Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные задачи РСЧС

  1. подготовка населения к действиям при ЧС;
  2. прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
  3. создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
  4. ликвидация ЧС;
  5. осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территории у ЧС;
  6. обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
  7. сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территории от ЧС;
  8. осуществление мероприятий по соц. защите населения, пострадавшего от ЧС, и проведение гуманитарных акций;
  9. осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций, а так же подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС;
  10. разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территории от ЧС;
  11. реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
  12. международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

Эти задачи решаются в трех режимах:

    • режиме повседневной деятельности;
    • режиме повышенной готовности;
    • режиме чрезвычайной ситуации.

В основе построения и функционирования РСЧС лежат следующие принципы:

· защите от ЧС подлежит все население РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, а так же территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности РФ;

· организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а так же предприятий, учреждений и организаций не зависимо от их орагнизационо-правовых форм и форм собственности;

· реализация мероприятий по защите населения и территории от ЧС осуществляется с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

· заблаговременное и дифференцированное планирование мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и их непрерывное осуществление как в мирное, так и в военное время с учетом разумной достаточности их объемов реализации;

· согласованность и комплексность подхода к проведению мероприятий по защите населения и территории от ЧС и по гражданской обороне (ГО);

· соответствие организационной структуры РСЧС государственному устройству РФ и решаемым задачам.



РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 4 уровня управления: федеральный, территориальный, местный, объектовый.

Территориальные подсистемы РСЧС созданы в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (республиканские, краевые, областные, городские, районные и др.).

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем определяется положением об этих подсистемах, утверждаемыми руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ.

Задачи, которые возлагаются на РСЧС выполняются с учетом особенностей своих территорий.

Функциональные подсистемы РСЧС(службы) создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях РФ (независимо от форм собственности), имеющих в своем составе органы управления, силы и средства для решения специальных задач по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

Для выполнения задач, возложенных на РСЧС создаются федеральные службы предупреждения и ликвидации ЧС на безе федеральных органов исключительной власти:

· служба медицины катастроф (создает Минздрав России);

· служба охраны общественного порядка (МВД России);

· противопожарная служба (МВД России);

· служба защиты сельскохозяйственных животных и растений (Минсельскохозпрод России);

· государственная спасательная служба (МЧС России);

· служба надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой (Минздрав России);

· служба мониторинга окружающей среды (Росгидромет);

· служба экологической безопасности (Госкомэкология России);

· противопаводковая служба (Минприроды России);

· служба резерва материальных ресурсов (Госкомрезерв России);

· транспортная служба (Минтранс России);

· служба защиты лесов от пожаров, болезней и вредителей лесной растительности (Рослесхоз);

· служба мониторинга чрезвычайных ситуаций (МЧС России).

Аналогичные или подобные службы могут создаваться на территориальном, местном и объективном уровнях.

Силы и средства различных министерств и ведомств, предназначенные для решения аналогичных задач, могут объединяться в единую службу. Примером такого объединения является Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК).

Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется Правительством РФ.

Демонстрируется Таблица 1.2.

Непосредственное руководство функционированием РСЧС возлагается на Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайными ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). (Демонстрируются схемы:

1.2.структурная организация РСЧС;

1.3.перечень региональных центров по делам ГО и ЧС).

Все уровни управления РСЧС имеют:

· постоянно действующие органы повседневного управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий

от ЧС (органы управления по делам ГОЧС);

· органы обеспечения оперативного управления (пункты управления);

· силы и средства для ликвидации ЧС;

· резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Постоянно действующими органами повседневного управления РСЧС являются:

· на федеральном уровне – МЧС России;

· на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ, -органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов РФ;

· на местном уровне,(в организациях) – отделы, секторы (или специально назначенные лица) по делам ГОЧС.

Руководители постоянно действующих органов повседневного управления РСЧС по должности являются заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.

