Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды и угрозы национальной безопасности




Практика противодействия экстремизму в Российской Федерации.

Нормативно-правовое обеспечение противодействия экстремизму в Российской Федерации.

Актуальность экстремизма в современной России.

По данным Генеральной прокуратуры РФ за период с 2007 по 2011 год число преступлений экстремистской направленности выросло втрое.

В 2010 году в России совершено 656 преступлений экстремистской направленности, что на 19% больше, чем в 2009 году. За 9 месяцев 2011 года наблюдается снижение их количества на 8% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.

В последние годы выявлен ряд организованных групп, нацеленных на совершение убийств на межнациональной почве.

По состоянию на декабрь 2011 года в Перечень общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», включено 27 организаций[7].

Преступления экстремистского характера проявляются в России в двух основных видах – создание и действия религиозно-сепаратистских объединений вплоть до незаконных вооруженных формирований, а также рост деятельности русских националистов, которая все чаще приобретает агрессивный характер вплоть до терактов против иностранных и российских граждан.

Противодействие экстремистской деятельности согласно Федеральному закону (статья 3) осуществляется по следующим основным направлениям:

- принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

- выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

В качестве субъектов противодействия экстремистской деятельности Федеральный закон называет федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, которые участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.

Многообразие форм экстремистской деятельности предопределяет широкий спектр правового реагирования на такую деятельность – от объявления предостережения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности до административной и уголовной ответственности. В российском законодательстве установлена уголовная ответственность не только за насильственные преступления, но и за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Аналогичная ответственность установлена за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии.

Совокупность санкций за совершение преступлений экстремистской направленности можно классифицировать по тяжести этих преступлений. По данному признаку указанные преступления классифицируются на преступления небольшой, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие.

Преступления небольшой тяжести.

К данной категории относятся деяния, предусмотренные:

- частью 2 статьи 115 УК РФ (умышленное причинение лёгкого вреда здоровью, совершённое по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы);

- частью 2 статьи 116 УК РФ (побои, совершённые по аналогичным мотивам);

- частью 1 статьи 282 УК РФ (возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства);

- частью 2 статьи 282.2 (участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности).

Предусмотренное законом максимальное наказание за перечисленные преступления не превышает двух лет лишения свободы.

Преступления средней тяжести.

В состав преступлений экстремистской направленности, подпадающих под данную категорию, входят деяния, предусмотренные:

- частью 2 статьи 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, совершённое по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы);

- частью 1 статьи 213 УК РФ (хулиганство, совершённое по тем же мотивам);

- частью 2 статьи 214 УК РФ (вандализм, совершённый по указанным мотивам);

- частью 2 статьи 244 УК РФ (надругательство над телами умерших и местами их захоронения, совершённое по этим же мотивам);

- статьёй 280 УК РФ (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности);

- частью 2 статьи 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, совершённые с применением насилия или с угрозой его применения; с использованием своего служебного положения или организованной группой);

- частью 1 статьи 282.1 УК РФ (организация экстремистского сообщества);

- частью 1 статьи 282.2 УК РФ (организация деятельности экстремистской организации).

Санкции за совершение преступлений данной группы предусматривают лишение свободы на срок до 5 лет.

Тяжкие преступления экстремистской направленности.

К данной категории в соответствии с Уголовным кодексом относятся деяния, предусмотренные:

- частью 2 статьи 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершённое по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы);

- частью 2 статьи 117 УК РФ (истязания, совершённые по указанным мотивам);

- частью 3 статьи 282.1 УК РФ (организация экстремистского сообщества, совершённая лицом с использованием своего служебного положения).

Предусмотренные законом санкции по данной группе преступлений не могут превышать 10 лет лишения свободы.

Особо тяжкие преступления экстремистской направленности.

В данную категорию закон включает только деяние, предусмотренное пунктом «л» части 2 статьи 105 УК РФ – убийство, совершённое по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Наказание за него предусмотрено в виде лишения свободы на срок от восьми до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет, либо пожизненного лишения свободы, либо смертной казни.

В соответствии с установками закона указом Президента РФ образована Межведомственная комиссия по противодействию экстремизму в Российской Федерации.

