Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет, объект и методы психологии




ВВЕДЕНИЕ

IV. Учебно-материальное обеспечение

- мультимедийный проектор, компьютерная техника;

- слайды.

V. Вопросы для самостоятельного изучения:

1. История психологии

2. Основные направления западной и отечественной психологии

VI. Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение психологии как науки.

2. В чем состоит разница между научной и житейской психологией?

3. Что является предметом и объектом психологии?

4. Дайте классификацию психических явлений.

5. Дайте определение понятию «психика».

Психология (по древнегреч. psyche — «душа», logos — «понятие», «учение») это наука о психике и психических явлениях. Человек — существо социальное, почти все его психи­ческие явления социально обусловлены, поэтому психоло­гию принято относить к гуманитарным дисциплинам.

Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. На протяжении всей жизни человек познает себя и свои возможности, а уровень познания опре­деляет то, насколько он может понять других людей и успешно построить с ними взаимоотношения. Таким образом, каждый чело­век — своего рода психолог, однако житейские психологические знания очень приблизительны и во многом отличаются от научных знаний.

Различия между житейской и научной психологией:

1) житейские психологические знания конкретны, привязаны к кон­кретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобще­нию, для чего используются соответствующие понятия.

2) житейские психологические знания носят интуитивный характер. Способ их получения — случайный опыт и его субъектив­ный анализ на бессознательном уровне. Научное познание основано на эксперименте, а полученные знания вполне рациональны и осознава­емы.

3) существуют различия в способах передачи знаний. Знания житейской психологии передаются с большим трудом, а часто эта переда­ча просто невозможна. В то же время в науке знания аккумулируются и передаются намного легче.

4) научная психология располагает обширным, разнообразным и уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.

В этом учебном курсе мы будем говорить о психологии человека. Исследованием психики животных занимается специальная отрасль психологии — зоопсихология.


УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 1. Приложение 1

Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающе­еся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики:

1) психика — это свойство только высокоорганизованной живой материи, которая обладает специфическими органами, обусловливающими воз­можность существования психики.

2) главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир, т.е. по­лучать информацию об окружающем мире.

3) получаемая информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формиро­вания его поведения, что определяет возможность длитель­ного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реаги­ровать на изменение внешней среды.

Предметом изученияпсихологии являются закономерности и механизмы психикии психические явле­ния как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.

Объектом психологии является исследова­ние психических явлений (таб. 1). Психические явления разделяются на три основных класса:

· психическиепроцессы;

· психические состояния;

· психические свойства.

Психические процессы – это первичные регуляторы поведе­ния человека, обладающие динамическими характеристиками, определяющими длительность и устойчивость психического процесса, пластичность, изменчивость и непрерывность психической деятельности. На основе психических процессов формируются психические состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. Психические процессы делятся на три группы: познаватель­ные, эмоциональные и волевые.

Таблица 1. Структура психических явлений

Психические процессы Психические состояния Психические свойства
Познавательные: Ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание.   Подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние, утомление, скука, апатия и др.   Направленность, темперамент, способности, характер и др.
Эмоциональные: Аффекты, эмоции, чувства (возбуждение, радость, негодование, злость), эмоциональный стресс и др.
Волевые: Принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением и др.

К познавательным психическим процессам относятся процессы, связанные с восприятием и переработкой информации: ощуще­ние, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внима­ние. Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, которое присутствует во всех процессах и позволяет сконцентрироваться, сосредоточиться на чем-либо.

Эмоциональные психические процессы: чувства и эмоции отражают переживание человеком своего отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, определяют то, насколько они важны именно для него, т.е. устанавливают личностную значимость того или иного события. Если определенное событие или явление вызывает у человека положительные эмоции, то это благоприятно сказывается на его дея­тельности или состоянии, отрицательные эмоции затрудняют дея­тельность и ухудшают состояние человека. Но бывают и исключения. Например, событие, вызвавшее отрицательные эмоции, повышает активность че­ловека, стимулирует его к преодолению возникших преград и препятствий.

Для формирования поведения челове­ка существенны не только эмоциональные, но и волевые психические процессы, ко­торые проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др. Воля обеспечивает сознательную регуляцию поведения, возможность действовать по сознательно поставленной цели, принятому намерению.

Неосознаваемые процессы - процессы, которые осуществляются вне контроля со стороны сознания. Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и являются первичными факторами формирования психических состояний человека.

Психические состояния характеризуют состояние психики в целом и характеризуются длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. Они влияют на течение и результат психических процессов, могут способ­ствовать или тормозить деятельность. Психические состояния могут быть очень сложными явлениями, но характерной для них об­щей особенностью является динамичность. Психические состояния, обусловленные доминирующими характеристиками личности, в т.ч. и патохарактерологическими особенностями, могут быть очень устойчивыми психическими явлениями, характеризующими лич­ность человека.

Психиче­ские свойства - это наиболее существенные и устойчивые особенно­сти личности, обеспечивающие количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят: направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и наиболее характерные психические состояния определяют непо­вторимость человека, его индивидуальность.

Единство всех сторон психической жизни человека служит основанием для его активности. Активность — общее свойство живых организмов, основное условие их существования. Активность позволяет поддерживать жизненно важные связи со средой, служит основой развития и саморазвития.

Активность обеспечивает поведение человека — его взаимодействие с окружающей средой, обусловливаемое внешними и внутренними (потребности, мотивы) условиями. Важнейшей формой человеческой активности является деятельность.

Деятельность — сознательно регулируемая активность, направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Основные виды деятельности человека — игра, учение, труд, творчество. Именно в деятельности формируются основные свойства личности, развиваются ее способности.

Вывод по первому вопросу:

Таким образом, психология — это наука о психике и психических явлениях.

Психические явления разделяются на три основных класса: психическиепроцессы; психические состояния; психические свойства.


УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 2 Приложение 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 918; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.