Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структурообразующие элементы цивилизации

Пространственные характеристики

Западная цивилизация включает территорию Европы и Северной Америки, Австралии, Новой Зеландии.

 

Культурные основы западной цивилизации были заложены древними эллинами, для которых гуманизм и свобода выступали главными характеристиками развитого общества. Новые ценности принесло с собой христианство, которое развивалось вместе с обществом и формировало социальные и экономические нормы поведения.

Современное христианство разделено на три крупных направления, или церковные традиции: католичество, протестантство и православие. Все традиции объединены единой верой в Христа и основными священными книгами: Библией с описанием происхождения и истории мира и Евангелием, повествующим о жизни Христа.

Католичество и протестантство относят к западному христианству, православие – к восточному.

Официальное деление христианства на западное (латинское) и восточное (православное) произошло в 1054 г., когда византийский патриарх Михаил Керулларий и папа Лев IX наложили друг на друга анафему.

Этому событию предшествовали многовековые раздоры, вызванные борьбой за власть и нежеланием восточных церковных иерархий подчиняться власти западных пап. Формальной основой для разделение стали религиозные постулаты (например, согласно католическим канонам, святой дух исходит только от Бога-отца через сына, согласно православным, и от сына, и от отца на равных).

Специфические нюансы, присущие отдельным направлениям христианства, во многом определили экономические успехи и неудачи возникших на базе этих религий цивилизаций.

 

65 – е местозанимала Россия в 2006 году в ежегодном рейтинге стран по уровню жизни населения, составленном исследовательским подразделением ООН. Первое место вот уже шестой год подряд держит Норвегия. В десятку также вошли Канада, Япония, США, Швейцария и Нидерланды. Беларусь занимает 67-ю строчку, Украина 77-ю, а Грузия – 97-ю. Замыкает список Нигер.

Католическая (в переводе "универсальная") религия доминирует в латиноязычных странах, являясь основной во Франции, Испании, Италии. Церковные службы и обряды проводятся на латинском языке, поэтому католичество иногда называют латинской традицией.

Католическая церковь жестко централизована, отличается четким иерархическим построением, власть сосредоточена в Риме. Действия римского папы признаются непогрешимыми, его решения священны, канонизированы Библия, предания отцов церкви, решения первых вселенских соборов и официальные документы, подготовленные папой и центральными органами церковной власти. Церковь активно вмешивается в мирские дела и сама является международным финансовым центром. Западному христианству свойственно понимание конечной цели жизни в обретении Царства Божия как места бесконечного блаженства.

Протестантство является доминирующей религией в Северной Европе и США. В настоящее время в мире начитывается более 585 млн. протестантов.

Эта церковная традиция возникла в XVI в. и стала идеологической платформой для развития рыночной экономики. Реформация католической церкви проходила под руководством Мартина Лютера. Его последователи назывались реформаторами или евангелистами. Позже реформаторы разделились на четыре течения, названные по именам их духовных вождей: лютеране – последователи Мартина Лютера, кальвинисты – последователи Жана Кальвина, цвинглиане – последователи Ульриха Цвингли, армиане – последователи Якова Армения. В начале XVII в. цвинглиане частично слились с кальвинистами, а другая часть дала начало анабаптизму, который выступал за упразднение церковных привилегий и коллективное землепользование. Умеренные анабаптисты стали менонитами. Англия образовала англиканскую церковь (возглавляет король), занимающую промежуточное положение между протестантством и католицизмом. Затем от англиканской церкви откололись более радикальные пуритане (purus – чистый), находившиеся под влиянием идей кальвинистов и анабаптистов. Они включают в себя пресвитериан, конгрегационалистов, квакеров и баптистов. Эти церкви оказали важнейшее влияние на становление идеологии США и до сих пор находятся в центре их духовной жизни.

 

Таблица 2.9

Взаимосвязь между особенностями религиозных институтов и развитием общества и экономики

Особенности религиозных институтов и постулатов Развитие светских институтов, общества и экономики
Централизованное управления Значительная роль государства в социально-экономических процессах
Иерархическое жесткое построение Сложная система государственной власти, развитый административный аппарат
Социальная (общинная) направленность, критикуются либеральные доктрины, отстаивается право каждого пользоваться «благами всего творения», отстаивается необходимость социальных обязательств Развитие социал-демократических традиций

 

На формирование протестантства оказали влияние сложные внешние условия (освоение незаселенных территорий, удаленность Старого и Нового света, противостояние с местным населением и метрополиями), что вызывало необходимость объединения усилий, сформировало упрощенный подход к трактовке человеческих качеств и мнение об избранности общности. В на-стоящее время богатство протестантских стран, авторитет успехов, средства массового информационного воздействия создали условия для экономического лидерства, обеспеченного не-обходимой идеологической базой.

