Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды правовых норм и их характеристика




Наиболее существенный признак правовых норм - их функциональ­ная роль. Юридические нормы, как и право в целом, - это государствен­ный регулятор общественных отношений, который имеет четко определенные ближайшие, промежуточные и конечные цели. Многообразие со­циальных отношений, целей регулирования, общественных интересов и индивидуальных интересов обусловливают и специфические задачи, ре­шаемые определенными видами правовых норм.

1. По функциональной ролив механизме правового регулирования: исходные правовые нормы, нормы-правила поведения, общие и специаль­ные нормы.

Исходные правовые нормы - это вид юридических норм, занимаю­щий высшую ступень в иерархической системе законодательных предпи­саний. Общим, видовым признаком исходных правовых норм является их наиболее общий характер и особая роль в механизме регулирования об­щественных отношений.

Посредством этих норм определяются цели, задачи, принципы, пре-делы, направления, методы правового регулирования; закрепляются пра­вовые категории и понятия.

Исходные правовые нормы довольно неоднородны по своему харак­теру, содержанию и целевому назначению. В их составе можно выделить нормы-начала, нормы-принципы, определительно-установочные нормы, нормы-дефиниции.

Нормы-правила поведения, в отличие от исходных, - это нормы не­посредственного регулирования поведения людей, общественных отно­шений. Они указывают на взаимные права и обязанности субъектов, усло­вия их реализации, вид и меру реакции государства по отношению к пра­вонарушителям.

Специфическая особенность непосредственно регулятивной юриди­ческой нормы состоит в представительно-обязывающем характере, соот­ветственно которому она устанавливает для участников общественных отношений (субъектов) охраняемые и гарантируемые государством вза­имные субъективные права и юридические обязанности.

Общие и специальные нормы. Под общими нормами понимают та­кие предписания, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответ­ствующей отрасли права.

В отличие от них специальные нормы - это предписания, которые от­носятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулиру­ют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей, специфики, конкретных условий.

2. По отраслевой принадлежности:нормы государственного, адми­нистративного, финансового, гражданского, трудового, уголовного и иных отраслей права Качественная однородность и относительная автономия определенных общественных отношений обусловливают особенность и известную обособленность регулирующих их правовых норм, которые в своей совокупности и составляют отрасль права0



Отраслевые нормы делятся на материальные (определяющие содер­жание прав, обязанностей и запретов, непосредственно направленных на регулирование общесгвенных отношений) и процессуальные (определяющие порядок, процедуру, форму реализации норм материаль­ного права.

Процессуальные правовые нормы регулируют организационные от­ношения и носят сугубо организационно-процедурный, управленческий характер. Они всегда регламентируют порядок, формы и методы реализа­ции норм материального права.

3. По методу правового регулированиянормы права делятся на следующие виды: императивные, диспозитивные, поощрительные, реко­мендательные.

Императивные нормы - категорические, строго обязательные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания.

Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. В наибольшей мере диспозитивные нормы присущи гражданскому праву, так как специфиче­ский метод правового регулирования данной отрасли базируется на авто­номном положении субъектов.

Поощрительные нормы - это предписания относительно предостав­ления соответствующими государственными органами определенных мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достиже­нии результатов, превосходящих обычные требования.

Рекомендательные нормы устанавливают варианты желательного с точки зрения государства, урегулирования общественных отношений, имея в виду проведение адресатами данных рекомендаций организацион­но-хозяйственных и воспитательных мероприятий, проявление ими высо­кой ответственности и творческой инициативы, с учетом своих местных условий, возможностей и резервов.

4. По форме выражения предписания:управомочивающие., обязы­вающие, запрещающие нормы.

Управомочивающие нормы предоставляют субъектам право на со­вершение предусмотренных в них положительных действий. Управомочи­вающие нормы свидетельствуют о разрешении, дозволении субъектам со стороны государства, фиксируемого в нормах поведения.

Обязывающие нормы закрепляют обязанность совершения опреде­ленных положительных действий. Позитивное обязывание является од­ним из решающих рычагов целенаправленного воздействия на социаль­ные процессы.

Запрещающие нормы запрещают названное в них поведение, кото­рое законом признается правонарушением.

