Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 4. Правоохранительные органы в системе обеспечения национальной безопасности




 

При рассмотрении темы 2 мы уже исследовали функции судебной власти в системе национальной безопасности России, в предыдущих разделах настоящей темы – функции Федеральной службы безопасности и Федеральной службы охраны. В данном разделе изучаются правовые основы обеспечения национальной безопасности России Министерством внутренних дел Российской Федерации и его органами, а также органами прокуратуры Российской Федерации.

4.1. Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) согласно утверждённому Положению[22] является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции.

В состав задач МВД России входит обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности.

В контексте задач обеспечения национальной безопасности МВД России осуществляет следующие полномочия:

- формирует на основе анализа и прогнозирования состояния преступности, охраны общественного порядка и собственности, обеспечения общественной безопасности, а также миграционных процессов основные направления государственной политики в сфере внутренних дел и в сфере миграции;

- обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в сфере внутренних дел, проводит анализ реализации государственной политики в указанной сфере и анализ оперативной обстановки, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию деятельности органов внутренних дел и внутренних войск;

- обеспечивает разработку и реализацию государственных программ в сфере внутренних дел;

- разрабатывает и принимает в пределах своей компетенции меры по предупреждению преступлений и административных правонарушений, по выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению;

- организует и проводит мероприятия по обеспечению безопасности граждан и правопорядка в общественных местах;

- организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-разыскную деятельность, розыск лиц и похищенного имущества, а также деятельность по установлению имущества, подлежащего конфискации;

- организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание и производство предварительного следствия по уголовным делам;

- выявляет, предупреждает, пресекает, раскрывает и расследует тяжкие и особо тяжкие преступления, совершённые организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящие транснациональный или межрегиональный характер, либо преступления, вызывающие большой общественный резонанс;

- принимает в соответствии с федеральным законом меры, направленные на выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности;

- обеспечивает участие органов внутренних дел и внутренних войск в мероприятиях по противодействию терроризму, в обеспечении правового режима контртеррористической операции, в защите потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, а также в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов;

- организует и осуществляет экспертно-криминалистическую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль в области оборота оружия, контроль в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности, контроль деятельности ведомственной охраны;

- участвует в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации; организует и проводит мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения; координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения;

- организует охрану особо важных и режимных объектов, важных государственных объектов и специальных грузов, объектов на коммуникациях, объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, а также охрану имущества физических и юридических лиц по договорам; организует в соответствии с законодательством Российской Федерации во взаимодействии с ФСБ России охрану дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, представительств международных организаций, если такая охрана предусмотрена международными договорами Российской Федерации;

- обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную защиту потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

- организует производство по делам об административных правонарушениях, которые отнесены к компетенции органов внутренних дел и внутренних войск;

- организует в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание органами внутренних дел задержанных и (или) заключённых под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, их охрану и конвоирование;

- организует участие органов внутренних дел в осуществлении контроля (надзора) за соблюдением лицами, освобождёнными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений, а также в осуществлении контроля за поведением осуждённых, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно;

- организует в соответствии с федеральным законом проведение государственной дактилоскопической регистрации и государственной геномной регистрации;

- обеспечивает участие органов внутренних дел в выполнении возложенных на них в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанностей в ходе избирательных кампаний, при подготовке и проведении референдумов;

- принимает участие в разработке мер по обеспечению авиационной безопасности в области гражданской авиации;

- обеспечивает совместно с Федеральной миграционной службой Российской Федерации (ФМС России) взаимодействие органов внутренних дел с территориальными органами ФМС России;

- обеспечивает планирование деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, а также осуществляет их инспектирование и контроль их деятельности;

- организует служебно-боевую деятельность внутренних войск в мирное и военное время, поддерживает внутренние войска в постоянной боевой и мобилизационной готовности, разрабатывает и реализует планы строительства и развития внутренних войск;

- участвует в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях, а также в проведении мероприятий военного времени и мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию в системе МВД России, а также контролирует и координирует деятельность ФМС России по мобилизационной подготовке и мобилизации;

- обеспечивает выполнение мероприятий гражданской обороны, повышение устойчивости работы органов внутренних дел и внутренних войск в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время; участвует в выполнении мероприятий гражданской обороны и мероприятий по повышению устойчивости работы ФМС России в условиях военного времени, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;

- участвует в организации территориальной обороны Российской Федерации, а также в совместных действиях с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами по обеспечению обороны Российской Федерации;

