В современной экономической литературе принято различать понятия
«состав цены» и «структура цены».
Состав цены – это ее составные элементы, выраженные абсолютными показателями (например, затраты и прибыли, выраженные в рублях).
Структура цены – это ее отдельные элементы, выраженные в процентах. Можно сказать, что структура цены отражает удельный вес каждого элемента в цене товара.
В обобщенном виде структура цены, формирующаяся в процессе
движения товара от производителя к конечному потребителю, отражена на схеме (рис. 6.8).
Элементы цены
Себестоимость производства и реализации товаров (работ, услуг)
Прибыль изготовителя
Косвенные
налоги
Посредническая
надбавка
Торговая надбавка
Акцизы
НДС
Издержки посредника
Прибыль посредника
НДС
посредника
Издержки торговли
Прибыль торговли
НДС
торговли
Цены оптовые
изготовителя
Цены оптовые отпускные
Цены оптовые закупки
Цены розничные
Рис. 6.8. формирование цен в процессе движения товара (работ, услуг)
Функции цены отражают ее сущность, роль в экономике, место среди других экономических категорий и взаимосвязь с этими категориями.
В экономической литературе традиционно выделяют следующие функции цен (табл. 6.2).
Функции цены
Таблица 6.2
Функция цены
Её сущность
Учетно-
измерительная
Отражает возможность использования цены для измерения
результатов и стоимостного учета различных экономических процессов. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение общественно признанных затрат труда и его полезности. Реализуя эту функцию, цена дает возможность, во- первых, определить затраты различных ресурсов (труда и материальных) на производство товара, во-вторых, сопоставить различные товары и услуги, в-третьих, организовать товарообмен, определив количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за товар.
Информационная
Связана с тем, что цена является носителем важнейшей
экономической информации и участвует в расчете всех стоимостных показателей, используемых в статистике, анализе и прогнозировании экономических систем (валовой национальный продукт, валовой региональный продукт, объем реализованной продукции, объем товарооборота и т.д.).
Функция цены
Её сущность
Регулирующая
(обеспечения сбалансированности)
Через цены осуществляется связь производства и потребления,
предложения и спроса. Цена свидетельствует о равновесном состоянии или о наличии диспропорций на рынке товара. В условиях рыночной экономики не только конечный товар, но и каждый производственный ресурс имеет свою цену. Цена ресурсов, как цена любого товара, реагирует на изменение спроса и предложения. Учитывая сложившиеся уровни цен на производственные ресурсы, производитель стремится минимизировать затраты на производство продукции (ресурсосбережение, технологический прогресс, появление новых видов материалов).
Стимулирующая
Проявляется через ее воздействие на продавца и покупателя
товаров. Совершая товарообменную операцию, оба ее участника стремятся к достижению наилучших результатов. Для продавца – это получение наибольшей выручки и прибыли, для покупателя – минимизация затрат на приобретение товара определенного качества. Цена оказывает непосредственное влияние на достижение этих результатов.
Распределительная
Означает, что с помощью цены осуществляется
перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, регионами страны, социальными группами, иными словами, происходит регулирование доходов отраслей, организаций, населения. Особенно наглядно эта функция отражается в ценах, регулируемых государством. Государство, регулируя с помощью цен накопления отдельных отраслей экономики, влияет на темпы их развития, обеспечивая достижения национальных приоритетов. Государство может использовать перераспределительную функцию цены для решения социальных задач, создавая через цену благоприятные (неблагоприятные) условия для потребления товаров, поддерживая наименее социально защищенные слои населения.
Следовательно, во-первых, цена – экономическая категория, которая
существует объективно, и функции цен проявляют воздействие объективно,
т.е. их следует учитывать при формировании собственной ценовой политики4 во-вторых, все функции цен взаимосвязаны и находятся в единстве и взаимодействии. Они проявляются как в системе цен, так и в ценах на отдельный товар.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление