Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Займы и налоги как основной признак государства

Проблема формального, принудительного и добровольного ограничения суверенитета государства

Многозначность подходов к определению понятия государств

2. На протяжении многих столетий идея государства занимала и продолжает занимать умы миллионов людей, пытающихся понять, что такое государство, как и для чего, оно создается, в чем его смысл и назначение. Многочисленные споры ведутся вокруг вопросов о том, как возникает и развивается государство, каковы его естественные границы, каковы его сущность и пределы вмешательства в частную и общественную жизнь.

5. «теория трех элементов»

Государство в целом представляет собой единство трех элементов: государство существует постольку, поскольку существуют 1) население государства (нация, государственно-организованный народ), 2) государственная территория и 3) государственная власть

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Атаманчук Г.В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. М., 1996.

2. Бабурин С.М. Территория государства: правовые и геополитические

проблемы. М., 1997.

3. Байтин М.И. Государство и политическая власть. Саратов. 1972.

4. Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства.

Саратов. 1979.

5. Владимиров В.А. Основные функции посткоммунистического государства в

области внутренней политики. Тверь. 1992.

6. Власть. Очерки современной политической философии Запада. М., 1989.

7. Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной

власти в условиях формирования гражданского общества // Государство и

право. 1994. №7.

8. Ильин И.А. О государстве // Собр.соч. М., 1993. Т.1.

9. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996. С.20-25.

10. Клепцова Т.Н. Функции аппарата Российского государства в рыночной

экономике. Учебное пособие. М., 1992.

11. Манов Г.Н. Признаки государства: новое прочтение. В кн: Политические

проблемы теории государства. М., 1993 с.38-46.

12. Мамут Л.С. Государство в ценностном измерении. М., Норма. 1988.

13. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном

Этапе //Государство и право. 1993.№6.

14. Общая теория государства и права: Академический курс в 2 томах. / Отв.ред.

М.Н.Марченко. М., 1998. Т.1, Гл.8.

15. Общая теория государства и права / Под ред. Лазарева. 2-е изд. М., 1996.

Гл.20-23

16. Ответственность власти (государство в открытом обществе). М., 1997.

17. Пахоленко Н.Б. от тоталитаризма к демократии: о функциях государства в

переходный период // Политические проблемы теории государства. М., 1993.

С. 28-38.

18. Теория государства и права / Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В., М., 1997.

Гл.4

19. Теория государства и права / Под ред. Марченко Н.М. 2-изд. М., 1996 Гл.5.

20. Текей Ф. К теории общественных формаций. М., Прогресс 1992.

21. Тихомиров Ю.А. Государственность. Крах или воскрешение. // Государство и

право. 1992. №9.

22. Токвиль А. Демократия в Америке. Перевод с франц. М., Прогресс. 1992.

23. Хабибуллин А.Г. Научные основы типологии государств: вопросы теории и

практики. 1997.

24. Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 1999.

25. Халипов В.Ф. Кратология как система наук о власти. М., 1999.

26. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл.7. С.124-129.

 

ТЕМА: ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ

 

 

1. Типология государств – основания и подходы.

2. Формационный подход к типологии государств.

3. Цивилизационный подход к типологии государств.

 

 

Типология государства – это специфическая классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на группы с целью раскрытия их социальной сущности.

Типология проводится в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.

Основания и критерии типизации государств.

Формационный подход к типологии государства: именно базис (тип производственных отношений) является решающим фактором общественного развития, который доминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. Рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический, переходной типы государств. Достоинства данной типологии. Достоинства и слабые стороны данной типологии

Цивилизационный подход к типологии государств. Основными критериями выступают духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. Восточные и западные типы государств. Достоинства и слабые стороны данной типологии

Теория типизации государств по критерию политической свободы – демократия и автократия.

Категория «тип государства» занимает самостоятельное место в теории государства и права, так как дает возможность более полно отразить изменяющуюся сущность государства, особенности его возникновения и эволюции, увидеть в целом естественноисторический прогресс в развитии государственно-организованного общества. Первые попытки типизации государств были предприняты еще Аристотелем, который считал, что основными критериями разграничения государств являются количество властвующих в государстве и осуществляемая государством цель. Он различал правление одного, правление немногих, правление большинства, а государства делил на правильные (где достигается общее благо) и неправильные (где преследуются частные цели).

Г. Еллинек писал, несмотря на постоянное развитие и преобразование можно установить некоторые признаки, придающие определенному государству или группе государств на всем протяжении их истории черты определенного типа. Он выделяет идеальный и эмпирический типы государств, где первое – мыслимое государство, которого в реальной жизни не существует. Эмпирический тип получается в результате сравнения реальных государств друг с другом: древневосточное, греческое, римское, средневековое и современное.

