Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие исправления осужденных и его основные средства

В ч.1 ст.9 УИК РФ впервые на законодательном уровне дается определение понятия исправления осужденных. Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Исправление осужденного – это постоянное, непрерывное воздействие на его личность средствами, заложенными как в самом уголовном наказании, так и соединенными с ним.

Исправление рассматривается как процесс изменение личности осужденного, который происходит под воздействием как внешних (объективных), так и внутренних (субъективных) условий ее развития. Внешнее влияние оказывают сотрудники учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, представители иных государственных и общественных структур, родственники и близкие лица, отбывающие уголовные наказания, а также другие осужденные. Все они участвуют в процессе нравственного, правового, трудового, эстетического, интеллектуального и физического развития личности осужденного. Именно такая деятельность и охватывается термином «исправительное воздействие».

Исправление осужденных также представляет собой социально значимый результат исполнения наказания и применения средств исправительного воздействия. В настоящее время УК РФ связывает применение, например, условно-досрочного освобождения (ст.79) с убежденностью суда в том, что для своего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. следовательно, речь идет об оценочном понятии. Его содержание будет зависеть от степени исправления осужденного, определять которую предстоит учреждениям и органам, исполняющим уголовные наказания. УИК РФ употребляет различные термины, устанавливающие данную степень. Так, ч.2 ст.56 УИК РФ определяет, что активное участие осужденных к ограничению свободы в проводимых мероприятиях воспитательного характера поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

При определении понятия исправления законодатель акцентирует внимание на формировании у осужденных реально достижимых при исполнении наказания качеств личности – привитие элементарных привычек и навыков поведения в обществе: уважение к человеку, труду, нормам и правилам человеческого общежития.

В соответствии с ч.2 ст.9 УИК РФ к основным средствам исправления относятся: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим); воспитательная работа; общественно полезный труд; получение общего образования; профессиональная подготовка; общественное воздействие.

Понятие режима, который определяется как установленный порядок исполнения и отбывания наказания, ранее в исправительно-трудовом законодательстве употреблялось только применительно к исполнению лишения свободы. Режим исполнения и отбывания наказания многофункционален по своей направленности. Он выступает в качестве одного из средств исправления (ч.2 ст.9 УИК РФ), создает условия для применения других средств исправления (ч.2 ст.82 УИК РФ). Применительно к определенным видам наказаний режим приобретает конкретное содержание. Наиболее полно и всесторонне правила режима реализуются в исправительных учреждениях, арестных домах, дисциплинарных воинских частях и исправительных центрах. Он регламентирует весь образ жизни осужденных как во внерабочее время, так и в процессе трудовой деятельности. Он охватывает все сферы их жизнедеятельности в местах отбывания наказания.

Исправительный потенциал режима проявляется в так называемой прогрессивной системе отбывания наказания, суть которой заключается в том, что по мере исправления осужденных изменяются степень их изоляции, количество свиданий, посылок или передач и бандеролей, другие условия содержания. Это способствует поэтапному приближению условий жизни и деятельности положительно ориентированных осужденных к условиям нормального социального сосуществования. Однако эта система предусматривает и ужесточение условий отбывания наказаний применительно к тем осужденным, которые систематически нарушают требования режима, не выполняют возложенные на них обязанности, запреты, ограничения.

Поскольку режимом определяется внутренний распорядок исправительных учреждений и других учреждений, исполняющих наказания, он включает в себя соответствующие требования по обеспечению правопорядка на территории указанных учреждений, соблюдению как осужденными, так и персоналом своих обязанностей и реализации их прав. Его нормы обращены также к другим лицам, посещающим эти учреждения (представителям органов власти, общественных объединений, служителям культа, родственникам осужденных).

При отбывании наказаний, не связанных с изоляцией от общества, совокупность основных элементов, образующих содержание режима, существенно сужает объем правоограничений осужденных, сокращается регламентация специфических правил их поведения. Однако при исполнении этих наказаний имеет место контроль за поведением осужденных, который выступает в качестве одного из основных элементов режима.

К числу основных средств исправления законодатель относит воспитательную работу, которая направлена на формирование у осужденных элементарных навыков социально одобряемого поведения: уважения к личности человека, обществу, господствующим в нем нормам, правилам поведения и традициям человеческого общежития, к труду и его результатам, к закону. Применительно к конкретным видам наказания УИК РФ определяет направления и основные формы воспитательной работы с осужденными (ст.56,109-110,165).