Протестантство представляет собой набор множества церквей (сект), связанных следующими общими принципами: "Только Библия" (библия единственная опора веры), "Только личной верой" (каждый верующий – священник, общающийся с Богом без посредничества церкви), "Слава только Богу" (отрицает поклонение папе и церковным институтам).

Еще во времена Западно-Римской империи западнохристианское сознание вырабатывало такие общие установки, как индивидуализм, рационализм, независимость церкви от светской власти, склонность мыслить и оценивать человеческие поступки в юридически-правовых категориях.

 

Таблица 2.10

Взаимосвязь между особенностями религиозных институтов и развитием общества и экономики

Особенности религиозных институтов и постулатов Развитие светских институтов и общества
Поощряется накопление богатства и капитала Экономические процессы поддержи-ваются идеологическими постулатами, стимулирующими развитие, обоснованы мотивационные механизмы капитализма (максимизация личного потребления)
Кальвинизм освящает повседневную трудовую деятельность, она признается формой служения богу. Профессиональ-ные успехи и богатство – косвенное свидетельство богоизбранности В основе построения государственной идеологии и экономической политики США находится положение о богоиз-бранности страны, которая определяется высоким уровнем накопленного богатства
Мессианство, стремление к власти, аг-рессивность Противостояние метрополиям и полу-чение независимости. Насаждение этических принципов во всем мире. Реализуется стратегия объединения христианских направлений на общей идеологической платформе
Поощряется упорный труд, скромное потребление, честность в делах Развитая трудовая этика, в основе кото-рой положение о том, что предприни-мательская деятельность не только ис-точник обогащения, но и исполнение высокого долга, возложенного Богом на человека. Высокая предпринимательская активность. Ускоренное экономическое развитие
Личностная направленность основных религиозных принципов Индивидуализм, ограниченные социаль-ные обязательства общества
Децентрализация Господство рыночной идеологии, огра-ниченное участие государства в эконо-мических процессах

 

Размышляя над причинами уникальности Западной цивилизации, Ф. Гизо выдвинул положение о том, что если все прочие цивилизации базировались на каком-либо одном начале (централизованная деспотическая монархия, теократия, полисный город-государство и пр.), то в Европе изначально присутст-вует четыре таких основы, причем в течение всего Средневековья ни одна из этих сил не смогла взять под контроль три другие. Речь идет, во-первых, о единой для всего Запада церковной организации, во-вторых, о самоуправляющихся городских коммунах, со временем развившихся в средневековые города, в-третьих, об идее легитимной императорской власти и, наконец, в-четвертых, о феодальном начале, связанном с условным держанием земель на основании присяги личной верностью вассалов сеньору [33].

Западная цивилизация, сформировавшаяся к середине XVIII в. (период цивилизационного "надлома", связанного с возникновением США), имеет следующие характеристики [31]: СЛ.95

· приверженность гуманистическим идеалам, признание того, что "человек – мера всех вещей" и оценка мира должна осуществляться через призму личности. Ограниченное обожествление верховной власти, противостояние попыткам власти незаконно распоряжаться жизнью и свободой членов общества, формирование и доминирование принципов индивидуализма;

· способность постепенного видоизменения социальной организации в результате воплощения в жизнь новых, обогащенных представлений о свободе как важнейшей, общечеловеческой ценности, что на протяжении столетий закладывало основы для формирования гражданского общества, развития демократии как уникального явления;

· важнейшей ценностью выступает идея прогресса (по сравнению с восточным стремлением к устойчивости и неизменности), базирующаяся на религиозном понимании прогресса как бесконечного самосовершенствования. Оценка развития общества осуществляется с позиций прогресса личности, «соотнося цели и поступки человека не с интересами общества, но с Богом как с некоторой его целью». Практическую реализацию эта идея получила в развитии техники и технологий, позволяющих оптимизировать человеческую производственную деятельность. Нацеленность на создание и реализацию нововведений создали условия для устойчивого экономического роста;

· открытость, основанная на специфике религиозного культа, особенностях политических культур Запада, доминировании принципов индивидуализма и свободы;

· способность широкого распространения влияния за пределы региона возникновения, реформирования традиционных обществ и создания общественного порядка в соответствии с европейскими принципами общежития и управления.

 

Американская модель западной цивилизации (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия) сложилась в результате сочетания многих обстоятельств: СЛ.96

· доминирования протестантской религии;

· специфических особенностей формирования общества на базе колоний европейских государств представителями низко- и сред-необразованных классов, постепенно теряющих национальную идентичность в силу смешения на новых территориях выходцев из различных стран, стремящихся к экономическому благо-получию, политической деятельности, способных к самосто-ятельному хозяйствованию;

· отсутствия активного культурного обмена, изолированности от культурного прогресса в Европе, что стало основой упрощения идеологии;

· экономической самодостаточности переселенцев и готовности к предпринимательской (рисковой) деятельности.

