Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Предпосылки и начальный этап формирования уголовно-исполнительного законодательства

Изучаемая отрасль законодательства на протяжении многих лет имела различные названия. До середины 1920-х гг. она развивалась преимущественно в рамках уголовного и уголовно-процессуального закона, а также отдельных нормативных актов по организации исполнения лишения свободы и именовалась тюремным, или пенитенциарным, законодательством. С момента принятия в 1924 г. ИТК РСФСР данная отрасль законодательства обрела статус самостоятельной и название «исправительно-трудовое законодательство», которое оставалось неизменным до середины 1990-х гг. прошлого века. Свое наименование она получила от признанного приоритетным в советский период средства исправления осужденных — общественно полезного труда.

Особенностью данной отрасли законодательства являлось то, что ее нормы регулировали порядок и условия исполнения (отбывания) уголовных наказаний, связанных с применением мер исправительно-трудового воздействия. Нормами закона (ИТК РСФСР 1924 г., 1933 г., 1970 г.) традиционно регламентировалось только исполнение лишения свободы, ссылки, высылки, исправительных работ, а исполнение остальных видов уголовных наказаний до 1983 г. регулировалось ведомственными нормативными актами МВД СССР. Указами Президиумов Верховных Советов СССР и РСФСР от 15.03.1983 и 16.07.1984 были приняты соответственно общесоюзное и республиканское положения о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных. В Положении о порядке и условиях исполнения в РСФСР уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных, регламентировалось исполнение: лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; штрафа; общественного порицания; конфискации имущества; лишения воинского или специального звания; увольнения от должности; возложения обязанности загладить причиненный вред.

Следовательно, в начале 1980-х гг. фактически сформировались две обособленные отрасли законодательства, регулирующего исполнение уголовных наказаний: 1) исправительно-трудовое; 2) законодательство об исполнении наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных. Кроме того, исполнение исключительной меры наказания — смертной казни, регламентировалось ведомственными нормативными актами МВД СССР. Эти обстоятельства, а также вступление России в середине 1980-х гг. в эпоху кардинальных социально-политических и экономических преобразований потребовали проведения реформы законодательства об исполнении уголовных наказаний.

С 1980-х гг. силами ученых и практических работников МВД СССР, МВД РСФСР, РФ была проведена большая работа по созданию нового законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний. Основополагающими принципами здесь выступали: необходимость создания единого уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующего исполнение всех видов уголовного наказаний, в том числе и смертной казни, а также иных мер уголовно-правового воздействия; наиболее полное его соответствие международным стандартам обращения с осужденными; последовательное осуществление гуманизации и демократизации порядка и условий отбывания наказаний.

Подготовленный в этот период проект Основ уголовно-исполнительного законодательства Союза ССР и союзных республик, хотя в силу объективных и субъективных причин не был принят, содержал значительное число норм и институтов, которые послужили основой для создания российского уголовно-исполнительного законодательства.

Проект Основ уголовно-исполнительного законодательства Союза ССР и союзных республик (Доктринальная модель), разработчиками которого были профессора А. С. Михлин, Н.А. Стручков, И.В. Шмаров, состоял из 6 разделов, 18 глав и 107 статей.

В первом разделе раскрывались задачи и принципы исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия. Абсолютно новым здесь стало положение ч. 2 ст. 4 о том, что установленные уголовно-исполнительным законодательством порядок и условия исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия соединяются с проведением обязательных воспитательных мероприятий, дифференциацией и индивидуализацией мер воздействия на осужденных, участием в воспитательной работе с осужденными трудовых коллективов и общественности. При закреплении правового положения осужденных в проекте Основ впервые был заложен принцип «дозволено все, что не запрещено законом».

Во втором разделе Основ раскрывались особенности правового регулирования одного из самых суровых наказаний — лишения свободы на базе реализации идеи гуманизации условий отбывания наказания. Об этом свидетельствовало введение таких институтов, как отпуска с выездом за пределы мест лишения свободы и без выезда, снятие ограничений с переписки, увеличение числа свиданий, денежных сумм, разрешаемых к расходованию на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости. Углубленную дифференциацию условий отбывания наказания предполагалось осуществить путем внедрения прогрессивной системы: первоначальные условия — содержание осужденных в помещениях строгой изоляции, затем перевод на улучшенные, а впоследствии — на облегченные условия содержания, где предусматривалась возможность передвижения без конвоя или сопровождения при производстве общественно-полезных работ. По решению администрации учреждения допускалась возможность «движения» и в обратную сторону.

Третий раздел Основ был посвящен регламентации исполнения новых видов наказаний: ареста и ограничения свободы. Отбывание наказания в виде ареста (сроком до трех месяцев) предусматривалось в условиях жесткого тюремно­го режима. Правовое регулирование наказания в виде огра­ничения свободы должно было осуществляться по типу ус­ловного осуждения к лишению свободы с обязательным привлечением к труду. Отбывание данного вида наказания предусматривалось в воспитательно-трудовых учреждениях органов внутренних дел.

В четвертом разделе регулировалось исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества или ограничением свободы.

Пятый раздел содержал нормы, регулирующие освобождение от отбывания наказания, порядок оказания помощи лицам, освобожденным от отбывания наказания, осуществление общественного контроля и надзора за ними.

Шестой раздел регламентировал исполнение мер уголовно-правового воздействия: условного осуждения и отсрочки исполнения приговора.