В целях обеспечения непрерывного оперативного управления РСЧС, сбора, обработки и передачи оперативной информации имеются дежурно-диспетчерские службы, включающие:

· оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГОЧС субъектов РФ, городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по ГО (центры управления в кризисных ситуациях, оперативно-дежурные смены, оперативные дежурные);

· дежурно-диспечерские службы и специалированные подразделения федеральных органов исполнительной власти, организаций.

Органы обеспечения непрерывного оперативного управления размещаются на пунктах повседневного управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций включают:

  • военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
  • формирования и учреждения ВСмК;
  • формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России;
  • военизированные службы по активному воздействию на гидрометеологические процессы федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • формирования ГО РФ территориального, местного и объектных уровней;
  • специально подготовленные силы и средства войск ГО РФ, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС;
  • аварийно-технические центры Министерства РФ по атомной энергетики;
  • службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации федеральной авиационной службы России;
  • восстановительные пожарные поезда МПС России;
  • аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота России, федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.

Особое место в ликвидации последствий ЧС занимают силы и средства постоянной готовности МЧС России, которые включают: Центр управления в кризисных ситуациях (Москва); Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд (Жуковский), поисково-спасательные службы (ПСС), перечень которых утверждается соответствующими федеральными органами исполнительной власти;

Центр специального назначения (Москва); авиация МЧС России; сводные мобильные отряды соединений и войсковых частей войск ГО РФ.

Войска гражданской обороны при угрозе и возникновения ЧС решают следующие задачи:

  • введение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах катастрофического затопления, а так же на маршрутах выдвижения к ним;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас) является основным подразделением экстренного реагирования на ЧС; предназначен для оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ как в России, так и зарубежном, оказание пораженным медицинской помощи, их эвакуации из района ЧС и доставки гуманитарных грузов.

Поисково-спасательная службы (ПСС) - объединяют несколько десятков региональных ПСС и поисково-спасательных отрядов общей численностью около 2 тысяч человек. При возникновении крупномасштабных ЧС к ним могут присоединится около 2-х тысяч спасателей- общественников.

Центр специального назначения создан и предназначен для работы в особых условиях, когда ЧС отличается особой спецификой, а их ликвидация связана с работой в труднодоступной местности, в условиях сопряженных с повышенным риском для жизни спасателя, необходимостью выполнения пиротехнических работ и т.п. Бывает и так, что к этому риску добавляется опасность, связанная с криминальными элементами, устремляющимися к месту ЧС с целью нажиться на чужом горе.

Авиация МЧС России является одной из важных составляющих сил РСЧС, решающим образом влияющих на лабильность и эффективность действия ее структур при возникновении ЧС.

Томская областная система по предупреждению и действиям в ЧС (ТСЧС)включает в себя:

Начальник ТСЧС- глава областной администрации.

В составе областной администрации имеются:

· управления по делам ГО и ЧС;

· областная постоянная чрезвычайная комиссии (ПЧК);

· областной штаб по делам ГО и ЧС;

· система связи и оповещения;

· силы и средства наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК);

· финансовые, продовольственные, медицинские, материально-технические ресурсы.

Для выполнения задач, возложенных на ТСЧС, а области созданы и функционируют следующие службы:

· служба медицины катастроф

· служба экологической безопасности

· авиационная охрана лесов

· служба санэпиднадзора

· служба экстренной ветеринарной помощи и защиты растений

· служба противопожарных и аварийно-спасательных работ.

3.Основные мероприятия РСЧС по предупреждению и ликвидации последствий ЧС –15 мин.

Предупреждение ЧС обеспечивается заблаговременным проведением органами управления, силами и средствами федеральных органов исполнительной власти органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями, в полномочия которых входят решения вопросов по защите населения и территорий от ЧС, комплекс организационных инженерно-технических мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а так же на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Данный комплекс включает:

· организация мониторинга, наблюдения лабораторного контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов;

· прогнозирование ЧС;

· оценка риска возникновения ЧС;

· организация государственной экспертизы в области защиты населения и территории от ЧС;

· организация государственного надзора и контроля в области защиты населения и территории от ЧС;

· участие в лицензировании видов деятельности в области промышленной безопасности и декларировании безопасности промышленных объектов;

· планирование и осуществление комплекса превентивных мероприятий, направленных на ликвидацию ЧС;

· создание и совершенствование нормативной правовой базы в области защиты населения и территории от ЧС;

· экономическое регулирование деятельности по снижению риска возникновения ЧС;

· создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для предупреждение и ликвидации ЧС.

