаде, США, странах Западной Европы, а также немногочисленных островках украинцев в других странах. На съездах генетиков Украины неоднократно подчеркивались потери генофонда нации (стратцид —уничтожение лучших) в результате набегов степных кочевников, войн, раскулачивания, гибели людей в лагерях, при голодоморе.

На территории Украины этапы этногенеза представляются Лозко так: 1) в неолите процветает матриархат и возобновляемое хозяйствование племен, самоназвание которых пелазги, 50—3 тыс. лет до н.э.; 2) в бронзовом веке (бронзовые орудия труда) господствует патриархат у племен мигрирующих ариев, родиной которых была территория Восточной Европы (между Волгой и Днепром), 2 тысячелетие до н.э.; 3) период антов с племенами киммерийцев, скифов (Бильское городище на Полтавщине описывают как предполагаемую столицу Скифского царства), сарматов, I тысячелетие до н.э.; 4) славянский суперэтнос, 1 тысячелетие новой эры; 5) Киевская Русь. Этническая память, выраженная в обрядах и мифологии, начинает свою традицию от Вед арийских племен. Религиозные верования сменялись следующим образом после шаманизма: 1) Большая богиня Мать, 2) Сварог (Бог–отец), 3) Дажбог (Бог–сын), 4) Перун — сын Дажбога (эти периоды совпадают с мифологическими золотым, серебряным, медным и железным веками), 5) православное христианство, 6) появление греко–католицизма, 7) сектанство в рамках иудаизма и христианства, восточные верования.

Ю.Липа (1938 г., по Лозко) выделил следующие этнические компоненты Украины: трипольскую, понтийскую, готскую, киевско–русскую прокультуры. Примеси этносов — татары, монголы, печенеги, хазары, поляки, литовцы, евреи. Липа описал расологию Украины: 0,5% нордическая раса, 44% —динарская, 27% — остийская (восточная или альпийская), 0,5% — понтийская (средиземноморская или западная), остальные метисы. В Древней Руси иерархическое устройство княжеской власти составлялось нордийцами и понтийцами (напомним норманскую теорию происхождения государственности от варяга Рюрика, в отечественной историографии эта теория многократно аргументировано критиковалась, начиная с М.В.Ломоносова). Предполагается, что украинцы — потомки представителей трипольской культуры (средиземноморцы, оседлые земледельцы — темный цвет волос, глаз и кожи, широкое лицо, круглая голова), чем объясняется большой процент динарской расы, особенно в правобережной Украине. В III тысячелетии до н.э. по территории Украины прошли нордийцы — сначала западно–арийские племена (киммерийцы, скифы, сарматы, анты), потом восточно–арийские иранцы (тюрки — гунны, авары, болгары, хазары), завоевавшие трипольцев и создавшие курганную или древнеямную культуру левобережья Днепра вплоть до Южного Урала. Тилак предположил, что предки иранцев и индийцев — скотоводы–арии жили на Крайнем Севере Европы. Распад арийской общности начался в начале I тысячелетия до н.э., а в 5 веке до н.э. началось формирование праславянского языка. Эта временная область лужицкой культуры (венеды) локализовалась между Вислой и Одером, отсюда началась славянская колонизация северных территорий. Г.Хить в 1983 г. на основании дерматоглифических исследований установил, что у немцев, русских и украинцев близкий европейский тип узоров кожи. Дальнейшее развитие славянства прошло разделением на восточные, западные и южные ветви; восточные славяне испытывали давление хазар, печенегов, половцев, татар.

Славянский мир по особенностям истории, отношениями с соседями, культурным традициям может быть разделен на контактные и консервативные типы. 1) Контактные. Чехи, лужицкие сербы, словенцы (центрально–европейская или альпийская раса) имеют национальный облик немецкой культуры (католицизм, традиции, в гораздо меньшей степени язык). Поляки и словаки Севера, кашубы и хорваты Юга имеют меньшее влияние окружающих этносов (католицизм и протестантизм, романская и германская культура). Боснийцы (мусульмане) многое восприняли от переднеазиатских компонентов культуры и рас. 2) Консервативные. Сербы, болгары, македонцы и черногорцы — юго–западные славяне (православные) сохранили самобытные культурные формы. Белорусы и украинцы (западные), великорусы (восточные представители беломоро–понтийской группы) являются восточными славянами и имеют большую общность в языках и религии, в исторических судьбах. Промежуточные между контактными и консервативными — лемки, закарпатцы, гуцулы, бойки, галичане и чернорусы более связаны с культурой народов, обитающих западнее Карпат. Наибольшие влияние на них оказала принадлежность Польше и Австро–Венгрии (галицко–русская культура после 1596 г. — Брестская церковная уния) преимущественно у верхушки общества обратилась в европейские культурные традиции романского типа вследствии господства католицизма. Социально–экономические, культурно–политические и религиозные особенности отдельных славянский наций определили их отношения между собой (хорвато–сербские и польско–украинские войны).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 4. Переход этологии в психологию | Лекция 6. Философская антропология
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.