Указанный проект стал базовым для подготовки Основ уголовно-исполнительного законодательства РСФСР (1990 г.). Возглавить рабочую группу было поручено профессору А.И. Зубкову. При этом ставились следующие задачи: изменить название данной отрасли законодательства, определив ее как уголовно-исполнительное, с тем чтобы сместить акцент с труда как основы исправления осужденных в сторону их социальной реабилитации; исключить явно выраженную идеологическую окраску, имевшую место в ИТК РСФСР; максимально учесть требования международных стандартов обращения с осужденными по вопросам гуманизации условий и порядка исполнения наказаний, социальной защищенности осужденных, более углубленной дифференциации мер воздействия на их поведение. Потребность именно в Основах возникла в связи с тем, что ряд субъектов, входящих в состав РСФСР, пожелали иметь собственное уголовно-исполнительное законодательство.

В декабре 1990 г. подготовленный проект Основ уголовно-исполнительного законодательства РСФСР был направлен в комитеты Верховного Совета РСФСР. Проект получил одобрение на заседании Комитета по законодательству, но было принято решение на его основе подготовить УИК РФ, а коллективу разработчиков из Томского государственного университета предлагалось подготовить альтернативный проект Кодекса.

Реализуя социальный заказ, авторы основного проекта исходили из принципиального положения о том, что данный Кодекс должен быть рассчитан на переходный период и отражать все особенности многоцветной палитры экономической, политической, государственно-правовой, национальной и общественной жизни. Данное обстоятельство имело решающее значение, так как авторский коллектив альтернативного проекта (под руководством профессора В.А. Уткина) исходил из противоположной посылки: как можно больше гуманизировать, демократизировать, максимально внедрить международные стандарты обращения с осужденными с тем, чтобы содержание Кодекса стало «работать» в будущем, а пока главное — означить все эти нововведения. Очевидно, что подобная позиция не учитывала как общей ситуации в стране, так и положения дел в уголовно-исполнительной системе.

В январе 1992 г. проект Кодекса был представлен в Верховный Совет РФ, где рассматривался в пяти комитетах и комиссиях и получил в целом положительные отзывы. Представлен был и альтернативный проект. Комитет по законодательству принял решение об образовании депутатской комиссии с привлечением широкого круга ученых и специалистов по доработке проекта Кодекса с учетом альтернативного варианта. В марте 1992 г. доработанный проект УИК РФ был представлен в Верховный Совет РФ. В нем содержалось 8 разделов, 22 главы и 176 статей. В качестве основной задачи органов, исполняющих наказания, ставилось исправление осужденных в направлении их социальной адаптации, что соответствовало п. 3 ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах. В ст. 1 законопроекта было зафиксировано положение: «Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации обеспечивает исполнение наказаний в целях исправления осужденных, предупреждения совершения преступлений как осужденными, так и иными лицами». В ст. 8 законопроекта исправление понималось как «готовность и способность осужденного к законопослушному поведению на основе уважения к труду, правопорядку, личности и обществу». Тем самым авторский коллектив закрепил цель исправле­ния в качестве непременного ориентира уголовно-исполни­тельного законодательства и всей деятельности уголовно-исполнительной системы.

Особенная часть законопроекта содержала разделы и главы, регулирующие исполнение всех видов наказаний, предусмотренных УК РСФСР. По-новому решался вопрос об урегулировании исполнения наказания в виде ограничения свободы. Если в проекте Основ уголовно-исполнительного законодательства 1990 г. его исполнение возлагалось на воспитательно-трудовые учреждения (разд. 6) или на спецкомендатуры (альтернативный проект Основ), то в проекте УИК РФ предлагалось осуществлять ограничение свободы в колониях-поселениях (гл. 7). Законопроект в качестве отлагательной нормы предусматривал исполнение такого специфического наказания, как арест. Нормы разд. 3, регулирующие исполнение данного наказания, предлагалось вводить по мере готовности материальной базы — создания арестных домов. Применительно к лишению свободы принципиально новым являлось положение о месте отбывания наказания (ст. 71) — в пределах республики, края, области, в которых осужденные проживали до ареста или были осуждены. В отличие от проекта Основ устанавливались обычные, строгие и облегченные условия содержания в одном учреждении (ст. 80).

В самостоятельные главы выделялось правовое регулирование особенностей исполнения наказания в виде лише­ния свободы в отношении женщин (гл. 16) и несовершеннолетних (гл. 17). Раздел 5 проекта закона содержал нормы, регулирующие исполнение наказаний в виде ограничения по службе, ареста и содержания в дисциплинарной части, применяемых к военнослужащим. Отдельным разделом устанавливался порядок и условия исполнения исключи­тельного наказания — смертной казни. В проекте УИК РФ, также как и в проекте Основ уголовно-исполнительного за­конодательства 1990 г., был сохранен раздел о персонале уч­реждений и органов, исполняющих наказание.

смотрение проекта УИК РФ откладывалось. Указанные за­коны должны были приниматься либо в пакете, либо друг за другом. Между тем складывающаяся в тот период критичес­кая ситуация в исправительных учреждениях требовала принятия экстренных мер по стабилизации обстановки. В силу этого в отдельных регионах наметился отход от со­блюдения отдельных норм исправительно-трудового закона и стали вводиться локальные нормы, направленные на улуч­шение условий содержания осужденных. Надо признать, что, несмотря на целесообразность, такое решение проблемы было неправомерным. Однако это привело к принятию решения внести изменения в действующий ИТК РСФСР, чтобы привести законодательство РФ в соответствие с общепризнанными международными нормами об условиях содержания заключенных. Новации были реализованы в Законе РФ от 12.06.1992 № 2988-1 «О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР». При этом все новеллы Закона были взяты из проекта УИК РФ.