Воспитательная работа составляет основную часть профессиональной деятельности многих сотрудников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Она основана на принципах гуманизма и педагогики: включения осужденных в активную общественно полезную деятельность; формирование в среде осужденных отношений, основанных на общечеловеческих ценностях; сочетание требовательности к осужденным с гуманным и справедливым отношением к ним; опора в воспитательной работе на положительные качества личности; комплексный подход к организации воспитательной работы; индивидуальный и дифференцированный подход в процессе воспитания. Персонал учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, осуществляет задачи, направленные на нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных, способствующее их исправлению.

Воспитательная работа с осужденными включает в себя индивидуальную воспитательную работу, работу с отдельными группами и категориями осужденных, организацию нормального психолого-педагогического климата в их среде, использование воспитательного потенциала других средств исправления осужденных и др.

Общественно полезный труд традиционно является одним из основных средств исправления осужденных. Международные правовые акты о правах человека и обращении с осужденными признают обязательность труда осужденных (п.2 ст.71 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными). Европейские пенитенциарные правила (в ст.71.2) отмечают, что осужденных можно обязать трудиться, если по заключению врача их физическое и психическое здоровье позволяет это. Международный пакт о гражданских и политических правах (п.3 ст.8) не относит работу, которую выполняют лица, находящиеся в заключении на основании распоряжения суда, в категории принудительного труда.

В ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве и правоприменительной практике роль труда гипертрофировалась: долгое время труд только формально рассматривался как основа исправления осужденных, а исправительные учреждения выступали по существу как промышленные предприятия, которые обязаны были выполнять производственные план и приносить прибыль. Сегодня сложилась противоположная ситуация. Кризис в экономике привел к тому, что многие осужденные из-за отсутствия работы не привлекаются к труду, а безделье, особенно в условиях изоляции от общества, способствует росту количества правонарушений среди осужденных. Но даже в этих условиях общественно полезный труд рассматривается как обязанность осужденных (ч.4 ст.40, ч.3 ст.50, ч.1 ст.103, ч.1 ст.164 УИК РФ).

Значение общественно полезного труда для исправления осужденного состоит в том, что добросовестное отношение к трудовым обязанностям учитывается при определении степени исправления конкретного осужденного; позволяет осужденным поддерживать свое физическое и душевное здоровье; является основой удовлетворения материальных потребностей не только осужденного, но и оказания им помощи семье, накопления необходимых средств для устройства после отбывания наказания. трудовые навыки, приобретенные во время отбывания наказания, нередко позволяют осужденному после отбытия наказания решить проблему трудоустройства.

К основным средствам исправления осужденных относятся получение ими общего образования и профессиональная подготовка. Международные акты об обращении с осужденными значительное внимание уделяют их общеобразовательному и профессиональному обучению, что рассматривается в качестве составного элемента воспитания. Этому вопросу посвящен специальный раздел Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, п.2 ст.77 которых подчеркивает, что «обучение заключенных следует по мере возможности увязывать в существующей в стране системой образования». Статья 81 Европейских пенитенциарных правил конкретизирует данное положение. В ней говорится, что по мере возможности обучение заключенных должно:

А) быть интегрировано в государственную систему образования, чтобы они могли легко продолжить свое образование после выхода на свободу;

Б) осуществляться в учебных заведениях вне места лишения свободы. Такое внимание к организации обучения осужденных не случайно, поскольку в них реализуется познавательная деятельность личности.

Общее образование способствует формированию интеллекта, жизненных перспектив, нравственному изменению осужденного. В современных условиях учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, совместно с органами образования вынуждены решать сложные вопросы ликвидации неграмотности среди осужденных, получения ими начального и основного общего образования. Осужденным, отбывающим наказания в виде ограничения или лишения свободы и не имеющим необходимой специальности, обеспечиваются получение начального профессионального образования или профессиональная подготовка. Формы и организация образовательного процесса регламентируются УИК РФ (ч.4 ст.53, ч.4 ст. 129, ст. 108, 112,141) и законодательством об образовании.

В последние годы предпринимаются попытки законодательно урегулировать право осужденных к лишению свободы на получение высшего образования. До 2001г. Этим правом были наделены только осужденные, отбывающие лишение свободы в колониях-поселениях. В соответствии с ч.4 ст.129 УИК РФ этим лицам разрешается заочно обучаться в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, расположенных в пределах территории соответствующего административно-территориального образования.

