Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психической регуляции




ПОНЯТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОВЕДЕНИЯ, АДАПТАЦИИ И

ВВЕДЕНИЕ

Раскройте управление процессами памяти;

IV. Учебно-материальное обеспечение

- мультимедийный проектор, компьютерная техника;

- слайды

V. Темы докладов на семинарское занятие:

1. Психологические защиты;

2.Срывы адаптации: агрессия, суицидальное поведение, психогении, острое и посттравматическое стрессовое расстройство (ОСР и ПТСР).

VI. Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Профессиональная адаптация.

2. Профессиональные деструкции.

VII. Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте механизмы волевой регуляции;

2. Каким образом может быть оценена устойчивость внимания при длительном напряжении;

4. Назовите методы управления психофизиологическим состоянием человека;

5. Перечислите приемы «разрядки» негативных эмоциональных состояний.


В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования по специальности 280104.65 «Пожарная безопасность» и пункта 1.3. Квалификационной характеристики выпускника инженер должен: обладать психологи­ческой культурой, иметьпредставление: о психической регуляции поведения и деятельности и владетьпростейшими приемами психической саморегуляции.

Материал данной лекции опирается на труды И. М. Сеченова, Бориса Герасимовича Ананьева, Петра Кузьмича Анохина, Ганса Селье и др.

Материал данной лекции связан с темами 2 (самостоятельное изучение), темой 3 («Познавательные процессы»), темой 4 («Эмоционально-волевые процессы») и темой 5 («Психология личности», 3 вопрос - Потребности и мотивы личности), и является обобщающей по этим темам. Кроме этого, материал данной лекции взаимосвязан с изучением будущих тем: темы 7 («Общение и межличностные отношения») и тем 10,11 из раздела «Педагогика» («Сущность педагогического процесса и процесса воспитания»).


УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 1. Приложение 1

Человек – это самоуправляемая система высочайшей сложности. Давайте вспомним, что существуют три основные функции психики:

1. Отражение окружающей действительности.

2. Сохранение постоянства внутренней среды и целостности организма.

3. Регуляция поведения и деятельности.

Данные функции взаимосвязаны между собой и, по сути, являются элементами интегративной функции психики (объединение, углубление взаимодействия, развитие связей между сторонами), которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.

1. Отражение окружающей действительности (псих. процессы)     ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ к условиям окружающей среды (объединяющая функция психики)
2. Обеспечение постоянства внутренней среды и целостности организма  
3. Регуляция поведения и деятельности  

 

Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром, которая существует благодаря единству психических и физиоло­гических процессов. Деятельность организма осуществляется благодаря интегриру­ющей роли центральных и периферических отделов нервной системы.

Деятельность существует благодаря единству психических и физиоло­гических процессов. Но деятельность была бы невозможна, если бы не было единства этих процессов и движения. Среди отече­ственных ученых впервые на движение как необходимое условие жизнедеятельности обратили внимание психофизиологи И.М. Сеченов и Н.А. Бернштейн.

Классификация деятельности:

В классической психологической доктрине традиционно различают виды деятельности: игра, учение и труд.

Выделяют также следующие виды деятельности: 1. познавательная (психические процессы) 2. преобразовательная, 3. ценностно-ориентационная (духовно-оценочную) 4. коммуникационную (общение) и как синтез этих четырех основных – 5. художественное творчество.

Роль деятельности в проявлении психических феноменов заключается в том, что судить о человеке, о его особенностях личности мы можем лишь по результатам его деятельности.

ПОВЕДЕНИЕшироком смысле) – это внешние проявления психической деятельности человека. В узком смысле поведение - это система человеческих поступков, отражающих отношение личности к другим людям, к обществу, к самому себе (нравственная и правовая активность личности).

Поведение человека определяется не только его сознанием.

Психическая самоорганизация человека, его адаптация к внешней среде осуществляется тремя уровнями психической регуляции:

1) эволюционно сформированным бессознательно-инстинктивным уровнем;

2) подсознательно-субъективным эмоциональным уровнем;

3) сознательными, произвольными, логическими программами.

Наличие в психике человека этих уровней регуляции обусловливает следующие разновидности человеческих реакций и действий:

1) бессознательно-инстинктивные, врожденные реакции (реакция страха, испуга, избегания физически опасных ситуаций, боли);

2) привычно-автоматизированные подсознательные действия (рефлексы, инстинкты, автоматизированные действия, привычки);

3) сознательные, волевые действия.