Развитие уголовно-исполнительного законодательства на современном этапе

Совершенствование уголовно-исполнительного законодательства продолжается и в настоящее время. С момента принятия УИК РФ и по июнь 2005 г. в него 17 раз вносились изменения и дополнения. Кодекс был дополнен ст. 77.1 и 77.2, в новой редакции изложены шесть статей, корректировке подверглось 98 статей, восемь статей и приложение были исключены. На значительную гуманизацию исполнения уголовных наказаний направлены новации законодательных актов, принятых в последние годы. Федеральным законом от 09.03.2001 № 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации» были внесены существенные изменения и дополнения в 33 статьи УИК РФ, регламентирующие условия отбывания разных видов уголовных наказаний. Основное внимание в Законе было уделено смягчению условий отбывания наказания в виде лишения свободы.

В 2003 г. были продолжены разработка и принятие законодательных актов, направленных на дальнейшую гуманизацию уголовно-исполнительного законодательства и практики его применения. Результатом законотворческой работы стало принятие и вступление в силу Федерального закона от 08.12.2003 № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации». Этим Законом были внесены поправки в 53 статьи УИК РФ, пять его статей даны в новой редакции, восемь статей и Приложение 1 исключены.

Общей направленностью Закона на дальнейшую гуманизацию и демократизацию процесса исполнения уголовных наказаний пронизано большинство изменений норм Общей части УИК РФ. В первую очередь это касается расширения прав осужденных. Так, ч. 2 ст. 12, в которой содержится право осужденного на личную неприкосновенность, честь и достоинство, дополнена запретом на применение к осужденным жестоких или унижающих человеческое достоинство видов взысканий. Подобная редакция не только в большей мере соответствует формулировке ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, но и гарантирует, что теперь и дисциплинарные взыскания, налагаемые на осужденных, могут применяться только в строгом соответ­ствии с Законом. В ст. 12 УИК РФ также введена ч. 6.1, зак­репляющая право осужденных на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы ис­правительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Тем самым на законода­тельном уровне урегулировано фактическое положение, ко­торое сложилось в местах лишения свободы после создания полноценной психологической службы УИС. При этом предписание закона о том, что участие осужденных в мероп­риятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия, является важным условием соблюдения этого субъективного права в отношении конкретного осужденного.

Некоторые изменения внесены в ст. 14 УИК РФ, обеспечивающую свободу совести и свободу вероисповедания осужденных. Так, в связи с распространением экстремизма в России, в том числе и религиозной направленности, предлагается ограничить доступ представителей подобных организаций в исправительные учреждения и арестные дома, для чего в ч. 4 сделано указание об обязательной принадлежности священнослужителей к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных. Дополнение ст. 118 УИК РФ ч. 2 уточняет порядок реализации права на свободу совести и свободу вероисповедания для осужденных, содержащихся в одиночных камерах, штрафных и дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа исправительных учреждений. Теперь предусматривается посещение этой категории осужденных по их просьбе священнослужителями, принадлежащими к зарегистрированным в установленном порядке ре­лигиозным объединениям, по выбору осужденных.

Признание осужденных субъектом права позволяет им не только иметь субъективные права и юридические обязан­ности, но и способность независимо их осуществлять, в том числе путем подачи предложений, заявлений, ходатайств и жалоб по всем интересующим их проблемам в любые ин­станции. Поэтому законодатель изъял из ч. 1 ст. 15 УИК РФ положения, предусматривающие возможность обращений осужденных только по вопросам, связанным с нарушением их прав и законных интересов.

Важные изменения внесены в нормы, регламентирующие порядок осуществления контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. В частности, на суды возлагается обязанность рассматривать жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, не только в специальных случаях, предусмотренных законом, а по общим правилам в соответствии с законодательством РФ. Такой порядок предусмотрен гл. 25 ГПК РФ, регламентирующей производство по делам об оспаривании решений, действии (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

На дальнейшее совершенствование правового регулирования исполнения исправительных работ и лишения свободы были направлены поправки, внесенные в УИК РФ в 2005 г.

Таким образом, развитие уголовно-исполнительного законодательства прошло несколько этапов.

I. Разработка теоретических основ единого законодательства об исполнении уголовных наказаний и проектов Основ уголовно-исполнительного законодательства СССР и союзных республик (1970—1980-е гг.).

II. Формирование уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации (начало 1990-х гг. — 1996 г.).

III. Совершенствование уголовно-исполнительного за­конодательства на основе принципов гуманизации и демок­ратизации (с 1997 г. по настоящее время).

Наиболее перспективным путем развития уголовно-исполнительного законодательства останется совершен­ствование формы УИК РФ как сводного закона прямого действия, содержащего конкретные правовые нормы и пре­дусматривающего механизм реализации закрепленных в нем норм. В тоже время необходимо ускорить принятие ряда законов, предусмотренных УИК РФ. Такие законодательные акты — об общественном контроле за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, о помиловании, о социальной помощи лицам, освобождаемым от уголовного наказания, и другие должны дополнять и развивать отдельные положения УИК РФ, т.е. подлежащие дополнительному регулированию конкретные аспекты отно­шений в сфере исполнения уголовных наказаний.

Тема №5. Понятие правового положения (статуса) лиц, отбывающих уголовные наказания. Виды и структура правового статуса осужденных

Понятия «правовое положение» и «правовой статус» в теории права и доктрине уголовно-исполнительного права рассматриваются как равнозначные. В самом кратком виде правовой статус осужденного определяется как юридически закрепленное положение осужденного в обществе. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение осужденного в современной системе общественных отношений. Право, как социальный регулятор, лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки.