Следующим шагом стало закрепление в ч.4 ст.108 УИК РФ (в соответствии с Федеральным законом от 09.03.2001 № 25-ФЗ) нового положения, согласно которому с учетом имеющихся возможностей администрация испарительного учреждения оказывает содействие осужденным в получении среднего (полного) общего образования и высшего профессионального образования. Эта норма позволяет расширить возможности получения осужденными высшего образования посредством организации в исправительных учреждениях системы дистанционного обучения. Большое значение для реализации рассматриваемого права имеет внесенное Федеральным законом от 08.12.2003 № 161-ФЗ дополнения в ст. 141 УИК РФ, в котором определяется, что несовершеннолетним осужденным, достигшим возраста 16 лет, разрешается заочно обучаться в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

Повышение образовательного и профессионального уровней создает предпосылки для успешной социальной адаптации осужденного после освобождения от отбывания уголовного наказания.

Впервые в уголовно-исполнительном законодательстве в качестве одного из средств исправления осужденных закреплено общественное воздействие, хотя в ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве участие общественности в исправлении осужденных предусматривалось в самых разнообразных формах. Положения ч.2 ст.9 УИК РФ нашли отражение в различных статьях Кодекса (ст.14,23,142). Так, в ст.23 УИК РФ подчеркивается, что общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных.

В развитие данного положения в проекте федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности» установлены основные направления содействия общественных объединений учреждениям и органам, исполняющим уголовные наказания: а) улучшение условий содержания и медико-санитарного обеспечения осужденных; б) участие в организации труда, досуга, обеспечения осужденных; в) участие в нравственном, правовом, культурном, социальном, трудовом, физическом воспитании и развитии осужденных; г) обеспечении свободы совести и свободы вероисповедания осужденных; д) оказание помощи осужденным в подготовке к освобождению, решении вопросов жилищно-бытового устройства, трудоустройства, медицинского обслуживания и социального обеспечения, социально-психологической реабилитации и адаптации; е) укрепление материально-технической базы мест принудительного содержания.

Для осуществления указанной деятельности законопроектом определены следующие организационные формы: а) передача учреждениям и органам, исполняющим наказания, и в места содержания под стажей безвозмездной материальной помощи; б) финансирование программ содействия работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест содержания под стражей; в) иные формы, не запрещенные законом.

В части 3 ст.9 УИК РФ подчеркивается, что все средства исправления должны применяться в комплексе, при этом должен учитываться вид наказания, характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность осужденного и его поведение. Тем самым законодатель обращает внимание на умелое применение принципов индивидуального и дифференцированного подхода и учет особенностей различных категорий осужденных, которые закреплены в нормах уголовного и уголовно-исполнительного законодательства.

Дифференциация исполнения наказания и применения средств исправления прежде всего базируется на учете вида наказания, которое отбывают осужденные, типологических особенностей различных их категорий (мужчины, женщины, несовершеннолетние, взрослые, инвалиды и т.д.). С учетом особенностей каждого вида наказания и группы осужденных УИК РФ определяет специфический порядок и условия его исполнения и применения исправительных средств. Такой подход к осужденным, особенно к тем, кто отбывает наказание в виде лишения свободы, позволяет определить пути и средства, формы и методы воспитательной работы, которые бы способствовали формированию у них позитивных нравственных взглядов и положительных морально-волевых качеств.

Индивидуализация применения средств исправления основывается на учете следующих перечисленных в законе признаков: характера совершенного преступления, т.е. является ли оно насильственным, корыстным, направлено ли оно против конкретного гражданина или общества в целом, носит ли оно антигосударственный характер и т.д.; степени общественной опасности совершенного преступления, т.е. является ли оно преступлением небольшой или средней тяжести, тяжким или особо тяжким (ст.15 УК РФ); личности осужденного, т.е. его социально-демографических, нравственно-психологических и др. признаков, в частности степени социально-нравственной испорченности, которая определяется продолжительностью и интенсивностью прошлой криминальной деятельности, рецидивом преступлений; поведением осужденных, т.е. степени исправления с точки зрения отношения к соблюдению установленного порядка отбывания наказания, участия в общественно полезном труде, самостоятельных организациях осужденных и др.

Литература

Бриллиантов А.В. дифференциация наказания и степень исправления осужденных к лишению свободы. М.,1997.

Дементьев С.И., Дьяченко Р.А., Трахов А.И. Уголовное наказание: содержание, виды, назначение и исполнение. Краснодар, 2000.

Зубкова В.И. Уголовное наказание и его социальная роль: теория и практика. М.,2002.

Старков О.В., Милюков С.Ф. Наказание: уголовно-правовой и криминопенологический анализ. СПб.,2001.

Ткачевский Ю.М. Прогрессивная система исполнения уголовных наказаний. М. 1997

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие и сущность исполнения уголовного наказания | Тема 9. Порядок и условия исполнения условия исполнения наказаний, не связанных с обязательной трудовой деятельностью осужденного
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1957; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.