Г. Кельзен считал, что в основе типизации современных государств лежит идея политической свободы, поэтому выделяются два типа государственности: демократия и автократия.

Американский профессор Р. Макайвер также делит государства на два типа: династические (антидемократические) и демократические. Отличия между ними заключены в степени отражения государственной властью воли общества.

Немецкой политолог Р. Дарендорф, подразделяя все государства на антидемократические и демократические и утверждает, что в результате постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом граждан, в котором хотя и нет недостатка в неравенстве, но создана общая для всех основа и которое делает возможным цивилизованное общественное бытие.

Под типом государства понимаются взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными признаками.

До последнего времени в теории государства и права вопросы типологии рассматривались преимущественно с позиции формационного подхода. Суть его состоит в том, что в основе типизации государств лежит категория общественно-экономической формации, основанной на том или ином способе производства, отражающей соотношение базиса и надстройки, классовой сущности, целей, задач, и функций государства с позиции его социального назначения.

Известная «триада» К. Маркса делит мировую историю на три макроформации: первичную (архаичную), вторичную (экономическую) и третичную (коммунистическую), получившие название общественных. Основными критериями такой классификации являются наличие или отсутствие: 1) частной собственности; 2) противоположных классов; 3) товарного производства. Следовательно, государственно-организационное общество – элемент экономической общественной формации в рамках которой выделяются соответствующие способы производства: азиатский, античный, феодальный, буржуазный. При этом в основу деления истории социального развития положена идея естественноисторического процесса смены одной общественно-экономической формации другой, причем каждая последующая логически и исторически вытекает из предыдущей, в которой подготавливается все экономические, социальные и политические предпосылки перехода к новой, более высоко организованной формации.

Первой считается первобытнообщинная формация, которая не знала ни частной собственности, ни классов, ни товарного производства. Способ производства, как мы уже отмечали, основан на общей (общинной, коллективной) форме собственности, а власть опирается на авторитет, выражает интересы социума в целом. Переход к государственно-организованному обществу связан с изменениями в базисе первобытного общества, с несоответствием характера производственных отношений уровню развития производительных сил, что предполагает эпоху социальной революции. Изменения в способе производства, основывающиеся на возникшей частной собственности, появление классов м различных социальных групп с противоположными экономическими и социальными интересами требовали их политического оформления в виде государства.

Каждая новая общественно-экономическая формация на первом этапе становления обеспечивает прогресс в развитии производительных сил в силу того, что производственные отношения по своему характеру опережают их уровень. Второй этап характеризуется соответствием характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества, что обычно свидетельствует о его расцвете. Однако действующий закон постоянного развития производительных сил общества приводит к тому, что на третьем этапе их уровень перестает соответствовать «старым» производственным отношениям, что вызывает формирование «новых», постепенно складывающихся внутри этого общества. Количественное их накопление приводит к качественным изменениям, модифицируются формы собственности, что связано с появлением новых классов и социальных групп, имеющих противоположные интересы, а это в свою очередь требует государственного оформления. Происходит политическая революция, рождается иная по своей сущности, целям, задачам, и функциям политическая организация, возникает другое государство.

Необходимо учитывать, что каждое государство развивается в конкретном обществе, в конкретное время и в конкретных исторических, географических, внешних условиях. Категория «тип государства» абстрагируется от них и берет во внимание наиболее общие черты их возникновения, развития и отмирания. Наряду с формационным к решению вопроса типологии государств широко применяется цивилизационный подход, в основе которого тоже лежит идея соотношения государства и социально-экономического строя, но с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития.

В самом общем виде понятие «цивилизация» можно определить как социокультурную систему, включающую как социально-экономические условия жизнедеятельности общества, так и этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности. Цивилизация, ее ценности влияют не только на социальную, но и на государственную организацию общества.

При цивилизационном подходе тип государства определяется не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами. Английский ученый А. Дж. Тойнби пишет, что культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономический и тем более политический план кажется искусственным, несущественным, заурядным созданием природы и «движущих сил цивилизации»

Понятие цивилизации он сформулировал как относительно замкнутое и локальное состояние социума, отличающееся общностью религиозных, психологических культурных, географических и иных признаков, два из которых остаются неизменными: религия и формы ее организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло. Из 21 цивилизации, считает А.Дж. Тойнби, сохранились лишь те, которые смогли последовательно освоить жизненную среду и развить духовное начало во всех видах человеческой деятельности (египетская, китайская, иранская, сирийская, мексиканская, западная, дальневосточная, православная, арабская и т.д.) Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках.

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Легитимность и легальность государственной власти | Возможен ли личностный подход в типологии государства и права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 930; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.