По своей сущности запреты - это государственно-властные веления, основная цель которых - предотвратить возможные нежелательные дейст­вия, могущие причинить ущерб общественным интересам.

5. По субъекту правотворчества.В зависимости от органа, издав­шего те или иные юридические нормы, они подразделяются на нормы за­кона, обладающие высшей юридической силой, и подзаконные нормы, содержащиеся в подзаконных нормативных актах, издаваемые на основе и во исполнении законодательных норм.

6. По сфере действия- это нормы общего действия, нормы ограни­ченного действия, локальные нормы.

Нормы общего действия - предписания, не предусматривающие специальных условий и каких-либо ограничений их действия. Таковыми являются все конституционные и другие нормы, выраженные в норматив­ных актах органов государственной власти и управления.

Нормы ограниченного действия "стеснены" в своей реализации оп­ределенными объектными, субъектными, пространственными, временны­ми и ситуационными факторами. Причем каждый из названных факторов может быть основанием их дальнейшего деления на подвиды. К нормам ограниченного действия относятся: нормы местного значения; адресован­ные специальным субъектам; действующие ограниченное время; рассчи­танные лишь на определенную ситуацию.

Локальные нормы действуют в пределах отдельной организации или ее структурных подразделений.

Под локальной нормой права понимается норма, принимаемая непо­средственно на предприятии в целях реализации его специальной право-субъектной администрацией в пределах ее компетенции при активном участии коллектива в соответствии с предоставленными ему полномочия­ми, регулирующая в дополнение к общегосударственным нормам трудо­вые или организационно-управленческие отношения на предприятии и действующая в его пределах.

Заключение

Нормативность - свойства права, выявляющее его смысл и предна­значение; в нормативности выражается потребность утверждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения.

Право под известным углом зрения может быть охарактеризовано как "система норм", т.е. общих правил, образцов, моделей поведения, ко­торые распространяю гея на все случаи данного рода и в соответствии, с которыми должно строиться поведение всех лиц, попавших в нормативно регламентированную ситуацию.

Праву, если рассматривать его с глубоких институциональных пози­ций, свойственна нормативность особого качества. Это - нормативность, имеющая характер всеобщности, т.е. такая, когда общие правила являют­ся "наиболее" общими для всей страны, и причем сама нормативность выступает как нормативность общеобязательная. Ведущее место в этой системе занимают юридические нормы, образующие в своей совокупно­сти действующее в нашем государстве право.

Изучение права на уровне системно-структурных характеристик не только раскрывает "теоретические глубины" механизма правового регу­лирования, функций, свойств и закономерностей права как внутренне со­гласованной правовой системы. Существенно важно и то, что такой под­ход смыкается с аксиологическим, способствует углублению представле­ний о социальной ценности правового регулирования.

Присущая праву системность, как и иные правовые свойства, харак­теризует его как ценность в обществе. Благодаря своей многоуровневой, разноплоскостной, иерархичной структуре право способно оказывать многостороннее системное воздействие на общественные отношения, оперативно реагировать на изменяющиеся условия общественной жизни.

 





Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1598; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. A. Характеристика внешней среды
  2. B. Отдельные виды Ограниченных вещных прав. Общая характеристика.
  3. I. Виды хищений и криминалистическая характеристика хищений нефтепродуктов
  4. I. ПОНЯТТЯ ВИДУ І ПОПУЛЯЦІЇ. СТРУКТУРА ТА ХАРАКТЕРИСТИКА ПОПУЛЯЦІЇ.
  5. I. ПОНЯТТЯ ВИДУ І ПОПУЛЯЦІЇ. СТРУКТУРА ТА ХАРАКТЕРИСТИКА ПОПУЛЯЦІЇ.
  6. II. Злокачественные мезенхимальные опухоли. Общая характеристика.
  7. II. Характеристика компонентов ЮГА
  8. II. Характеристика отдельных типов половых гормонов.
  9. Административная ответственность наступает за виновное нарушение субъектом своих правовых обязанностей.
  10. Административная правосубъектность граждан: понятие и характеристика элементов
  11. Административные правонарушения, связанные с несоблюдением требований пожарной безопасности и специальных административно-правовых режимов.
  12. Акустические колебания, их характеристика и




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.162.94.15
Генерация страницы за: 0.089 сек.