Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цивилизационные установки СЛ.76




Цивилизационная модель СЛ.75

· пограничная цивилизация (многоядерная, метисная, многообразная);

· гетерогенна (исходное и устойчивое сосуществование в ее рамках субцивилизаций: индейско-метисной, африкано-мулатской и иберийско-европейской);

· предполагает эволюционность развития.

Латинская Америка – один из наиболее динамично развивающихся регионов мира. Среди преимуществ цивилизации:

· открытость,

· способность к «сосуществованию в многообразии»,

· способность реализовать «преимущества отсталости»,

· нарастающее качественное усиление культурно-духовных и политических связей между обществами Латинской Америки и внутри этих обществ,

· рост регионального самосознания и самопознания.

Сдерживающими факторами развития выступают такие цивилизационные характеристики: СЛ.77

· неоднозначность цивилизационной идеологии, которая одновременно направлена: на сохранение и преодоление традиционных характеристик отсталости и зависимости полупериферийных обществ; на реализацию различных подходов экономической и социальной модернизации этих обществ;

· присущее мироощущение фатальной зависимости от внешнего мира, собственной "объектности";

· молодость цивилизации, фрагментарность, нахождение на этапе становления, неравномерность интеграции региона в мировое хозяйство создает условия для нарастания центробежных тенденций, что снижает целостность цивилизационной общности;

· слабость традиций, размытость цивилизационного ядра в сочетании со слабостью институтов, в том числе государств, гражданского общества, нарастание авторитаризма и социальной поляризации снижают возможности устойчивого экономического развития в условиях разрушительных тенденций глобализации.

 

Цивилизация Юго-Восточной Азии (ЮВА) [28, 29] СЛ.78

СЛ. 79-81 картинки

¤ История экономического развития

¤ Возрастные характеристики

¤ Этнические характеристики

¤ Структурообразующие элементы цивилизации

¤ САМОСТОЯТЕЛЬНО СЛ.82

 

К Юго-Восточной Азии относят страны полуострова Индокитай и остров Малайского архипелага. Приморское положение большинства стран обеспечивает выход к морям Тихого, Индийского и Атлантического океанов, где проходят важнейшие мировые торговые пути.

ЮВА, по мнению ряда исследователей, это место встречи гигантских индийской, китайской, исламской и западной цивилизаций, "цивилизационное образование", которое "не дотягивает" до подлинной цивилизации. Цивилизации - "пришельцы" вынуждены развиваться в определенных «базовых» условиях протоцивилизации, которые ограждают общество от полного и окончательного подчинения «захватчикам», но и не в состоянии отразить или преобразовать их цивилизационное давление. Подобная цивилизационноя мозаичность формирует неустранимую специфику Юго-Восточной Азии [29].

Цивилизационная идентичность только строится, единство политики и экономики стран региона создают предпосылки для формирования культурной целостности (хотя материальная культура, находящая воплощение в архитектуре, транспортных средствах, у стран ЮВА едина (свайные постройки, лодки как важнейшее средство коммуникаций)).

Уровни развития стран ЮВА существенно разнятся: Сингапур- "электронное государство", Камбоджа, которую в регионе называют государством-попрошайкой, неблагополучные Лаос и Бирма. Причем наблюдается следующая закономерность: чем богаче страна, тем больше доля экспорта в экономике; более того, эта доля имеет тенденцию к увеличению, несмотря на все предпринимаемые попытки укрепления внутреннего спроса.

В самой богатой стране региона, Сингапуре, экспорт в 2006 году составил 168% ВВП. В 1993-2006 годах доля экспорта в объеме производства в богатейших странах региона увеличилась в два раза – с 5% до 12%. Правительство Таиланда, установив цель прироста экспорта в 2007 году на уровне 20%, фактически признало, что экспорт является важнейшим фактором развития национальной экономики. Несмотря на замедление роста глобальной экономики, такая задача не является невыполнимой, поскольку таиландский экспорт очень разнообразен. Таиланд продает как промышленные (автомобили), так и сельскохозяйственные товары (рис) как богатым (Америка, Япония), так и бедным странам (другим членам АСЕАН). Это относится и к другим странам региона: Малайзия экспортирует и пальмовое масло, и электронику, Филиппины – и фрукты, и компьютерные комплектующие, и так далее.