Исходные положения правового статуса осужденных учреждены в международных правовых актах: Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Европейской конвенции о защите прав че­ловека и основных свобод (1950 г.) и др. Одним из главных их предписаний, определяющих юридическое положение индивида, является право человека на признание его правосубъектности. Оно установлено во Всеобщей декларации прав человека (ст. 6), в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 16) и означает, что «каждый человек, где бы он не находился, имеет право на признание его правосубъектности. Важными свойствами правосубъектности являются ее признание и гарантированность государством, т.е. обеспечиваемая соответствующими государственными органами способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности, а также способность независимо их осуществлять. Особое значение имеет обеспечение рассматриваемого права в сфере исполнения уголовных наказаний, где только в постсоветские годы осужденные на законодательном уровне и в правоприменительной практике действительно стали признаваться субъектами права. Сегодня они, являясь гражданами Российской Федерации, обладают правами и свободами человека и гражданина, которые в соответствии с Конституцией РФ признаются и охраняются государством.

Соответственно, правовое положение (статус) осужденных базируется на общем правовом статусе граждан России, поскольку в ст. 6 Конституции РФ прямо указывается на то, что гражданин России не может быть лишен своего гражданства. Более того, согласно ст. 20 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» отбывание уголовного наказания служит препятствием для выхода из гражданства Российской Федерации по желанию осужденного. Сохранение за осужденными гражданства государства и правового статуса гражданина Российской Федерации имеет большое международное, социально-политическое и воспитательное значение, так как характеризует подход государства к преступнику с гуманистических позиций.

Правовое положение осужденных установлено прежде всего уголовно-исполнительным законодательством России. Этому вопросу посвящена самостоятельная гл. 2 УИК РФ (ст. 10—15). В ней определяются общие положения о правовом положении осужденных, раскрываются их основные юридические обязанности и субъективные права, содержится механизм реализации отдельных прав (например, права осужденного на личную безопасность (ст. 13 УИК РФ). Указанные положения получили дальнейшее развитие и конкретизацию в нормах Особенной части УИК РФ, посвященных исполнению отдельных видов уголовных наказаний, а также в иных источниках уголовно-исполнительного права (в частности, в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений).

Свою специфику имеет правовой статус осужденных — иностранных граждан и лиц без гражданства. Они пользуются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами РФ, законодательством РФ о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, в частности, Федеральным законом от 25.07.2002 №. 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ. Это означает, что иностран­ным гражданам и лицам без гражданства во время отбыва­ния уголовного наказания гарантируются естественные пра­ва человека, обеспечиваются такие же условия содержания, как и российским гражданам. Для этих категорий осужден­ных в уголовно-исполнительном законодательстве предус­мотрены дополнительные права.

В частности, это право на пользование родным языком (ч. 5 ст. 11 УИК РФ). Осужденные — иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с предложениями, заявлени­ями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, ис­полняющим наказания. Кроме того, иностранные граждане,. осужденные к аресту, ограничению свободы или лишению свободы, имеют право поддерживать связь с дипломатичес­кими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в Российской Федерации, а граждане госу­дарств, не имеющих дипломатических представительств и консульских учреждений в Российской Федерации, — с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными.

Виды правового статуса осужденного: общий, или конституционный статус гражданина Российской Федерации; специальный, или родовой, статус осужденных как определенной категории граждан; особенный, или видовой статус лиц, отбывающих различные виды уголовных наказаний; индивидуальный статус. Все эти виды статуса осужденного тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга, и на практике неразделимы.

Общий правовой статус — это статус осужденного как гражданина государства. Он определяется прежде всего Конституцией РФ и содержит гарантированные ей всем и каждому права и обязанности. В частности, права: на жизнь; охрану достоинства личности и личную неприкосновен­ность; свободу совести и вероисповедания; социальное обес­печение; охрану здоровья и медицинскую помощь. В ч. 1 ст. 10 УИК РФ подчеркивается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, тем самым государство берет на себя обязан­ность обеспечивать их правовую защищенность и личную безопасность наравне с другими гражданами и лицами, нахо­дящимися под юрисдикцией государства.

Конституция РФ устанавливает основные общеграждан­ские обязанности осужденных. Так, каждый осужденный обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), а также сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

От исполнения иных своих гражданских обязанностей осужденные могут быть освобождены только федеральным законом. В частности, согласно ч. 1 ст. 59 Конституции РФ «защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Вместе с тем в соответствии с ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы.

Специальный (родовой) статус отражает особенности положения осужденных как лиц, подвергнутых уголовному наказанию. Особенностью этого статуса является установление для осужденных дополнительных обязанностей и правоограничений. В ч. 2 ст. 10 УИК РФ говорится, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с определенными изъятиями и ограничениями. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Поэтому сужение общего правового статуса осужденного осуществляется в указанных интересах прежде всего нормами уголовного законодательства, в которых применительно к конкретному виду наказания определен объем лишений или ограничений прав и свобод для этого лица. Если штраф представляет собой денежное взыскание (ч. 1 ст. 46 УК РФ) и при его исполнении ограничиваются только имущественные права осужденного, то лишение свободы на определенный срок заключается в изоляции осужденного от общества (ч. 1 ст. 56 УК РФ) со всеми вытекающими последствиями. В условиях изоляции существенно ограничиваются права осужденных на свободу передвижения, свободу общения, неприкосновенность частной жизни, тайну переписки и др.