Проблема регуляции состояний человека и его по­ведения в целом - это центральная проблема всей психологической нау­ки. Она крайне сложна и противоречива. В настоящее время имеется огромное количество точек зрения на то, как осуществляется психическая регуляция состо­яний, поведения и деятельности, т.е. каковы механизмы психической адаптации.

Механизмы адаптации выработаны в процессе эволюции, они обес­печивают активное при­способление организма к постоянно изменяющимся условиям физической и социальной среды. История вопроса берет начало с работ французского физиолога Клода Бернара, выдвинувшего кон­цепцию о постоянстве внутренней среды организма. Современное представление об адаптации основывается на работах И. П. Пав­лова, И. М. Сеченова, П. К. Анохина, Г. Селье и др.

Понятие адаптация можно употреблять, с одной стороны, для обозначения свойства человека, которое характеризует его соответствие условиям среды, выражая уровень приспособленности к ним (профессиональная адаптация), с другой стороны, адаптация выступает как процесс приспособления к меняющимся условиям среды (адаптация к стрессу, адаптация анализаторов)

Различают адаптацию физиологическую (изменении чувствительности при изменении условий физической среды), адаптацию социально - психологическую (при включении в новую группу), адаптацию профессиональную (при включении в новые виды деятельности).

Если постараться обобщить существую­щие точки зрения на данную проблему, то можно прийти к выводу о том, что сис­тема механизмов психической адаптации состоит из ряда подсистем, объединенных в 3 функциональных уровня:

1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ уровень включает в себя:

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ уровень включает в себя:

- подсистему поиска, восприятия и пере­работки информации;

- под­систему эмоционального реагирования.

3. СОЦИАЛЬНЫЙ - подсистема со­циально-психологических контактов.

Психическая адаптация человека может быть представлена как результат деятельности целостной самоуправляемой системы, активность которой обеспечивается взаимодействием этих подсистем и обеспечивает новые интегративные качества, отражающие адаптационный потенциал личности.

Успешность адаптации определяет­ся нормальным функционирова­нием всех уровней. Взаимосвязь этих уров­ней обеспечивают эмоции, являющиеся главным компонентом в системе регуляции поведения человека, т.к. эмоции имеют двойственную природу: психологическую и физиологическую.

СИСТЕМА МЕХАНИЗМОВ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

Адаптация будет протекать нормально, пока требования внешней среды не до­стигнут определенного адаптационного барьера.

Адаптационный барьерэто условная граница параметров внешней среды, в том числе социальной, за которыми адекватная адаптация невозможна.

Нарушение адаптации приводит к развитию психосоматических болез­ней, невритических и психопатологических реакций, профессиональной деформации, эмоциональному «выгоранию» и антисоциальным поступкам.

Адаптационные способности личности имеют большое значе­ние, в том числе и для успеха профессиональной деятельности (сотрудников МЧС).

А.Г. Маклаков ввел понятие личностного адаптационного потенциала - системное свойство личности, которое заключается в способности личности адаптироваться к условиям социальной среды. Чем выше уровень развития адаптационного потенциала, тем в более жестких услови­ях сотрудник МЧС может успешно выполнять свои профессиональные обязан­ности. В ходе экспериментальных исследований было установлено, что в условиях угрозы для жизни люди с более высоким адаптационным потенциалом имеют больше шансов уцелеть, могут успешно выполнять профессиональные обязанности и имеют больше шансов потом восстановить функциональное состояние организма.

Для того, чтобы избежать нарушения адаптации и повысить свой адаптационный потенциал необходимо владеть приемами саморегуляции.

Саморегуляция произвольной активности человекаэто системно организованный психический процесс по началу, построению, поддержанию и управлению всеми видами и формами внешней и внутренней активности, которые направлены на достижение принимаемых субъектом целей

Проблема психической саморегуляции является одной из наиболее глобальних и фундаментальных проблем общей психологии.

Система психической саморегуляции включает два уровня - произвольный и непроизвольный. Произвольная саморегуляция - это сознательная саморегуляция. На этом уровне реализуется личностная регуляция внутренней деятельности. В структуре личностной саморегуляции выделяет мотивы, эмоции, волю – это основные компоненты регуляции поведения и деятельности человека.

Вывод по первому вопросу:

Таким образом, проблема регуляции состояний человека и его по­ведения в целом - это центральная проблема всей психологической нау­ки. Успешность адаптации определяет­ся нормальным функционирова­нием всех уровней. Взаимосвязь этих уров­ней обеспечивают эмоции, являющиеся главным компонентом в системе регуляции поведения человека, т.к. эмоции имеют двойственную природу: психологическую и физиологическую.


УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 2 Приложение 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.