США начинали свой исторический путь как английская колония. Первые поселения британских колонистов появились в Северной Америке в начале XVII века. За ними последовали немцы, голландцы, французские гугеноты и т.д. К середине XVII века в северных колониях начали появляться города, в которых интенсивно развивалась промышленность и торговля. Однако в течение XVII-XVIII веков североамериканские колонии представляли собой по преимуществу аграрное общество. В сельском хозяйстве было занято 8/10 населения. Феодализм не пустил глубоких корней на Североамериканском континенте, наибольшее развитие он получил в южных колониях, где надолго утвердилось плантационное хозяйство, основанное на рабском труде. На севере же развивалось капиталистическое сельское хозяйство в виде фермерства. Этому способствовали огромные неосвоенные пространства земли.По мере консолидации североамериканского общества, роста самосознания американского народа в Северной Америке начали развиваться сепаратистские тенденции. В 1775-1781 годах в Северной Америке происходила война за независимость. Эта война увенчалась успехом. В 1776 году была принята Декларация независимости, в которой отмечалось: «Мы считаем следующие истины самоочевидными: что все люди созданы равными, что они наделены Создателем известными неотъемлемыми правами, среди которых право на жизнь, на свободу, на стремление к счастью; что с целью обеспечения этих прав, люди создают правительства, что когда любая форма правления становится разрушительной по отношению к этим целям, народ вправе изменить или упразднить ее».В 1787 году была принята Конституция Америки, а в 1791 – Билль о правах. Независимая Америка превратилась в демократическое федеративное государство, с динамично развивающейся экономикой.Распространенное в американском обществе ощущение свободы и больших возможностей для самореализации стали мощным фактором для активной хозяйственной деятельности. Большое значение в этом процессе имел тот факт, что США – это не национальное, а федеративное государство, устройство кото-рого позволяет преодолеть деление человечества на нации.Во второй половине XIX века экономика США сделала мощный рывок по пути модернизации и к началу XX века вышла на первое место по уровню промышленного производства. Цивилизационные установки, поддерживающие развитие личности, стимулировали развитие науки и техники, активное внедрение достижений в экономику. В США между 1860 и 1900 годами было запатентовано 676 тысяч изобретений. Американская техническая активность стимулировала развитие всей мировой экономики.По мнению ряда исследователей, XIX век в Европе и Северной Америке стал периодом окончательного утверждения западного типа цивилизации в качестве техногенной цивилизации, основанной на ускоряющемся прогрессе науки и технологии, доминировании в культуре научной рациональности. На основе техногенной цивилизации в XIX веке формируются индустриальные, в XX веке постиндустриальные общества, формируется корпоративный коллективизм и национальные инновационные системы.

По мнению социологов и политологов, американская ветвь западной цивилизации способна порождать новые культурные ценности и смыслы лишь в весьма ограниченном масштабе. «Для формирования таких ценностей и смыслов необходимы творческая рефлексия сознания, постоянное обращение к исто-рии и опыту, переосмысление настоящего и будущего через прошлое, признание каждого входящего в то или иное общество человека уникальной личностью, а не простым элементом единого социального целого»[31].

Присущая обществу ориентация на достижение исключительно материального успеха, консолидация на основе принципа экономической свободы, признание основным социально значимым показателем ценности и полезности человека материального благосостояния, позволяют обеспечивать высокие темпы экономического развития.

 

Европейская модель западной цивилизации (континентальные страны) имеет следующие характеристики: СЛ.97

· творческое начало, расширяющиеся культурные потребности;

· этатизм (правительствами проводится активная социальная политика, которая является продуктом социального творчества предшествовавших поколений.

К середине 90-х годов более 65% респондентов в Велико-британии, 66% ФРГ, 80% в Италии и 85% во Франции полагали, что одной из важнейших задач правительства является сокраще-ние имущественного разрыва между богатыми и бедными (в США такой позиции придерживались лишь 38% опрошенных) [31]).

· коллективизм (следование принципам социальной солидарности и равенства, что определяется нравственными и политическими факторами);

· корпоратизм;

· толерантность к неевропейским моделям развития и гибкость в отношении развития новых социальных форм,

· мотивационные импульсы – сочетание безопасности и свободы, справедливости и ответственности порождены традицией, созданной культурными трансформациями прошлых столетий.

Подобные характеристики европейской модели западной цивилизации сформировали ее уникальные конкурентные преимущества: способность к реализации инновационной модели развития, позволяющей гармонизировать отношения индивид-общество, материальное благополучие – духовное совершенствование.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сл. 89-91 картинки | Православная цивилизация СЛ.98
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.