Индивидуальный статус представляет собой совокупность персонифицированных обязанностей и прав, законных интересов и правовых ограничений осужденных во время отбывания уголовного наказания. При отбывании одинакового вида наказания осужденные могут иметь различный индивидуальный правовой статус — в зависимости от многих факторов: пола, возраста, состояния здоровья, поведения и др. В частности, индивидуальный правовой статус осужденных к лишению свободы женщин существенно отличается от индивидуального статуса лишенных свободы мужчин, а статус несовершеннолетних от статуса взрослых осужденных. Индивидуальный правовой статус осужденного подвижен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека во время отбывания уголовного наказания. Например, с достижением пенсионного возраста осужденные к лишению свободы освобождаются от обязанности трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет привлекаются к труду по их желанию (ч. 2 ст. 103 УИК РФ).

Рассмотренные виды статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Каждый осужденный выступает одновременно во всех указанных качествах — он является гражданином Российской Федерации (общий статус), принадлежит к определенной социальной группе — осужденным, отбывает конкретный вид уголовного наказания, и, соответственно, обладает родовым и видовым статусом, и он же обладает различными личностными характеристиками, т.е. имеет индивидуальный статус.

Структуру статуса осужденного образует совокупность четырех элементов, взятых попарно: обязанности и права, законные интересы и правовые ограничения. Соотношение этих элементов образует юридическое содержание статуса как конкретного осужденного, так и лиц, отбывающих оди­наковый вид уголовного наказания.

Юридическая обязанность осужденных — это мера юри­дически необходимого поведения осужденного во время отбывания уголовного наказания, установленная в обязыва­ющих и запрещающих нормах права. Юридические обязанно­сти выступают условием нормального функционирования институтов уголовно-исполнительного права, управления процессом исполнения и отбывания уголовных наказаний, поддержания законности и правопорядка, дисциплины и организованности в уголовно-исполнительной сфере. Это властная форма социальной регуляции, опирающаяся на возможность государственного принуждения. Юридические обязанности осужденных состоят в необходимости совер­шать определенные действия (обязывающие нормы) либо воздержаться от них (запрещающие нормы). Примечательно, что обязанности осужденных помимо законов могут со­держаться и в иных нормативных правовых актах, на что прямо указывается в ч. 2 ст. 11 УИК РФ. Институт обязан­ностей должен обеспечить интересы общества, государства и иных граждан при исполнении уголовных наказаний, ока­зывать непрерывное воспитательное воздействие на самих осужденных. За неисполнение установленных в норматив­ных правовых актах обязанностей осужденные несут юриди­ческую ответственность.

Субъективное право осужденного — это гарантированная государством мера юридически возможного поведения, позволяющая осужденному пользоваться определенными со­циальными благами, обеспечиваемая юридическими обя­занностями должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания, других субъектов уголовно-ис­полнительных правоотношений. Сущность субъективного права осужденного заключается в нормативно закрепленной возможности его определенного (дозволенного, разрешен­ного) поведения. Осужденный обладает как общегражданс­кими, так и специальными правами. К первым относятся право: на жизнь, здоровье, личную безопасность и неприкосновенность, судебную защиту, юридическую помощь и др. Специальные права осужденных закреплены в уголовно-ис­полнительном законодательстве применительно к конкрет­ному виду уголовному наказания. Так, осужденные к лише­нию свободы имеют право на свидания, получение посылок, переписку и т.д. Для реализации прав в законе устанавлива­ются возможности осужденного: совершать различные дей­ствия (кроме запрещенных юридическими нормами); требовать исполнения соответствующих его праву юридических обязанностей от персонала учреждений и органов, исполня­ющих наказания, и иных лиц; обратиться за защитой своего нарушенного права в государственные или общественные органы.

Обеспечение прав осужденных — важный показатель за­конности деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Контроль за соблюде­нием прав и свобод осужденных осуществляется различными международными и государственными органами, долж­ностными лицами, общественными объединениями.

Законные интересы осужденного — закрепленные в нор­мах права стремления осужденного пользоваться конкретными социальными благами, удовлетворяемые, как правило, в результате объективной оценки его поведения админист­рацией учреждений или органов, исполняющих уголовные наказания, прокуратурой, судом. Законные интересы осужденных имеют сходство с субъективными правами, но не идентичны последним. Субъективное право предполагает закрепленную в законе возможность осужденного свободно пользоваться социальным благом, которая обеспечивается юридической обязанностью иных субъектов уголовно-ис­полнительных правоотношений. Законный интерес пред­ставляет собой потенциальную возможность осужденного обладать каким-то социальным благом, которая реализует­ся при выполнении осужденным определенных фактичес­ких условий, и ей не противостоит конкретная юридическая обязанность. Администрация учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и иные субъекты уголовно-исполнительных правоотношений здесь в большинстве случаев осуществляют оценку поведения осужденного (выполнение режимных требований, отношение к труду, учебе и др.). Законный интерес представляет собой правовой сти­мул и является правовым побуждением к законопослушно­му поведению осужденного. Такое поведение создает лицам, отбывающим уголовные наказания, благоприятные условия для осуществления собственных потребностей и интересов. Только при наличии правомерного поведения осужденного могут быть реализованы законные интересы, направленные на получение поощрений (получение дополнительного сви­дания, замена неотбытой части наказания более мягким ви­дом наказания и др.) либо льгот (выезд за пределы мест лишения свободы).

Содержание обязанностей и прав осужденных

В настоящее время на всех осужденных распространяются обязанности, установленные в ст. 11 УИК РФ. Учитывая их важность и универсальность для различных видов уголовных наказаний, законодатель определил их как основные обязанности осужденных. Содержание указанной статьи позволяет выделить две группы обязанности — общие и специальные.