- организует специальные и воинские перевозки в пределах Российской Федерации в интересах органов внутренних дел и внутренних войск, а также на основании решений Правительства Российской Федерации и межведомственных соглашений – в интересах соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

- обеспечивает по решению Президента Российской Федерации участие сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности;

- организует и осуществляет регулярное информирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан о своей деятельности, обеспечивает отчёты должностных лиц органов внутренних дел перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами;

- организует и осуществляет предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации сведений о своей деятельности средствам массовой информации;

- организует постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности органов внутренних дел и организаций системы МВД России, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества;

- создаёт информационные банки (базы) данных, обеспечивает их ведение и функционирование, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации содержащихся в них сведений федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и гражданам;

- участвует в работе по стандартизации, метрологическому обеспечению, подтверждению соответствия установленным требованиям и каталогизации оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу для органов внутренних дел и внутренних войск;

- обеспечивает проведение федеральных государственных статистических наблюдений в сфере внутренних дел в соответствии с официальной статистической методологией;

- организует кадровое обеспечение системы МВД России, в том числе подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров; организует повышение квалификации и стажировку сотрудников органов внутренних дел, включенных в список федерального кадрового резерва МВД России; принимает участие в разработке и реализации программ кадрового обеспечения, а также в осуществлении подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки кадров ФМС России; обеспечивает в соответствии с международными договорами Российской Федерации подготовку кадров для правоохранительных органов зарубежных стран;

- организует и осуществляет в установленном порядке учёт военнообязанных сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России;

- обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц системы МВД России, соблюдение законности при осуществлении сотрудниками органов внутренних дел оперативно-служебной деятельности и военнослужащими внутренних войск служебно-боевой деятельности, поддержание служебной дисциплины сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск; организует воспитательную, психологическую, социальную, культурно-просветительную работу с личным составом органов внутренних дел и внутренних войск;

- обеспечивает исполнение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в системе МВД России;

- обеспечивает в системе МВД России собственную безопасность и защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также собственную безопасность в ФМС России; участвует в защите сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, в ФМС России;

- организует укрепление и развитие материально-технической базы органов внутренних дел и внутренних войск, их централизованное обеспечение боевой, специальной и шифровальной техникой, вооружением, боеприпасами и другими материально-техническими средствами; участвует в укреплении и развитии материально-технической базы ФМС России;

- осуществляет функции государственного заказчика государственного оборонного заказа, кроме отнесённых к компетенции Рособоронпоставки функций по размещению заказов, заключению, оплате, контролю и учёту выполнения государственных контрактов по всей номенклатуре вооружения, военной, специальной техники и материальных средств, за исключением специальной техники и материальных средств, номенклатуру которых утверждает Министр внутренних дел Российской Федерации;

- разрабатывает и устанавливает обязательные требования к оборонной продукции (работам, услугам), поставляемой для органов внутренних дел и внутренних войск по государственному оборонному заказу, а также к процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации указанной продукции;

- реализует в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, функции по государственному метрологическому надзору в отношении органов внутренних дел и внутренних войск при осуществлении деятельности в области обороны и обеспечения безопасности;

- организует и проводит государственную экспертизу проектной документации объектов обороны и безопасности, находящихся в ведении МВД России, и государственную экспертизу результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой документации;

- обеспечивает внедрение достижений науки, техники и положительного опыта в деятельность органов внутренних дел и внутренних войск, а также развитие связи и автоматизированного управления в системе МВД России;

- осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, ведение баз данных правовой информации в сфере внутренних дел;

- организует подготовку водителей к управлению транспортными средствами системы МВД России, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;

- обеспечивает государственный санитарно-эпидемиологический надзор на объектах системы МВД России;

- организует приём граждан, своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

- организует работу по комплектованию, хранению, учёту и использованию архивных документов МВД России;

- разрабатывает и реализует меры по обеспечению правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России; оказывает в соответствии с законодательством Российской Федерации правовую помощь сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск, федеральным государственным гражданским служащим в защите их прав и свобод по делам, возникшим в связи с осуществлением ими служебной деятельности;

- осуществляет иные полномочия в сфере внутренних дел в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Особое значение имеет деятельность органов внутренних дел на режимных объектах (ОВДРО) военно-промышленного комплекса и в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО). Особые условия службы военнослужащих и труда гражданского персонала, ограничения, связанные с режимом секретности и соблюдением государственной тайны, определяют необходимость принятия повышенных мер безопасности, недопущения утечки секретной информации и хищений производимой продукции.

Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом[23] предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.