Расширение мирохозяйственных связей, увеличение объемов общественного производства и перестройка отраслевой структуры, наблюдавшиеся в большинстве стран Юго-Восточной Азии на протяжении последних десятилетий ХХв., сопровождались усилением роли внешней торговли в национальных хозяйствах, возрастанием значимости региона в развитии мировой эко-номиики в целом. В табл. представлена информация о развитии региона в ХХI веке. СЛ.83

Таблица

Показатели развития стран ЮВА

Показатель 2000 г. 2005 г. 2006 г.
Население, млрд. чел 3,2 3,4 3,42
Темп роста населения, % 2,7 1,1 0,6
Уровень безработицы, %      
Коэффициент фертильности 3,3 3,1  
Уровень грамотности, % населения   74,6  
ВНД, трлн. долл. 1,1 2,05 2,3
ВНД на душу населения, долл. 343,8   672,5
ВВП, трлн. долл. 1,15   2,31
Темп роста ВВП, % 7,6   9,4
Инфляция, ВВП дефлятор, % 3,4 4,6 4,8
Экспорт товаров и услуг, % к ВВП 36,1 45,7 43,8
Экспорт высотехнологической продукции, % к общему экспорту 31,3 33,6 35,2
Импорт товаров и услуг, % к ВВП 31,8 40,7 39,9
Рыночная капитализация, % к ВВП 47,2 41,2 85,8
Военные расходы, % к ВВП 1,7 1,8 2,3
Прямые иностранные инвестиции, млрд. долл. 45,1 96,9
Долгосрочная задолженность, млрд. долл. 418,7 400,2
Финансирование науки и разработок, млрд. долл. 8,6 9,5 9,3

 

За последние годы в странах Юго-Восточной Азии заметно вырос абсолютный объем внешней торговли. Так, среднегодовые темпы роста экспорта во всех странах региона, вместе взятых, составили за период с 1960 по 2001 гг. 11,3%, что превышало соответствующий показатель роста ВВП, рассчитанный в анналогичных ценах, на 3,1 процентных пункта. В свою очередь, среднегодовые темпы роста импорта достигли за тот же период 11,0% и таким образом превзошли указанный индикатор для ВВП на 2,8 процентных пункта.

В целом абсолютный объем экспорта из стран региона в стоимостном выражении увеличился за 1960 – 2003 гг. в 95,9 раза, а импорта – в 83,2 раза, что превышало аналогичные показатели всех стран мира, вместе взятых, равные соответственно 62,8 и 60,8 раза.

Следствием высоких темпов развития внешнеторговых связей и значительного увеличения их абсолютных масштабов в большинстве рассматриваемых стран стало возрастание вклада экспортно-импортных операций этих стран в их национальную экономику. Так, если в 1960 г. доля экспортной торговли стран ЮВА в их ВВП составляла 17,4%, то к 2003 г. она увеличилась до 61,6%, что свидетельствует об усилении зависимости хозяйства этих стран от состояния их внешнеторговых связей.

Вместе с тем в последние десятилетия ХХ в. и в начале ХХI в. эта зависимость приобрела новые пространственные очертания, в особенности в импортной торговле. Так, с 1970 по 2003 гг. удельный вес развивающихся стран увеличился в импорте Сингапура на 10,2 процентных пункта, в Малайзии – на 19,2, в Брунее – на 25,4, в Камбодже – на 31,1, в Таиланде – на 34,0, в Индонезии и на Филиппинах – на 34,4 процентных пункта.

Одновременно с ростом объема внешней торговли стран региона и повышением ее значения для большинства из них увеличился и вклад внешнеторговых операций этих стран в международную торговлю. Если в 1960 г. доля государств ЮВА в мировом товарном экспорте составляла, в зависимости от источ-ника расчетов, от 2,9 до 3,9%, то к 2003 г. она возросла до 6,0 – 6,1%, а удельный вес их в мировом товарном импорте увеличил-ся за указанное время соответственно с 1 – 5,2% до 3,4 – 3,7 %.

Другим важнейшим направлением расширения внешнеэкономических связей в странах региона, наряду с внешней торговлей, стало перемещение международного капитала и, в первую очередь, прямых иностранных частных инвестиций. Среднегодовые темпы прироста последних в странах ЮВА до-стигли в 1970 – 2001 гг. 13,6%.

 

Структурообразующие элементы цивилизации [29]

Своим происхождением и в значительной степени своими основными чертами цивилизация Юго-Восточной Азии обязана влиянию Индии, в частности индуизму и буддизму.

Агаджанян, анализируя религиозную основу цивилизации ЮВА выдвинул концепцию "двухъярусной религиозной картины мира", которая присуща всем народам региона.

Нижний ярус, коренящийся в социокультурном опыте семьи, клана, общины, формируется анимистическим миросозерцанием, связанным по преимуществу с культом предков. Верхний же ярус, связанный с наложением великих мировых религий на ранний анимистический духовный субстрат, транс-формируется не только в мировоззренческую терпимость и "религиозную многослойность", но и в особый культ царственных предков, а через него – в особую харизму царской или вождистской власти, в особую сакрализацию государства.