Общие (общегражданские) обязанности в статье не называются, для их обозначения используется бланкетная норма — «исполнение установленных законодательством Российской Федерации обязанностей граждан Российской Федерации». Примером общегражданских обязанностей осужденных, помимо рассмотренных ранее конституционных обязанностей, может служить обязанность по содержанию несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей. Кроме того, общие обязанности осужденных вытекают из законодательного требования соблюдения принятых в обществе нравственных норм поведения, требований санитарии и гигиены.

К специальным обязанностям, составляющим сердцевину специального статуса осужденных, ст. 11 УИК РФ относит: соблюдение требований федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; выполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; вежливое отношение к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным; обязанность являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора. В случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу.

Юридические обязанности, возложенные на осужденных во время отбывания наказания, предусмотрены не только нормами ст. 11 УИК РФ. Применительно к конкретному виду уголовного наказания они изложены в нормах Особенной части УИК РФ, а также в принятых в соответствии с законом иных нормативных правовых актах. Например, специальные обязанности осужденных к лишению свободы конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 30.07.2001 № 224.

К основным обязанностям осужденных в исправительных учреждениях в этом документе (параграф 3) относятся: выполнение требований указанных Правил; соблюдение распорядка дня, установленного в ИУ; прибытие по вызову администрации, дача письменных объяснений по ее требованию по фактам нарушения установленного порядка отбывания наказания и другим основаниям; прохождение медицинского освидетельствования с целью своевременного обнаружения инфекционных заболеваний, а также выявления фактов употребления алкогольных, наркотических и сильнодействующих (токсических) веществ; бережное отно­шение к имуществу исправительного учреждения и другим видам имущества; соблюдение требований пожарной безопасности; добросовестно отношение к труду и учебе; вежливые отношения между собой и в обращении с персоналом ИУ и иными лицами, выполнение их законных требований; содержание в чистоте и опрятности жилых помещений, рабочих мест, одежды, заправка постели по установленному образцу, контроль за наличием и состоянием индивидуальных табличек на кроватях, тумбочках и вещевых мешках в помещениях отрядов, где хранятся их личные вещи; соблюдение правил личной гигиены, наличие короткой стрижки волос на голове, короткой правки бороды и усов (для мужчин), хранение продуктов питания и предметов индивидуального пользования в специально оборудованных местах и помещениях; ношение одежды установленного образца с нагрудными и нарукавными знаками за исключением осужденных, содержащихся в колониях-поселениях; принятие участия в работах по благоустройству ИУ и прилегающих к ним территорий в порядке, установленном уголовно-исполнительным законодательством.

Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей независимо от того, в каких нормативных актах они предусмотрены, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.

Основные права осужденных вытекают из общегражданс­ких прав и закреплены в ст. 12 УИК РФ. Они включают в себя право: на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенно­го судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний; на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, ис­полняющего наказания. Осужденные не должны подвер­гаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основа­нии закона; на жизнь и здоровье. Осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье; на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека; на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения; на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи; на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством РФ; на оказание юридической помощи. Осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.

К числу основных прав относится право осужденных на личную безопасность (ст. 13 УИК РФ). Это право означает, что при возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому долж­ностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом случае указанное должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного. Начальник учреждения по заявлению осужденного либо по собственной инициативе принимает решение о переводе осужденного в безопасное место — как правило, это изолированное помещение (камера) внутри указанных учреждений, исполняющих наказания. Кроме этого могут быть приняты и иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного. Например, изоляция лица, от которого исходит угроза, привлечение его к уголовной или дисциплинарной ответственности.

В ст. 14 УИК РФ закреплено право осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания. В отношении наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, реализация этого общегражданского права каких-либо особенностей не имеет. К осужденным к аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждении выделяет соответствующее помещение. По состоянию на 1 июля 2005 г. при исправительных и воспитательных колониях действовали 360 церквей и храмов, 671 молитвенная комната.

Кроме того, тяжелобольным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе должна быть обеспечена возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей.

Применительно к конкретному виду уголовного наказания основные права осужденных раскрываются в нормах Особенной части УИК РФ. В частности, право осужденных на охрану здоровья — в ст. 52,72,101,170, право на социаль­ное обеспечение — в нормах ст. 98 УИК РФ и др.

Порядок осуществления прав осужденных устанавливается УИК РФ, а также иными нормативными правовыми актами. Так, общий порядок реализации права осужденных на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами определен ст. 15 УИК РФ, согласно которой предложения, заявления и жалобы осужденных могут быть изложены в устной и письменной формах. Они рассматриваются администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания. Предложения, заявления и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по за­щите прав и свобод человека, направляются через админис­трацию учреждений и органов, исполняющих наказания. Эти обращения цензуре не подлежат и не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляются по принадлежности. Осужденные к иным видам наказаний направляют предложения, заявления и жалобы самостоятельно.

Предложения, заявления и жалобы осужденных по поводу решений и действий администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, не приостанавливают исполнение этих решений и эти действия.

Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством сроки и довести принятые решения до сведения осужденных.

Уголовно-исполнительное законодательство закрепляет принципиальное положение, определяющее, что при осуще­ствлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц (ч. 11 ст. 12 УИК РФ).

Специальные права осужденных и порядок их реализации закреплены в нормах Особенной части УИК РФ и в нормативных правовых актах, принятых в его развитие. Так, в соответствии со ст. 92 УИК РФ осужденным к лишению свободы предоставляется право на телефонные разговоры. Порядок его осуществления определен в § 15 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. Телефонный разговор предоставляется по письменному заявлению осужденного, в котором указывается адрес, номер телефона абонента и продолжительность разговора, не превышающая 15 минут. Телефонные разговоры оплачиваются осужденными за счет собственных средств или за счет средств их родственников или иных лиц. Телефонные разговоры могут контролироваться администрацией.