На внутренние войска возлагаются следующие задачи:

- участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;

- участие в борьбе с терроризмом и обеспечении правового режима контртеррористической операции;

- охрана важных государственных объектов и специальных грузов;

- участие в территориальной обороне Российской Федерации;

- оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации.

В целях выполнения задач, возложенных на внутренние войска, в составе внутренних войск образуются:

- органы управления внутренними войсками;

- соединения и воинские части оперативного назначения;

- специальные моторизованные соединения и воинские части;

- соединения и воинские части по охране важных государственных объектов и специальных грузов;

- авиационные воинские части;

- морские воинские части;

- военные образовательные учреждения высшего профессионального образования;

- разведывательные воинские части (подразделения);

- воинские части (подразделения) специального назначения;

- учреждения (медицинские, научные и другие) и воинские части обеспечения деятельности внутренних войск (учебные, научные, связи и другие).

Соединения и воинские части входят в состав оперативно-территориальных объединений (округов, региональных командований, региональных управлений и других видов оперативно-территориальных объединений) внутренних войск, за исключением соединений и воинских частей, непосредственно подчинённых главнокомандующему внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Деятельность внутренних войск осуществляется на основе принципов законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, единоначалия, централизации управления.

Руководство внутренними войсками осуществляет Президент Российской Федерации. Министр внутренних дел Российской Федерации осуществляет непосредственное руководство внутренними войсками и несёт ответственность за правомерность выполнения возложенных на них задач. Главнокомандующий внутренними войсками МВД России имеет статус заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации.

В установленном законом порядке в целях решения стоящих задач МВД России, его внутренние войска взаимодействуют с федеральными органами государственной власти, другими правоохранительными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами.

4.2. Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации[24].

Благодаря своей многофункциональной природе прокуратура способна обеспечивать активную защиту национальных интересов Российской Федерации. Это достигается путём непосредственного осуществления целенаправленных правовых действий по выявлению и нейтрализации средствами прокурорского надзора угроз национальной безопасности страны, посредством координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью. Прокуратура решает неотложные задачи борьбы с посягательствами на интересы личности, общества и государства[25].

Особую значимость имеет деятельность прокуратуры в сфере надзора за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина. Эффективность этой деятельности напрямую влияет на морально-психологический климат в обществе, формирует атмосферу защищённости личности и её интересов, снижения социальной напряженности.

Наиболее интенсивная нагрузка в деятельности прокуратуры приходится на реализацию функции уголовного преследования. Осуществление функции уголовного преследования подчинено задаче создания обстановки неотвратимости уголовной ответственности за совершение преступлений.

Особое внимание уделяет прокуратура борьбе с преступлениями корыстного характера[26].

Военная прокуратура расследует преступления, совершаемые в Вооружённых Силах и иных воинских формированиях, а также в оборонно-промышленном комплексе[27]. Расследование подобных преступлений представляют особые трудности ввиду их высокой латентности. Как правило, военные прокуроры остро, вплоть до привлечения виновных к уголовной ответственности, реагируют на случаи укрытия от учёта преступлений и других правонарушений [28].

Начатая реформа правоохранительной системы не только открыла дорогу для прихода в эту сферу большего количества профессионалов, на деле защищающих права и законные интересы наших граждан[29], но, главное, уже сегодня демонстрирует рост эффективности её функционирования: раскрываемости преступлений, профилактики преступности, предупреждения девиантных отклонений в собственных рядах.

 

Заключение.

Преодолев системный кризис 90-х годов прошлого столетия, Россия развернула системную деятельность по формированию целостной системы обеспечения национальной безопасности. Теоретическую основу формирования этой системы составляют Концепция национальной безопасности Российской Федерации (1997 – 2009 гг.), Стратегия национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года, доктринальные документы по частным вопросам обеспечения национальной безопасности страны, принятые в последние годы.

Основу сил обеспечения национальной безопасности России составляют Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации.

Реформирование Вооруженных Сил, правоохранительной системы способствует росту потенциала и эффективности обеспечения национальных интересов России во всех сферах её безопасности. Безусловно полезной мерой является увеличение с 1 января 2012 года денежного содержания военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

Защищая суверенитет и территориальную целостность России, права и свободы её граждан, Вооружённые Силы Российской Федерации, органы поддержания правопорядка нуждаются и заслуживают всё более высокой степени доверия и уважения со стороны граждан. Содействовать этому должны высокие стандарты служебного поведения военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, а также открытость деятельности Вооруженных Сил и органов поддержания правопорядка в пределах, допускаемых законом. В этом направлении также достигнут ощутимый прогресс.

 

Контрольные вопросы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 4889; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.