Властитель воспринимается как некое благодатно-хтоническое существо, некий пышно и ритуализованно царствующий мачо, олицетворяющий собой производящие силы Вселенной.

До 13 века на территории ЮВА располагались большие империи с громоздкими государственными культами и централизованными ирригационными системами.

Важнейшей цивилизационной особенностью региона являяется наличие относительно свободных крестьян-общинников на протяжении всей истории развития (доколониальном, колониальном и постколониальном этапах).

В XIII-XV вв. получили широкое распространение идеи и практика великих мировых религий – буддизма, ислама, позднее католицизма, однако в упрощенных формах, но эмоционально действенных и приспособленных к системам личных связей и зависимостей, что сохранило коллективистское начало в обществе и в культуре.

Влияние Индии оказало наиболее существенное воздействие на формирование религиозных представлений, литературное и научное развитие, политическую организацию, архитектуру. И в настоящее время большая часть населения ЮВА исповедует буддизм и высоко ценит величие власти, ее пышность, ее подчеркнуто недемократический характер, отчужденность от остального мира. Общение властителей с подвластными, ритуал которого тщательно разработан, воспринимается как милостивое нисхождение высших сил на подданных.

Влияние Китая упрочивалось по мере развития торговли. Торговые маршруты стали одновременно маршрутами передачи культуры. По мнению исследователей, китайцы цементируют ЮВА, выступая несущей экономической конструкцией региона, который без них немыслим как единое целое. Они являются носителями модернизационного потенциала, стимулируя коммер-ческое, экономическое и технологическое развитие.

Ислам в ЮВА принесли торговцы – персидские, арабские купцы. Население было готово принять новую религию, она соответствовала внутренним потребностям. Первые мусульманские общины появились в VII-VIII вв., сначала на побережье Малаккского полуострова, а потом на островах вплоть до Минданао. Затем влияние ислама проникло в политическую жизнь: инди-анизированные государства сменились султанатами. Султанат Бруней – ныне крошечное государство, дожил до наших дней.

Европейская колонизация остановила распространение ислама в ЮВА, в некоторых районах ЮВА борьба с колонизаторами зачастую шла под исламскими лозунгами и знаменами.

Сегодня крупнейшим исламским государством мира является Индонезия.

Европейцы пришли позже всех, в XIII в. (Испания, Португалия, Англия, Голландия, США). Метрополии сыграли огромную роль в формировании региона (колониями были все страны ЮВА кроме Таиланда), содействуя его экономическому развитию и региональной консолидации, необходимой для преодоления возникающих проблем страны на основе сходства стремлений, симпатий и идиосинкразии.

Оккупация некоторых стран ЮВА Японией, с одной стороны, оставила о себе тяжелую память, с другой стороны, а антияпонская борьба помогла народам региона обрести национальное самосознание. Во время холодной войны государства ЮВА оказались разъединенными, что и подтолкнуло к формированию АСЕАН (1967 г.) для противодействия коммунистическим Китаю и Вьетнаму. Сейчас в Ассоциацию входят все страны региона; ее основная цель – развитие экономического и внешнеполитического сотрудничества.

В шестидесятые годы во всех пяти странах АСЕАН сложилась модель капиталистической модернизации, включающая три составляющих:

во-первых, политическая стабильность, обеспечиваемая

правоавторитарными режимами ("управляемая демократия");

во-вторых, в хозяйственной сфере утвердились системы "смешанной", экспорториентированной экономики, основанной на комбинации рыночных свобод с государственным регулированием;

в-третьих, на идеологическом фронте господствовал официальный национализм.

В странах ЮВА значительна роль расширенной семьи, ведется отсчет родственников по обеим линиям, сохраняется традиционная взаимопомощь в общине и обыкновение принимать решение после длительного, тщательного обсуждения, в котором все участвуют с намерением не поспорить и доказать свою правоту, а достичь консенсуса. Малые группы считаются основой общества, переход в другую группу (по строго определенным правилам) допустим и обеспечивает социальную мобильность.

Поддерживается глубокое уважение к мудрости, ценимой выше знаний, и к ее носителям. Социальные и политические связи строятся как патрон-клиентные отношения. Практически повсеместно признается и принимается деление на "больших" ("сильных") и "маленьких" людей. К первым причисляются прежде всего носители особой сакральной силы. "Маленькие" люди получают защиту и поэтому считают себя выигрывающей стороной.

Высоко почитаются духи предков, амулеты. Народы Юго-Восточной Азии имеют сходные верования и ритуалы, общую мифологию, фольклорные и эпические сюжеты, сходные социальное устройство и нормы традиционного права.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.