Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цивилизационные установки СЛ.48




Цивилизационная модель СЛ.47

· реализуется эгалитарная цивилизационная парадигма,

· преобладают групповые интересы над индивидуальными,

· предполагает сохранение статичности общества, которое к тому же обладает низкими способностями к модернизации.

 

Мусульманская цивилизация в условиях глобализации успешно конкурирует с другими локальными цивилизациями и расширяет сферу своего влияния благодаря следующим преимуществам:

· цельность и строгость общественно-идеологической системы сформировали солидарное и сплоченное общество, включающее представителей различных государств, что позволяет в случае институциональных реформ создать экономически жизнеспособный интеграционный союз;

· базовый принцип ислама – помощь единоверцев способствует упрочению в мусульманском обществе горизонтальных социальных связей и формирует способность к самоорганизации в религиозных и военно-политических целях. Эта способность могла бы найти отражение и в хозяйственных процессах;

· мировоззренческие ценности, сформированные исламской цивилизацией, такие как утверждение принципа «единства мира и людей в мире, утверждение высокого статуса городской жизни, коммерции, дальних странствий, ценности межэтнических и межкультурных связей, институционализация социальной поддержки низов», сыграли большое значение в развитии мировой цивилизации;

· постулированное исламом "равенство возможностей" всех правоверных создает условия для развития административных и предпринимательских способностей, обеспечивает достаточно широкие возможности самореализации человека в разнообразных формах внешней деятельности, допускает широкую вариативность форм социального продвижения;

· исламская мораль относит торговлю к престижному и почитаемому занятию, роду искусства, поэтому сформированы все предпосылки для развития международной торговой деятельности мусульманских стран.

Уровень экономического развития мусульманских государств существенно ниже, чем во многих странах мира.

Множество проблем, возникающих в хозяйственной деятельности, связаны с цивилизационной идеологией. СЛ.49

Среди них:

· низкие способности к эволюции, модернизации, самообнов-лению, самокоррекции в связи доминированием архаичных постулатов и принципов, монополией религиозных вождей, существующим механизмом оценки всех процессов с точки зрения шариата, признанием религиозных канонов «регуля-тивами превыше всякой динамики времен», отсутствием разделения светской и духовной власти в исламе;

· отсутствие института, подобного церкви с ее иерархическим построением и непререкаемым авторитетом, структурная децентрализация ограничивает условия религиозного развития, не позволяет реформировать систему взглядов относительно взаимоотношений мусульманский-немусульманский мир, при-водит к «рассогласованности исламского мира», поддерживает ожесточение против всех;

· противоречивость и многозначие некоторых устоев и принципов ислама создают предпосылки для различного истолкования положений Корана (призыв к защите ислама часто интерпретируется как призыв к истреблению неверных);

· устарелость и агрессивность установки на конфронтационное отношение к внеисламским человеческим сообществам со стороны современных духовных лидеров, реализация концепции противостояния тысячелетней давности Дар аль-ислам и Дар аль-харб, что нацеливает значительную часть общества на борьбу с иноверцами с целью утверждения во всем мире исключительной и единственно верной религии, признание возможными экстремистских форм борьбы за веру;

· неспособность и нежелание богословов-правоведов, проповедников, определяющих интеллектуальный и духовный кли-мат в обществе, реформировать систему взглядов с целью снижения напряженности во взаимоотношениях между исламским сообществом и "другими мирами".

Приверженность духовных лидеров концепции противостояния Дар аль-ислам и Дар аль-харб, то есть вечной конфронтации, что поддерживает идею джихада в его воинственной интерпретации и оправдывает террор;

· неспособность (противодействие) значительной части общества осваивать современные технологии и методы хозяйствования, так как они противоречат сложившимся представ-лениям и воспринимаются как подрыв норм, освященных ис-ламом.

 

Иммиграция мусульман в Западную Европу приобрела значительные масштабы. Во Франции их насчитывается более 5 млн., в Германии - более 3,2, Великобритании - свыше 2, Италии - 1 млн., Голландии – более 800 тыс. и т.д. Известнейший французский исследователь современного ислама Оливье Руа пишет о развитии двух видов ислама в Европе - "европейского" и "универсального". «Первый практикуется в основном иммигрантами, сохраняющими связи с родиной, в то время как ко второму относятся главным образом родившиеся в Европе мусульмане, для которых "страна их происхождения" перестала быть "референтной точкой", почвой, на которой произрастают активисты и клирики». Транснациональный ислам оторвался от страны его происхождения. Идеологическая радикализация обычно является результатом отчуждения молодежи в депрессивных или социально маргинальных городских районах. Снявшиеся с якоря традиционного ислама безработные мужчины второго и третьего поколения иммигрантов образуют благоприятную почву для пополнения рядов приверженцев радикального ислама..., ориентированного на сверхнациональное сообщество, мусульманскую умму… Мусульманская молодежь в Европе в своем большинстве получила западное образование, часто техническое или научное. Мало кто из них является выходцем из традиционных медресе, большинство живет в полностью вестернизированном стиле, включая алкоголь и "герлфрендс", а затем они становятся "новообращенными мусульманами" в европейских мечетях или тюрьмах»… На смену "диаспорной модели" утверждения исламской идентичности приходит "универсалистская модель"; примером может служить базирующаяся в Лондоне фундаменталистская Хизб аттахрир (Партия освобождения), возникшая в 1953 г. как палестинская исламистская организация, но сейчас превратившаяся в настоящее интернациональное движение. Ее лозунг – немедленное возрождение халифата с конечной целью обращения всего мира в мусульманскую веру создание объединенного исламского мира, в который будут входить Исламская республика Соединенного Королевства.

Помимо Западной Европы, очагом интенсивного развития радикального ислама становится Юго-Восточная Азия, в первую очередь Индонезия.

Неофундаменталисты мыслят гораздо шире, они признают науку и технические достижения Запада, стремясь поставить их на службу обновленному исламу.

По материалам [23]

Мощное духовное и интеллектуальное наследие предшествующих эпох (народов Восточного Средиземноморья, Ирана, Кавказа, Индии), количественная мощь (80-е годы ХХ в. - 18% населения планеты, в 2000 г. -20, 30-е годы 21 в., по оценке, составят 30%), интенсивность и разветвленности его взаимо-действия с другими локальными цивилизациями создают условия для развития исламской цивилизации на принципах толерантности и терпимости, для прогресса в качестве жизни и качестве государственных и общественных институтов, рез-кого повышения уровня человеческого развития.

Особо важное значение имеет приобщение к западным ценностям, приспособление их к традициям ислама, а также «обновление исламской философии и создания новой школы фикха, то есть мусульманской юриспруденции и комплекса социальных норм. Это, возможно, позволит исламской цивилизации найти свое место в глобализирующемся мире» [23].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 181; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.