При возникновении ЧС в зависимости от их характера и масштабов защита населения может осуществляться по следующим основным направлениям (в комплексе или отдельно):

· локализация ЧС в целях снижения воздействия поражающих факторов ее источника;

· ограничение (запрет) доступа в зону ЧС;

· рассредоточение и (или) эвакуация из зоны ЧС;

· укрытие в защитных сооружениях;

· обеспечение средствами индивидуальной Защиты;

· медицинское (в том числе медицинские мероприятия по защите) и другие виды первоочередного жизнеобеспе6чения,

На все министерства и ведомства, привлекаемые к работам в системе РСЧС, возлагаются определенные задачи. Определенные задачи возложены и на Минздрав России в решении вопросов организации медико-санитарного обеспечения населения в ЧС.

Задачи МЗ России: стр.9

- обеспечение функционирования и развития службы медицины катастроф МЗ России, службы надзора за санитарно эпидемиологической обстановкой и поддержание их в состоянии готовности;

- организация разработки научно-методических основ подготовки ВСМК и ее работы при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, организация взаимодействия входящих в нее сил и средств, а также подготовка, усовершенствование и аттестация специалистов ВСМК;

- создание и организация работы федеральной и региональных межведомственных координационных комиссий ВСМК;

- разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания медицинской помощи и лечения пораженных (больных) с учетом характера ЧС;

- организация и координация работ по оказанию медицинской помощи пораженным (больным) в зонах ЧС;

- координация работ по эвакуации пораженных (больных) из зон ЧС;

- обеспечение экстренных поставок лекарственных средств для ликвидации ЧС;

- сбор, обобщение, анализ и представление органам государственной власти и органам управления РСЧС данных о пораженных (больных) в зонах ЧС;

- участие в организации и осуществление оперативного контроля измерений радиоактивного и химического загрязнения в зонах ЧС;

- наблюдение, оценка и прогнозирование санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Российской Федерации;

- предупреждение, выявление и пересечение нарушения требований санитарно-эпидемиологической безопасности и охраны здоровья населения;

- участие в организации и выполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в зонах ЧС силами ведомственных формирований постоянной готовности;

- создание резервов медицинского имущества, лекарственных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических средств, рациональное их размещение и поддержание в готовности;

- разработка методических основ обучения и подготовки населения к оказанию первой медицинской помощи в ЧС.

Таким образом, в общей системе РСЧС на Минздрав России возложены головные функции в решении вопросов организации медико-санитарного обеспечения населения в ЧС.

Заключение –2 мин.

На данной лекции Вы познакомились с характеристикой ЧС и с Российской системой по предупреждению и действиям в ЧС.

Безопасность жизнедеятельности отдельного человека и страны в целом в одинаковой степени зависит как от целесообразной хозяйственно-экономической деятельности людей в сфере материального производства, так и от их деятельности в правоохранительной и оборонной областях, от наличия политического и идейного экстремизма отдельных лидеров и групп, а так же от природных проявлений, технологических катастроф, глобальных процессов.

Таблица 1.3.

Перечень региональных центров по делам ГО ЧС и ликвидации последствий ЧС

 

Наименование регионального центра Место дислокации
Центральный г. Москва
Северо-западный г. Санкт -Петербург
Северокавказский г. Ростов – на - Дону
Приволжский г. Самара
Уральский г. Екатеринбург
Западносибирский г. Новосибирск
Восточно-Сибирский г. Красноярск
Забайкальский г. Чита
Дальневосточный г. Хабаровск

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Основные задачи РСЧС

Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1898; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 23.20.147.6
Генерация страницы за: 0.103 сек.