По прибытии в исправительное учреждение, а также при наличии исключительных личных обстоятельств администрация исправительного учреждения предоставляет осужденному возможность телефонного разговора по его просьбе. В исключительных случаях с разрешения началь­ника исправительного учреждения осужденному может быть разрешен телефонный разговор с родственником, отбывающим наказание в виде лишения свободы.

Тема 6. Классификация уголовных наказаний и система органов и учреждений, их исполняющих

Исполнение уголовных наказаний признается исключи­тельной функцией государства, для осуществления которой, как правило, создаются специализированные учреждения и органы. При этом основополагающим является положение, зафиксированное в ст. 43 УК РФ — наказание есть мера го­сударственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Структура учреждений и органов, исполняющих уго­ловные наказания, в России всегда была тесно увязана с дей­ствующей системой уголовных наказаний, закрепленной в уголовном законодательстве.

Введенный в действие с 1 января 1997 г. УК РФ изменил систему наказаний. В настоящее время в соответствии со ст. 44 к лицам, совершившим преступления, могут приме­няться: а) штраф; б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; г) обязательные работы; д) исправительные работы; е) ограничение по воен­ной службе; ж) ограничение свободы; з) арест; и) содержа­ние в дисциплинарной воинской части; к) лишение свободы на определенный срок; л) пожизненное лишение свободы; м) смертная казнь.

Установив новую систему наказаний, УК РФ предопре­делил тем самым виды учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. В ст. 16 УИК РФ нашли закрепление не только все виды уголовных наказаний, предусмотренных ct: 44 УК РФ, но и определены органы и учреждения, их ис­полняющие.

Исполнение штрафа согласно ч. 1 ст. 16 УИК РФ и. ст. 72 Федерального закона от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» возлагается на судебных приставов-исполнителей Федеральной службы судебных приставов (ФССП России). На суды, вынесшие приговор, возложено исполнение уголовного наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

В настоящее время большинство уголовных наказаний исполняют учреждения уголовно-исполнительной системы. В нее входят: уголовно-исполнительные инспекции, исполняющие такие виды наказаний, как исправительные и обязательные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также осуществляющие контроль за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих детей до четырнадцатилетнего возраста, которым судом отсрочено отбывание наказания; исправительные центры, реализующие ограничение свободы арестные дома, исполняющие наказание в виде ареста; исправительные учреждения исполняют уголовные наказания в виде лишения свободы на определенный срок и пожизненного лишения свободы.

Судебные приставы-исполнители Федеральной службы судебных приставов (ФССП России) в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными кон­ституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Минюста России, а также Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1316.

Ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» устанавливает обязанности и права судебных приставов-исполнителей. В процессе исполнения уголовного наказания в виде штрафа судебный пристав-исполнитель имеет право: получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки; проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них осужденных и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов; входить в помещения и хранилища, занимаемые осужденными или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им; арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом; налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе; использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника; в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения; объявлять розыск осужденного, его имущества или розыск ребенка; вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве; совершать иные действия, предусмотренные федеральным законом об исполнительном производстве. Требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории РФ.

Уголовно-исполнительные инспекции являются учреждениями, исполняющими в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества. Инспекции в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, иными нормативными правовыми актами. В частности, постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 № 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности» и приказом Минюста России от 12.04.2005 № 38 «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества».

Основными задачами уголовно-исполнительных инспекций являются: а) исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и исправительных работ; б) контроль за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, которым судом отсрочено отбывание наказания; в) предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в инс­пекциях.

Уголовно-исполнительные инспекции анализируют работу по исполнению наказаний и осуществлению контроля за поведением осужденных, готовят в соответствии с ведомственными актами статистическую отчетность, а также информационно-аналитические и другие материалы для территориальных органов ФСИН России. Инспекции взаимодействуют с органами внутренних дел на основе разработки и осуществления совместных мероприятий по контролю за поведением осужденных, соблюдением условно осужденными возложенных на них судом обязанностей, предупреждению преступлений и иных правонарушений, устранению причин и условий, способствующих их совершению, а также обмена соответствующей информацией. В этих целях инспекции: готовят и направляют в органы внутренних дел предложения по планам совместных мероприятий; принимают участие в мероприятиях, проводимых органами внутренних дел по проверке поведения осужденных по месту жительства и в общественных местах; систематически направляют в органы внутренних дел информацию об осужденных, состоящих на учетах.

К исправительным учреждениям, реализующим лишение свободы на определенный срок, относятся: колонии-поселения; исправительные колонии общего, строгого, особого режима; воспитательные колонии; тюрьмы; лечебные исправительные учреждения; лечебно-профилактические учреждения; специальные исправительные учреждения для содержания бывших работников судов и иных правоохранительных ор­ганов; следственные изоляторы — в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию этих учреждений, и осужденных на срок не свыше б месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия. Исправительные колонии особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, исполняют пожизненное лишение свободы.

Наказание в виде смертной казни исполняется учреждениями уголовно-исполнительной системы. Подробно вопросы исполнения наказания в виде смертной казни будут рассмотрены в гл. 19).

Кроме перечисленных видов уголовных наказаний ис­правительные учреждения, исправительные центры и арестные дома осуществляют применение принудительных мер медицинского характера к определенным законодательством категориям осужденных.

Учреждениями и органами, исполняющими уголовные наказания в отношении военнослужащих, являются: дисциплинарные воинские части — для исполнения наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части; гауптвахты для осужденных военнослужащих или соответствую­щие отделения гарнизонных гауптвахт — ареста; командование воинских частей — ограничения по военной службе.