Основными задачами Межведомственной комиссии являются:

а) подготовка предложений Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации по формированию государственной политики в области противодействия экстремизму, по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой области;

б) подготовка ежегодных докладов о проявлениях экстремизма в Российской Федерации;

в) разработка мер, направленных на противодействие экстремизму и на устранение способствующих ему причин и условий;

г) обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области противодействия экстремизму, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями;

д) разработка проектов концепций, стратегий, программ, планов и иных документов в области противодействия экстремизму;

е) участие в международном сотрудничестве в области противодействия экстремизму, в том числе в подготовке проектов международных договоров и соглашений Российской Федерации;

ж) мониторинг, анализ и оценка состояния противодействия экстремизму в Российской Федерации, а также выработка мер, направленных на совершенствование деятельности в этой области федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций;

з) организационно-методическое руководство постоянно действующими рабочими группами по вопросам гармонизации межэтнических отношений в субъектах Российской Федерации;

и) решение иных задач, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области противодействия экстремизму[8].

Федеральная служба безопасности Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом[9] в рамках противодействия экстремизму решает следующие основные задачи:

- организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений;

- организация во взаимодействии с федеральными органами государственной власти противодействия экстремистской деятельности;

- внедрение в преступные группы.

В системе МВД России в 2011 году создано Главное управление по противодействию экстремизму. Основными задачами Управления являются:

- организация и участие в формировании основных направлений государственной политики по вопросам своей деятельности;

- противодействие экстремистской деятельности и терроризму;

- организация взаимодействия подразделений Министерства с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам своей компетенции;

- координация в установленном порядке деятельности территориальных органов МВД России и подразделений центрального аппарата МВД России по вопросам деятельности ГУПЭ МВД России;

- организационно-методическое обеспечение и оказание практической помощи территориальным органам МВД России и их структурным подразделениям по вопросам своей деятельности.

Статьёй 13 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», пунктом 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313, на Минюст России возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в сети Интернет федерального списка экстремистских материалов. По состоянию на июнь 2012 года федеральный список содержит указание на более 1250 экстремистских материалов.

Приказ Следственного комитета РФ определяет противодействие экстремистской деятельности одним из приоритетных направлений деятельности следственных органов Следственного комитета Российской Федерации. В рамках этой деятельности заместителям Председателя Следственного комитета Российской Федерации, руководителям подразделений центрального аппарата Следственного комитета, руководителям главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации, приравненных к ним специализированных, в том числе военных, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации предлагается:

- использовать все имеющиеся полномочия с целью недопущения пропаганды фашизма, возбуждения социальной, расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды, иных проявлений экстремизма, а также для привлечения к ответственности виновных лиц;

- разрабатывать и осуществлять на постоянной основе меры организационного, правового, кадрового, информационного и иного характера, направленные на повышение эффективности деятельности по противодействию экстремизму;

- организовать в соответствии с установленной компетенцией надлежащее взаимодействие по вопросам противодействия экстремизму с органами государственной власти, судебными, правоохранительными, контролирующими и иными органами, институтами гражданского общества;

- принимать все необходимые меры к обеспечению всестороннего, полного, объективного и своевременного рассмотрения сообщений и расследования уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности;

- незамедлительно принимать меры реагирования при выявлении нарушений законности и фактов ненадлежащего исполнения подчинёнными сотрудниками служебных обязанностей в работе по противодействию экстремизму;

- в приоритетном порядке осуществлять профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности;

- осуществлять на постоянной основе меры по пресечению возможности экстремистских проявлений по мотивам расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды в служебных коллективах, а также по предотвращению попыток поступления на службу (работу) в системе Следственного комитета экстремистски настроенных лиц, по выявлению и пресечению их связей с сотрудниками (работниками) Следственного комитета[10].

В структуре МВД России приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 4 марта 2011 года создано Главное управление по противодействию экстремизму. Основными задачами ГУПЭ МВД России являются:

- организация и участие в формировании основных направлений государственной политики по вопросам своей деятельности;

- противодействие экстремистской деятельности и терроризму;

- организация взаимодействия подразделений Министерства с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам своей компетенции;

- координация в установленном порядке деятельности территориальных органов МВД России и подразделений центрального аппарата МВД России по вопросам деятельности ГУПЭ МВД России;

- организационно-методическое обеспечение и оказание практической помощи территориальным органам МВД России и их структурным подразделениям по вопросам своей деятельности.

В обязанности полиции в соответствии с Федеральным законом входит принятие мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан[11]. Указами Президента РФ эту деятельность обязаны вести как МВД России, так и его территориальные органы в субъектах Федерации.