Перечисленные учреждения представляют собой, как правило, специальные государственные структуры, для которых исполнение уголовных наказаний является основной функцией. Уголовно-исполнительное законодательство четко регламентирует их деятельность и полномочия при исполнении отдельных видов уголовных наказаний. Кроме того, ч. 2 и 3 ст. 16 УИК предусматривает существование иных учреждений и органов, непосредственно реализующих требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. К ним относятся администрации организаций, в которой работает осужденный, и органы, правомочные в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответству­ющими видами деятельности, а также должностные лица, ранее присвоившие осужденным звание, классный чин или наградившие государственной наградой, либо соответствующие органы РФ.

На сегодняшний день три вида уголовных наказаний ограничение свободы, арест, смертная казнь не исполняются. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 08.01.1997 № 2-ФЗ «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса РФ» положения УИК РФ о наказаниях в виде ограничения свободы и ареста вводятся в действие федеральным законом или федеральными законами по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но при этом о наказании в виде ограничения свободы — не позднее 2005 г., о наказании в виде ареста — не позднее 2006 г.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 02.02.1999 № 3-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16.07.1993 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правона­рушениях"" в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан» устанавливается, что впредь до создания судов присяжных во всех регионах России смертная казнь не может не только исполняться, но и назначаться судами. Согласно ст. 8 Федерального закона от 18.12. 2001 № 177-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (в ред. от 27.12. 2002) суды присяжных с 1 января 2004 г. функционируют во всех субъектах России, за исключением Чеченской Республики, где они вводятся с 1 января 2007 г.

Уголовно-исполнительная система Российской Федерации и ее персонал Российская система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, с начала XX в. традиционно основывалась на строгой централизации.

Первоначально, со времени законодательного закрепления термина «исправительно-трудовая система» в ст. 5 ИТК РСФСР 1924 г., под ним понималась единая система исправительно-трудовых учреждений, в свою очередь, получившая название по наименованию соответствующей отрасли законодательства. С развитием уголовного и исправительно-трудового законодательства, с появлением новых видов учреждений, призванных исполнять уголовные наказания, не только связанные с исправительно-трудовым воздействием, возникла необходимость уточнения данного понятия. В связи с недостаточно четким выявлением правовой природы этих наказаний и органов, их исполняющих, сомнениями в возможности отнесения их к исправительно-трудовым учреждениям в литературе для обозначения всех указанных учреждений стали употребляться такие термины, как «исправительная система» и «система исполнения наказаний».

Поэтому представляется вполне логичным и обоснованным, что в процессе формирования новой политики в сфере исполнения уголовных наказаний, создания соответствующей отрасли законодательства (права) в теорию и практику было введено понятие «уголовно-исполнительная система». Впервые официальное закрепление оно получило в Концепции реформы уголовно-исполнительной системы, подготовленной в МВД СССР в 1990 г.

Впервые в нормативный оборот термин «уголовно-исполнительная система» был введен Законом об учреждениях, исполняющих уголовные наказания. В действующей редакции ст. 5 этого Закона говорится, что уголовно-исполнительная система включает в себя: учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний (федеральный орган уголовно-исполнительной системы). Кроме того, в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства РФ могут входить след­ственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения. Перечень организаций и учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему, в настоящее время утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02. 2000 № 89 «Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему».

Виды учреждений, исполняющих наказания, определяются УИК РФ (ст. 16, 74). Учреждения, исполняющие наказания, являются юридическими лицами. Решения об их создании и ликвидации принимаются Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ.

Учреждения, исполняющие наказания, обязаны: 1) обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства РФ; 2) создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; 3) обеспечивать привлечение осужденных к труду, а также осуществлять их общее и профессиональное образование и профессиональное обучение; 4) обеспечивать охрану здоровья осужденных; 5) осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы; 6) в пределах своей компетенции оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; 7) обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Законом о содержании под стражей.

Территориальные органы уголовно-исполнительной системы (Главные управления (Управления) Федеральной службы исполнения наказаний по субъекту РФ) создаются федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территориях субъектов РФ. Они осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию. Террито­риальные органы являются юридическими лицами и владе­ют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом. В интересах развития социальной сферы УИС, а также привлечения осужденных к труду территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право создавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, а также в управлении ими.

Федеральный орган уголовно-исполнительной системы — Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России), которая является федеральным органом исполни­тельной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполне­ния уголовных наказаний в отношении осужденных, функ­ции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

Положение о ФСИН России и предельная численность работников ее центрального аппарата утверждены Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний».

Основными задачами ФСИН России являются: 1) исполнение в соответствии с законодательством РФ уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых; 2) контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания; 3) обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; 4) обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов; 5) охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции; 6) создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов; 7) организация дея­тельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации; 8) управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учрежде­ниями.

Персонал — личный состав учреждения, предприятия или часть этого состава, представляющая собой группу по профессиональным или иным признакам. Отечественный законодатель в ч. 3 ст. 24 Закона об учреждениях, исполняющих уголовные наказания, причислил к персоналу уголовно-исполнительной системы работников, состоящих в штатах учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждении с особыми условиями хозяйственной деятельности, предприятий учреждений,, исполняющих наказания, и следственных изоляторов. Из смысла ч. 1 данной статьи следует, что понятие персонала охватывает две категории работников: сотрудников, имеющих специальные звания и замещающих должности начальствующего состава, а также рабочих и служащих исправительных учреждений. Указанные категории персонала имеют раз

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства | Понятие и сущность исполнения уголовного наказания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.