Важную роль в предупреждении и пресечении преступлений террористического характера и экстремистской направленности могут и должны играть участковые уполномоченные полиции[12]. Вместе с тем офицер полиции вне зависимости от занимаемой должности обязан формировать в себе нетерпимое отношение к любым противоправным проявлениям, в том числе правонарушениям экстремистского характера.

Статьёй 13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», пунктом 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313, на Минюст России возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в сети Интернет федерального списка экстремистских материалов. По состоянию на июнь 2012 года федеральный список содержит указание на более чем 1250 экстремистских материалов.

В структуре прокуратуры РФ функционирует Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму.

Приказом Генеральной прокуратуры РФ намечены меры прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности. Указанные меры предусматривают обеспечение:

- постоянного и эффективного надзора за исполнением законодательства о межнациональных отношениях и противодействии экстремизму в деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной миграционной службы, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и их территориальных органов, в том числе за своевременностью, полнотой, законностью и обоснованностью принимаемых ими мер по выявлению и пресечению экстремистских проявлений;

- надзора за законностью и обоснованностью принятия правоохранительными органами решений по материалам, заявлениям, обращениям и другим сообщениям о проявлениях экстремизма, а также задержанием лиц, осуществляющих экстремистскую деятельность; соблюдением законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий уполномоченными органами, легализации полученных результатов и использовании их при расследовании уголовных дел; исполнением требований закона об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступлений;

- поддержание государственного обвинения по уголовным делам экстремистской направленности, а также участие в судебных заседаниях по рассмотрению дел о признании информационных материалов экстремистскими, ликвидации и запрете деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, средств массовой информации, нарушающих законодательство о противодействии экстремистской деятельности наиболее опытными и квалифицированными работниками прокуратуры;

- проверку законности и обоснованности процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовных дел, о прекращении уголовных дел или уголовного преследования, а также о приостановлении предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности;

- иные меры[13].

В соответствии с Федеральным законом в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона[14].

Официальная статистика, исследователи отмечают, что экстремизму как стихийной идеологии и философии подвержены прежде всего молодые люди в возрасте до 30 лет[15]. Истоки экстремизма – в правовом нигилизме, ещё глубже – в правовой культуре, которая формируется с детства под влиянием среды, воспитания и образования[16]. В связи с этим Федеральный закон «О противодействии экстремизму» совершенно правильно ставит вопрос о принятии профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности.

Правоохранительные органы нацелены на усиление профилактической составляющей в своей работе, на выявление не только самих материалов экстремистского характера, но и идеологов и провокаторов, стоящих за их распространением.

Вместе с тем правы те, кто утверждает: противодействие экстремизму должно иметь комплексный характер, укладываться в единую систему мер по поддержанию общественного порядка и общественной безопасности, включать в деятельность по предупреждению терроризма не только правоохранительные органы, но и учреждения системы образования, институты гражданского общества, заинтересованную общественность[17].

Президент РФ Д.А. Медведев своим указом поручил высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации образовать постоянно действующие координационные совещания по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации[18].

Соответствующий орган создан в Белгородской области[19]. Основными задачами Координационного совещания по обеспечению правопорядка в Белгородской области являются:

1. Обобщение и анализ информации о состоянии правопорядка на территории Белгородской области, а также прогнозирование тенденций развития ситуации в этой сфере;

2. Анализ эффективности деятельности территориальных органов внутренних дел, территориальных органов иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по обеспечению правопорядка на территории Белгородской области;

3. Разработка мер, направленных на обеспечение правопорядка на территории Белгородской области;

4. Организация взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, а также указанных органов с институтами гражданского общества и социально ориентированными некоммерческими организациями по вопросам обеспечения правопорядка.

В Ивановской области при постоянно действующем Координационном совещании по обеспечению правопорядка сформирован общественный (экспертный) совет. Его основными задачами являются подготовка рекомендаций Координационному совещанию для принятия оперативных решений по вопросам обеспечения правопорядка, предотвращения чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, экологическим и иным последствиям в регионе. Кроме того, совет занимается экспертно-аналитической деятельностью для учёта общественного мнения в процессе правового регулирования общественных отношений в сфере обеспечения правопорядка в Ивановской области[20].

Вопрос 2. Межэтнические конфликты:

 

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации включает межнациональный мир и единство культур, общественное согласие в состав общих ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Межэтнические конфликты противоречат идее межнационального мира и единства культур, идее общественного согласия, подвергают серьёзной угрозе общественную безопасность и безопасность государства. По этой причине теория национальной безопасности не может обойти вниманием проблему межэтнических конфликтов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.